Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в отсутствие представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо - кавказский многопрофильный медицинский центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г.Беслан) и ООО "Ставюгопт" надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в порядке статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) обращение государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-кавказский многопрофильный медицинский центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г.Беслан) далее - ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ, Заказчик) о включении сведений об ООО "Ставюгопт" далее -Общество, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по итогам проведении электронного аукциона N0310100005922000243 на поставку продуктов питания (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
08 декабря 2022 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ, было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310100005922000243 на поставку продуктов питания с приложенным к нему проектом контракта (далее - Извещение) с начальной (максимальной) ценой контракта 3 230 000 рублей.
По итогам проведения Аукциона 10.01.2023 между ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ и ООО "Ставюгопт" был заключен государственный контракт на поставку продуктов питания по цене 3 230 000 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка товара на основании не подписанной Заказчиком заявки не допускается. Порядок определения количества поставляемого товара на основании заявок Заказчика включает в себя учет объемов поставляемых по заявкам товаров (позиций товаров) исходя из определения такого объема как частное от деления максимальной цены Контракта (максимальной цены позиции товара, указанной в Приложении N 1 к настоящему Контракту), к цене единицы такого товара (позиции товара). Объем поставляемых по заявкам товаров (позиций товаров) учитывается с нарастающим итогом и не должен превышать максимальную цену Контракта с учетом распределения по позициям товара (при их наличии), указанного в Приложении N 1 к настоящему Контракту. Поставка товара по заявкам осуществляется в течение 1 (одного) календарного дня со дня отправки заявки Заказчиком, направляемой с помощью факсимильной связи или по электронной почте в сети интернет.
Пунктом 4.1.1 - 4.1.2 Контракта установлено, что Поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. Обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиям, установленным настоящим Контрактом.
В соответствии с пунктом 5.1 Контракта, товар должен передаваться Заказчику в упаковке, соответствующей установленным обязательным требованиям к безопасности и характеру груза, предохраняющей его от всякого рода повреждения или порчи и обеспечивающей сохранность в течение всего срока годности товара.
Пунктами 6.1-6.3 Контракта предусмотрено, что Поставщик гарантирует безопасность Товара в соответствии с техническими регламентами, санитарно-эпидемиологическими требованиями и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к качеству Товара. Товар не должен представлять опасности для жизни и здоровья граждан. Товар должен быть пригодным для целей, для которых Товар такого рода обычно используется, и соответствовать условиям настоящего Контракта.
Согласно пунктам 7.1 -7.3 Контракта, стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Контракта. В случае неисполнения Поставщиком условий настоящего Контракта Заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении настоящего Контракта. В случае полного (частичного) неисполнения условий настоящего Контракта одной из сторон эта сторона обязана возместить другой стороне причиненные убытки.
Так 25.07.2023 года Заказчиком в адрес ООО "Ставюгопт" была направлена заявка на поставку продуктов питания 31.07.2023 года, однако Поставщиком был осуществлен срыв поставки товара. Повторно поданные заявки на 02.08.2023 и 07.08.2023 года также не были исполнены.
В нарушение предусмотренных разделов 3 и 4 Контракта, поставка товара по заявкам Заказчика не была осуществлена.
По состоянию на 14.08.2023 года никаких действий Поставщик по поставке товара не произвел.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При этом, согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 11.2-11.3 Контракта установлено, что расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов. Информация о Поставщике, с которым Контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 1 статьи 450 ГК РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 450.1 ГК РФ, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Так, на основании положений статьи 95 Закона о контрактной системе и Контракта 14.08.2023 Заказчиком было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта с указанием на то, что Поставщик обязательства по Контракту не выполнил.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.08.2023 ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ разместило Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в ЕИС.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе.
22.08.2023 года ООО "Ставюгопт" направило письмо в адрес Заказчика (исх. N81 от 22.08.2023 г.), согласно которому обязуется устранить нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Вместе с тем, в десятидневный срок Поставщик не устранил нарушения условий Контракта.
Таким образом, в соответствии с положениями частей 13 и 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу 28.08.2023 года.
Из объяснений, представленных ООО "Ставюгопт" следует, что после получения решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Обществом было направлено уведомление (исх.N81 от 22.08.2023) Заказчику о готовности устранить нарушения, и тем самым выполнить свои обязанности по Контракту в полном объеме. Направление письма Заказчику подтверждается скриншотом в ЕИС. Доказательства представлены в материалы дела.
Также в пояснениях указано, что Заказчик в письме Поставщику не обозначил какой именно товар не был поставлен, и не направил заявку Поставщику. Следовательно, Общество в десятидневный срок не смогло устранить нарушение, а именно поставить товар Заказчику.
Кроме того, в материалах дела имеются ветеринарные свидетельства, имеющие статус "погашено", которые подтверждают факт поставки и принятия в адрес Заказчика товара, без замечаний.
Изучив материалы дела, Комиссия считает необходимым отметить, что Поставщиком совершались действия, направленные на устранение выявленных Заказчиком нарушений, что подтверждается представленными в материалы дела письмами - уведомлений о намерении устранении нарушений по поставке товара.
В объяснениях ООО "Ставюгопт" также указано, что Поставщик активно участвует в проводимых закупках, всегда добросовестно исполняет обязательства, предусмотренные контрактами, исполнил множество государственных и муниципальных контрактов.
Таким образом, совокупность представленных в ходе рассмотрения обращения доказательств и сведений свидетельствуют, по мнению Комиссии, об отсутствии достаточных оснований для выводов о наличии в действиях (бездействии) ООО "Ставюгопт" признаков недобросовестного поведения, имеющего умысел намерено нарушать условия контракта.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденном Приказом Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13 Правил, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Кроме того, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.
По смыслу положений статьи 104 Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое нарушение условий контракта, которое предполагает умышленное недобросовестное поведение Поставщика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Подпунктом "а" пункта 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, в том числе:
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, и пунктом 13 и 14 Правил
РЕШИЛА:
Сведения об ООО "Ставюгопт" (Ставропольский край, г.Ставрополь, ул.Пригородная, д.195, ИНН 2636215774), представленные заказчиком - ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 7 сентября 2023 г. N РНП15-30/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2023