Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии: Ерькина Е. П. - руководитель управления;
Члены комиссии:
Мирзаева К.К. - специалист-эксперт отдела кадров и делопроизводства;
Мерзлякова Е. М. - специалист-эксперт отдела контроля торгов,
рассмотрев обращение ГБУЗ "Краевая клиническая больница N 2" о включении сведений об ООО "Руспромторг" в реестр недобросовестных поставщиков,
в присутствии:
от Заказчика: Корчун Е. Е. - представитель по доверенности;
от ООО "Руспромторг": Антанюк А.А. - представитель по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение ГБУЗ "Краевая клиническая больница N 2" о включении сведений об ООО "Руспромторг" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что ООО "Руспромторг" было признано победителем электронного аукциона на поставку картофеля продовольственного (Владивостокский ГО - Надеждинский МР) (извещение N 0820500000823004507) и уклонилось от заключения контракта.
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения Общества, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным учреждением на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N 0820500000823004507 о проведении совместного электронного аукциона на поставку картофеля продовольственного (Владивостокский ГО - Надеждинский МР).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.08.2023 N ИЭА1 победителем было признано ООО "Колосс".
В соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 17.08.2023 NППУ20_6, проект контракта направлен второму участнику ООО "Восточная продовольственная компания".
В соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 28.08.2023 NППУ20_20, проект контракта направлен третьему участнику ООО "Руспромторг".
Согласно части 1 статьи 51 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона N 44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
В установленные сроки Заказчик сформировал с использованием единой информационной системы и разместил в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Согласно пункта 1 части 6 статьи 51 Закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
ООО "Руспромторг" в сроки, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, не исполнило обязательства, предусмотренные статьей 51 Закона N 44-ФЗ, в полном объеме, в связи с чем было признано уклонившемся от заключения контракта протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 06.09.2023 NППУ20_34.
Согласно письменным пояснениям ООО "Руспромторг", в целях исполнения государственных контрактов, заключаемых в результате совместного аукциона, поставщиком были заключены договоры поставки картофеля с Главой КФХ ИП Цой А.Т. N 5 от 15.07.2023 г., с Главой КФХ ИП Еременко Е.В. N 2 от 20.07.2023 г., с Главой КФХ ИП Трубицыным В.Т. б/н от 01.07.2023 г. Позже, все перечисленные контрагенты расторгли договоры поставки в связи с затоплением и гибелью урожая картофеля и невозможностью их исполнения.
15.08.2023 года в Приморском крае в ряде регионов была объявлена чрезвычайная ситуация (далее ЧС) в связи с обильными ливнями, что привело к затоплению территорий.
Представлены документы, подтверждающие указанные обстоятельства.
Для возникновения таких правовых последствий, как признание участника недобросовестным поставщиком, уклонившимся от исполнения государственного контракта, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Таким образом, учитывая все обстоятельства дела, оценивая в данном случае действия участника закупки в их совокупности и взаимной связи, Комиссия приходит к выводу о неподтверждении недобросовестного поведения ООО "Руспромторг".
По смыслу Закона N 44-ФЗ включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по сути является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случаем, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Руспромторг" в реестр недобросовестных поставщиков.
Председатель Комиссии: Е. П. Ерькина
Члены комиссии: Е. М. Мерзлякова
К. К. Мирзаева
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 13 сентября 2023 г. N 25-302/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2023