Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Грицай, начальника отдела, членов Комиссии - Н.А. Ворсиной - заместителя начальника отдела, М.А. Косенко, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - ФКУ "Колония-поселение N 13 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН по КК" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Эколес" (ИНН 2460245941) (далее - Общество, Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-19643/22 "услуги лесозаготовок", извещение N 0319100023222000013, идентификационный код закупки 221242000649624200100100390010240244, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "Эколес" (далее - Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и общества, указанным в Контракте, размещенному в единой информационной системе (далее - ЕИС) было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и Общество считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
До заседания Комиссии Общество представило документы и материалы, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
Заказчик истребованные документы не представил, представителя не направил.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения, приняла решение объявить в работе Комиссии перерыв до 21.09.2023.
В назначенное время на рассмотрение Обращения явился представитель Общества по доверенности (личность установлена, полномочия подтверждены).
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
17.08.2022 между Заказчиком и Обществом заключен Контракт.
Комиссия отмечает, что Общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия Контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями Заказчика, Общество, подав предложение на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо оказать услуги, являющиеся предметом Контракта.
Комиссия, изучив материалы и сведения, представленные сторонами, установила следующее.
Согласно пункту 1.1. Контракта Исполнитель обязуется оказать Государственному заказчику услуги по лесозаготовкам. Вид услуг, объем услуг, срок оказания услуг, указан в техническом задании (Приложение N 1). Техническое задание является неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Пункт 4.1. Контракта предусматривает: Исполнитель оказывает Государственному заказчику услуги надлежащего качества в объеме и в сроки, предусмотренном техническим заданием.
В соответствии с пунктом 8.4. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено Контрактом.
В соответствии с пунктом 5.1. Технического задания перед непосредственным началом оказания услуг в лесосеке Государственный заказчик по акту передает Исполнителю лесосеку в рубку и предоставляет Исполнителю лесную декларацию и технологическую карту на разработку лесосеки. Исполнитель в соответствии с условиями контракта оказывает услуги по заготовке, раскряжовке, штабелированию древесины в соответствии с технологической картой, а также выполняет лесовосстановительные мероприятия методами и способами, указанными в технологической карте на разработку лесосеки. Исполнитель не допускает повреждения древесной растительности вне границ разрабатываемой лесосеки, переданной для проведения лесозаготовительных работ и обеспечивает сохранность граничных лесосечных (деляночных) столбов и визиров.
Согласно пояснениям представителя Общества, Общество не имело возможности приступить к исполнению услуг по Контракту по вине Заказчика, выразившейся в несвоевременной передаче лесосеки в рубку по акту, не обеспечив возможность Обществу подъезда к земельным участкам.
Заказчик с сентября 2022 ссылался на плохие погодные условия и отсутствие у него техники для обеспечения доступа Обществу к лесосеке для оказания услуг последним. Доказательств указанного, Комиссии не представленного, равно как и доказательств обратного.
Комиссия принимает во внимание акты об отсутствии доступа к земельным участкам и не передачи лесосеки по актам от Заказчика от 05.09.2022, 10.10.2022, 01.11.2022, 25.11.2022, 15.12.2022, представленные представителем Общества.
Заказчиком 06.12.2022 по акту передачи лесосырьевой базы лесосеки N 3 в квартале 52, предоставлен выдел 14, 15, 18, 19, 24, площадью 38 га, объемом 5714 м3, расположенный на территории Тагаринского участкового лесничества КГКУ "Кодинское лесничество", для оказания услуг лесозаготовки.
Пунктом 5.2. Технического задания предусмотрено: услуги оказываются в соответствии с выданной заявкой Государственным заказчиком, которая направляется по средствам любой связи (почтовым отправлением, нарочным, факсимильной связью или электронной почтой) и содержащей: техническое задание, технологическую карту, номер квартала, направление лесовозного уса, место погрузочной площадки.
Комиссия отмечает, что доказательств того, что Заказчиком исполнено указанное условие Комиссии не представлено.
Однако, Обществом, оказаны услуги по Контракту в части, а именно: По состоянию на 31.12.2022 Обществом исполнен Контракт по заготовке древесины в объеме 1000 м3 в декабре 2022, что подтверждается актом N 1 приемки оказанных услуг от 30.12.2022, которые оплачены Заказчиком в установленный Контрактом срок.
Согласно пояснениям Общества, ввиду сложившейся ситуации - ограничении сроков исполнения Контракта по вине Заказчика, Общество в ноябре 2022 направило в адрес Заказчика письмо о продлении срока исполнения Контракта. Заказчиком в продлении срока Обществу было отказано, вследствие чего, Общество обратилось с исковым заявлением о продлении срока исполнения Контракта в Арбитражный суд Красноярского края. В удовлетворении требований Обществу отказано.
Комиссия отмечает, что иные услуги, кроме установленных, Обществом оказаны не были ввиду окончания срока исполнения Контракта.
Заказчиком 01.09.2022 на основании неисполнения Контракта Обществом, принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании пунктов 1,3 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 2.8. Контракта, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.\
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В силу части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 01.09.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 01.09.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Ввиду чего контракт считается расторгнутым с 12.09.2023.
С момента вступления в законную силу решения о расторжении Контракта, Обществом не были предприняты меры по устранению обстоятельств, послуживших принятию указанного решения.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия принимает во внимание пояснения Общества, а также представленные материалы и приходит к выводу, согласно которым Обществом оказаны услуги, предусмотренные Контрактом в том объёме, в котором Общество могло их оказать с учётом условий, в которых находилось, в том числе, с учётом сроков, которые имело Общество после выполнения Заказчиком условий Контракта по передаче лесосырьевой базы лесосеки.
Кроме того, Комиссия дает оценку материалам, представленным Обществом, которые наравне с установленными выше фактами подтверждают добросовестное поведение Общества при исполнении Контракта: Обществом завезена и размещена техника, необходимая для оказания услуг по Контракту, а также завезены и размещены вагончики для проживания работников. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Таким образом, из документов, поступивших в материалы обращения, следует подтверждение факта принятия Обществом мер для надлежащего исполнения условий контракта, вследствие чего, Комиссия не усматривает достаточных оснований полагать, что Общество при исполнении контракта действовало недобросовестно.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить, что Общество при исполнении Контракта предпринимало меры, направленные на устранение указанных обстоятельств, путем ведения переговоров с Заказчиком о продлении срока исполнения Контракта, а также обращения с исковым заявлением в Арбитражный суд Красноярского края ввиду того, что Заказчиком в продлении срока исполнения Контракта Обществу было отказано.
Комиссия, оценивая вышеуказанные обстоятельства в рамках своих полномочий, а также иные действия, совершенные Обществом и Заказчиком, приходит к выводу, что доказательств умышленного и намеренного уклонения исполнителя от исполнения обязательств по контракту или иных неопровержимых доказательств недобросовестного поведения исполнителя Комиссии представлено не было, факт существования таких доказательств Комиссией не установлен.
Комиссия также отмечает, что не приходит к выводу, что заказчиком принято неправомерное решение, а лишь приходит к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что исполнитель должен быть подвержен такой санкции, как включение в РНП. При этом Комиссия отмечает, что за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). При этом такая мера ответственности, как включение в РНП предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией, в том числе учитывая действий Заказчика, установлено не было.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Более того, к моменту проведения заседания, Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении Общества от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ООО "Эколес" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Грицай
Члены Комиссии Н.А. Ворсина
М.А. Косенко
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 сентября 2023 г. N 024/10/104-2624/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2023