Резолютивная часть решения оглашена 26 сентября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28 сентября 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные ГБУЗ ПО "Псковский областной клинический центр психиатрии и наркологии" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении - филиала Общества с ограниченной ответственностью "Экопром" (адрес: 180000, г. Псков, ул. Льва Толстого, д. 1, оф. 306; ИНН 5263049020) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по сбору, транспортированию и передаче для размещения медицинских отходов класса "А" (регистрационный номер 4169-А-ГЗ-Л) (номер извещения: 0357200019923000100),
УСТАНОВИЛА:
20 сентября 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от ГБУЗ ПО "Псковский областной клинический центр психиатрии и наркологии" в отношении филиала Общества с ограниченной ответственностью "Экопром" (адрес: 180000, г. Псков, ул. Льва Толстого, д. 1, оф. 306; ИНН 5263049020) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по сбору, транспортированию и передаче для размещения медицинских отходов класса "А" (регистрационный номер 4169-А-ГЗ-Л) (номер извещения: 0357200019923000100).
Рассмотрение сведений состоялось 26 сентября 2023 года в 12 часов 00 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0357200019923000100 о проведении электронного аукциона - 25.05.2023 12:09.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 278 153,88 рубля.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.06.2023 NИЭА1, на участие в аукционе подано 3 (три) заявки, все признаны соответствующими условиям извещения.
На основании протокола подведения итогов комиссия приняла решение признать победителем участника закупки, подавшего заявку N 61, снижение по цене на 43,77 %.
5) 19.06.2023 Заказчиком заключен контракт с филиалом Общества с ограниченной ответственностью "Экопром" N 0357200019923000100 на оказание услуг по сбору, транспортированию и передаче для размещения медицинских отходов класса "А", с ценой 156 389,54 рублей (далее - контракт).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать документы и информацию об участнике закупке, в том числе и декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Согласно электронной форме извещения N 0357200019923000100 от 25.05.2023 года заказчиком установлено, что участникам предоставляются преимущества в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, то есть устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
На основании части 4 статьи 4.1. Федерального закона от 24.07.2007 N 209 - ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 6 - 6.5 и 7.1 настоящей статьи. Частью 2 статьи 4.1 установлено, что ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом к пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной службе не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае подачи заявки участником закупки, не являющимся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, в случае установления в извещении об осуществлении закупки преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Факт отнесения участника к субъектам малого предпринимательства на момент подачи заявки на участие в электронных закупка проверяет оператор электронной площадки, опираясь на Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ofd.nalog.ru). Если участник присутствует в реестре - заявка допускается к подаче, если нет - заявка возвращается участнику. Представителем общества представлена Выписка из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 24.05.2023, согласно которой ООО "Экопром" является малым предприятием с 10.07.2022, также предоставлен скриншот уведомления из Единого реестра участника закупок, из которого видно, что 23.07.2023 размещена информация, о том, что участник не является субъектом МСП.
Таким образом, на момент рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе на оказание услуг по сбору, транспортированию и передаче для размещения медицинских отходов класса "А" (номер извещения 0357200019923000100) общество состояло в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
15.08.2023 года в соответствии с п. 3.1.3 контракта Общество направило в адрес Заказчика информационное письмо N 130523-РО с информацией, что ООО "Экопром" не является субъектом малого предпринимательства и о намерениях продолжить сотрудничество.
21.08.2023 Заказчиком направлена претензия (исх.N 2449) с просьбой уточнить причину и дату исключения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в части отнесения к субъектам малого предпринимательства.
28.08.2023 Общество направило в адрес Заказчика ответ на претензию (исх. 13697/23-РО), в которой сообщило, что момент подачи заявки состояло Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно подпункта а пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару.
В пункте 11.6. контракта указано, что Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Исполнитель и (или) оказанная услуга не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки и (или) оказываемой услуге.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.09.2023 года Заказчиком с использованием единой информационной системе сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещено в единой информационной системе.
19.09.2023 года в реестре контрактов была размещена информация о расторжении контракта N 0357200019923000100.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта. С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
В своих письменных возражениях Общество указывает, что на момент подачи заявки и заключения контракта Исполнитель соответствовал всем требованиям, установленном Заказчиком в извещении о проведении аукциона в электронной форме, при смене своего статуса Исполнитель добросовестно уведомил об этом Заказчика, кроме того, добросовестно исполнял свои обязанности по контракту. Считает, что у Заказчика отсутствовали правовые основания для направления обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "Экопром", просит обращение направленное ГБУЗ ПО "Псковским областным клиническим центром психиатрии и наркологии" о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков оставить без рассмотрения.
Согласно сведениям из реестра контрактов, Общество имеет на исполнении 541 контракт. В реестре недобросовестных поставщиков не состоит.
Комиссия, не усматривает уклонения от исполнения контракта, при изменении своего статуса Общество сообщило Заказчику о данном факте в соответствии с 3.1.3 контракта. Сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков в отношении Общества поступили впервые.
Таким образом, оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков не имеется.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, направленные ГБУЗ ПО "Псковский областной клинический центр психиатрии и наркологии" в отношении - филиала Общества с ограниченной ответственностью "Экопром" (адрес: 180000, г. Псков, ул. Льва Толстого, д. 1, оф. 306; ИНН 5263049020) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по сбору, транспортированию и передаче для размещения медицинских отходов класса "А" (регистрационный номер 4169-А-ГЗ-Л) (номер извещения: 0357200019923000100), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 28 сентября 2023 г. N РНП 060/06/95-391/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2023