резолютивная часть решения оглашена
21.09.2023, решение изготовлено 25.09.2023 г. Брянск
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 23.08.2023 N 278/23, на основании обращения заказчика Управления архитектуры и градостроительства Брянской области (вх. N 5942/23 от 07.09.2023) о включении сведений в отношении ООО "ПРОМБУРВОД" ("___") в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "___.."
Членов Инспекции: "____."
в присутствии:
"__." - первого заместителя главы Новозыбковской городской администрации, действующего на основании доверенности N 1-4656 от 20.09.2023,
"___.." - представителя ООО "ПРОМБУРВОД", действующего на основании доверенности N 20/09-23 от 20.09.2023;
"____." - представителя ООО "ПРОМБУРВОД", действующего на основании доверенности N 20/09-23/1 от 20.09.2023,
в результате рассмотрения обращения заказчика Новозыбковская городская администрация о включении сведений в отношении ООО "ПРОМБУРВОД" в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком Новозыбковская городская администрация требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на на реконструкцию системы водоснабжения в с. Вихолка Новозыбковского городского округа Брянской области (ИКЗ: 233320400216032410100100220010000414),
установила:
1) 30.01.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение об электронном аукционе на реконструкцию системы водоснабжения в с. Вихолка Новозыбковского городского округа Брянской области за N 0127300005023000001.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 8 528 475,19 рублей.
3) На участие в электронном аукционе за N 0127300005023000001 было подано 2 (две) заявки.
4) Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.02.2023 NИЭА1 победителем электронного аукциона признано ООО "ПРОМБУРВОД" с ценой контракта 7 632 985,21 рублей.
5) 21.02.2023 между заказчиком Новозыбковская городская администрация и ООО "ПРОМБУРВОД" заключен муниципальный контракт N0127300005023000001 от 21.02.2023 на реконструкцию системы водоснабжения в с. Вихолка Новозыбковского городского округа Брянской области (ИКЗ: 233320400216032410100100220010000414).
Согласно пункту 3.1 Контракта срок выполнения работ определен с 02 мая 2023 года по 31 августа 2023 года.
5) 03.08.2023 - ООО "ПРОМБУРВОД" в адрес Заказчика о продлении срока разрешения на строительство до 31.08.2023
6) 08.08.2023 - ООО "ПРОМБУРВОД" в адрес Заказчика о продлении срока разрешения на строительство до 30.09.2023 в связи с задержкой в поставке оборудования.
7) 16.08.2023, 25.08.2023, 28.08.2023, 31.08.2023 подрядчиком ООО "ПРОМБУРВОД" направлялись в адрес Заказчика письма о необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию в связи с несоответствием фактических объемов работ.
8) 23 августа 2023 ГКУ "УКС Брянской области" внесены изменения в проектно-сметную документацию, о чем Новозыбковская городская администрация уведомила ООО "ПРОМБУРВОД";
9) 24.08.2023 Новозыбковская городская администрация уведомила ООО "ПРОМБУРВОД" о том, что в случае невыполнения работ в срок до 31.08.2023 заказчик будет вынужден отказаться от исполнения контракта;
10) 31.08.2023 ООО "ПРОМБУРВОД" обратился о продлении срока выполнения работ до 15.11.2023 в связи с несоответствием фактического геологического разреза проектному и необходимости внесения изменений в проект;
11) 31.08.2023 заказчик повторно направляет в УКС Брянской области обращение о внесении изменений в проект в связи с поступившими письмами подрядчика и выявлением несоответствия фактического объема работ.
12) 01.09.2023 заказчиком Новозыбковская городская администрация уведомляет ООО "ПРОМБУРВОД" о том, что заказчик будет вынужден в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в случае невыполнения в срок работ, предусмотренных контрактом.
13) 04.09.2023 ООО "ПРОМБУРВОД" направляет в адрес Новозыбковской городской администрации письмо о согласовании новых сроков выполнения работ.
14) 04.09.2023 заказчиком Новозыбковская городская администрация принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением работ в установленный срок в полном объеме. Указанное решение сформировано заказчиком с использованием единой информационной системы, и размещено в единой информационной системе в сфере закупок 04.09.2023.
15) 06.09.2023 ООО "ПРОМБУРВОД" в адрес заказчика направлено письмо, которым гарантирует выполнение работ по контракту и ходатайствует о переносе сроков выполнения работ.
16) 14.09.2023 ООО "ПРОМБУРВОД" в адрес заказчика направлено письмо об урегулировании вопроса по расторжению, в связи с тем, что ООО "ПРОМБУРВОД" выполнял работы, предусмотренные контрактом, и просит отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17) 14.09.2023 г. заказчиком Новозыбковская городская администрация в адрес ООО "ПРОМБУРВОД" направлена претензия (требование) о выплате неустойки (штрафа, пени).
18) 15.09.2023 ООО "ПРОМБУРВОД" направлено в адрес заказчика письмо о том, что до настоящего времени не внесены изменения в ПСД в связи с выявлением несоответствия фактических работ проектными.
19) 19.09.2023 ООО "ПРОМБУРВОД" направлено в адрес заказчика письмо о необходимости создания комиссии о приемке фактически выполненных работ.
20) 20.09.2023 ООО "ПРОМБУРВОД" направлено в адрес заказчика письмо о подписании акта приема-передачи.
21) 21.09.2023 заказчиком Новозыбковская городская администрация назначена комиссии о приемке фактически выполненных работ.
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующему выводу:
Заказчиком Новозыбковская городская администрация 04.09.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N0127300005023000001 от 21.02.2023 на реконструкцию системы водоснабжения в с. Вихолка Новозыбковского городского округа Брянской области (ИКЗ: 233320400216032410100100220010000414).
В основу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком положено нарушение сроков выполнения работ, а именно в ходе исполнения Контракта Подрядчик неоднократно нарушал График выполнения работ, подрядчику направлялись письма о нарушении сроков выполнения работ, однако, работы в полном объеме не выполнены.
Пунктом 14.3 муниципального контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчиком Новозыбковская городская администрация 04.09.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N0127300005023000001 от 21.02.2023 на реконструкцию системы водоснабжения в с. Вихолка Новозыбковского городского округа Брянской области (ИКЗ: 233320400216032410100100220010000414).
Данное решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок 04.09.2023, которое впоследствии 04.09.2023 автоматически с использованием единой информационной системы направлено исполнителю, в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 04.09.2023 является датой надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 04.09.2023 является датой надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, с 15.09.2023 контракт считается расторгнутым.
Таким образом, заказчиком процедура расторжения контракта в одностороннем порядке соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "ПРОМБУРВОД" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о недоказанности заказчиком Новозыбковская городская администрация в рамках заключенного муниципального контракта недобросовестного поведения подрядчика ООО "ПРОМБУРВОД".
Данный вывод подтверждается следующим:
21.02.2023 между заказчиком Новозыбковская городская администрация и ООО "ПРОМБУРВОД" заключен N0127300005023000001 от 21.02.2023 на реконструкцию системы водоснабжения в с. Вихолка Новозыбковского городского округа Брянской области.
Согласно пункту 3.1 Контракта срок выполнения работ определен с 02 мая 2023 года по 31 августа 2023 года.
Установлено, что подрядчиком после заключения муниципального контракта и до начала выполнения работ, указанного в контракте (до 02.05.2023) были заключен договор на изготовление и поставку водонапорной башни (договор N 997 от 23.03.2023, заключенный между ООО "ПРОМБУРВОД" и ООО "Завод "Тагмаш"), установка которой предусмотрена приложением N 4 к муниципальному контракту Смета контракта на выполнение работ по объекту: "Реконструкция системы водоснабжения в с. Вихолка Новозыбковского городского округа Брянской области".
В период с 03.05.2023 по 01.6.2023 подрядчиком согласно разделу 6 проектной документации были проведены мероприятия по подготовке площадки к работам, проведены инженерные геодезические работы изыскания, заключены договоры на поставку материалов (арматура, щебень, бетон и т.д.). В целях проведения буровых работ по бурению водозаборной скважины на основании договора субподряда N 21/07-23 от 21.07.2023 привлечена субподрядная организация. Факт выполнения работ ООО "ПРОМБУРВОД" также подтверждается ежемесячными отчетами, предоставляемыми строительным контролем ФБУ "РосСтройКонтроль" в адрес заказчика.
При производстве работ по бурению скважины была выявлена необходимость по внесению изменений в проектно- сметную документацию в связи с несоответствием фактического геологического разреза проектному.
16.08.2023, 25.08.2023, 28.08.2023, 31.08.2023 подрядчиком ООО "ПРОМБУРВОД" направлялись в адрес Заказчика письма о необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию в связи с несоответствием фактических объемов работ. 23 августа 2023 ГКУ "УКС Брянской области" внесены изменения в проектно-сметную документацию, о чем Новозыбковская городская администрация уведомила ООО "ПРОМБУРВОД".
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что подрядчиком неоднократно направлялись письма в адрес заказчика Новозыбковская городская администрация о продлении сроков выполнения работ в связи с нарушением контрагентами сроков поставки оборудования, а также в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию по реконструкции системы водоснабжения в с. Вихолка Новозыбковского городского округа Брянской области.
Впоследствии, после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подрядчиком 04.09.2023 подрядчиком ООО "ПРОМБУРВОД" продолжалось выполнение работ, предусмотренных муниципальным контрактом по ограждению зоны санитарной охраны объекта, монтаж водопроводной башни, допоставки необходимых материалов и оборудования.
Исходя из анализа переписки сторон, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу о том, что стороны не достигли соглашения в решении вопроса относительно необходимости продления срока выполнения работ в связи с внесенными изменениями в проектную документацию.
Таким образом, установлено наличие между сторонами спора относительно сроков выполнения работ.
Кроме того, подрядчик, в рамках рассмотрения обращения, указывал на то, что осуществлял дальнейшее выполнение работ, в том числе и после срока вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
Комиссия Брянского УФАС России отмечает, что возникшие и не решенные в ходе исполнения контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении подрядчика, направленном на намеренный срыв исполнения контракта.
Кроме того, оценивая приведенные выше действия подрядчика, Брянское УФАС России полагает, что эти действия направлены на действительное урегулирование возникших с заказчиком разногласий относительно внесения изменений в проектную документацию, что, соответственно, свидетельствует о намерении общества сдать результат выполненных работ заказчику.
Инспекция Брянского УФАС России отмечает, что в данном случае в качестве добросовестного поведения общества следует рассматривать конструктивное взаимодействие с заказчиком, ведение претензионной работы с заказчиком, относительно внесения изменений в проектную документацию, приостановку работ на объекте до внесения изменений в проектную документацию, просьбу об отмене решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, дальнейшее выполнение работ с срок после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Брянского УФАС России отмечает, что ч. 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом, учитывая то обстоятельство, что реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае обязан выяснить причины неисполнения контракта и оценить действия хозяйствующего субъекта в процессе его исполнения, что и было сделано Управлением в настоящем случае.
Антимонопольный орган, являясь уполномоченным органом, который, не разрешая по существу гражданско-правовой спор между сторонами, решает вопрос о целесообразности такого ограничения прав конкретного лица, как включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта само по себе ни к чему не обязывает антимонопольный орган, в исключительной компетенции которого находится оценка всех фактических обстоятельств дела и всех элементов поведения участника закупки в ходе исполнения контракта, вопреки утверждению Заявителя об обратном.
При этом необходимо также отметить, что оценка всех фактических обстоятельств дела и поведенческих аспектов сторон в ходе исполнения Контракта отнесена именно к компетенции антимонопольного органа и является его исключительной дискрецией.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
- заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля;
- заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта);
- участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, по смыслу вышеуказанного положения, в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения, а необходимым условием подобного включения является наличие в представленных Заказчиком материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклониться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, определить вину нарушителя, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения этого лица в реестр недобросовестных поставщиков.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Вывод Комиссии в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При этом "автоматическое" включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по поставке продукции для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного на то органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона.
Таким образом, совокупность документов и сведений, представленных в материалы дела сторонами по контракту, не позволяют Инспекции Брянского УФАС России сделать однозначный вывод о том, что действия ООО "ПРОМБУРВОД" были направлены исключительно на уклонение общества от выполнения условий заключенного контракта или на несоблюдение его условий,
Кроме того, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по контракту.
Необходимо отметить, что бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, заказчиком в материалы рассматриваемого дела не представлено.
По основаниям, изложенным выше, Комиссия не может прийти к однозначному выводу о наличии достаточных оснований включения информации о подрядчике ООО "ПРОМБУРВОД" в реестр недобросовестных поставщиков.
Инспекция Брянского УФАС России также отмечает, что возникшие в ходе исполнения контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении подрядчика, направленном на намеренный срыв исполнения Контракта.
Более того, наличие вышеописанных разногласий свидетельствует о наличии гражданско-правового спора у сторон контракта, возникшего при его исполнении.
Учитывая изложенное, у Комиссии отсутствуют правовые основания для включения сведений в отношении ООО "ПРОМБУРВОД" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
Сведения в отношении ООО "ПРОМБУРВОД" ("__..") в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель инспекции "__.."
Члены инспекции "__."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 25 сентября 2023 г. N РНП-32-797
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2023