Резолютивная часть решения оглашена 20.09.2023
В полном объеме решение изготовлено 22.09.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "СВЕТО-ГУР", его учредителях, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "СВЕТО-ГУР", Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту (замена светильников) помещения в здании по ул. Российская, 63А (извещение N 0869200000223005576) (далее - аукцион), при участии посредством видеоконференц-связи:
- представителя Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области (далее - Учреждение, Заказчик): Язарова Е.Р., действующего на основании доверенностей N 1 от 16.02.2023;
- в отсутствие представителей ООО "СВЕТО-ГУР", уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, в том числе, посредством направления телеграммы, заявлений, ходатайств не представлено,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СВЕТО-ГУР".
Согласно представленным документам, 17.07.2023 заказчик и ООО "СВЕТО-ГУР" заключили контракт N 23-ЭА-2023/СМП по итогам электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту (замена светильников) помещения в здании по ул. Российская, 63А (извещение N 0869200000223005576) по цене 67 563,49 рублей.
Как следует из заявления заказчика, обязательства по поставке Обществом не исполнено, в связи с чем, 31.08.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 13.09.2023.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 8 статьи 95 закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 11.1 контракта N 23-ЭА-2023/СМП расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 11.10 контракта предусмотрено, что Подрядчик вправе принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа отдельных видов обязательств. Односторонний отказ Подрядчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств осуществляется Подрядчиком в порядке и сроки, установленные Законом о контрактной системе.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, Заказчиком 31.08.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 31.08.2023 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Решение об одностороннем отказе", согласно сведениям, размещенным в ЕИС, получено Обществом 31.08.2023 15:16 (МСК).
С учетом положений частей 12.1 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, контракт расторгнут 12.09.2023.
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "СВЕТО-ГУР" 17.07.2023 посредством электронного документооборота заключен контракт N 23-ЭА-2023/СМП на выполнение работ по текущему ремонту (замена светильников) помещения в здании по ул. Российская, 63А (извещение N 0869200000223005576) (реестровый номер в ЕИС N 2745314004823000034) (далее - контракт).
В соответствии с разделом 1 контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по текущему ремонту (замена светильников) помещения в здании по ул. Российская, 63А (далее - работы) и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его. Состав и объем работ определяется Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту) являющимся неотъемлемой частью Контракта. Работы выполняются иждивением Подрядчика - из его материалов, его силами и средствами. Подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
Согласно пунктам 4.2 - 4.4 контракта начало выполнения работ: в течение 3 (Трех) рабочих дней с момента заключения контракта, окончание выполнения работ - не позднее 15 рабочих дней с момента начала выполнения работ. Работы должны выполняться в соответствии с Графиком выполнения работ, разработанным Подрядчиком и согласованным с Заказчиком в соответствии с пунктом 3.4.1. контракта.
С учетом даты заключения контракта срок выполнения работ - в период с 20.07.2023 по 19.08.2023.
Пунктом 3.4.1 контракта предусмотрено, что до начала выполнения работ (начало работ разрешается только после соблюдения следующих требований) Подрядчик обязан:
1) разработать и согласовать с Заказчиком График выполнения работ (с указанием продолжительности и порядка выполнения работ);
2) предоставить Заказчику копию приказа организации (Подрядчика) о назначении ответственного лица за производство работ, отвечающего за соблюдение требований охраны труда, включая электробезопасность и пожарную безопасность с указанием его фамилии, имени и отчества, должности и контактного номера телефона.
Приложениями N 1, N 2 и N 3 к контракту определены условия, место осуществления работ и требования к материалам и оборудованию, используемых при выполнении работ по замене светильников, контрактом определен порядок приемки выполненных работ.
Из пояснений представителя Заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 31.08.2023 следует, что, в нарушение условий контракта, обязательства по нему не исполнены: Подрядчик к выполнению работ не приступил, график выполнения работ, предусмотренный пунктом 4.3.1 контракта, также, как и копию приказа организации (Подрядчика) о назначении ответственного лица за производство работ, отвечающего за соблюдение требований охраны труда, включая электробезопасность и пожарную безопасность с указанием его фамилии, имени и отчества, должности и контактного номера телефона, Заказчику не представил.
В связи с тем, что Подрядчик к выполнению работ не приступил, 25.07.2023 Заказчиком на электронный адрес Общества, указанный в контракте, направлено письмо с требованием о предоставлении контактного номера ответственного представителя Подрядчика.
Письмом N 093 от 02.08.2023 Общество сообщило Заказчику о том, что светильники будут направлены Учреждению в течении трех рабочих дней и установлены в кратчайшие сроки.
В ответ на данное письмо Заказчик направил Обществу претензию N 597 от 04.08.2023, с требованием незамедлительно приступить к выполнению обязательств по контракту, в том числе, предусмотренных пунктом 3.4.1 контракта. Также Заказчик в данной претензии сообщил, что приемка товара не предусмотрена контрактом, предметом контракта является только выполнение работ по замене светильников. При этом, на территории Учреждения отсутствуют места для хранения материалов, которые будут использованы подрядчиком при выполнении работ по контракту.
Ответ на данную претензию Подрядчиком не направлен, Общество к выполнению обязательств по контракту не приступило.
Как следует из документов, представленных в материалы дела, 22.08.2023 на электронный адрес Заказчика Обществом направлена копия экспедиционная расписка N ТГР-020201 от 22.08.2023 ООО "Байкал-Сервис", свидетельствующая об отгрузке в адрес Учреждения оборудования объявленной ценностью 67 583,49 рублей.
Антимонопольный орган отмечает, что данная экспедиционная расписка не содержит перечня направленного оборудования, иных сведений, позволяющих идентифицировать направленный груз в качестве материалов, которые будут использоваться Подорядчиком при исполнении контракта.
В этой связи, Заказчиком Обществу направлена претензия N 2 от 25.08.2023, в которой заказчиком указано на невозможность осуществить приемку товара а также с требованием предоставить документы, предусмотренные пунктом 3.4.1 контракта, а также приступить к выполнению работ по контракту в срок до 29.08.2023.
В связи с тем, что Общество не приступило к выполнению работ по контракту, Заказчиком 31.08.2023 принято решение об односстороннем отказе от исполнения контракта.
Письмом N 112 от 31.08.2023 Общество гарантировало Заказчику, что работы по контракту будут начаты 04.09.2023 - 05.09.2023 и заверешены в течении "нескольких дней".
При этом к выполнению работ по контракту Общество в сроки, указанные в письме N 112 от 31.08.2023, не приступило.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются действия общества, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Так, заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона, направленного на удовлетворение государственных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально-значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем торгов.
Действуя в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Принимая во внимание представленные документы в материалы дела и пояснения Заказчика на заседании Комиссии, антимонопольный орган отмечает, что Обществом не предприняты действия, направленные на исполнение обязательств по контракту как в сроки, предусмотренные контрактом, так и в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком, в том числе, в период 04.09.2023 - 05.09.2023, определенный Обществом в письме N 112 от 31.08.2023.
Указанное свидетельствует об отсутствии намерения и воли подрядчика в части добросовестного исполнения контракта, его безответственном отношении к исполнению муниципального контракта.
Действия Общества явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность учреждения не удовлетворена.
Кроме того, недобросовестностное отношение к исполнению государственных и муниципальных контрактов Обществом подтверждается тем, что сведения об ЧРО ООО "СВЕТО-ГУР", его участнике, единоличном исполнительном органе включены в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (реестровый номер записи: 23007948, дата включения сведений 14.09.2023; реестровый номер записи: 23007698, дата включения сведений 08.09.2023; реестровый номер записи: 23007003, дата включения сведений 23.08.2023; реестровый номер записи: 23006667, дата включения сведений 15.08.2023) в связи с односторонним отказом заказчиков от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных аукционов, по аналогичному основанию.
Указанное также является подтверждением недобросовестного отношения Общества к исполнению муниципальных контрактов.
Учитывая изложенное в совокупности, антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости включения сведений об ООО "СВЕТО-ГУР", его участнике, единоличном исполнительном органе в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные Государственным комитетом по делам ЗАГС Челябинской области об ООО "СВЕТО-ГУР" (ИНН/КПП 6154164017/ 615401001, ОГРН 1226100032751, 347935, Ростовская область, г. Таганрог, пер. Смирновский, д. 87), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
2. Включить сведения, представленные Государственным комитетом по делам ЗАГС Челябинской области об участнике и директоре ООО "СВЕТО-ГУР" Семушиной Алле Николаевне (ИНН 612307159735), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.А. Козлова
Члены Комиссии: Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 сентября 2023 г. N 074/10/104-2220/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2023