Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Максофт защита" (далее - Заявитель) на действия Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по тестированию на проникновение инфраструктуры Министерства транспорта Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100013923000037) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) не внесшего изменения в Извещение в соответствии с запросом о даче разъяснений положений Извещения от 06.09.2023 N 1546134 (далее - Запрос);
2) ненадлежащим образом установившего пункт 2 требований к содержанию, составу заявки на участие в Конкурсе (приложение N 3 к Извещению) (далее - Требования);
3) ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 25.09.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 27.09.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 01.09.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 180 000 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 10304082440190020242;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 20.09.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 22.09.2023;
8) по результатам рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе, заявки 4 участников признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) победителем Конкурса признан участник закупки с идентификационным номером заявки "84" с предложением о цене контракта в размере 1 468 403 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком не внесены изменения в Извещение в соответствии с Запросом.
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в ЕИС в ответ на Запрос размещено разъяснение положений Извещения от 14.07.2023 N РИ1 (далее - Разъяснение).
Так, согласно Запросу участником закупки в адрес Заказчика направлен следующий вопрос: "Добрый день! Подскажите, пожалуйста, чем обосновано установление требования Раздела 4 Технического задания к исполнителю в части наличия в структуре организации лицензированного центра мониторинга и реагирования на инциденты информационной безопасности (CERT)?".
Разъяснениям Заказчиком дан следующий ответ: "Добрый день! Заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию в части установления требований к исполнителю".
Заказчиком на заседании Комиссии представлены обращения в техническую поддержку ЕИС, свидетельствующие о невозможности внести изменения в Извещение в результате технических ошибок на сайте ЕИС.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ответ на Запрос не содержит разъяснений по существу, что нарушает требования части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен пункт 2 Требований.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 Требований установлено следующее:
"Заявка на участие в электронном конкурсе должна содержать следующие документы и информацию:
Первая часть заявки на участие в электронном конкурсе должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "а", "б" и "г" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона. Первая часть Заявка на участие в электронном конкурсе также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона:
Не требуется".
Так, согласно подпунктам "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
- с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе;
- с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
На заседании Комиссии установлено, что в рамках предмета закупки не осуществляется поставка товара, а также Заказчиком не предусмотрены в Порядке оценки критерии оценки заявок "Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ" и "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, Комиссия, изучив совокупность требований к содержанию и составу заявки, приходит к выводу о том, что указанные требования позволяют потенциальному участнику закупки сформировать свою заявку.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3.1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Детализирующему показателю Критерия.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применятся, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяется, в том числе детализирующий показатель оценки - общее количество исполненных участником закупки договоров.
Согласно подпункту "в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) указано, что оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "ж" пункта 20 Положения, вместе с тем формула, указанная в Порядке оценки, предусмотрена подпунктом "б" пункта 20 Положения.
Так, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Порядке оценки по Детализирующему показателю Критерия указано следующее: "оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "ж" пункта 20 Положения:
".
Вместе с тем вышеуказанная формула предусмотрена подпунктом "б" пункта 20 Положения.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при формировании Порядка оценки допущена техническая ошибка в части указания вышеуказанной формулы.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Порядок оценки по Детализирующему показателю Критерия, нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП.
3.2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в разделе 3 Порядка оценки указано два показателя оценки, при этом в разделе 2 Порядка оценки указано только как производится оценка заявок участников закупки только по одному показателю.
Пунктом 2.1 раздела 3 Порядка оценки установлено следующее: "Показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
Также, пунктом 2.1.1 раздела 3 Порядка оценки установлено следующее: "Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров".
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что в пункте 2.1 раздела 3 Порядка оценки установлен показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", при этом в пункте 2.1.1 раздела 3 Порядка оценки установлен Детализирующий показатель данного показателя оценки.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям Положения и Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 технического задания описания объекта закупки (приложение N 1 к Извещению) установлены следующие требования: "В соответствии с законодательством (Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации") Исполнитель, выполняющий работы по анализу защищенности информационный системы (далее - ИС) должен обладать действующей лицензией Федеральной службы по техническому и экспортному контролю на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, включая услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации.
Исполнитель должен иметь в Уставе (учредительных документах) деятельность по защите информации определенную как один из основных видов деятельности организации".
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требование к исполнителю о наличии в уставе (учредительных документах) деятельности по защите информации, определенной как один из основных видов деятельности организации, установлено в результате технической ошибки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование противоречат части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП.
5. В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе, исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Согласно проекту контракта Извещения предметом заключаемого государственного контракта является выполнение работ по тестированию на проникновение инфраструктуры Министерства транспорта Российской Федерации.
Вместе с тем согласно Порядку оценки по Детализирующему показателю Критерия Заказчиком к оценке заявок принимаются исполненные участником закупки договоры, предмет которых сопоставим с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Порядке оценки по Детализирующему показателю Критерия не установлено какой предмет контракта является сопоставимым с предметом заключаемого государственного контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и принимается к оценке.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Максофт защита" обоснованной в части пунктов 1, 3.1 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1, пункта 4 части 2, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 27.09.2023 по делу N 28/06/105-210/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 сентября 2023 г. N 28/06/105-210/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2023