Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 04 октября 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:, Членов Комиссии:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
представителя ООО "ЭКСПЕРТ" -
представителя Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" - Горностаевой -
представитель Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ЭКСПЕРТ" на действия конкурсной комиссии Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" при проведении электронного конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта моста через р. Сакмара на км 157+660 автомобильной дороги Каменноозёрное - Медногорск в Кувандыкском городском округе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323007223),
УСТАНОВИЛА:
24.09.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭКСПЕРТ" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее - Заказчик) при проведении электронного конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта моста через р. Сакмара на км 157+660 автомобильной дороги Каменноозёрное - Медногорск в Кувандыкском городском округе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323007223) (далее - конкурс).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу - Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель ООО "ЭКСПЕРТ" пояснил, что заявка Общества была неправомерно отклонена конкурсной комиссией Заказчика, поскольку Обществом подано ценовое предложение, составляющее менее 25 млн.руб., то есть соответствующее первому уровню ответственности, и предоставлена выписка члена СРО с первым уровнем.
Представитель Заказчика жалобу просил признать необоснованной, пояснил, что согласно требованиям к составу заявки на участие в конкурсе, во второй части заявки на участие в закупке участник должен подтвердить предельный размер обязательства по одному договору, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (уровень ответственности СРО) не менее начальной (максимальной) цены контракта. Следовательно уровень ответственности члена СРО по закупке должен быть выше 25 млн.руб.
При рассмотрении вторых частей заявок конкурсной комиссией Заказчика было установлено, что ООО "ЭКСПЕРТ" имеет первый уровень ответственности, при котором стоимость по одному договору подряда не может превышать 25 млн.руб. В связи с тем, что в требованиях к участнику закупки по уровню ответственности члена СРО четко установлено требование, что взнос в компенсационный фонд возмещения вреда не может быть менее начальной (максимальной) цены контракта, а не предложенной цены участником закупки, решение комиссии об отклонении участника с уровнем ответственности менее начальной (максимальной) цены контракта является законным и обоснованным.
Комиссией Оренбургского УФАС России было принято решение об объявлении перерыва в заседании до 29.09.2023 г. до 16 часов 00 минут.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
30.08.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении электронного конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта моста через р. Сакмара на км 157+660 автомобильной дороги Каменноозёрное - Медногорск в Кувандыкском городском округе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323007223).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 25 861 675,76 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе, электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В извещении о проведении конкурса N 0853500000323007223 Заказчиком установлено: "Участник закупки должен соответствовать следующим условиям: - участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования; - предельный размер обязательства по одному договору, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (уровень ответственности члена СРО) должен быть не менее начальной (максимальной) цены контракта; - наличие у СРО, членом которой является участник закупки, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного Кодекса; - предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (уровень ответственности члена СРО) не должен быть менее совокупного размера обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов. (Указанные требования не распространяются на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица в случаях, указанных в ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ). Для подтверждения соответствия данным требованиям участник закупки должен представить документ, содержащий информацию, подтверждающую наличие о нем сведений в Едином реестре членов саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, который формируется и ведется Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, в соответствии со ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ.* *В случае не предоставления указанного документа, заявка участника признается соответствующей требованиям, установленным в извещении, при наличии сведений о таком участнике в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, который формируется и ведется Национальным объединением изыскателей и проектировщиков".
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 22.09.2023 NПРОII1, заявка Заявителя (N 149) отклонена на основании п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе - несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что участник закупки ООО "Эксперт" является членом СРО в области проектирования "Объединение проектных организаций "ЭкспертПроект" N члена СРО П-182-001660291870-0369 с первым уровнем ответственности члена саморегулируемой организации (цена одного договора подряда не превышает 25 миллионов рублей), что не соответствует требованиям извещения о проведении конкурса - предельный размер обязательства по одному договору, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (уровень ответственности члена СРО) должен быть не менее начальной (максимальной) цены контракта, которая составляет 25 861 675,76 рублей.
Таким образом, действия конкурсной комиссии Заказчика в части отклонения заявки Заявителя по указанному основанию являются формально верными.
Между тем, в рамках внеплановой проверки, проанализировав положения извещения о проведении закупки, а также положения технического задания, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частями 10 - 13 статьи 55.16 ГрК РФ уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.
Таким образом, в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства устанавливаются требования к участникам закупки о наличии взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с положениями частей 10 - 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Из письма ФАС России от 11.07.2023 N МШ/54828/23 следует, что уровень ответственности члена саморегулируемой организации, в соответствии с которым указанным членом внесены взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, компенсационный фонд возмещения вреда не может быть меньше предложения участника закупки о цене контракта.
Между тем, Заказчиком в извещении о проведении конкурса N 0853500000323007223 установлено: "предельный размер обязательства по одному договору, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (уровень ответственности члена СРО) должен быть не менее начальной (максимальной) цены контракта".
Таким образом, Заказчиком установлены неправомерные требования к уровню ответственности члена СРО, что нарушает положения ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе и влечет административную ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
По мнению Комиссии Оренбургского УФАС России, допущенные нарушения являются существенными и повлияли на определение победителя, в этой связи необходимо выдать предписание об устранении, допущенных Заказчиком, нарушений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭКСПЕРТ" на действия конкурсной комиссии Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" при проведении электронного конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта моста через р. Сакмара на км 157+660 автомобильной дороги Каменноозёрное - Медногорск в Кувандыкском городском округе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323007223), необоснованной.
2. Признать Государственное учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" нарушившим ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе
3. Выдать Государственному учреждению "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 29 сентября 2023 г. N 056/06/50-978/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2023