Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ гимназия N 586 Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "ЛЕНИННОВАЦИЯ" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 23962-ЭП/23 от 20.09.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту помещений в здании для нужд Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии N 586 Василеостровского района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0172200002323000089),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга 09.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту помещений в здании для нужд Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии N 586 Василеостровского района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0172200002323000089) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 9 936 399,73 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.06.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЛЕНИННОВАЦИЯ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЛЕНИННОВАЦИЯ" заключен государственный контракт N 89РМ2023-586 от 03.07.2023 на сумму 9 886 717,73 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.10 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 06.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЛЕНИННОВАЦИЯ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему по заданию Заказчика Участник обязался выполнить работы по ремонту помещений в здании для нужд Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии N 586 Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Работы) по адресу: Санкт-Петербург, В.О., Наличная ул., дом 44, корп. 4, лит. А (далее - Объект) в срок с момента подписания Заказчиком, Участником и ответственным представителем СПб ГБУ "Служба заказчика" акта передачи объекта для выполнения работ (но не ранее 28.06.2023) по 28.08.2023 (п.п. 4.3.1, 4.3.4 Контракта).
В соответствии с п. 1.2 Контракта Подрядчик выполняет Работы в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, предусмотренных для работ данного рода действующим законодательством, Техническим заданием, определяющим объем, содержание Работ и другие, предъявляемые к ним требования.
Пунктом 1.3 Контракта установлено, что Работы должны выполняться под наблюдением технического надзора. Технический надзор осуществляется представителем Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Служба заказчика администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга" (далее - СПб ГБУ "Служба заказчика").
Согласно п. 3.3 Контракта цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.
В цену Контракта включены все расходы, в том числе расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, а также прочие расходы, связанные с исполнением Контракта.
В соответствии с п. 4.3.1 Контракта Заказчик должен передать Объект Подрядчику по акту передачи объекта для выполнения работ, а Подрядчик обязан принять Объект и подписать акт передачи объекта для выполнения работ не позднее 3-х календарных дней с даты подписания Контракта.
Подрядчик затягивал начало выполнения Работ, в связи с чем Заказчиком было направлено письмо о необходимости начала проведения Работ и устранения отставания от предоставленного план-графика проведения работ (исх. N 383 от 14.07.2023 и исх. N 385 от 17.07.2023), а также письмо (исх. N 418 от 09.08.2023) об утверждении графика производства работ с 8.00 до 23.00 в будние, выходные и праздничные дни.
Несмотря на все попытки представителей Заказчика пригласить Подрядчика на выполнение Работ, фактическое выполнение Работ началось 27.07.2023, что является существенным отставанием от предоставленного план графика.
В соответствии с п. 4.3.2 Контракта Подрядчик выполняет Работы в соответствии с планом-графиком производства работ, который Подрядчик обязан представить на утверждение Заказчику в течение трех рабочих дней с момента подписания Контракта, а Заказчик утверждает календарный план-график производства работ.
Подрядчик на протяжении всего действия Контракта не соблюдал план-график выполнения работ, несмотря на указание Заказчика о недопущении отставания от плана-графика в связи со скорым началом учебного года.
Согласно п. 4.3.4 датой окончания выполнения Работ считается дата размещения в единой информационной системе в сфере закупок подписанного Подрядчиком после выполнения Работ структурированного документа о приемке в соответствии с п. 5.1 Контракта, при условии подписания данного структурированного документа о приемке Заказчиком.
В силу п. 4.4 Контракта контроль за сроками выполнения Работ осуществляли: ответственный представитель Заказчика и представитель СПб ГБУ "Служба заказчика", выполняющий функции технического надзора.
В соответствии с п. 5.12 Контракта согласование с представителем СПб ГБУ "Служба заказчика" порядка ведения Работ на объекте и его соблюдение осуществляет Подрядчик.
Пунктом 5.1 Контракта установлено, что по завершении всех Работ по Контракту Подрядчик письменно извещает Заказчика и ответственного представителя СПб ГБУ "Служба заказчика" о готовности сдать результат выполненных Работ и формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок структурированный документ о приемке, который должен содержать информацию, указанную в подпунктах "а", "б", "д" - "ж" п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе.
По состоянию на 06.09.2023 Работы не были окончены, при этом, начиная с 28.08.2023 работники ООО "ЛЕНИННОВАЦИЯ" не выходили на Объект для выполнения Работ.
В соответствии с ч. 2 ст. 405 ГК РФ и вследствие неисполнения обязательств по Контракту Подрядчиком, которое поставило Заказчика в очень затруднительное положение в связи с отсутствием спортивного зала для начала занятий 01.09.2023 и отсутствием понимания будет ли ремонт завершен, дальнейшее исполнение Работ Участником утратило интерес для Заказчика, в результате чего Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.09.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ЛЕНИННОВАЦИЯ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.09.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что достижение целей заключенного Контракта не представилось осуществить в регламентированный положениями Контракта срок по причине ненадлежащего исполнения Контракта со стороны Заказчика, изложенных ниже.
Так, после заключения Контракта, Подрядчиком была установлена невозможность применения материалов, предусмотренных сметной документацией, по причине нестабильных поставок товаров из иных государств на территорию Российской Федерации, "размытыми" сроками поставки в адрес ООО "ЛЕНИННОВАЦИЯ", а также в связи с резким увеличением курса Евро по отношению к Российскому рублю (от ~ 86 рублей за 1 евро до ~ 100 рублей за 1 евро).
По согласованию с Заказчиком, что подтверждается соответствующими письмами (от Подрядчика исх. N 89 от 10.07.2023 и от Заказчика исх. N 394 от 27.07.2023), было принято решение о замене материалов в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе, согласно которой при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона о контрактной системе) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Представитель Участник отметил, что согласованные к замене материалы, имели улучшенный класс пожарной безопасности, что исходя из объекта проведения работ - детское образовательное учреждение, пожаробезопасность играет более чем важную роль, а производитель материалов - завод-изготовитель является отечественным и успешно осуществляет свою деятельность более 20 лет, в связи с чем его приобретение в России, а не в ином государстве, соответствует политики Президента России, который, в связи с санкциями иностранных государств в отношении Российской Федерации, неоднократно указывал на необходимость при любой возможности использования материалов, производимых на территории Российской Федерации, использовать именно их, а не зарубежные аналоги.
Более того, подтверждением сказанному служит Заключение ООО "Центр экспертизы и оценки недвижимости" "ГОСТ Экспертиза" от 25.07.2023, согласно которому, помимо подтверждения превосходства согласованного к замене материала, было также указано о невозможности применения материала, указанного в Контракте, со ссылкой на Письмо Роспотребнадзора N 001626/34П.
Вместе с тем Заказчик, игнорируя требования законодательства Российской Федерации, несмотря на сжатые сроки ведения Работ по Контракту, умышлено совершал действия/бездействия, направленные на затягивание сроков выполнения Работ.
Так, на письмо Подрядчика о необходимости согласования замены материалов Заказчик дал ответ спустя 17 дней из 56, предусмотренных Контрактом для выполнения Работ.
То есть, исходя из требований ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в п. 1 ст. 716 Гражданского кодекса Российской, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Таким образом, до согласования Заказчиком замены материалов в течение 17 календарных дней Работы не проводились, что не только причиняло существенные убытки Подрядчику, но и создавало условия невозможности достижения целей Контракта, в установленный Контрактом срок.
Более того, согласовав замену, Заказчик до настоящего времени так и не выполнил действия, обязанность совершения которых возложена на него положениями Контракта и нормами законодательства Российской Федерации.
Так, в силу п. 8.2 Контракта все изменения и дополнения к настоящему Контракту вносятся по соглашению сторон, которое оформляется соответствующим дополнительным соглашением и является неотъемлемой частью Контракта.
Более уточненное требование, как указано выше изложено в ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Вопреки изложенному выше, до настоящего времени, Заказчиком не оформлено надлежащим образом согласованная замена материалов, то есть не внесены изменения (дополнения) в Контракт, в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, по словам представителя Участника, на Объект сотрудники Подрядчика не допускались, а также неправомерно удерживалось имущество Подрядчика, при обстоятельствах, изложенных в письме исх. N 99 от 04.09.2023.
В связи с невозможностью исполнения Контракта, Подрядчик был вынужден в аналогичном представленном выше формате, направить в адрес Заказчика претензию с указанием на необходимость прекращения противоправных действий, а также на вынужденный отказ от исполнения Контракта со своей стороны.
Более того, Подрядчик неоднократно указывал, что подобное поведение Заказчика, приносит Подрядчику большие убытки, в том числе влечет угрозу сформированной положительной репутации Подрядчика.
Вместе с тем, Заказчик вместо того, чтобы прекратить противоправное поведение, совершил еще одно, противоречащее нормам законодательства Российской Федерации и сложившейся судебной практики его применения действие - принял Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
По мнению представителя Участник, Заказчик, противодействуя Подрядчику при исполнении Контракта, а впоследствии полностью исключив такую возможность путем непредоставления сотрудникам Подрядчика возможности пройти к Объекту выполнения работ, игнорируя письменные законные требования Подрядчика о недопустимости такого поведения для Заказчика по государственному Контракту, принял заведомо незаконное и несоответствующее фактическим обстоятельствам Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, при этом допуск на Объект не предоставил в период времени между уведомлением Подрядчика о принятом Решении и его вступлении в силу, проигнорировав в очередной раз письмо Подрядчика.
На основании вышеизложенного, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЛЕНИННОВАЦИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "ЛЕНИННОВАЦИЯ" предпринимались все возможные действия для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "ЛЕНИННОВАЦИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЛЕНИННОВАЦИЯ" (ИНН: 4707042387), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 сентября 2023 г. N РНП-78-1325/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2023