Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- главного врача КОГБУЗ "Белохолуницкая центральная районная больница";
- представителей КОГБУЗ "Белохолуницкая центральная районная больница", по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "ЭКОДОМ", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
25.09.2023 г. в Кировское УФАС поступила жалоба ООО "ЭКОДОМ", перенаправленная ФАС России, на действия Заказчика - КОГБУЗ "Белохолуницкая центральная районная больница" при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по приготовлению и передаче ежедневного лечебного питания (извещение N 0340200003323012599)
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе при формировании извещения о проведении закупки, поскольку в порядке оценки Заказчиком неправомерно определены условия сопоставимости принимаемых к оценке контрактов (договоров), так как к оценке принимаются исключительно исполненные контракты (договоры), предметом которых являлось оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания, в то время как, по мнению Заявителя, сопоставимыми услугами закупаемым услугам являются услуги по организации питания. Также оценка по критерию "Квалификация участников закупки" без указания предельного максимального количественного значения приводит к ограничению конкуренции при проведении конкурсной процедуры, поскольку лишает возможности участников конкурса, не имеющих избыточного опыта, конкурировать по ценовым и иным неценовым критериям с участником конкурса, имеющим такой избыточный опыт. Отмечает, что Заказчиком установлены неправомерные требования формирования извещения, ограничивающие конкуренцию, в нарушение требований ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы назначено на 02.10.2023 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Представители Заказчика подтвердили письменные пояснения, сообщили, что извещение сформировано в соответствии с Законом о контрактной системе. Специфичность данных услуг заключается в приготовлении для особой категория питающихся - пациентов, находящихся на лечении в учреждении. Порядок оценки заявок установлен извещением о закупке в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, исходя из предмета закупки и с учетом потребностей Заказчика, а также позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта. Жалобу считают необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав возражения Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
07.09.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по приготовлению и передаче ежедневного лечебного питания. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 170 717,45 руб.
Относительно первого довода Заявителя, установлено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с п.п. "в" п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться следующий показатель: наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Согласно п.28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается.
Согласно Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе для показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки" установлен следующий детализирующий показатель "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров". При этом детализирующий показатель оцениваются по формуле, предусмотренной пп.б п.20 Положения.
В соответствии с формулой, предусмотренной п.п. "б" п. 20 Положения в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - рассчитывается по формуле:
Согласно информационному письму Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138 "О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ" формулы оценки, предусмотренные пунктом 20 Положения, предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим (наибольшее, например, размер опыта, или наименьшее, например, расход топлива), а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя. Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения.
В определениях судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2020 N 307-ЭС19-21226, от 18.11.2019 N 307-ЭС19-12629, от 08.10.2019 N 307-ЭС19-12629 изложена правовая позиция, согласно которой, основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публичноправового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки. Установление заказчиком критериев оценки не является обязательным условием для участия в проведении процедуры закупки, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а выступает лишь критерием оценки участника, в то время как к участию в закупке могло быть допущено любое лицо независимо от наличия документов, подтверждающих конкретный критерий.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно второго довода Заявителя, установлено следующее.
Согласно пп."в" п.28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" п.24 Положения порядком оценки:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Комиссией Управления установлено, что объектом закупки, согласно извещению, является оказание услуг по приготовлению и передаче ежедневного лечебного питания.
Заказчиком предусмотрен в том числе следующий порядок оценки по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"Оценивается наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров, предусматривающих оказание услуг сопоставимого характера. При этом услугами сопоставимого характера будут считаться услуги по приготовлению и доставке лечебного питания.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта:
1) Исполненный участником закупки договор (договоры) на оказание услуги по приготовлению и доставке лечебного питания;
2) Акт (акты) оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Предусмотренные настоящим пунктом информация и документы направляются участниками закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ в полном объёме и со всеми приложениями.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ.
Отсутствие в составе заявки документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В отношении данных детализирующих показателей присваивается 0 баллов в случае отсутствия в составе заявки документов, подтверждающих опыт по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в порядке оценки установлено условие о том, что к оценке принимаются исключительно исполненные контракты (договоры) предметом которых являлось оказание услуг по организации лечебного питания, так как лечебное питание пациентов является обособленным видом питания, обладает своими особенностями, по отношению к другим видам питания, так как питание оказывается в лечебном учреждении с учетом специфики лечебного процесса, в рамках обжалуемой процедуры Заказчиком закупаются исключительно услуги по организации лечебного питания, что также следует из описания объекта закупки.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Заявитель участия в рассмотрении не принимал, кроме того в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства о контрактной системе при формировании вышеуказанного порядка оценки, в частности не представлена информация, подтверждающая, что лечебное питание не обладает особенностями, присущими исключительно лечебному питанию, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Положения, Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя не обоснован.
Довод жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "ЭКОДОМ" на действия Заказчика - КОГБУЗ "Белохолуницкая центральная районная больница" при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по приготовлению и передаче ежедневного лечебного питания (извещение N 0340200003323012599).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 2 октября 2023 г. N 043/06/106-1005/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2023