Резолютивная часть решения объявлена 04.10.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05.10.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы Индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее - ИП Тожибаев З.П., Заявитель),
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства администрации г. Бодайбо и района",
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы Администрации муниципального образования г. Бодайбо и района,
рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству школы среднего (полного) общего образования на 250 учащихся в п. Мамакан Бодайбинского района Иркутской области (извещение N 0134300004523000179), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 29 сентября 2023 года поступила жалоба Заявителя на выполнение работ по строительству школы среднего (полного) общего образования на 250 учащихся в п. Мамакан Бодайбинского района Иркутской области (корпус N 2) (извещение N 0134300004523000179).
Заявитель указывает, что извещение об осуществлении электронного аукциона содержит нарушения Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, по мнению Заявителя, в извещении об осуществлении электронного аукциона в нарушение положений Федерального закона N 44-ФЗ установлены требования по поставке оборудования, технологически и функционально не связанного с предметом закупки.
Уполномоченным органом и Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Уполномоченный орган и Заказчик считают довод жалобы необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом 20 сентября 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 20.09.2023 N0134300004523000179" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 98 250 941 руб. 16 коп.
Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.09.2023 NИЭА1 на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Федерального закона N 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Уполномоченного органа, возражения Заказчика, приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы на основании следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующий документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона N44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Так, в соответствии с пунктом 1.1 Проекта контракта "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по строительству школы среднего (полного) общего образования на 250 учащихся в п. Мамакан Бодайбинского района Иркутской области (далее - Работы) в объеме, установленном в проектно-сметной документации, техническом задании (Приложение N 1 к Контракту) (далее - проектно-сметная документация), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом".
Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим законом.
Таким образом, не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых, является предметом закупки.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В письме ФАС России от 09.04.2019 N МЕ/28771/19 и Минпросвещения России от 10.04.2019 N АН-439/09 "О позиции Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы по вопросу о необходимости осуществлять закупки работ по строительству объектов общеобразовательных организаций и комплексному оснащению учебным оборудованием указанных организаций различными процедурами" указано, что заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки при условии, что такие требования не влекут за собой ограничения количества участников закупки.
Не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.
Для поставки оборудования в целях комплексного оснащения оборудованием от поставщика не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством.
При этом, при осуществлении закупок строительных работ заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, исключительно неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования следует рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
С учетом вышеизложенного, по мнению Минпросвещения России и ФАС России, принимая во внимание требования Федерального закона N 44-ФЗ, выполнение работ по строительству и оснащение оборудованием осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов, в связи с чем данные закупки необходимо осуществлять различными процедурами.
В извещении установлены единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), а именно: участник закупки должен являться членом саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 и 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.
В ходе изучения извещения Комиссия установила, что в ведомости объемов конструктивных решений к смете контракта, указано о поставке следующих товаров: Музыкальный центр воспроизведение DVD видео воспр. медиафайлов с цифр.носителей, цифровой тюнер; 2 колонки. Micro с DVD LG XB16, Мультимедиа проектор DLP 1024х768, 15000:1, 4:3, 23"-256". 3000 ANSI Lm, 235 Вт 220В. Vivitek D551, Утюг 2 кВт, Чайник бытовой электрический Объем 1.7 л. Мощность 2400 Вт., Шкаф кухонный 900х500х1750 мм для хранения посуды, кухонного инвентаря и столовых приборов, Швейная машина 6 видов строчек, заложено 14 операций, имеется подсветка рабочей мощность - 60 Вт., вес - 5 килограмм, прошиваемые материалы: поверхности, электромеханическая, легкие и средние. BROTHER Modern 27, Ноутбук и иные товары, указанные в смете, которые не относятся к оборудованию, неразрывно связанному с объектом строительства, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Таким образом, в предмет контракта включена поставка оборудования, не связанного с процессом строительства. Также Заказчиком и Уполномоченным органом не представлено доказательств того, что оборудование, предусмотренное ведомостью объемов конструктивных решений к смете контракта неразрывно связанно с объектом капитального ремонта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что указанные в извещении строительные работы и поставляемые товары не связаны технологически и функционально, поскольку поставка таких товаров как чайник, швейная машина, шкаф кухонный, музыкальный центр и т.п., должна осуществляться в качестве следующего за строительством этапа, а не как часть самого этапа строительства.
Доказательств обратного представителями Уполномоченного органа, Заказчика, не представлено.
Таким образом, действия Заказчика, сформировавшего извещение, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42, с отсылочной нормой на часть 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
Приходя к выводу о наличии в действиях заказчика вышеназванных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в то же время Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. обоснованной;
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать.
4. Направить копию решения сторонам по жалобе;
5.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
"_" |
Члены комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 5 октября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2023