Резолютивная часть оглашена
06.10.2023 г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: заместитель председателя комиссии:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Государственного казенного учреждения Самарской области "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик, ГКУ СО "УКС") о включении сведений об ООО "ВОЛГА-МЕД" (далее - Поставщик, ООО) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного с единственным поставщиком, на поставку диагностического оборудования по объекту "Поликлиника на 700 посещений в смену в пос. "Волгарь" Куйбышевского района г.Самара" (ИКЗ 232631585657263150100100950012660414, начальная цена контракта 33 417 671, 48 руб.)
(далее - Закупка),
в присутствии представителей: от Заказчика, от Поставщика (доверенности),
У С Т А Н О В И Л А:
28.04.2023 между ООО и Заказчиком заключен контракт N 41 на поставку диагностического оборудования по объекту "Поликлиника на 700 посещений в смену в поселке "Волгарь" Куйбышевского района г. Самара".
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Самарской области от 15.03.2022 N 139 "Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядка их осуществления" (далее - Постановление Правительства Самарской области N139) в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг (далее - закупка) для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании соответственно акта Правительства Самарской области и (или) муниципального правового акта местной администрации, изданных в соответствии с настоящим Постановлением.
Пунктом 1.1. контракта определено, что "Поставщик" обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку офтальмологического оборудования (далее - Товар) по объекту "Поликлиника на 700 посещений в смену в поселке "Волгарь" Куйбышевского района г. Самара" (далее-объект), в соответствии с условиями Контракта, в количестве и комплектности согласно "Спецификации поставки" (приложение N1 к контракту), а "Заказчик" обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленный товар.
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта, поставка товара включает в себя в том числе: доставку, разгрузку, сборку, расстановку, монтаж и пуско-наладку товара в месте доставки, вынос и вывоз упаковки.
Пунктом 7.1 Контракта предусмотрены сроки поставки товара, а именно с даты заключения Контракта по 31.08.2023 года. В соответствии с пунктом 7.2 Контракта срок действия Контракта с момента заключения Контракта по 31.12.2023 года, а в части расчетов по контракту - до полного выполнения сторонами своих обязательств. Окончание срока действия Контракта не освобождает стороны от выполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, а также от ответственности за нарушение условий Контракта.
Пунктом 4.1.1 Контракта определено, что поставщик обязан осуществить поставку товара в количестве и комплектности, предусмотренными "Спецификацией поставки" (приложение N1 к настоящему Контракту) Товар должен быть проверен, упакован и доставлен транспортом "Поставщика" на место доставки.
В соответствии с пунктом 4.4 Контракта поставщик обязан после выполнения поставки, включающую в себя доставку, разгрузку, сборку, расстановку, монтаж и пуско-наладку, вынос и вывоз упаковку товара, сформировать с использованием единой информационной системы, подписать усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени "Поставщика", и разместить в единой информационной системе универсальный передаточный документ.
Согласно пункту 4.5 Контракта поставщик обязан предоставлять Заказчику в письменной форме достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
Пунктом 5.13 Контракта по соглашению сторон возможно подписание документов в бумажной форме. Подписание документов в бумажной форме не исключает обязанность по подписанию документов в единой информационной системе.
В пункте 8.3 Контракта указано, что Поставщик считается исполнившим обязанность по поставке товара в момент вручения товара Заказчику, его расстановки, монтажа, пуско-наладки и подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени "Сторон" и размещения в единой информационной системе универсального передаточного документа.
Пунктом 9.3 Контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения "Поставщиком" обязательств, предусмотренных контрактом (в том числе гарантийного обязательства), а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения "Поставщиком" обязательств, предусмотренных контрактом, "Заказчик направляет "Поставщику" требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Главой 14 Контракта предусмотрено расторжение контракта в одностороннем порядке.
13.09.2023 Заказчиком принято решение о расторжении контракта одностороннем порядке с Поставщиком, в связи с невыполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом.
15.09.2023 в адрес Поставщика направлена претензия N5071 об уплате пени за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в размере 80 202, 41 рублей, в связи с тем, что поставка оборудования не осуществлена.
26.09.2023 в ответ на претензию Общество направило письмо в адрес Заказчика, из которого следует, что Поставщик не согласен с претензией, так как ООО "ВОЛГА-МЕД" осуществлена поставка медицинского оборудования, вместе с тем, Заказчик нарушает условия Контракта и не подписывает товарно-транспортные накладные. Кроме того, ООО просило рассмотреть вопрос о заключении дополнительных соглашений на отсутствующие по объективным причинам позиции.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта получено Поставщиком 18.09.2023, вступило в силу 29.09.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно письменным пояснениям Поставщика, поставка оборудования состояла из разного типа оборудования, разных производителей, отечественных и иностранных. После того, как в соответствии с ситуацией на рынке стало понятно, что часть оборудования поставлены быть не может в текущем году по причине отсутствия комплектующих, со стороны Общества велась переписка с заказчиком, предлагались разные варианты разрешения вопроса, вплоть до замены на аналогичное оборудование.
Кроме того, пунктом 4.1.1 Контракта предусмотрено, что поставка товара допускается только в полном соответствии со спецификацией, частичная поставка не предусмотрена.
06.06.2023 ООО направлено письмо в адрес Заказчика о пересмотре пункта 4.1.1 Контракта и заключения дополнительного соглашения о возможности поставки товара частично, в связи с тем, что некоторых позиций, предусмотренных Контрактом, нет на территории Российской Федерации. В случае невозможности заключения дополнительного соглашения ООО просило Заказчика расторгнуть контракт по соглашению сторон.
16.06.2023 в письме N2863 Заказчик отказал в заключении дополнительного соглашения о поставке товара частями.
Письмом от 11.07.2023 исх. N 134 ООО информировало Заказчика о том, что Обществом был заключен договор на производство оборудования и произведена оплата указанного договора. Однако, производитель, ссылаясь на наличие трудностей, связанных с санкциями в отношении получателя оборудования (РФ), в одностороннем порядке сдвинул срок производства. По предварительной информации оборудование должно было быть готово в ноябре - декабре 2023 года. После получения от производителя информации о точной отгрузке оборудования, ООО обязалось немедленно передать информацию в адрес Заказчика.
Вместе с тем, в связи с тем, что большая часть оборудования уже находилась на складе ООО "ВОЛГА-МЕД", обществом началась отгрузка на территории Заказчика.
Ранее обращений о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков в антимонопольный орган не поступало.
В единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении Обществом предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Заказчик на включении Общества с ограниченной ответственностью в реестр недобросовестных поставщиков не настаивает.
При указанных обстоятельствах, у Комиссии Самарского УФАС России имеются неустранимые сомнения о наличии в действиях Поставщика признаков недобросовестного поведения, которые толкуются в пользу участника закупки.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "ВОЛГА-МЕД" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Информацию об ООО "ВОЛГА-МЕД" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 10 октября 2023 г. N РНП-63-239
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2023