Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 02.10.2023 N 216/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалоб ИП Тожибаева З.П." (далее - Комиссия), в составе:
при участии представителей заказчика - ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области" (по доверенности от 28.02.2023); управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области (по доверенности от 30.01.2023 N 34-1-06/36), уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок" (по доверенности от 03.08.2023 N ЦЗ 1-06-543), в отсутствие заявителя - ИП Тожибаева З.П. (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлен), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-673/2023 по жалобе ИП Тожибаева З.П. на положения извещения об осуществлении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по диагностике и оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Белгородской области (закупка N 0826500000923006753) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Тожибаева З.П. на положения извещения об осуществлении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по диагностике и оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Белгородской области (закупка N 0826500000923006753).
Из поступившей жалобы следует, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок участников закупки не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604).
Заказчик, уполномоченное учреждение представили возражения на жалобу ИП Тожибаева З.П., с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П., ознакомившись с представленными возражениями, заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 12.09.2023 размещено извещение об осуществлении открытого конкурса в электронной форме с приложениями.
Объект закупки - оказание услуг по диагностике и оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Белгородской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 600 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Тожибаева З.П. контракт по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме не заключен.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, среди прочего критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из раздела III приложения N 7 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к извещению об осуществлении закупки следует, что для оценки критерия квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня: 1) к оценке принимаются договоры с предметом, сопоставимым с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя - выполнение работ (оказание услуг) по обследованию и/или диагностике и/или оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования.
2) К рассмотрению принимаются следующие документы (в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам)):
по исполненным договорам:
- исполненный договор (К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе N 44-ФЗ);
- акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ (Последний акт, составленный при исполнении вышеуказанных договоров, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок).
3) К оценке принимаются документы, указанные в п. 2 настоящей графы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
В ходе рассмотрения жалобы заказчик указал, что диагностика и оценка транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог относится к содержанию дорог.
Кроме того, в извещении об осуществлении открытого конкурса в электронной форме Заказчиком установлен код ОКПД2 - 42.11.20.300 - работы по содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 24 Постановления N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно подпункту "в" пункта 28 Постановления N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению устанавливается: предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); либо может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Пунктом 32 Положения установлено, что при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
При указанных обстоятельствах, при осуществлении закупки, объектом которой является оказание услуг по диагностике и оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, должны применяться требования пункта 32 Постановления N 2604.
Данный вывод Комиссии согласуется с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 19.07.2023 N 24-06-07/67427, письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.07.2023 N Д2/21001-ИС и письмом ФАС России от 03.08.2023 N ПИ/61985/23.
Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе. Указанные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При указанных обстоятельствах довод жалобы является обоснованным.
Предписание не выдается, т.к. ранее Комиссией Белгородского УФАС России была рассмотрена жалоба N 031/06/106-671/2023 от 04.10.2023 в отношении закупки N 0826500000923006753 с аналогичным доводом, по итогам рассмотрения которой Заказчику было выдано предписание N 40 от 04.10.2023 об устранении, указанных выше нарушений.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать по основаниям, указанным в мотивировочной части решения.
4. Материалы настоящего дела не передавать должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, т.к. они были переданы по итогам рассмотрения жалобы N 031/06/106-671/2023 от 04.10.2023.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 5 октября 2023 г. N 031/06/106-673/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2023