Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в отсутствие представителей администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания (далее - АМС Моздокского района РСО-Алания) и ООО "Ваша сервисная компания" (далее - ООО "ВСК", Заявитель) надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "ВСК" на действия Единой комиссии уполномоченного органа по проведению закупок для нужд муниципального заказчика - АМС Моздокского района РСО-Алания (далее - Единая комиссия АМС Моздокского района РСО-Алания) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0110300000823000076 на оказание услуг по организации питания в 1-4 классах муниципального бюджетного образовательного учреждения Моздокского района (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
15 августа 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ВСК" на действия Единой комиссии АМС Моздокского района РСО-Алания при проведении Конкурса.
В жалобе Заявитель указал, что до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе им была подана заявка, которой был присвоен идентификационный номер N2. Решением Единой комиссии АМС Моздокского района РСО-Алания указанная заявка была признана несоответствующей требованиям Извещения о проведении Конкурса и Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
в соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе выявлена недостоверная информация, содержащаяся в заявке на участие в закупке, а именно:
1) недостоверная информация относительно предоставления участником закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации либо отнесения участника закупки к субъектам малого предпринимательства. Участник закупки предоставил к рассмотрению наличие 100 специалистов, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, имеющие образование по специальности "повар" и имеющие квалификацию не ниже 3-го разряда, однако не предоставил достоверные сведения о наличии трудовых отношений, предусмотренных статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
2) участник открытого конкурса в электронной форме не является исполнителем по договорам N 249 от 08.04.2020 г., представленным для оценки опыта участника закупки, так как исполнителем данного контракта является ООО "Формула Вкуса - Тихорецк", а согласно сведениям ЕГРЮЛ данная организация не является правопредшественником либо филиалом участника закупок.
С данным решением Единой комиссии АМС Моздокского района РСО-Алания Заявитель не согласен и считает, что его заявка на участие в Конкурсе соответствует требованиям Извещения о проведении Конкурса и Закона о контрактной системе.
Не согласившись с доводами жалобы АМС Моздокского района РСО-Алания представила в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
27 июля 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru АМС Моздокского района РСО-Алания, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0110300000823000076 на оказание услуг по организации питания в 1-4 классах муниципального бюджетного образовательного учреждения Моздокского района с начальной (максимальной) ценой контракта 5 548 036,60 (в редакции N2 с внесенными изменениями, далее - Извещение), в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также проект муниципального контракта.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 15.08.2023 до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе было подано две заявки. Решением Единой комиссии АМС Моздокского района РСО-Алания заявка на участие в Конкурсе, которой был присвоен идентификационный номер N2, то есть Заявка ООО "ВСК", была признана несоответствующей требованиям Извещения о проведении Конкурса и Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
в соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе выявлена недостоверная информация, содержащаяся в заявке на участие в закупке, а именно:
1) недостоверная информация относительно предоставления участником закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации либо отнесения участника закупки к субъектам малого предпринимательства. Участник закупки предоставил к рассмотрению наличие 100 специалистов, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, имеющие образование по специальности "повар" и имеющие квалификацию не ниже 3-го разряда, однако не предоставил достоверные сведения о наличии трудовых отношений, предусмотренных статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
2) участник открытого конкурса в электронной форме не является исполнителем по договорам N 249 от 08.04.2020 г., представленным для оценки опыта участника закупки, так как исполнителем данного контракта является ООО "Формула Вкуса - Тихорецк", а согласно сведениям ЕГРЮЛ данная организация не является правопредшественником либо филиалом участника закупок.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Также пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение N2604).
Пунктом 3 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением N2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения N2604 при проведении конкурсов с учетом Положения N2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения N2604.
Подпунктом "а" 8 Положения N2604 установлено, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения N2604 применяются детализирующие показатели.
При этом, пунктом 24 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением N2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения N2604, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с пунктом 28 Положения N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения N2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения N2604, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению N2604:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения N2604. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Так, в соответствии с вышеуказанными нормами, Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса установлены такие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, как:
1) цена контракта, сумма цен единиц товары, работы, услуги;
2) квалификация участников закупки.
Для критерия оценки заявок на участие в Конкурсе "квалификация участников закупки" Заказчиком установлены следующие показатели оценки, а также детализирующие показатели:
- показатель 2.1 "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
детализирующий показатель 2.1.1 - "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
2.1 Перечень специалистов и иных работников, их квалификация, необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки: специалисты, состоящие в трудовых отношениях с участником конкурса, имеющие образование по специальности "повар" и имеющие квалификацию не ниже 3-го разряда.
2.2 Перечень информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с пунктом 2.1:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе, предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт, обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации: диплом или свидетельство или аттестат или иной документ об образовании по специальности "Повар" и имеющих квалификацию не ниже 3-го разряда.
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие у участника конкурса специалистов.
- показатель 2.2 "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта";
детализирующий показатель 2.2.1 - "Общее количество исполненных участником закупки договоров".
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор (договоры);
- акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
1) Предмет договора сопоставимый с предметом контракта (оказание услуг по организации питания в дошкольных образовательных организация и/или общеобразовательных организациях, и/или медицинских организациях, и/или организациях социального обслуживания).
2) Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
3) К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4) К оценке принимаются договоры, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
- показатель 2.3 "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов";
детализирующий показатель 2.3.1 - "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов".
По данному показателю оценивается наличие у участника закупки действующего складского помещения, площадью не менее 90 кв.м, предназначенного для хранения продуктов при организации питания.
Для оценки участник закупки представляет следующие документы (выбрать один из пунктов):
1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);
2) договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды).
Также, в Извещении о проведении Конкурса Заказчиком к участникам рассматриваемой закупки установлены дополнительные требования в соответствии в пунктом 33 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" в соответствии с которым необходимо наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов. Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров.
Установлено, что в составе заявки на участие в Конкурсе ООО "ВСК", помимо прочего также был представлен государственный контракт N249 от 08.04.2020 на оказание услуг по организации ежедневного лечебного питания больных, заключенный между ГБУЗ "Тихорецкая центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края и ООО "Формула вкуса - Тихорецк".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, также представленной ООО "ВСК" в составе заявки на участие в Конкурсе, ООО "ВСК" (ИНН: 2361018056) является правопреемником ООО "Формула вкуса - регионы" (ИНН: 2360009411) вследствие реорганизации юридического лица в форме присоединения.
При этом, ООО "Формула вкуса - Тихорецк", заключившая государственный контракт N249 от 08.04.2020 с ГБУЗ "Тихорецкая центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края имеет тот же ИНН, что и ООО "Формула вкуса - регионы", а именно 2360009411.
Таким образом ООО "ВСК" является правопреемником ООО "Формула вкуса - Тихорецк".
Согласно пункту 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
При этом, частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых заявка на участие в Конкурсе подлежит отклонению.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что решение Единой комиссии АМС Моздокского района об отклонении заявки ООО "ВСК" на участие в Конкурсе по тому основанию, что ООО "ВСК" не является исполнителем по договору N 249 от 08.04.2020 г., представленным для оценки опыта участника закупки, необоснованно.
Таким образом, действия членов Единой комиссии АМС Моздокского района РСО-Алания, выразившиеся в отклонении заявки ООО "ВСК" на участие в Конкурсе по основаниям, не предусмотренным частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, абзацем 1 статьи 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, для хранения в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
ООО "ВСК" в составе заявки на участие в Конкурсе представлены сведения о 101 специалисте, состоящих с ним в трудовых отношениях, имеющих образование по специальности "повар" и имеющих квалификацию не ниже 3-го разряда.
Однако, в нарушение требований пункта 2.2 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе не представлены трудовые книжки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации на заявленных специалистов.
Кроме того, Извещением о проведении Конкурса предусмотрены преимущества в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Также Извещением установлено требование о представлении в составе заявки на участие в Конкурсе декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства либо социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что ООО "ВСК" в составе заявки на участие в Конкурсе, помимо прочего, также представлены сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении ООО "ВСК".
Пунктом 2 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии СМП) установлено, что одним из условий, которое должно выполняться в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства - среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства - до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек).
Однако, как указано выше, в составе заявки на участие в Конкурсе ООО "ВСК" представлены сведения о 101 специалисте, состоящем с ним в трудовых отношениях, что противоречит обязательному условию отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленному в пункте 2 части 1.1 статьи 4 Закона о развитии СМП.
Согласно пункту 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что решение Единой комиссии АМС Моздокского района о признании заявки на участие в Конкурсе ООО "ВСК" несоответствующей требованиям Извещения о проведении Конкурса и Закона о контрактной системе в целом является обоснованным.
На основании вышеизложенного Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "ВСК" на действия Единой комиссии АМС Моздокского района РСО-Алания при проведении открытого конкурса в электронной форме N0110300000823000076 на оказание услуг по организации питания в 1-4 классах муниципального бюджетного образовательного учреждения Моздокского района.
2. Признать членов Единой комиссии АМС Моздокского района РСО-Алания нарушившими требования части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 22 августа 2022 г. N А170-08/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2023