Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 11-00, при участии представителей:
- уполномоченного учреждения в лице Муниципального казенного учреждения Талицкого городского округа "Центр обеспечения закупок" - *, *,
- заявителя в лице ООО "Экохим-проект" - *,
- в отсутствие представителя заказчика в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа, уведомленного надлежащим способом о месте и времени заседания Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Экохим-проект" (вх. N 22094-ЭП/23 от 10.10.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа при осуществлении процедуры открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации по адресу ул. Ленина 159, г. Талица, Свердловской области со строительством канализационной сети" (извещение N 0862600020823000260), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Экохим-проект" (вх. N 22094-ЭП/23 от 10.10.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа при осуществлении процедуры открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации по адресу ул. Ленина 159, г. Талица, Свердловской области со строительством канализационной сети" (извещение N 0862600020823000260), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению заявителя, на установление в извещении открытого конкурса в электронной форме неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
27.09.2023 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0862600020823000260 на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации по адресу ул. Ленина 159, г. Талица, Свердловской области со строительством канализационной сети".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 20 750 658,71 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Для участия в конкурентном способе, согласно пп. "р" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки:
р) в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
На основании ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи. При этом, согласно ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе, не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки определен постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - порядок, утвержденный постановлением Правительства N 2604).
Пунктом 3 порядка, утвержденного постановлением Правительства N 2604, установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В силу п. 16 порядка, утвержденного постановлением Правительства N 2604, для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно п. 17 порядка, утвержденного постановлением Правительства N 2604, для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
На основании п. 23 порядка, утвержденного постановлением Правительства N 2604, в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Комиссией установлено, что наименованием объекта закупки является "Разработка проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации по адресу ул. Ленина 159, г. Талица, Свердловской области со строительством канализационной сети"".
Пунктом 2 раздела II "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к извещению открытого конкурса в электронной форме утвержден Критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и показатели оценки заявок на участие в закупке:
Значимость критерия оценки, процентов - 20;
Показатель оценки - Качественные характеристики объекта закупки;
Значимость показателя оценки, процентов - 100;
Значимость показателя оценки, процентов - Предложения по организационно-технологической схеме выполнения работ;
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов - 100;
Формула оценки или шкала оценки:
Оценка заявок осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 22 Положения.
Показатель определяется согласно представленному участником закупки предложению о качественных характеристиках объекта закупки с предложением по организационно-технологической схеме выполнения работ.
Сведения, представляемые участником закупки по показателю оценки, детализирующему показатель оценки, должны соответствовать всем требованиям к выполняемым работам и его результату, установленным в Описании объекта закупки.
Количество баллов, присваиваемых заявке по данному показателю оценки, детализирующему показатель оценки, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, присуждаемых заявке по указанному показателю.
Каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.
В представленном в составе заявки предложении участника закупки в отношении объекта закупки оценивается степень проработанности предложения по организационно-технологической схеме выполнения работ, в т.ч. полнота учета требований Описания объекта закупки, методологии и технологии выполнения работ, порядок выполнения работ, обоснованность необходимых для выполнения работ ресурсов и иные качественные характеристики объекта проектирования. Для расчета итогового рейтинга по заявке количество балов, присуждаемое заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости критерия. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Количество баллов по показателю "Качественные характеристики объекта закупки: Предложения по организационно-технологической схеме выполнения работ", определяется исходя из степени проработанности предложения по организационно-технологической схеме выполнения работ, в соответствии со следующей шкалой:
N п/п |
Степень проработки предложения участника закупки по показателю оценки, детализирующий показатель оценки "Предложения по организационно-технологической схеме выполнения работ" |
Количество баллов |
1 |
Предложения по организационно-технологической схеме выполнения работ отсутствует или не соответствует требованиям действующего законодательства |
0 баллов |
2 |
Предложения по организационно-технологической схеме выполнения работ учитывают все требования (параметры), содержащиеся в Описании объекта закупки, без учета специфики всех характеристик объекта закупки |
5 баллов |
3 |
Предложения по организационно-технологической схеме выполнения работ учитывают все требования (параметры), содержащиеся в Описании объекта закупки, с учетом специфики всех характеристик объекта закупки. Предложение содержит: - все виды (наименования) выполняемых работ, указанных в Описании объекта закупки; - предложение участника закупки в отношении организационно-технологической схемы объекта закупки |
30 баллов |
4 |
Предложения по организационно-технологической схеме выполнения работ учитывают все требования (параметры), содержащиеся в Описании объекта закупки, с учетом специфики всех характеристик объекта закупки. Предложение содержит: - все виды (наименования) выполняемых работ, указанных в Описании объекта закупки; - предложение участника закупки в отношении организационно-технологической схемы объекта закупки. Предложение участника наиболее эффективно и обосновано с точки зрения достижения наилучшего результата, отображает все требования, предусмотренные Извещением об осуществлении закупки. |
100 баллов |
В своей жалобе заявитель указывает на то обстоятельство, что содержание детализирующего показателя противоречит объекту закупки, поскольку порядок выполнения проектных работ регламентирован законодательством, следовательно, установление в качестве критерия оценки заявок неких предложений участников закупки о том, что уже установлено действующим законодательством и детализировано в Техническом задании, является необоснованным и не позволяет определить лучшие условия исполнения контракта.
Кроме того, заявитель в своей жалобе указывает, что предлагаемая проектировщиком технология очистки стоков не может быть критерием оценки при проведении конкурса на выполнение проектных работ. Подготовка таких решений производится на основании полученных исходных данных о параметрах работы действующих очистных сооружений (в т.ч. часовых и суточных притоков сточных вод, суточных нагрузках по загрязняющим веществам, температурах сточных вод, количестве абонентов и т.п.) (пп.6.1 п.4 Описания объекта закупки), результатов обследования действующих очистных сооружений (пп.9.1 п.4 Описания объекта закупки), результатов инженерных изысканий. В этом случае показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки" подразумевает оценку работ, которые входят в предмет обязательств по контракту - то есть фактически участникам закупки для предоставления предложений необходимо выполнить проектные работы до заключения контракта.
Также, по мнению заявителя, установленные шкалой оценки условия присвоения баллов являются субъективными и неизмеримыми.
Представитель уполномоченного учреждения выразил мнение о необоснованности довода жалобы и пояснил, что законодательством не установлен запрет на установление в извещении об осуществлении закупки проектных работ критерия оценки заявок участников закупки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", в связи с чем при отсутствии прямого запрета, заказчик реализовал свое право на установление критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" показателя оценки "качественные характеристики объекта закупки" показателя оценки, детализирующего показатель оценки "предложения по организационно-технологической схеме выполнения работ".
Установление Заказчиком настоящего критерия оценки обусловлено достижением принципов ответственности за результативность обеспечения муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, развития добросовестной конкуренции, а также с целью выявления лучших условий исполнения контракта.
Доводы подателя жалобы, по мнению уполномоченного учреждения, необоснованны и не находят своего подкрепления в законодательстве, являются следствием неверного толкования.
Сведения, представляемые участником закупки по показателю оценки "Предложения по организационно-технологической схеме выполнения работ", детализирующему показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки" подразумевают наличие в заявке участника закупки степени проработанности предложения по организационно-технологической схеме выполнения работ, в т.ч. полноты учета требований Описания объекта закупки, методологии и технологии выполнения работ, порядка выполнения работ, обоснованности необходимых для выполнения работ ресурсов и иных качественные характеристики объекта проектирования. Полагаем, таким образом участник закупки в составе первой части заявки на участие в конкурсе мог раскрыть, например: оценку категории очистных сооружений, способ(ы) приема сточных вод, способы очисток (механической, биологической, доочистки), процесс(ы) обработки осадка сточных вод, на сколько весь процесс может быть механизирован и автономен, квалификация планируемых к привлечению выполнения работ трудовых ресурсов, планируемое контрольно-измерительное оборудование, подходы, методы и способы выполнения работ, перечень основного технологического оборудования, запорно-регулирующей арматуры с указанием производителя (отечественный, зарубежный, дружественные страны РФ) и прочее. Такие сведения подлежат оценке в составе заявки участника закупки, и позволяют достичь цели осуществления закупки путем проведения отрытого конкурса в электронной форме - выявить лучшие условия исполнения контракта.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что представителем уполномоченного учреждения не представлено пояснений относительно того, что является степенью проработанности предложения по организационно-технологической схеме выполнения работ, а также в положениях извещения не представлены ссылки на нормативные документы, регламентирующие вышеуказанные требования и мероприятия, позволяющие участникам однозначно определить сведения для указания в составе заявки в соответствии с порядком оценки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", не раскрывает понятие "степень проработанности предложения по организационно-технологической схеме выполнения работ" и не содержит пропорциональную зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями, что не позволяет определить предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке закупочной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостному критерию. Также отсутствие названных сведений оставляет оценку заявок и выбор победителя закупки на субъективное усмотрение закупочной комиссии Заказчика, что является неправомерным.
С учетом изложенного, изучив имеющиеся доказательства, выслушав позиции сторон, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки участников закупки по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" нарушает п. 11 ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Экохим-проект" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа выявлено нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. В действиях уполномоченного учреждения в лице Муниципального казенного учреждения Талицкого городского округа "Центр обеспечения закупок", закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа, уполномоченному учреждению лице Муниципального казенного учреждения Талицкого городского округа "Центр обеспечения закупок", закупочной комиссии, оператору электронной площадки выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя по закупке N 0862600020823000260, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 20____г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
*
|
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ | |
ПРЕДПИСАНИЕ N 066/06/42-3608/2023 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе | |
г. Екатеринбург |
16.10.2023 г. |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*,
*,
*,
на основании своего решения N 066/06/42-3608/2023 от 16.10.2023 г., руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа, уполномоченному учреждению лице Муниципального казенного учреждения Талицкого городского округа "Центр обеспечения закупок", закупочной комиссии в срок до 16 ноября 2023 года устранить нарушение Закона о контрактной системе установленные решением N 066/06/42-3608/2023 от 16.10.2023 г., (извещение N 0862600020823000260) путем отзыва карточки контракта (в случае ее направления), отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме в части устранения выявленных нарушений, продления срока подачи заявок на участие в закупке и завершения процедуры проведения закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа, уполномоченному учреждению лице Муниципального казенного учреждения Талицкого городского округа "Центр обеспечения закупок" в срок до 17 ноября 2023 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 октября 2023 г. N 066/06/42-3608/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2023