Резолютивная часть решения оглашена 17.10.2023
В полном объеме решение изготовлено 19.10.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
рассмотрев обращение ФГКУ "Кварц" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ГБУЗ "Районная больница г. Карталы" в связи с уклонением учреждения от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на медицинское обследование работников ведомственной охраны на право ношения оружия и его применение, включая проведение химико-токсикологического исследования (извещение N 0369100045023000081) (далее - запрос котировок, закупка), при участии:
- представителя ФГКУ "Кварц" Лямичевой А.В., действующего на основании доверенности от 13.10.2023,
- представителя ФГКУ "Кварц" Сенатор И.И., действующего на основании доверенности от 13.10.2023,
- представителя ГБУЗ "Районная больница г. Карталы" Цепиловой Т.В., действующего на основании доверенности от 13.10.2023,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ГБУЗ "Районная больница г. Карталы".
Согласно представленным документам 27.09.2023 ФГКУ "Кварц" объявило о проведении запроса котировок.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 04.10.2023 победителем запроса котировок признано ГБУЗ "Районная больница г. Карталы".
В протоколе уклонения от заключения контракта указано, что в регламентированный законом срок участником закупки не подписан контракт, что является основанием для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, а также для направления сведений о таком участнике в антимонопольный орган.
Представитель ГБУЗ "Районная больница г. Карталы" на заседании Комиссии предоставили письменные пояснения, документы и указали, что непредставление проекта контракта обусловлено выходом из строя компьютерного оборудования, при этом проект контракта подписан позже регламентированного законом срока, о чем уведомлен заказчик, что свидетельствует об отсутствии признаков недобросовестного поведения в действиях участника закупки.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (в редакции, действующей на момент проведения закупки), пришла к следующим выводам.
Согласно пунктам 1, 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
- заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Подпунктами "а, б" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
- подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), при этом такой участник закупки:
- в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
- вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
Пунктами 2, 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки также вправе сформировать протокол разногласий либо осуществить отказ от подписания контракта, в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Закона о контрактной системе.
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, информацию, предусмотренную статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае, если участником закупки предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта), а также обязан внести денежные средства за заключение контракта либо разместить документы, предусмотренные пунктами 2, 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
При этом, в силу части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок не установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта, что возлагает на участника закупки обязанность по подписанию проекта контракта не позднее 1 рабочего дня после формирования и размещения проекта контракта заказчиком.
Как следует из документов, представленных заказчиком, проект контракта размещен в единой информационной системе 04.10.2023, то есть в день опубликования протокола подведения итогов от 04.10.2023, что подтверждается информацией, размещенной в единой информационной системе. Таким образом, обязанность по направлению проекта контракта заказчик исполнил в полном объеме.
Так, 09.10.2023 учреждением размещен на электронной площадке со своей стороны проект контракта, тогда как предельный срок для подписания проекта контракта - 05.10.2023, что свидетельствует о нарушении учреждением порядка заключения контракта.
При этом, факт неподписания проекта контракта в регламентированный законом срок зафиксирован заказчиком путем формирования и опубликования в единой информационной системе протокола признания участника запроса котировок уклонившимся.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 1, подпункту "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
- такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
- заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной систем протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредставлении подписанного проекта контракта в регламентированный контрактом срок, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем запроса котировок, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Из представленных учреждением и заказчиком документов следует, что проект контракта подписан учреждением 09.10.2023, то есть на два дня позже регламентированного законом срока, что подтверждается скриншотами из единой информационной системы.
На заседании Комиссии представитель учреждения пояснил, что проект контракта не подписан ввиду выхода из строя компьютерного оборудования в период с 05.10.2023 по 09.10.2023, на котором установлена электронная подпись, что подтверждается актом диагностики.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Из документов, представленных ГБУЗ "Районная больница г. Карталы", следует, что правовое поведение хозяйствующего субъекта направлено на заключение контракта, выражающееся в подписании проекта контракта, направлении заказчику письма N 2051/1 от 06.10.2023, в котором учреждение указывает на поломку оборудования, при этом выражая намерения исполнять обязательства по контракту.
Кроме того, в материалы дела учреждением представлен акт о проведении работ от 09.10.2023, из которого следует, что произведен ремонт материнской платы ноутбука Lenovo L590.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
В силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил в случае, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Принимая во внимание, что намерения по подписанию проекта контракта подтверждаются материалами дела, явный отказ от подписания контракта учреждение не выражало, Комиссия Челябинского УФАС России не имеет оснований для включения ГБУЗ "Районная больница г. Карталы", лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, учредителя учреждения в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФГКУ "Кварц" в отношении ГБУЗ "Районная больница г. Карталы" (ИНН7407000230), лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, учредителя учреждения, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 октября 2023 г. N 074/06/104-2410/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2023