рассмотрев жалобу ИП Машкевич В.В. (далее - Заявитель) на действия ГБУ СО КК "Брюховецкий комплексный центр социального обслуживания населения" при проведении электронного аукциона: "Услуги по передаче неисключительных прав на использование лицензии антивирусного программного обеспечения" (извещение N 0318200021623000023) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что описание объекта закупки электронного аукциона составлено с нарушениями ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых указано, что с доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
29.09.2023 г. Заказчиком - ГБУ СО КК "Брюховецкий комплексный центр социального обслуживания населения" размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Услуги по передаче неисключительных прав на использование лицензии антивирусного программного обеспечения" (извещение N 0318200021623000023).
Начальная (максимальная) цена контракта - 81 920,00 руб.
На основании п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе гласит, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Файл "Описание объекта закупки антивирус 09.2023.xlsx" содержит функциональные, технические, качественные характеристики товара, входящего в предмет закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
Заявитель в жалобе указывает, что положения описания объекта закупки и извещения не соответствуют п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что влечет ограничение конкуренции, поскольку совокупность требований создает преимущественные условия одному из участников рынка и не позволяет поставщику с иными товарами (антивирусное программное обеспечение российского производства "Доктор Веб", далее DW) стать победителем закупки. При описании объекта закупки Заказчик устанавливает требования с излишней детализацией, включая в описание объекта закупки характеристики, указывающие на конкретное антивирусное программное обеспечение Kaspersky.
В "Описании объекта закупки" установлены требования, указывающие на конкретное программное обеспечение:
- запуск специальной задачи для обнаружения уязвимостей в приложениях, установленных на компьютере, с возможностью предоставления отчета по обнаруженным уязвимостям.
- указать параметры подключения к wi-fi сетям;
- указать обязательные к установке приложения;
- создания списка правил на основе которых будет осуществляться проверка мобильного устройства на соответствие корпоративным политикам с возможностью автоматической блокировки устройства, удаления данных, запрета запуска корпоративных приложений при выявлении несоответствий;
-поддержка технологий Samsung KNOX1 и KNOX2.
- отправки SMS-оповещений о заданных событиях;
- централизованное удаление (ручное и автоматическое) несовместимых приложений средствами центра управления;
- централизованная установка сертификатов на управляемые мобильные устройства;
- лицензия должна позволять активировать антивирусные продукты на рабочих станциях и серверах в любом соотношении в пределах купленного количества. Для формирования лицензии не нужно указывать конкретное количество рабочих станций и серверов.
Указанные требования не конкретизируют функционал антивирусного программного обеспечения, а копируют распространенное в маркетинговых целях описание антивируса Kaspersky.
В "Описании объекта закупки" включено указание на товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент": "возможность отправки команд и push уведомлений через сервис Firebase Cloud Messaging (FCM);".
Товарный знак "Firebase" зарегистрирован 22 марта 2016 года, правообладателем является Гугл Инк.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком использованы характеристики, являющиеся субъективными, позволяющие трактовать спорные условия в зависимости от индивидуальных предпочтений, что не позволяет определить соответствие предлагаемой услуги, установленным Заказчиком требованиям как на стадии подачи, рассмотрения заявок, так и в ходе исполнения контракта, а именно: "гибкое управление использованием ресурсов компьютера для обеспечения комфортной работы пользователей при выполнении сканирования файлового пространства;".
Заявитель в жалобе указывает, что в "Описании объекта закупки" Заказчиком описаны неисполнимые требования, а именно: программные средства защиты смартфонов для ОС Apple iOS. Так Apple не допускает в магазин App Store антивирусы, "компания Apple изначально проектировала платформу iOS как защищенную" ее операционная система не нуждается в антивирусе.
На рынке отечественного антивирусного ПО для iOS представлены Kaspersky: Mobile Security, Dr.Web CureNet, однако их функционал не соответствует характеристикам, указанным в "Описании объекта закупки" указанные программы являются приложениями и не представляют собой антивирусное ПО.
Заказчиком на рассмотрение Комиссии Краснодарского УФАС не представлены документы, подтверждающие наличие спорных характеристик у товара, который был бы эквивалентным антивирусному программному обеспечению, указанному в "Описании объекта закупки".
Таким образом, при "Описании объекта закупки" Заказчиком установлены нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам внеплановой проверки установлено нарушение.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно информации, размещенной в ЕИС:
Файл "Ответ на запрос" содержит информацию: "Учреждением приобретается базовая (первичная) лицензия".
Файл "Ответ на Запрос 1" содержит информацию:
Уважаемый поставщик: 1.В силу ч. 4 ст. 42 Закона N 44-ФЗ не допускается изменение наименования объекта закупки. 2. При подготовке закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от потенциальных участников закупки, готовых оказать услуги, указанные в Техническом задании. Также в рамках данной закупки заказчик не обязан предоставлять информацию об лицензиях, используемых учреждением. 3.При подготовке закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от потенциальных участников закупки, готовых оказать услуги, указанные в Техническом задании. 4.Данные характеристики необходимы для перспективного расширения на весь парк оборудования, имеющегося у заказчика, для создания единой экосистемы. Исходя из указанного требование не является излишними. 5.Обращаю Ваше внимание что согласно ст.8 п. 1 183-ФЗ В целях учета значимых объектов критической информационной инфраструктуры федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, ведет реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры в установленном им порядке. Учреждение не имеет реестр объектов критической инфраструктуры, оно в случае необходимости направляет пакет документов уполномоченному органу для внесения объекта в реестр. Также обращаем Ваше внимание, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком выявлено несколько потенциальных исполнителей, готовых поставить товар на условиях, указанных в извещении об осуществлении закупки. Исходя из вышеуказанного, внесение изменения в извещение об осуществлении закупки, производиться не будет.
С Уважением |
Таким образом, в нарушение ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчиком - ГБУ СО КК "Брюховецкий комплексный центр социального обслуживания населения" размещены разъяснения без указания предмета запроса, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Машкевич В.В. обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - ГБУ СО КК "Брюховецкий комплексный центр социального обслуживания населения" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУ СО КК "Брюховецкий комплексный центр социального обслуживания населения" (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 октября 2023 г. N 1082/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2023