Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителя заказчика - МБОУ СОШ N 1: - (директор), - (без доверенности),
в присутствии представителя ООО ОА "ИРКУТ": - (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме обращение МБОУ СОШ N 1 о включении сведений об ООО ОА "ИРКУТ" (ИНН 3849066790, 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Франк-Каменецкого, д. 28/4) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по физической охране объекта (извещение N 0851300000123000057),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение МБОУ СОШ N 1 о включении сведений об ООО ОА "ИРКУТ" (ИНН 3849066790, 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Франк-Каменецкого, д. 28/4) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по физической охране объекта (извещение N 0851300000123000057).
Согласно ч. 2 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе и порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, Новосибирским УФАС России была проведена проверка представленных документов и информации, в ходе которой было установлено следующее.
Суть обращения заказчика сводится к следующему.
19.03.2023 г. заказчиком с ООО ОА "Иркут" был заключен контракт на оказание услуг по физической охране объекта
Согласно п. 2.1.3 контракта исполнитель обязан был предоставить заказчику в течение 1 рабочего дня после заключения контракта список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, указанных в части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с описанием объекта закупки.
Количество работников в списке должно обеспечивать оказание услуг в объеме, установленном описанием объекта закупки, с учетом требований статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации.
В случае внесения изменений в состав работников, осуществляющих охрану объекта, исполнитель направляет в течение 1 рабочего дня со дня принятия такого решения заказчику уточненный список.
Список работников заказчику так и не был предоставлен, работал один охранник.
07.04.2023 г. заказчиком было зафиксировано отсутствие сотрудника ООО АО "Иркут" в течение всего рабочего дня.
11.04.2023 г. заказчиком было зафиксировано отсутствие сотрудника ООО АО "Иркут" в течение всего рабочего дня.
27.04.2023 г. и 22.05.2023 г. были осуществлены ложные вызовы Росгвардии сотрудником ООО АО "Иркут".
17.08.2023 г. заказчиком было зафиксировано опоздание сотрудника ООО АО "Иркут" на 15 минут после начала рабочего дня.
18.08.2023 г. заказчиком было зафиксировано отсутствие сотрудника ООО АО "Иркут" в течение 20 минут на рабочем месте после начала рабочего дня.
22.08.2023 г. заказчиком было зафиксировано отсутствие сотрудника ООО АО "Иркут" в течение 1 ч. 55 минут от начала рабочего дня.
04.09.2023 г. заказчиком было зафиксировано отсутствие сотрудника ООО АО "Иркут" в течение 1 ч. 55 минут от начала рабочего дня, кроме того данный сотрудник осуществлял работу без формы (нарушение п. 3.1.3 должностной инструкции охранника ООО АО "Иркут").
07.09.2023 г. заказчиком было зафиксировано отсутствие сотрудника ООО АО "Иркут" в течение 30 минут от начала рабочего дня.
11.09.2023 г. заказчиком было зафиксировано отсутствие охраны в течение 14 часов (всей смены), сотрудники Росгвардии в ходе планового объезда были на объекте в 10:25 и зафиксировали данный факт.
28.09.2023 г. заказчиком было зафиксировано отсутствие охраны на объекте.
Ввиду отсутствия сменного охранника, сотрудник исполнителя дежурил с 7.00 утра до 21.00 вечера (по 14 часов) в периоды с 01 по 06 апреля 2023 года, с 29 мая по 1 июня 2023 года, что является грубейшим нарушением в связи с несоответствием фактического режима работы сотрудника режиму, указанному в трудовом договоре.
В периоды 27-28 апреля 2023 года, 16-18 мая 2023 года, 23-24 мая 2023 года, а также 27-28 мая 2023 года дежурили неизвестные лица - информация об охраннике не внесена в журнал передачи смен.
28.09.2023 г. заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 28.09.2023 г. было размещено в ЕИС.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 28.09.2023 г., следовательно, 28.09.2023 г. исполнитель считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 10.10.2023 г.
В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в регламентированный десятидневный срок исполнитель не предпринял действий по исполнению обязательств по контракту.
ООО ОА "ИРКУТ" направило в адрес Новосибирского УФАС России письменные пояснения следующего содержания.
До заседания Комиссии Новосибирского УФАС России в адрес ООО ОА "ИРКУТ" не были представлены доказательства нарушения исполнителем графика оказания услуг, акт выявленных нарушений и обоснование решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.10.2023 г. ООО ОА "ИРКУТ" направило в адрес заказчика требование о предоставлении доказательств нарушения исполнителем графика оказания услуг, акт выявленных нарушений для принятия соответствующего решения с уведомлением о недопустимости одностороннего отказа от исполнения контракта и намерении исполнителя обратиться в суд за обжалованием принятого решения и взыскания понесенных убытков и всех судебных расходов.
ООО ОА "ИРКУТ" имело реальное намерение на заключение и исполнение контракта, на дату подачи заявки на участие в электронном аукционе исполнитель имел требуемые ресурсы для исполнения контракта, вёл себя добросовестно.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.п. "в" п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства РФ N1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, а именно, принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссии Новосибирского УФАС России и заказчику от ООО ОА "ИРКУТ" не были представлены какие-либо документы и информация, подтверждающие невозможность исполнения контракта.
В подтверждение доводов, указанных в обращении о включении сведений об ООО ОА "ИРКУТ" в реестр недобросовестных поставщиком, заказчик заявил, что у него в наличии имеются записи с камер видеонаблюдения, из которых следует, что, в указанные заказчиком дни, сотрудники исполнителя отсутствовали на объекте.
Кроме того, согласно акту снятия с охраны, охрана объекта была снята 07.10.2023 г., то есть, до вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что исполнителем не были устранены недостатки, отражённые в решении заказчика, следовательно, оснований для отмены указанного решения у заказчика не было.
Таким образом, с учётом представленных информации и документов, в том числе, должностной инструкции об охранно-пропускном режиме на объекте, утвержденной сторонами в соответствии с п.2.1.6 контракта, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, что МБОУ СОШ N 1 правомерно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика в судебном порядке не обжаловано.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях организации, выраженное в непринятии мер к исполнению контракта.
Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Организацией не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, организации несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Таким образом, поскольку ООО ОА "ИРКУТ" не были исполнены обязательства по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений об ООО ОА "ИРКУТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
При проведении на основании п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе и п. 13 порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, внеплановой проверки данного обращения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.
Руководствуясь ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО ОА "ИРКУТ" (ИНН 3849066790, 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Франк-Каменецкого, д. 28/4), о директоре Визовитине Михаиле Викторовиче (ИНН 381015727135), об участнике Карпенко Владимире Владимировиче (ИНН 381115923630) сроком на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18 октября 2023 г. N 054/06/104-2096/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2023