На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 19.10.2023 года N 345/23, на основании обращения заказчика ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" (вх. N 6980/23 от 18.10.2023) о включении сведений в отношении ИП "__.." в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя Инспекции: "___"
Членов Инспекции: "___"
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей заказчика ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области", индивидуального предпринимателя "___",
в результате рассмотрения обращения заказчика ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" (вх. N 6980/23 от 18.10.2023) о включении сведений в отношении ИП "__.." в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку государственных стандартных образцов для филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Унечском районе Брянской области" за N 0327100007623000013 от 03.04.2023 проводит проверку на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность ИП "__..", а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" требований Закона о контрактной системе при проведении аукциона в электронной форме на поставку государственных стандартных образцов для филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Унечском районе Брянской области" за N 0327100007623000013,
установила:
1. 07.03.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку государственных стандартных образцов для филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Унечском районе Брянской области" за N 0327100007623000013.
2. Начальная (максимальная) цена контракта - 163 348,14 рублей.
3. На участие в электронном аукционе за N 0327100007623000013 было подано 5 (пять) заявок.
4. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.03.2023 N0327100007623000013 победителем электронного аукциона за N 0327100007623000013 признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 4 (ИП "__.."), заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
5. 03.04.2023 между заказчиком ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" и ИП "__.." заключен контракт за N 0327100007623000013 на поставку государственных стандартных образцов для филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Унечском районе Брянской области".
Согласно п. 1.2 заключенного контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в спецификации (приложение к Контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта.
В соответствии с п. 3.1 заключенного контракта поставщик самостоятельно доставляет товар заказчику единовременной поставкой по адресу: 243300 Брянская область г. Унеча ул. Школьная 18 (далее - место доставки), с момента заключение контракта в течение 60 календарных дней, т.е. в срок до 02.06.2023.
6. 05.06.2023 заказчиком ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" в адрес поставщика ИП "__.." направлено требование о поставке товара N 32-20-05/17-3829-2023 с просьбой сообщить о причинах задержки поставки товара в указанный контрактом срок, а также, принять действенные меры по поставке товара в кратчайшие сроки.
7. 18.07.2023 заказчиком ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" в адрес поставщика ИП "__.." направлено требование о поставке товара N 32-20-05/17-5023-2023 с просьбой сообщить в течение 5 календарных дней с момента вручения требования о причинах задержки поставки товара в указанный контрактом срок, а также, принять действенные меры по поставке товара в кратчайшие сроки.
8. 28.07.2023 поставщиком ИП "__.." в адрес заказчика была осуществлена поставка части товара, согласно контракта N 0327100007623000013 на сумму 119 762,00 рубля.
9. 02.08.2023 заказчиком ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" в адрес поставщика ИП "__.." направлено требование (претензия) N32-20-05/17-53/7-2023 о восполнении недопоставленного товара с просьбой в течении 10 рабочих дней с момента вручения претензии осуществить поставку недостающего товара по 8 (восьми) пунктам спецификации к контракту на сумму 12 549 рублей.
10. 06.10.2023 заказчиком ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В основу решения об одностороннем отказе положен факт невыполнения надлежащим образом обязательств по поставке товара в полном объеме по контракту N 0327100007623000013 от 03.04.2023 с неоднократным нарушением установленных контрактом сроков.
Указанное решение сформировано заказчиком ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" и направлено поставщику ИП "__.." с использованием единой информационной системы 06.10.2023.
Датой вступления решения заказчика ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" об одностороннем отказе от исполнения контракта надлежит считать 16.10.2023.
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующему выводу:
1. Заказчиком ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" правомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта за N 0327100007623000013 на поставку государственных стандартных образцов для филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Унечском районе Брянской области", поскольку заказчиком соблюдены требования Закона о контрактной системе:
- части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, определяющей право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом. Так, пунктом 4.4.7 контракта установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством;
- ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, в связи с существенным нарушением поставщиком ИП "__.." условий контракта, выразившихся в невыполнения надлежащим образом обязательств по поставке товара в полном объеме по контракту N 0327100007623000013 от 03.04.2023 с неоднократным нарушением установленных контрактом сроков, заказчик ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" 06.10.2023 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Данное решение сформировано заказчиком посредством единой информационной системы в сфере закупок 06.10.2023, которое впоследствии 06.10.2023 автоматически с использованием единой информационной системы направлено поставщику ИП "__..", в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 06.10.2023 является датой надлежащего уведомления поставщика ИП "__.." об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 06.10.2023 является датой надлежащего уведомления поставщика ИП "__.." об одностороннем отказе заказчика ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" от исполнения контракта за N 0327100007623000013 от 03.04.2023 на поставку государственных стандартных образцов для филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Унечском районе Брянской области", то, 16.10.2023 контракт считается расторгнутым.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Поскольку в течение десятидневного срока (06.102023-16.10.2023) поставщик ИП "__.." не устранил нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, то 16.10.2023 контракт считается расторгнутым.
Инспекция Брянского УФАС России, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ИП "__.." в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о доказанности заказчиком ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" в рамках заключенного контракта за N 0327100007623000013 от 03.04.2023 на поставку государственных стандартных образцов для филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Унечском районе Брянской области" недобросовестного поведения поставщика ИП "__.."
Данный вывод подтверждается следующим:
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Так, пунктом 4.4.7 контракта предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе: неоднократное нарушение сроков поставки товаров (ч.2 ст. 523 ГК РФ).
В рассматриваемом случае заказчиком ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" 06.10.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта за N 0327100007623000013 от 03.04.2023 на поставку государственных стандартных образцов для филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Унечском районе Брянской области" в связи с неоднократным нарушением сроков поставки товара в объеме, указанном в спецификации к контракту.
В соответствии с п. 3.1 заключенного контракта поставщик самостоятельно доставляет товар заказчику единовременной поставкой по адресу: 243300 Брянская область г. Унеча ул. Школьная 18 (далее - место доставки), с момента заключение контракта в течение 60 календарных дней, т.е. в срок до 02.06.2023.
Однако, в предусмотренный условиями контракта срок (до 02.06.2023), а также в период нового срока, данного заказчиком для исполнения обязательств по контракту за N 0327100007623000013 от 03.04.2023 ИП "__..". в полном объеме не была осуществлена поставка государственных стандартных образцов.
ИП "__.."в адрес Брянского УФАС России не направлены письменные пояснения, указывающие на наличие объективных препятствий к своевременной поставке товара, кроме того, на рассмотрение представитель поставщика ИП "__.." не подключился, личную явку ИП "__..". не обеспечила.
Согласно части 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, наступление которых повлекло не исполнение обязательств по рассматриваемому контракту, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков не установлено. Отсутствие вины в неисполнении обязательства доказывается должником, однако, ИП "__..". не представлено в адрес Брянского УФАС России доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить условия контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является, в том числе, такое поведение при исполнении муниципального контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности полноценного исполнения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Принимая решение об участии в процедуре определения поставщика и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона.
В рассматриваемом случае ИП "__.." не предприняла все возможные и зависящие от нее меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявило необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности, и не предприняла должных действий по поставке товара согласно условий заключенного контракта.
На основании вышеизложенного, Инспекция Брянского УФАС России усматривает признаки недобросовестного поведения поставщика ИП "__..", направленного на ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств по рассматриваемому контракту за N 0327100007623000013 от 03.04.2023 на поставку государственных стандартных образцов для филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Унечском районе Брянской области".
На основании вышеизложенного, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу о существенном нарушении поставщиком ИП "__.." условий контракта за N 0327100007623000013 от 03.04.2023 на поставку государственных стандартных образцов для филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Унечском районе Брянской области".
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков предполагается недобросовестное поведение лица, свидетельствующие о его намерениях неисполнения Контракта, заключенного с Заказчиком.
Недобросовестное поведение ИП "__.." в части ненадлежащего исполнения контракта выразилось в следующем: ИП "__.." в установленный контрактом срок (с даты заключения контракта 03.04.2023 до принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 06.10.2023) не осуществила в адрес заказчика поставку в полном объеме государственных стандартных образцов для филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Унечском районе Брянской области"; ИП "__..". после получения решения об одностороннем расторжении контракта заказчиком, не предприняла мер по надлежащему исполнению контракта; ИП "__.." не представила в адрес Брянского УФАС России надлежащих документов и пояснений, свидетельствующих о наличии объективных препятствиях исполнить вышеуказанный контракт.
Таким образом, учитывая, в том числе, что:
1) ИП "__.." существенно нарушены условия контракта, что выразилось в невыполнении надлежащим образом обязательств по поставке товара в полном объеме по контракту N 0327100007623000013 от 03.04.2023 с неоднократным нарушением установленных контрактом сроков.
2) ИП "__.." не совершено действий по признанию в судебном порядке решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным, что также свидетельствует о согласии ИП "__.." с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
3) ИП "__.." не представлено в адрес Брянского УФАС России надлежащих пояснений о невозможности исполнить вышеуказанный контракт, а также доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить условия контракта.
4) ИП "__.." не совершено никаких действий по устранению допущенных нарушений условий контракта в срок, установленный ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, следовательно, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу, что в соответствии с положениями части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения в отношении ИП "__.." подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта.
Учитывая, что ИП "__.." не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих наличие объективных препятствий для добросовестного исполнения Контракта в течении всего срока исполнения контракта, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу о наличии признаков недобросовестного поведения в действиях ИП "__..", связанных с неисполнением обязательств по Контракту.
2. Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
2.1 Заказчиком ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" нарушены требования п. 17 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, согласно которого при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона), поскольку заказчиком в извещении об осуществлении закупки не в полном объеме установлены требования к обеспечению исполнения контракта с учетом требований ст. 45 Закона о контрактной системе, а также с учетом Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (ред. от 15.10.2022) "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий", "Правилами формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий") (далее- Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005), а также с учетом изменений, вступивших в законную силу с 18.10.2022 года, в части установления дополнительных обязательных условий в независимых гарантиях.
Комиссией Брянского УФАС России установлено, что в извещении о проведении закупки заказчиком установлено требование к обеспечению исполнения контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный ч. 1.2 ст. 45 Закона о контрактной системы.
Частью 2 ст. 45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которую должна содержать независимая гарантия.
Так, Независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;
3) обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы, по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.
Вместе с тем, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки не в полном объеме установлены требования к обеспечению исполнения контракта с учетом требований ст. 45 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (ред. от 15.10.2022) утверждена форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, а также установлены дополнительные требования к независимой гарантии, в том числе, требования, вступившие в законную силу с 18.10.2022 года:
- условия о рассмотрении требования заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого требования и документов, предусмотренных перечнем документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- условия о рассмотрении споров, возникающих в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, в арбитражном суде.
Вместе с тем, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлены требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005, в том числе, дополнительные требования, вступившие в законную силу с 18.10.2022.
Таким образом, заказчиком в извещении об осуществлении закупки не в полном объеме установлены требования к обеспечению исполнения контракта с учетом требований ст. 45 Закона о контрактной системе, а также с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005.
Выявленные в действиях заказчиков нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.2 Заказчиком ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" нарушены положения п.12 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования), поскольку заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона на на поставку государственных стандартных образцов для филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Унечском районе Брянской области" N 0327100007623000013 не установлен перечень единых требований к участникам закупки.
В соответствии с ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки и положения части 5 ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которой информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10.1) участник закупки не является иностранным агентом;
11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Установлено, что вышеуказанные единые требования к участникам закупки в извещении о проведении электронного аукциона отсутствуют, в извещении об осуществлении закупки имеется только отсылка к ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.3 Заказчиком ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" нарушены положения ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, согласно которой штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов, поскольку заказчиком в проекте контракта не в полном объеме установлены размеры штрафов за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление правительства российской федерации от 15 мая 2017 г. n 570 и признании утратившим силу постановления правительства российской федерации от 25 ноября 2013 г. n 1063" (далее - Постановление N1042) в соответствии со статьей 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с п. 5 Постановления N1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011)
а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011)
б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
Однако, заказчиком в проекте контракта не установлены вышеуказанные требования положений п. 5 Постановления N1042.
Выявленные в действиях заказчиков нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Включить сведения в отношении индивидуального предпринимателя "__.." в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков индивидуального предпринимателя "__.." считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
3. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" нарушения положений п.п.12,17 ч.1 ст. 42, ч. 2 ст. 45, ч.1 ст. 31, ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 5 Постановления Правительства N1042.
4. Предписание об устранении выявленных нарушений требований п.п.12,17 ч.1 ст. 42, ч. 2 ст. 45, ч.1 ст. 31, ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 5 Постановления Правительства N1042 Закона о контрактной системе, п. 5 Постановления Правительства N1042 не выдавать ввиду того, что контракт заключен и расторгнут.
5. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель Инспекции: "__.."
Члены Инспекции: "__.."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 24 октября 2023 г. N РНП-32-804
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2023