Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России", о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "АВАНГАРД" по результатам проведения электронного аукциона: "Приобретение дизельного топлива" (извещение: N 0318100058623000249),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "АВАНГАРД" (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Приобретение дизельного топлива" (извещение: N 0318100058623000249).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.06.2023 NИЭА1 ООО "АВАНГАРД" признано победителем закупки.
19.06.2023 между ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России" и ООО "АВАНГАРД" заключен контракт на сумму 2 000 817,00 рублей.
04.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Общество с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД";
- адрес: 353320, г. Абинск, ул. Заводская, д. 5;
- ИНН: 2376002250, КПП: 237601001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России" проводился электронный аукцион: "Приобретение дизельного топлива" (извещение: N 0318100058623000249).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.06.2023 NИЭА1 ООО "АВАНГАРД" признано победителем закупки.
19.06.2023 между ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России" и ООО "АВАНГАРД" заключен контракт на сумму 2 000 817,00 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Поставщик обязуется осуществить поставку дизельного топлива (далее - товар) в соответствии со Спецификацией, которая является неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик принять и оплатить поставленный товар в соответствии с условиями настоящего Контракта.
В соответствии с п. 2.1 контракта Поставка Товара осуществляется партиями по заявке заказчика с 01.10.2023 года до 31.12.2023 года. Поставка товара осуществляется в течение 2 (двух) рабочих дней с момента получения заявки Заказчика.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "АВАНГАРД" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
29.09.2023 Поставщику направлена заявка со сроком исполнения в течение 2 (двух) рабочих дней, согласно условий Контракта, до 03.10.2023.
На данную заявку Поставщик направил письмо исх.N35 от 29.09.2023 об отсутствии товара у поставщиков с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Доводы Поставщика не приняты Заказчиком так как контракт не может быть расторгнут по соглашению сторон, в связи с потребностью Заказчика в товаре.
По состоянию на 04.10.2023 условия контракта по поставке Заказчику ГСМ для автотранспорта в санаторий для государственного казенного учреждения "Санаторий "Победа" ФТС России" не выполнены.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.11.4 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
04.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
04.10.2023 решение размещено в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Из пояснений ООО "АВАНГАРД" следует, что Общество просило Заказчика расторгнуть государственный контракт по соглашению сторон.
Однако, Заказчик ответил отказом.
14.09.2023 ООО "Авангард" повторно направило в адрес Заказчика письмо, в котором сослалось на обстоятельства, отраженные в письме от 04.08.2023.
Поставщик указал, что в настоящий - момент на рынке нефтепродуктов Краснодарского края образовался острый дефицит дизельного топлива, в связи с загруженностью Железных дорог в южном направлении.
ООО "Авангард" в подтверждение информации изложенной в письме от 14.09.2023, направляемому Заказчику приложило документы, которые были, получены по запросу ООО "Авангард" у поставщиков топлива:
- копия заявки ООО "Авангард" в АО "НК "Роснефть" - "Кубаньнефтепродукт" на поставку нефтепродуктов N 1.
- копия письма ООО "Авангард", в котором указано, что между АО "НК "Роснефть" - "Кубаньнефтепродукт" и ООО "Авангард" заключен договор поставки нефтепродуктов оптовым покупателям с нефтебаз в регионах на условиях 100% предоплаты N 0162123/0270Д от 21.03.2023.
05.09.2023 ООО "Авангард" направляло оперативную заявку -покупателя на поставку нефтепродуктов.
06.09.2023 Павлушкина О.П. пояснила по мобильной связи, что на данный момент топливо на нефтебазе отсутствует. Так ООО "Авангард" просило АО "НК "Роснефть" - "Кубаньнефтепродукт" дать официальный ответ о невозможности поставки топлива в связи е его отсутствием.
- копия информационного письма от 30.08.2023 исх. N 12, в котором ООО "Арсенал" сообщало, что в связи со сложностями поставки топлива в южном направлении происходит нарушение ритмичности поставок, наблюдается дефицит дизельного топлива.
- копия уведомления от 08.09.2023 исх. N 32, в котором ООО "Аверс" информировало, что на текущий момент наблюдается дефицит дизельного топлива в связи с отсутствием данного вида нефтепродукта на нефтебазах Краснодарского края.
ООО "Авангард" было вынуждено сообщить Заказчику, что у Общества нет возможности поставить вышеуказанный объем, топлива из-за отсутствия дизельного топлива на нефтебазах Краснодарского края.
При этом в адрес ООО "АВАНГАРД" 29.09.2023 поступила заявка N 145/17-13 от Заказчика на поставку 15 400 литров дизельного топлива экологического класса К5 согласно "Техническому заданию" Приложению N 1 к Контракту.
ООО "АВАНГАРД" пояснило, что заявка на поставку Товара поступила раньше срока, предусмотренного п. 2.1. контракта, в соответствии с которым поставка товара осуществляется партиями по заявке заказчика с 01.10.2023 года до 31.12.2023 года. Поставка товара осуществляется в течение 2 (двух) рабочих дней с момента получения заявки Заказчика.
29.09.2023 Поставщик направил в адрес Заказчика ответ на письмо-заявку исх. N 35, в котором сообщил, что в настоящий момент на рынке нефтепродуктов Краснодарского края продолжается ситуация с острым дефицитом дизельного топлива, в Связи, с плановыми ремонтными работами, проводимыми на нефтебазах Краснодарского края, в связи с загруженностью железных дорог в Южном Федеральном округе.
ООО "АВАНГАРД" направлены запросы по нефтебазам Краснодарского края, о возможности приобретения дизельного топлива, на которые получены отрицательные ответы - дизельного топлива в наличии нет (Уведомление ООО "Аверс" от 29.09.2023 исх. N 89, в котором указано, что наблюдается дефицит дизельного топлива в связи с отсутствием данного вида нефтепродукта на нефтебазах Краснодарского края, коммерческое предложение от 29.09.2023 исх. N 59, в котором ООО "ТРЕЙД-ЮГ" сообщало ориентировочная стоимость дизельного топлива Евро, летнего сорта С, экологического класса К5 до ГОСТ 32511-2013 составляет 100 000 руб. за 1 тонну в т.ч. НДС. Однако, предложение является информационным так, как нефтепродуктов на данный момент к отпуску нет в связи е перебоями в доставках. В связи с чем заявки принимаются на рассмотрение на ноябрь - декабрь 2023 года, ответ от 29.09.2023 исх. N 89, в котором ООО "Малютка" по запросу ООО "Авангард" сообщило, что в настоящий момент ООО "Малютка" не имеет возможности отгрузить в адрес ООО "Авангард" дизельное топливо, так как не может его приобрести, уведомление ООО Торговый Дом "Стандарт Сервис", в котором Общество по запросу ООО "Авангард" сообщило, что в настоящий момент отгрузка дизельного топлива летнего или зимнего не возможна, так как данная продукция отсутствует на базе хранения в связи с отсутствием отгрузок с заводов производителей".
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающее конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
В силу п. 15. постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, учитывая тот факт, что в связи с резким подорожанием топлива и последующим дефицитом, надлежащее исполнение Контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, Комиссия Краснодарского УФАС не усматривает в действиях ООО "АВАНГАРД" факт намеренного уклонения от исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России" в отношении ООО "АВАНГАРД" (353320, г. Абинск, ул. Заводская, д. 5; ИНН: 2376002250, КПП: 237601001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 октября 2023 г. N РНП-23-886/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2023