На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях СПб ГКУ "ЦКБ", Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее соответственно - Заказчик, Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом,АО "ЭТС" электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог (Этап 1) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0172200002523000271) (далее соответственно - Товар, Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99
Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, а именно:
1) в описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) неправомерно установлены требования к характеристикам Товара, совокупности которых соответствует продукция единственного производителя ООО "Меркатор Калуга", что ограничивает количество участников закупки;
2) в проекте государственного контракта Извещения (далее - Проект контракта) установлены сроки поставки Товара, влекущие ограничение количества участников закупки.
В ходе проведения внеплановой проверки 03.10.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 24.10.2023.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 07.06.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 711 930 000 руб.;
4) источник финансирования - бюджет г. Санкт-Петербурга;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 23.06.2023;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
7) дата подачи ценовых предложений - 23.06.2023;
8) в период подачи ценовых предложений предложения о цене контракта поданы 4 участниками Аукциона;
9) по результатам рассмотрения заявок 2 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "АВТО ПОСТАВКА" с минимальным предложением цены контракта 697 691 400 руб.;
11) Заказчиком с ООО "АВТО ПОСТАВКА" заключен государственный контракт от 11.07.2023 N 61/23 (реестровый номер ЕИС - 2782001667423000061) на сумму в размере 697 691 400,00 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки неправомерно установлены требования к характеристикам Товара, совокупности которых соответствует продукция единственного производителя ООО "Меркатор Калуга".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено,что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология,в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Пунктом 1 Постановления N 616 предусмотрен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению к Постановлению N 616.
На заседании Комиссии установлено, что Извещением установлен запрет в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 616.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требования к Товару установлены в соответствии с потребностями Заказчика, а также представил коммерческие предложения ООО "Меркатор Холдинг" от 18.05.2023 N 234/05-23, ООО "ЭмБиКа" от 18.05.2023 б/н, АО "Коммаш" от 19.05.2023 N 169-0523-08, согласно которым поставщики имеют возможность поставить Товар как минимум двух производителей - ООО "Меркатор Калуга", АО "Коммаш".
ФАС России в адрес производителей транспортных средств ООО "Меркатор Калуга", АО "Кургандормаш", ООО "ЗДТ" Регион 45", АО "Тосненский механический завод", ООО "ТверьКоммаш", АО ПК "Ярославич", АО "Коммаш" направлен запрос информации от 06.10.2023 N ПИ/82032/23 (далее - Запрос) о подтверждении возможности поставки транспортных средств с характеристиками, указанными в Описании объекта закупки.
Ответными письмами от 09.10.2023 N 53/10-23, от 09.10.2023
N 362-1023-08, от 10.10.2023 N 23-01/78 на Запрос ООО "Меркатор Калуга",АО "Коммаш", АО "Кургандормаш" подтвердили возможность поставки Товара в соответствии с характеристиками, указанными в Описании объекта закупки.
Кроме того, ООО "Меркатор Калуга", АО "Кургандормаш", АО "Коммаш" указали, что в реестре российской промышленной продукции содержатся номера реестровых записей в отношении транспортных средств, соответствующих Описанию объекта закупки.
Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии явку представителя не обеспечил, а также не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что требования к характеристикам Товара, установленные в Описании объекта закупки, соответствуют продукции единственного производителя и ограничивают количество участников закупки.
2. Из довода Заявителя следует, что в Проекте контракта установлены сроки поставки Товара, влекущие ограничение количества участников закупки.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Согласно положениям Проекта контракта и Описанию объекта закупки поставка Товара осуществляется поэтапно.
Так, срок поставки Товара по этапу N 1 - не позднее 31.08.2023, этапу N 2 -не позднее 30.09.2023, этапу N 3 - не позднее 31.10.2023, этапу N 4 - не позднее 30.11.2023.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требования к срокам поставки Товара установлены в соответствии с потребностями Заказчика.
Кроме того, в соответствии с ответами на Запрос АО "Коммаш" и АО "Кургандормаш" подтвердили возможность поставки Товара в период проведения Аукциона.
При этом Заявитель на заседание Комиссии явку представителя не обеспечил,а также не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что требования к срокам поставки Товара влекут ограничение количества участников закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать доводы ООО "СИМАЗ" не нашедшими своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 октября 2023 г. N П-294/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2023