Резолютивная часть решения оглашена 27 октября 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 30 октября 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителей Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации Гайского городского округа -
Представители ИП Черновой Е.В., МБОУ Илекская СОШ N 2 Илекского района не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Черновой Е.В. на действия комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации Гайского городского округа при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку с установкой оборудования спортивного уличного для создания спортивной площадки для игры в мини-футбол на открытом воздухе (номер извещения N 0353300117823000001),
УСТАНОВИЛА:
20.10.2023 г. в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему (далее - ЕИС) поступила жалоба ИП Черновой Е.В. на действия Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации Гайского городского округа при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку с установкой оборудования спортивного уличного для создания спортивной площадки для игры в мини-футбол на открытом воздухе (номер извещения N 0353300117823000001).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчикам выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам жалобы Заказчиком размещено извещение о проведении открытого конкурса с нарушением положений законодательства о контрактной системе, поскольку: не установлены дополнительные требования по п. 9 приложения Постановления Правительства от 29.12.2021 N 2571; установлены требования в соответствии с п. 4 Постановления Правительства от 29.12.2021 N 2571, которые не должны устанавливаться; ограничен срок исполненных договоров (контрактов), в соответствии с Постановлением Правительства N 2604 от 31.12.2021 г., которые будут учитываться при оценке заявок.
Представители Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации Гайского городского округа жалобу просили признать необоснованной, полностью поддержав доводы, изложенные в возражениях на жалобу, пояснив следующее. Исходя из предмета закупки, установление требований по п. 9 Постановления Правительства от 29.12.2021 N 2571 не требуется. Кроме того, представители Заказчика пояснили, что в извещении, размещенном посредством функционала, требования в соответствии с п. 4 Постановления Правительства от 29.12.2021 N 2571 не установлены, соответственно Заказчиком нарушений допущено не было. Ограничение срока исполненных контрактов, принимаемых к оценке, соответствует положениям Постановления Правительства N 2604.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
09.10.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ЭТП Газпромбанк https://etpgpb.ru/ было Комитетом по физической культуре, спорту и туризму администрации Гайского городского округа, размещено извещение об электронном аукционе на поставку с установкой оборудования спортивного уличного для создания спортивной площадки для игры в мини-футбол на открытом воздухе (номер извещения N 0353300117823000001).
Закупка является совместной, заказчиками являются Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации Гайского городского округа, МБОУ Илекская СОШ N 2 Илекского района.
Комиссия по осуществлению закупок создана на основании Приказа Комитета по физической культуре и спорту администрации Гайского городского округаN 43/1 от 05.10.2023 г.
Срок окончания подачи заявок - 23.10.2023 г. 13:07.
Законом о контрактной системе урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В извещении, сформированном в Единой информационной системе, дополнительные требования по пункту 4 Постановления Правительства N 2571 не установлены.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 161 616,00 рублей.
При этом, начальная максимальная цена контракта для каждого из заказчиков составляет 8 080 808,00 рублей.
Между тем, в нарушение ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно п. 7 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, размещенной в Единой информационной системе, Заказчиком установлены дополнительные требования: Наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта. Информация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, являются информация и документы, предусмотренные хотя бы одним из следующих подпунктов: а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"); б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр); в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Указание на то, что данное требование применяется только в случае установления в извещении, отсутствует.
Согласно ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе, комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур), пункте 10.1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 24.04.2020 N 124-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 05.12.2022 N 498-ФЗ)
При таких обстоятельствах, заказчиком допущено нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, поскольку в извещении, сформированном посредством функционала и Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, содержатся противоречивые требования, что вводит в заблуждение, как участников закупки, так и членов комиссии, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы жалобы Заявителя в данной части являются обоснованными.
Согласно пп. а п. 3 Постановления Правительства N 2571, положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В соответствии с п. 9 приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571, в извещении о проведении закупки заказчиком устанавливаются дополнительные требования работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
В соответствии с извещением предметом закупки является поставка с установкой оборудования спортивного уличного для создания спортивной площадки для игры в мини-футбол на открытом воздухе.
Заявитель на рассмотрение дела не явился, задать ему уточняющие вопросы, относительно указанного довода жалобы, не представилось возможным, Заявитель доказательств, в подтверждение своих доводов не представил, а также не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав отсутствием данного требования.
Заявитель не пояснил, чем установленные требования ограничивают его в участии в данной закупке. В связи с чем, Комиссия Оренбургского УФАС России доводы Заявителя относительно необходимости установления дополнительных требований (по п. 9 Постановления Правительства N 2571), в данном случае, находит неубедительными.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, установлено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе, не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В подпункте "в" пункта 24 раздела V Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться показатель оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Согласно подпункту "а" пункта 28 раздела V Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения: применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В подпунктах "в, г" пункта 28 раздела V Положения закреплено следующее:
- документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению (порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе) устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
- последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
В нарушение положений п. 11 ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, Заказчиком установлено, что по показателю оценки "Наличие у участников закупки опыта поставок, связанного с предметом контракта" оценивается предложение участника о суммарном количестве заключенных и исполненных участником контрактов (договоров) за последние 3 года, предшествующие дате начала подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, что содержит признаки административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Согласно ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р установлен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
Учитывая, что в рамках рассматриваемой закупки предусмотрены поставка товаров, включенных в Перечень, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемая закупка должна осуществляться путем проведения электронного аукциона.
На основании изложенного, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме вместо электронного аукциона, нарушают ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе, и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.29 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черновой Е.В. на действия Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации Гайского городского округа при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку с установкой оборудования спортивного уличного для создания спортивной площадки для игры в мини-футбол на открытом воздухе (номер извещения N 0353300117823000001), частично обоснованной.
2. Признать Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации Гайского городского округа, МБОУ Илекская СОШ N 2 Илекского района нарушившими п. 11 ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32, п. 12 ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Комитету по физической культуре, спорту и туризму администрации Гайского городского округа, МБОУ Илекская СОШ N 2 Илекского района предписание для устранения нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 27 октября 2023 г. N 056/06/106-1085/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2023