Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Страхолетовой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фарм-СТ" (далее - ООО "Фарм-СТ", общество, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" (далее - БУЗОО "ОКБ", заказчик), казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение) при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме на поставку реактивов для медицинских целей для анализатора гематологического XN-1000 (Реестровый номер 232811) (извещение N 0852500000123002601) (далее - запрос котировок, закупка),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного учреждения - <_>
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9827-ЭП/23 от 23.10.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов запроса котировок следует, что 16.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 496360 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 24.10.2023 на участие в запросе котировок подано 2 заявки, заявка участника закупки с идентификационным номером заявки 115168076 признана не соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок.
Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 115126671 (ООО "СибЛаб-Маркет").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителя уполномоченного учреждения, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В жалобе заявителем дословно указано: "Считаем, что аукционная документация сформирована с нарушением ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N44-ФЗ), при описании объекта закупки нарушены требования действующего законодательства, что создает условия к ограничению участия в закупке, в частности:
Заявителем подан запрос на разъяснение аукционной документации, в ответ заказчик отказал во внесении соответствующих изменений: в отношении требований к фасовке по позициям 3,4, в извещении указано: количество флаконов в упаковке не менее 2; 4 и 5 указаны требования к ингредиентам реагентов и к физико-химическим показателям.
1.
3 |
Лизирующий реагент |
Количество флаконов в упаковке 2 |
4 |
Флуоресцентный краситель |
Количество картриджей в упаковке 2 |
А так же, 2. по поз. 4 и 5 указаны требования к ингредиентам реагентов и к физико-химическим показателям.
Установление данных требований к составу товара в техническом задании противоречит ст.33 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Данная формулировка Технического задания противоречит п.2 ст.33 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На рынке Российской Федерации существуют эквивалентные реагенты для гематологических анализаторов Sysmex ХN, рекомендованные к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации, например:
- Реагенты компании - ООО "Триалаб", Россия, где фасовка реагентов по 1 единице товара
У производителя имеются письма о применимости данных реагентов для гематологических анализаторов Sysmex ХN 1000.
Таким образом, исключив возможность поставки эквивалентных товаров, Заказчик намеренно ограничил количество участников размещения заказа. Фактический запрет поставки эквивалентного товара ничем не обоснован и противоречит действующему законодательству о размещении заказов. Считаем, что действия Заказчика нарушают наши права и законные интересы как участника размещения заказа и создают значительные препятствия для развития добросовестной конкуренции.
Считаем, что исключив возможность поставки эквивалентных товаров, Заказчик намеренно ограничил количество участников закупки, что привело к ограничению конкуренции.
Вместе с тем, законодательством Российской Федерации не запрещена совместная эксплуатация медицинского изделия одного производителя совместно с медицинским изделием другого производителя. При этом, такую совместимость может подтвердить производитель любого медицинского изделия из планируемых к совместному использованию.
Кроме того, считаем, что заказчиком намеренно не использованы соответствующие (имеющиеся позиции в КТРУ, а для всех реагентов указан один код ОКПД2 - 20.59.59.900.
На основании вышеизложенного считаем, что Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки".
Заказчиком представлены (вх. N 9921-ЭП/23 от 26.10.2023) возражения на доводы жалобы, из которых следует, что размещенное в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта является надлежащим и отвечает потребностям заказчика, в описании объекта закупки установлены требования к реагентам с учетом специфики, имеющегося у учреждения оборудования.
КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" были направлены (вх. N 9910-ЭП/23 от 26.10.2023) возражения на доводы жалобы. При этом, по мнению уполномоченного учреждения, нарушения в его действиях отсутствуют, поскольку в описании объекта закупки заказчиком не указано, что к поставке требуются реагенты исключительно производства компании Sysmex, в том числе в виде требования конкретного каталожного номера и (или) артикула.
Оценив доводы жалобы и возражения заказчика, уполномоченного учреждения, Комиссия установила следующее.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Частью 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Объектом закупки являются реактивы для медицинских целей для анализатора гематологического XN-1000 с кодом ОКПД2 20.59.52.199 "Реагенты сложные диагностические или лабораторные прочие, не включенные в другие группировки", при этом каталоге товаров, работ, услуг с указанным кодом ОКПД2 отсутствуют соответствующие позиции.
Наименование, характеристики и количество поставляемого товара установлено заказчиком, уполномоченным учреждением в электронном документе "Описание объекта закупки", размещенном в составе извещения об осуществлении закупки.
По оспариваемым заявителем позициям товаров N 3 "Лизирующий реагент", N 4 "Флуоресцентный краситель", N 5 "Буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы" указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, их максимальные и (или) минимальные значения, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом по всем позициям закупаемых товаров установлен показатель "Совместимость с анализатором гематологическим XN, вариант исполнения: XN-1000 [DIFF] SA-10, имеющимся у Заказчика" и его значение "Соответствие".
Комиссия отмечает, что заказчик самостоятельно с учетом действующего законодательства формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе указывать качественные, технические параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок.
Толкование вышеприведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу о том, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Комиссия установила, что в описании объекта закупки действительно отсутствует требование о том, что к поставке допускаются только оригинальные реагенты и исключена возможность поставки эквивалентных или взаимозаменяемых товаров. Вопреки доводам жалобы описание объекта закупки содержит лишь указание на совместимость поставляемых реагентов с имеющимся у заказчика оборудованием.
В поданной жалобе (N 202300130633001672) заявителем дословно указано: "Извещение об осуществлении закупки размещено на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) по адресу в сети "Интернет": http://zakupki.gov.ru и на сайте АГЗ РТ 12.10.2023, объект закупки: Поставка медицинских изделий (реагенты для имеющегося у заказчика анализатора-гематологического XN, с принадлежностями (вариант исполнения: XN-1000[RET] SA-10), производства "Сисмекс Корпорейшн", Япония)".
Однако в рамках рассматриваемой закупки в целях совместимости заказчиком указан совсем иной вариант исполнения анализатора: "XN-1000 [DIFF] SA-10".
Также при рассмотрении жалобы Комиссия не нашла подтверждения доводу заявителя о том, что в рамках данного электронного запроса котировок подавался какой-либо "запрос на разъяснение аукционной документации, в ответ заказчик отказал во внесении соответствующих изменений", в рамках данной закупки запросы на разъяснения положений извещения о проведении запроса котировок в адрес заказчика не поступали.
Кроме того, Комиссия отмечает, что вопреки доводам жалобы заявителя при описании объекта закупки код ОКПД2 20.59.59.900 не использован.
Рассматривая настоящую жалобу по существу, Комиссия учитывает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья граждан) обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 8 статьи 38 Закона об охране здоровья граждан в целях государственной регистрации медицинских изделий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проводятся оценка соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, а также испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
В процессе регистрации медицинского изделия доказываются его качество, эффективность и безопасность. Следовательно, факт государственной регистрации медицинского изделия означает его соответствие требованиям качества, эффективности и безопасности в период срока его годности.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила).
Согласно пункту 21 Правил экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинского изделия проводится экспертным учреждением поэтапно в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Минздрава России от 30.08.2021 N 885н "Об утверждении порядка проведения оценки соответствия медицинских изделий в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний в целях государственной регистрации медицинских изделий" утвержден Порядок проведения оценки соответствия медицинских изделий в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний в целях государственной регистрации медицинских изделий (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что оценка соответствия медицинских изделий, которая проводится в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний медицинских изделий в целях государственной регистрации медицинских изделий, в том числе в целях внесения изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на медицинское изделие осуществляется в соответствии с Порядком при соблюдении требований действующего законодательства Российской Федерации об обращении медицинских изделий, нормативной, технической документации производителя (изготовителя) медицинского изделия, а также документов национальной системы стандартизации, содержащих требования, правила и методы исследований (испытаний) и измерений медицинских изделий.
Из подпункта "д" пункта 2 Порядка следует, что по результатам оценки соответствия оформляется акт оценки результатов клинических испытаний медицинского изделия для диагностики in vitro.
Согласно пункту 55 Порядка результаты клинико-лабораторных испытаний медицинского изделия для диагностики in vitro, за исключением случаев, указанных в пункте 54 Порядка, считаются положительными и подтверждают соответствие требованиям безопасности и эффективности в соответствии с предназначенным производителем применением.
Вместе с тем заявителем не представлено доказательств (акт оценки результатов клинических испытаний медицинского изделия), позволяющих сделать вывод о том, что указанные им в жалобе реагенты производства ООО "Триалаб" (Россия) совместимы с анализатором гематологическим XN, вариант исполнения: XN-1000 [DIFF] SA-10, имеющимся у заказчика.
Следует отметить, что заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия признала жалобу общества необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Фарм-СТ" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница", казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" при осуществлении закупки в форме запроса котировок в электронной форме на поставку реактивов для медицинских целей для анализатора гематологического XN-1000 (Реестровый номер 232811) (извещение N 0852500000123002601).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П. Шмакова |
Члены Комиссии: |
А.П. Алексина
А.В. Страхолетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30 октября 2023 г. N 055/06/106-1187/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023