Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2023 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, председателя Комиссии, заместителя руководителя; членов Комиссии: <_>, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, <_>, специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Специализированное протезно-ортопедическое предприятие "ПРОТЭКС-ЦЕНТР" <_> (доверенность N1/1 от 09.01.2023), в присутствии представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области <_> (доверенность N128 от 16.03.2023), в отсутствие представителей ООО "РТС-тендер", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Специализированное протезно-ортопедическое предприятие "ПРОТЭКС-ЦЕНТР" (вх. N5804-ЭП/23 от 25.10.2023) на действия Заказчика (Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по обеспечению протезами верхних конечностей (извещение N0259100000223000177 от 30.09.2023) и проведя внеплановую проверку указанного электронного аукциона,
у с т а н о в и л а:
Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по обеспечению протезами верхних конечностей
30 сентября 2023 года извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 000 000 рублей 00 копеек.
В составе жалобы Заявитель указывает на установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по показателю "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", поскольку Заказчиком не установлены предельно необходимые максимальные количественные значения подлежащих оценке в рамках указанного критерия сведений, при этом установление подобным образом порядка оценки заявок вышеуказанных показателей предоставляют необоснованное преимущество ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Минтруда России перед другими участниками закупки.
Кроме того, Заявитель указывает на нарушение Заказчиком антимонопольного законодательства, а именно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе заседания представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N24-10/21003 от 27.10.2023 Заказчик сообщил, что приводимые в жалобе доводы Заявителя основаны не на фактическом нарушении Заказчиком Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а на претензиях к конкретному участнику рынка.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика сообщил, что считают жалобу необоснованной.
30 октября 2023 года от Заявителя поступило ходатайство о переносе рассмотрения дела, в связи с невозможностью участия представителя Общества, которое удовлетворено.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу п. 11 ч.1 ст. 42 Закона о ФКС при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 32 Закона о ФКС, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании ч.8 ст.32 Закона о ФКС установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение). Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о ФКС, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с пунктом 3 Положения для оценки заявок применяются следующие критерии оценки: а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; б) расходы; в) характеристики объекта закупки; г) квалификация участников закупки.
Подпунктом "а" пункта 5 Положения установлено, что для оценки заявок применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения.
Извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0259100000223000177 установлены следующие критерии оценки заявок:
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
1. |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
60 |
- |
- |
- |
- |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 |
наличие у участников закупки финансовых ресурсов |
20 |
Характеристика квалификации участников закупки N 1 (стоимость чистых активов) |
40 |
Характеристика квалификации участников закупки N 2 (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами) |
20 |
|||||
Характеристика квалификации участников закупки N 3 (коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной деятельности с суммой договора (КСВ)) |
40 |
|||||
наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта |
80 |
Характеристика квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) |
100 |
Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (приложение к Извещению N 0259100000123000177) установлены критерии и показатели оценки заявок на участие в Конкурсе, а именно:
1. Оценка заявок по критерию "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
- Значимость критерия оценки - 60 %
- Оценка критерия (баллы): - 100
- Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", определяется по формуле:
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по одной из следующих формул:
а) за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" пункта 9 и пунктом 10 Положения, - по формуле:
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон), в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги";
б) в случае если по результатам применения формулы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 9 Положения, при оценке хотя бы одной заявки получено значение, являющееся отрицательным числом, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" всем заявкам, подлежащим в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки (БЦi), определяется по формуле:
где:
Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса).
2. Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Значимость критерия - 40 %
В отношении данного критерия оценки предусматриваются показатели оценки, раскрывающие его содержание и учитывающие особенности оценки закупаемых работ.
Применяемые показатели данного критерия оценки:
2.1. Наличие у участников закупки финансовых ресурсов.
Оценка показателя (баллы): 100 баллов.
Значимость показателя: 20%.
По данному показателю оцениваются финансовые ресурсы участника закупки, а именно: стоимость чистых активов, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной деятельности с суммой договора.
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки:
1) Стоимость чистых активов - 40%
2) Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - 20 %
3) Коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной деятельности с суммой договора (КСВ) - 40%.
К оценке принимаются бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний отчетный год с отметкой о принятии налоговым органом.
Участник закупки предоставляет документы в полном объеме и со всеми приложениями в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Значение количества баллов по детализирующему показателю(БХi), присваиваемых заявке, подлежащей оценке рассчитывается следующим образом:
лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Непредставление в составе заявки на участие в закупке таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в закупке.
2.2. Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Оценка показателя (баллы): 100 баллов.
Значимость показателя: 80%.
По данному показателю оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров.
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки:
1) общая цена исполненных участником закупки договоров - 100%.
Предмет договора (контракта), сопоставимый с предметом договора (контракта), заключаемого по результатам определения исполнителя - договоры (контракты) на выполнение работ по обеспечению протезами верхних конечностей.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта (договора):
1) исполненный договор (договоры), контракт (контракты), сопоставимые с предметом заключаемого контракта;
2) акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров), контракта (контрактов)*(1)
К оценке принимаются исключительно исполненные договоры (контракты), при исполнении которого исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Последний акт, составленный при исполнении договора (контракта) должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Значение количества баллов по детализирующему показателю(БХi), присваиваемых заявке, подлежащей оценке рассчитывается следующим образом:
Значение количества баллов по детализирующему показателю(БХi), присваиваемых заявке, подлежащей оценке рассчитывается следующим образом:
лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Непредставление в составе заявки на участие в закупке таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в закупке.
Согласно ч. 4 ст. 24 Закона о ФКС победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о ФКС предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" Заказчик применил следующие показатели оценки: а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов; в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Согласно п. 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения: а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: - общая цена исполненных участником закупки договоров б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения; в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек); г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом; е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Закон о ФКС и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Возможность определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит Заказчику в соответствии с Постановлением N 2604.
Таким образом, Закон о ФКС позволяет Заказчику самостоятельно разрабатывать извещение о закупке и определять содержание нестоимостного критерия оценки исходя из своих потребностей, но в рамках законодательства о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссии антимонопольного органа установлено, что Заказчиком в составе извещения о проведении открытого конкурса размещен электронный документ "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", который не противоречит положениям Закона о ФКС и Постановлению N 2604, в части выявления необходимого опыта для выполнения данного типа работ.
Рязанское УФАС России отмечает, что стремление Заказчика определить победителем конкурса более профессионального и конкурентоспособного участника не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе и не может рассматриваться как несоответствие целям правового регулирования.
По сути показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" очевидно, наилучшим предложением является предложение участника, обладающего наибольшим количеством документов, подтверждающих наличие наибольшего опыта.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителем не представлено доказательств в подтверждение своих доводов об ограничении прав участников закупки. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение.
Кроме того, критерии и бальная система оценки заявок на участие в конкурсе являются едиными для всех участников.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что доказательств того, что критерии оценки препятствуют участию в конкурсе и не направлены, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика, на заседании Комиссии не представлено.
Изучив довод Заявителя о нарушении Заказчиком ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и совершении действий, направленных на ограничение конкуренции. Комиссия приходит к выводу о передаче материалов дела в профильный отдел Управления для рассмотрения вопроса о наличии признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Специализированное протезно-ортопедическое предприятие "ПРОТЭКС-ЦЕНТР" необоснованной.
2. Направить материалы в профильный отдел Рязанского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
-------------------------------------------
*(1) Для договоров (контрактов), сведения по которым не размещались в ЕИС должны быть предоставлены документы, подтверждающие факт взаиморасчетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 2 ноября 2023 г. N 062/06/106-731/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023