Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации городского округа Сухой Лог - *, *,
- заявителя в лице ООО "ВЭСКК" - *, *,
- заинтересованного лица ООО "Энергокачество" - *, *,
рассмотрев жалобу ООО "ВЭСКК" (вх. N 22815-ЭП/23 от 19.10.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации городского округа Сухой Лог при осуществлении процедуры открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов освещения на территории городского округа Сухой Лог (извещение N 0162300000523000067), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба жалобы ООО "ВЭСКК" (вх. N 22815-ЭП/23 от 19.10.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации городского округа Сухой Лог при осуществлении процедуры открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов освещения на территории городского округа Сухой Лог (извещение N 0162300000523000067), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что извещение открытого конкурса в электронной форме составлено с нарушениями положений Закона о контрактной системе.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
27.09.2023 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0162300000523000067 на оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов освещения на территории городского округа Сухой Лог.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 96 105 870,00 рублей.
Исходя из первого довода жалобы, установление цены контракта в виде фиксированной денежной суммы нарушают ст. 108 Закона о контрактной системе, так как цена должна быть выражена в виде размера процента, т.е. "____%.
С учетом правила, установленного п. 13 ст. 108 Закона о контрактной системе, расчет итоговой суммы экономии в денежном выражении на момент заключения контракта в принципе невозможен, поскольку исходя из ч. 18 ст. 108 Закона о контрактной системе, п. 12 постановления Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)" (далее - постановление Правительства РФ N 636) платежи устанавливаются в зависимости от фактически сложившихся цен на энергетические ресурсы за период исполнения контракта, т.е. от цен (тарифов) которые будут определены в будущем.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
На основании п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
5) проект контракта.
Частью 1 ст. 24 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно ч. 1 ст. 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
На основании ч. 2 ст. 108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии (далее в целях настоящей статьи - поставки энергетических ресурсов). Заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 6 ст. 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение указывают также в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок одного из следующих предложений:
1) предложение о цене контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, о проценте экономии;
2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 настоящей статьи
Согласно п. 3 ч. 13 ст. 108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде:
3) процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.
В силу ч. 14 ст. 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта в нем указывается экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов, рассчитываемая из фиксированного размера экономии в денежном выражении (в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи) или предложенной участником закупки (в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи) экономии в денежном выражении указанных расходов, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы или каждой услуги, указанных в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Частью 15 ст. 108 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении энергосервисного контракта в этом контракте также указывается в случае, предусмотренном пунктами 1 и 3 части 3 настоящей статьи, предложенный участником закупки процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов или в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи, фиксированный процент такой экономии. Процент такой экономии, указанный в энергосервисном контракте, не может изменяться в ходе исполнения этого контракта.
Согласно ч. 17 ст. 108 Закона о контрактной системе обязательством исполнителя, предусмотренным энергосервисным контрактом, является обеспечение предусмотренной контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов без учета экономии в стоимостном выражении. При этом принимаются во внимание требования к условиям исполнения энергосервисного контракта, установленные в соответствии с частью 19 настоящей статьи.
Комиссией установлено, что наименованием объекта закупки является "Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов освещения на территории городского округа Сухой Лог".
Согласно п. 6.1 Проекта контракта цена Контракта определяется в соответствии с п. 3 ч. 13 ст. 108 Закона N 44-ФЗ в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается Контракт, и составляет _______ (_______ руб. __ коп.), в т.ч. НДС _____ рублей.
В соответствии с п. 6.2 Проекта контракта цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта.
Согласно п. 6.3 Проекта контракта окончательная цена Контракта определяется как произведение фактически достигнутой на момент окончания действия Контракта экономии в натуральном выражении на фактически сложившиеся за период достижения предусмотренного Контрактом размера экономии в натуральном выражении цены (тарифы) на соответствующий энергетический ресурс, действующие на момент достижения доли размера экономии.
Цена настоящего Контракта подлежит изменению в соответствии со Статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
КБК 901050304513200002479901.
На основании п. 6.4 Проекта контракта Процент экономии, подлежащий уплате Исполнителю по настоящему Контракту, составляет __% (_____ процентов) от экономии энергетического ресурса.
Данный процент экономии не подлежит изменению в ходе исполнения настоящего Контракта.
Дополнительная экономия энергетического ресурса, обеспеченная сверх установленного п.5.1. Контракта размера экономии распределяется между Сторонами в соответствии с п. 6.17 Контракта.
Возражая относительно данного довода, представитель Заказчика в своих письменных пояснениях указал, что, исходя из п. 6.1 Проекта контракта, цена контракта определяется на основании конкурсной заявки Участника, с которым заключается энергосервисный контракт, на основании тарифа, действующего на момент объявления закупки, и предложенных таким Участником параметров контракта:
- Размер экономии электрической энергии в натуральном выражении (в кВт-ч) за весь срок действия
контракта (7 лет)
- Процента экономии, подлежащего уплате Исполнителю, от экономии энергетического ресурса, предложенного Участником, с которым заключается такой контракт.
Пункт 5.1 Проекта контракта заполняется на основании предложенного Участником, с которым заключается контракт, в своей конкурсной заявке Размера экономии электрической энергии в натуральном выражении (в кВт-ч) за весь срок действия контракта (7 лет).
Пункт 6.4 Проекта контракта заполняется на основании предложенного Участником, с которым заключается контракт, в своей конкурсной заявке Процента экономии, подлежащего уплате Исполнителю, от экономии энергетического ресурса.
Пункт 3.14 Проекта контракта устанавливает, что Исполнитель выполнил свои обязательства по достижению экономии электрической энергии, как только размер экономии в натуральном выражении будет равен или превысит размер экономии, указанный в п.5.1. Контракта.
Пункт 6.12 Проекта контракта определяет порядок и сроки оплаты Заказчиком платежа Исполнителю за фактически достигнутую экономию в натуральном выражении (в кВт-ч) за отчетный период (конкретный месяц), умноженную на тариф на э/э, сложившийся на момент достижения экономии в отчетном периоде и умноженный на процент, подлежащий уплате Исполнителю (который предложил Участник, с которым заключается контракт).
Пункт 6.14 Проекта контракта устанавливает, что Заказчик производит оплаты Исполнителю (в порядке и срои, установленные п.6.1.2. Контракта), пока Исполнитель не выполнить свои обязательства по достижению экономии в натуральном выражении (т.е. в кВт-ч, в размере не менее, указанные в п.5.1. Контракта).
Пункт 6.3 Проекта контракта устанавливает, что окончательная цена Контракта складывается из сумм всех платежей Заказчика Исполнителю в соответствии с Фактической экономией в натуральном выражении в каждом отчетном периоде, Действующими тарифами на электрическую энергию в каждом отчетном периоде и Процент экономии, подлежащий уплате Исполнителю по настоящему Контракту, от экономии энергетического ресурса.
Таким образом, денежное выражение цены Контракта, с учетом вышеприведённых положений Контракта, не противоречит положениям Закона о контрактной системе и положениям постановления Правительства N 636 и не ограничивает Исполнителя в получении платежей по энергосервисному контракту, в случаи, если из-за повышения Тарифа на электрическую энергию Окончательная цена энергосервисного контракта превысит сумму, указанную в п.6.1. Контракта на момент его заключения.
Комиссия, проанализировав приведенное и оспариваемое заявителем условие контракта, выслушав возражения Заказчика, и сопоставив его с вышеприведенными положениями Закона о контрактной системе, приходит к выводу, что в рассматриваемой части проект контракта не противоречит нормам Закона о контрактной системе, а установленное Заказчиком условие определено с учетом положений п. 3 ч. 13 ст. 108 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах Комиссия не находит в действиях Заказчика нарушений положений Закона о контрактной системе.
Согласно второму доводу жалобы, обязательства по достижению экономии в стоимостном, а не только натуральном выражении, нарушает ст. 108 Закона о контрактной системе. По мнению заявителя, п. 5.2 Проекта контракта предусмотрено обязательство Исполнителя по достижению экономии в стоимостном выражении, тогда как ч. 17 ст. 108 Закона о контрактной системе установлено, что "обязательством исполнителя, предусмотренным энергосервисным контрактом, является обеспечение предусмотренной контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов без учета экономии в стоимостном выражении".
На основании п. 5.2 Проекта контракта Планируемый размер экономии за весь срок действия Контракта в стоимостном выражении составляет ______ рублей. Планируемый размер экономии за весь срок действия Контракта в стоимостном выражении рассчитан исходя из планового размера экономии в натуральном выражении и стоимости единицы электрической энергии, фактически сложившейся на дату наступления срока оплаты Заказчиком электрической энергии, непосредственно предшествующую дате размещения извещения об осуществлении закупки, которая составляет _____ руб. с НДС /кВт*ч.
Исходя из пояснений, представленных представителем Заказчика на заседание Комиссии, данный пункт проекта Контракта устанавливает Планируемый размер экономии в стоимостном выражении, исходя из Планируемого размера экономии в натуральном выражении (который предлагает участник закупки в кВт-ч, с которым заключается контракт, в своей конкурсной заявке) и Тарифа на электрическую энергию, который действует на момент размещения закупки.
Данный пункт не накладывает обязанность на Исполнителя по достижению экономии в денежном выражении, поскольку указанные обязательства Исполнителя регулируются следующими положениями Контракта:
Пункт 5.1 Проект контракта заполняется на основании предложенного Участником, с которым заключается контракт, в своей конкурсной заявке Размера экономии электрической энергии в натуральном выражении (в кВт-ч) за весь срок действия контракта (7 лет).
Пункт 3.14 Проект контракта устанавливает, что Исполнитель выполнил свои обязательства по достижению экономии электрической энергии, как только размер экономии в натуральном выражении будет равен или превысит размер экономии, указанный в п.5.1. Контракта.
Таким образом, указание Планируемого размера экономии в денежном выражении, с учетом вышеприведённых положений Контракта, не противоречит положениям Закона о контрактной системе и положениям постановления Правительства N 636 и не ограничивает Исполнителя в получении платежей по энергосервисному контракту, в случаи, если из-за повышения Тарифа на электрическую энергию размер Фактической экономии в денежном выражении превысит размер Планируемой экономии в денежном выражении, указанный в п. 5.2 Проект контракта.
Также представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что данный пункт Проект контракта несет информационную функцию, а обязательство Исполнителя по достижению экономии э/э на натуральном выражении указано в п.З. 14. Контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не нарушают интересы участников закупки и не нарушают положений Закона о контрактной системе.
Кроме того, исходя из информации, представленной оператором электронной торговой площадки, на участие в закупочной процедуре подано 4 заявки, что свидетельствует о том, что условия исполнения контракта участникам ясны и понятны в полном объеме, что, в свою очередь, также указывает на отсутствие ограничения числа участников закупки.
Согласно третьему доводу жалобы, п. 10.16 - 10.20 проекта контракта предусмотрены положения о начислении пеней и штрафов за неисполнение (ненадлежащее исполнение) исполнителем обязательств по контракту, установленных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - постановлением Правительства РФ N 1042) и ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, меры ответственности исполнителя в виде неустоек и штрафов, предусмотренные постановлением Правительства РФ N 1042, не применяются к энергосервисным контрактам, так как действует специальная норма, регулирующая ответственность сторон по энергосервисному контракту - постановление Правительства РФ N636.
Возражая относительно указанного довода, представитель Заказчика пояснил, что указанная в п. 10.16-10.20 Проекта контракта ответственность Сторон, предусмотренная постановлением Правительства РФ N 1042 не противоречит ответственности Сторон, предусмотренной постановлением Правительства РФ N 636, а дополняет ее. Таким образом Контракт предусматривает общую ответственность Сторон, предусмотренную постановлением Правительства РФ N 1042 и специальную ответственность Сторон, предусмотренную постановлением Правительства РФ N 636.
Частью 4 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
В соответствии со ст. 34 Закона о контрактной системе утверждено постановление Правительства РФ N 1042.
Постановление Правительства РФ N 636 установлены требования относительно ответственности сторон при исполнении обязательств по энергосервисному контракту.
Пунктами 10.16 - 10.20 Проекта контракта установлено следующее:
10.16. Взыскание штрафов, за исключением случаев, установленных п. 10.2 Контракта, производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
10.17. В случае просрочки исполнения обязательств по Контракту Исполнитель уплачивает пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России от цены Контракта за каждый день просрочки, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Исполнителем обязательств.
10.18. За ненадлежащее исполнение предусмотренных Контрактом обязательств, исключая просрочку исполнения и недостижении размера экономии, Исполнитель выплачивает Заказчику штраф.
10.18.1. Если не исполнено или исполнено ненадлежащим образом обязательство по Контракту, которое имеет стоимостное выражение, размер штрафа составляет:
а)10% цены Контракта, если цена Контракта не превышает 3 млн руб.;
б)5% цены Контракта, если цена Контракта составляет от 3 млн до 50 млн руб. (включительно);
в)1% цены Контракта, если цена Контракта составляет от 50 млн до 100 млн руб. (включительно);
г)0,5% цены Контракта, если цена Контракта составляет от 100 млн до 500 млн руб. (включительно);
д)0,4% цены Контракта, если цена Контракта составляет от 500 млн до 1 млрд руб. (включительно);
е)0,3% цены Контракта, если цена Контракта составляет от 1 млрд до 2 млрд руб. (включительно);
ж)0,25% цены Контракта, если цена Контракта составляет от 2 млрд до 5 млрд руб. (включительно);
з)0,2% цены Контракта, если цена Контракта составляет от 5 млрд до 10 млрд руб. (включительно);
и)0,1% цены Контракта, если цена Контракта превышает 10 млрд руб.
10.18.2. Если не исполнено или исполнено ненадлежащим образом обязательство по Контракту, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии таких обязательств), размер штрафа составляет:
а)1 000 руб., если цена Контракта не превышает 3 млн руб.;
б)5 000 руб., если цена Контракта составляет от 3 млн до 50 млн руб. (включительно);
в)10 000 руб., если цена Контракта составляет от 50 млн до 100 млн руб. (включительно);
г)100 000 руб., если цена Контракта превышает 100 млн руб.
10.19. Суммы в размере не исполненных Исполнителем требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных Заказчиком в соответствии с настоящим Контрактом, Заказчик удерживает из суммы, подлежащей оплате Исполнителю.
10.20. В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком предусмотренных Контрактом обязательств, за исключением просрочки исполнения, Исполнитель вправе взыскать с Заказчика штраф в размере:
а)1 000 руб., если цена Контракта не превышает 3 млн руб. (включительно);
б)5 000 руб., если цена Контракта составляет от 3 млн до 50 млн руб. (включительно);
в)10 000 руб., если цена Контракта составляет от 50 млн до 100 млн руб. (включительно);
г)100 000 руб., если цена Контракта превышает 100 млн руб.
Из анализа Проекта контракта следует, что в Проекта контракта включена ответственность для поставщика как в соответствии с постановлением Правительства РФ N 1042, так и специальная ответственность, предусмотренная постановлением Правительства РФ N 636.
При этом, исходя из анализа содержания Закона о контрактной системе, Проекта контракта следует, что ответственность сторон, предусмотренная постановлением Правительства РФ N 1042, и ответственность по постановлению Правительства РФ N 636 дополняют друг друга.
Следовательно, включение в Проект контракта ответственности для Исполнителя, предусмотренной общей нормой постановлением Правительства РФ N 1042 наряду с ответственностью по специальной норме в соответствии с постановлением Правительства РФ N 636, не нарушает требования законодательства о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно четвертому доводу жалобы, Заказчик не вправе устанавливать требование к Исполнителю об обязанности привлечь к исполнению Контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 30 % от цены Контракта ко всем исполнителям, а не только к тем исполнителям, которые сами не являются субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.
Относительное данного довода представитель Заказчика пояснил, что в извещении о проведении данной закупки Заказчиком не установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Наличие п. 7.4.12. -7.4.17. Проекта контракта является следствием технической ошибки.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
14) информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Комиссией установлено, структурированная форма извещения открытого конкурса в электронной форме не содержит информации о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в ст. 30 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно п. 7.4.12. -7.4.17. Проекта контракта установлено следующее:
7.4.12. Исполнитель обязан привлечь к исполнению Контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 30 % от цены Контракта.
7.4.13.В срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с соисполнителем представить Заказчику:
а) декларацию о принадлежности соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
б) копию договора (договоров), заключенного с соисполнителем, заверенную Исполнителем.
7.4.14. В случае замены соисполнителя на этапе исполнения Контракта на другого соисполнителя представлять Заказчику документы, указанные в п. 7.4.13 настоящего Контракта, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым соисполнителем.
7.4.15. В течение 10 рабочих дней со дня оплаты выполненных обязательств по договору с соисполнителем представлять Заказчику следующие документы:
а) копии документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, которые являются предметом договора, заключенного с привлеченным соисполнителем;
б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств, соисполнителю - в случае, если договором предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренного Контрактом, заключенным с Заказчиком (в ином случае указанный документ представляется Заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты обязательств, выполненных соисполнителем).
7.4.16. Оплачивать поставленные соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким соисполнителем, в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Исполнителем документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
7.4.17. Нести гражданско-правовую ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению Контракта соисполнителей, в том числе:
а) за представление документов, указанных в пунктах 7.4.13.-7.4.15. настоящего раздела, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;
б) за непривлечение соисполнителей в объеме, установленном в Контракте.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в положениях извещения установлена противоречивая информация касательно информации о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в ст. 30 Закона о контрактной системе, что нарушает ч. 3 ст. 7, п. 5 ч. 2 ст. 42, п. 14 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Исходя и пятого довода жалобы, Гражданским кодексом РФ, равно как и другими нормативном-правовыми актами, не предусмотрено право Заказчика на односторонний отказ от исполнения энергосервисного договора за нарушение обязанности предоставить документы, подтверждающие исполнение обязательств по контракту, ввиду чего, п. 16.6 Проекта контракта является неправомерным.
Возражая относительно указанного довода, представитель Заказчика пояснил, что п. 16.6 Проекта контракта не дает Заказчику право на принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта за нарушение обязанности предоставить документы, подтверждающие исполнение обязательств по контракту. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
20) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 16.6 Проекта контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе за нарушение обязанности предоставить документы, подтверждающие исполнение обязательств по контракту (пункты 3.4.4, 4.2 Контракта).
До принятия такого решения Заказчик вправе провести экспертизу оказанных услуг с привлечением экспертов, экспертных организаций.
Если Заказчиком проведена экспертиза оказанных услуг с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы оказанных услуг в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
Согласно п. 4.2 Проекта контракта данные об объеме (доле объема) потребления электрической энергии Заказчиком, определенные в соответствии с Методикой, принимаются как данные о фактическом объеме потребления электрической энергии с учетом факторов, влияющих на объем фактического потребления (изменение режимов потребления энергетического ресурса (электрической энергии) (изменение Графика включения и отключения наружного (уличного) освещения на Объектах энергосервиса Заказчика); изменение количества работающих светильников; изменение количества энергопотребляющего оборудования на Объектах энергосервиса).
Таким образом, Комиссией приходит к выводу, что положения п. 16.6 Проекта контракта не нарушают законодательства о контрактной системе в части принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, вместе с тем, Комиссий установлено, что п. 3.4.4 отсутствует в Проекте контракта, что является нарушением ч. 3 ст. 7, п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ВЭСКК" признать обоснованной в части.
2. В действиях заказчика в лице Администрации городского округа Сухой Лог выявлено нарушение ч. 3 ст. 7, п. 5 ч. 2 ст. 42, п. 14 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. В действиях закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Администрации городского округа Сухой Лог, оператору электронной площадки выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, подготовившего и разместившего проект контракта в единой информационной системе по закупке N 0162300000523000067, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5 / Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 20____г. в ________.
6.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
*
|
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ | |
ПРЕДПИСАНИЕ N 066/06/42-3771/2023 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе | |
г. Екатеринбург |
25.10.2023 г. |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*,
*,
*,
на основании своего решения N 066/06/42-3771/2023 от 25.10.2023 г., в соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Администрации городского округа Сухой Лог в срок до 23 ноября 2023 года устранить нарушение Закона о контрактной системе, установленное решением N 066/06/42-3771 /2023 от 25.10.2023 г., (извещение N 0162300000523000067) путем отзыва карточки контракта (в случае ее направления), направления победителю закупочной процедуры проекта контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, завершения процедуры закупки согласно требованиям Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Администрации городского округа Сухой Лог в срок до 24 ноября 2023 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 октября 2023 г. N 066/06/42-3771/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2023