Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" (далее - Заявитель) на действия администрации МО Белореченский район при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение научно-исследовательской работы на тему "Внесение изменений в Генеральный план Рязанского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края" с последующей апробацией и применением результатов научных исследований путем подготовки проекта внесения изменений в Генеральный план Рязанского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края" (извещение N 0118300010523000145) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что процедура рассмотрения и оценки заявок была проведена конкурсной комиссией с нарушением установленного в извещении порядка рассмотрения и оценки заявок по показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (далее - "наибольшая цена договора") критерия "квалификация участников закупки".
На заседании Комиссии объявлен перерыв до 15 ч. 00 мин. 31.10.2023 г. с целью получения дополнительной информации и документов.
После перерыва представители Заказчика и Заявителя присутствовали, представитель Заинтересованного лица - ООО "Корпус" отсутствовал. Состав Комиссии тот же.
Заказчиком представлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией МО Белореченский район проводился открытый конкурс в электронной форме: "Выполнение научно-исследовательской работы на тему "Внесение изменений в Генеральный план Рязанского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края" с последующей апробацией и применением результатов научных исследований путем подготовки проекта внесения изменений в Генеральный план Рязанского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края" (извещение N 0118300010523000145).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 320 000,00 руб.
Согласно ч.1 ст.48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 ст.8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 11) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 2604).
Согласно пункту 2 Постановления N 2604 "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Постановления N 2604 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Постановлением N 2604 применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Постановления N 2604 в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному, подпунктом "г" пункта 3 Постановления N 2604:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Пунктом 22 Постановления N 2604 установлено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно пункту 23 Постановления N 2604 если в случае, указанном в пункте 22 Постановления N 2604, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
В разделе п.2.1 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" установлено:
2.1 |
Детализирующий показатель оценки: "Квалификация участников закупки" |
Для оценки по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки контрактов (договоров)" заказчиком установлены: 1. Предмет договоров, оцениваемых по указанным детализирующим показателям оценки характеристики "Наличие у участников закупки опыта выполнения работ (оказания услуг), связанного с предметом контракта": выполнение работ и/или научно-исследовательских работ по разработке (подготовке) Проекта Генерального плана или внесению изменений в Проект Генерального плана. 2. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работ (оказания услуг), связанного с предметом контракта: -исполненный контракт (договор); - акт (акты) приемки выполненных работ (оказанных услуг), составленные при исполнении такого (таких) контракта (договоров); - заполненная форма "Общее количество исполненных участником закупки контрактов (договоров)" (Таблица 1 Приложение N1 к Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе). Форма является рекомендательной, участник может предоставить сведения по своей форме. Не предоставление данных сведений не является основанием для отказа участнику к участию в закупке. Лучшим является наибольшее значение показателя, предложенное участником закупки. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом N44-ФЗ от 05.04.2013 г. К оценке принимаются исключительно исполненные контракты (договоры), без начисления неустоек (штрафов, пеней). К оценке принимаются документы, предоставленные в полном объеме и со всеми приложениями. Последний акт, составленный при исполнении такого контракта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Сведения о таких контрактах могут быть представлены по форме "Общее количество исполненных участником закупки контрактов (договоров)", в соответствии с Таблицей 1, установленной в Приложении N1 к Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. (Форма является рекомендательной, участник может предоставить сведения по своей форме. Не предоставление данных сведений не является основанием для отказа участнику к участию в закупке.). Инструкция по заполнению формы "Общее количество исполненных участником закупки контрактов (договоров)": в графе 2 формы указывается номер, дата заключения и предмет контракта (договора); в графе 3 формы указывается наименование заказчика и его идентификационный номер налогоплательщика; в графе 4 формы указывается наименование исполнителя (с учетом правопреемственности); в графе 5 формы указывается срок исполнения контракта (договора); в графе 6 формы указывается номер записи исполненного контракта (договора) из реестра контрактов (при наличии); в графе 7 формы указывается цена контракта (договора) в российских рублях. в строке "Общее количество исполненных участником закупки контрактов (договоров)" указывается общее количество исполненных участником закупки контрактов (договоров) в штуках. Оценке не подлежат контракты (договоры), услуги (работы) по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными). В случае наличия противоречий между данными, содержащимися в Реестре контрактов (договоров), размещенных в единой информационной системе в сфере закупок, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками закупки, приоритет имеет информация, содержащаяся в Реестре контрактов (договоров). Непредставление информации оценивается в 0 баллов. |
Согласно ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно ч.15 ст.48 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 настоящей статьи:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) осуществляют оценку ценовых предложений по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона;
б) на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно ч.17 ст.48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать следующую информацию:
1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационные номера заявок на участие в закупке;
2) о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки;
4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с настоящим Федеральным законом заявкам на участие в закупке;
5) о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
6) о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке;
7) о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок по показателю "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работ, оказания услуги, связанного с предметом контракта" (далее - "опыт работ"), конкурсная комиссия приняла к оценке 323 контракта (договора), представленных ООО "Градостроительство" в составе второй части заявки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.10.2023 NИЭОК1 ООО "Градостроительство" признано победителем закупки.
В п.2.1 Порядка указано:
"К оценке принимаются документы, предоставленные в полном объеме и со всеми приложениями.
Последний акт, составленный при исполнении такого контракта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок."
Дата и время окончания срока подачи заявок 16.10.2023 в 09:00 (МСК).
По данному показателю Победителем закупки ООО "Градостроительство" были представлены к оценке контракты за период 2017-2022 г. в количестве 323 штук.
Комиссией Заказчика в нарушение требования п.2.1 Порядка приняты к оценке договоры от 2017 года и 2018 года с актами ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Таким образом, Комиссией Заказчика нарушены нормы, предусмотренные ч.11, ч.15 ст.48 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации МО Белореченский район (комиссии) нарушение ч.11, ч.17 ст.48 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации МО Белореченский район (комиссии), выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 2 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 октября 2023 г. N 1138/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2023