Резолютивная часть решения объявлена 25.10.2023 г.
Изготовлено в полном объеме 30.10.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Ностаева Н.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Мергенова А.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
при участии:
представителя Уполномоченного органа - Службы регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия - Бимбеевой А.В. (Указ Главы Республики Калмыкия N 151 от 19.08.2022 г.),
представителя Заказчика - БУ РК "Яшалтинская районная больница" - Кумаловой К.А. (доверенность от 23.10.2023 г. Nб/н);
в отсутствие:
представителя Заявителя Ланцовой О.В.,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Ланцовой О.В., проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 18 октября 2023 года поступила жалоба от индивидуального предпринимателя Ланцовой О.В. на действия Заказчика - БУ РК "Яшалтинская районная больница" при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка медицинских изделий шприцы, скальпель, шпатель", реестровый номер извещения N 0105500000223001511.
В соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалоба была принята. Уведомлением N НТ/1491/23 от 19.10.2023 г. рассмотрение жалобы индивидуального предпринимателя Ланцовой О.В. назначено на 24 октября 2023 года в 11 часов 00 минут.
Заявитель указывает, что извещение об аукционе содержит нарушения Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции, поскольку заказчиком в пункте 6 Технического задания установлены такие технические требования к требуемому к поставке товару, которым соответствуют шприцы конкретного производителя ООО "Паскаль Медикал") (Московская обл., г. Дубна), что свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников закупки.
Так, Заказчиком в Описании объекта закупки по позиции 6 "Шприц общего назначения" КТРУ: 32.50.13.110-00004567" установлена, в том числе следующая характеристика, отсутствующая в КТРУ, а именно: " Одна из игл имеет плоскую заточку, угол заточки составляет 402°".
Уполномоченным органом и Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что Уполномоченный орган и Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В целях полного и всестороннего изучения материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 25 октября 2023 года в 14 часов 00 минут, лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Калмыцкого УФАС России, установила следующее.
11.10.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0105500000223001511 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку медицинских изделий шприцы, скальпель, шпатель.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 276 870,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе: в 08 часов 00 минут по московскому времени "19" октября 2023 года.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): "23" октября 2023 года.
1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 4 Правил N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В силу пункта 6 Правил N 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
По позициям 6 Описания объекта закупки объектом закупки является поставка шприцев одноразовых общего назначения (КТРУ 32.50.13.110-00004567).
Согласно дополнительным характеристикам по позиции 6 одна из игл имеет плоскую заточку, угол заточки составляет 402°, приведено следующее обоснование: "Игла с плоской заточкой необходима для набора лекарственных препаратов из флаконов с резиновой пробкой, предотвращения вырезания материала пробки при прокалывании ее иглой и последующего попадания частиц резиновой пробки в шприц и введения их в пациента. Также плоская заточка иглы минимизирует риск ранения медицинского работника при смене игл в процессе подготовки к инъекции".
Заявитель полагает, что шприцы общего назначения, укомплектованные иглой с плоской заточкой, производятся в Российской Федерации единственным производителем - ООО "Паскаль Медикал" (Московская обл., г. Дубна), по регистрационному удостоверению от 01.02.2021 года N РЗН 2018/7245. В каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд отсутствует характеристика - "угол заточки иглы", что свидетельствует о ее незначительности и избыточности. Указанная характеристика не оказывает никакого существенного влияния на применение шприцев по их прямому назначению и не отражает потребительских свойств товара. Установление избыточных характеристик, которым соответствует товар конкретного производителя - ООО "Паскаль Медикал", приводит к ограничению количества участников закупки.
На рассмотрении жалобы представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что требования к товару установлены в соответствии с потребностями Заказчик. Кроме того, ООО "Паскаль Медикал"не является единственным производителем шприцев с иглой, имеющих плоскую заточку. Инструкция по применению медицинского изделия: Шприцы инъекционные трехкомпонентные однократного применения стерильные с иглами и без игл по ТУ 32.50.13-001-29448738-2017 (производитель ООО "Паскаль Медикал") содержит следующую информацию и описание: "Внимание! В случае выбора шприца в комплектации с двумя иглами (одна игла надета на шприц, вторая вложена в индивидуальную упаковку) обязательно соблюдать требование использования надетой на шприц иглы только для набора лекарственных препаратов. После набора лекарственных препаратов надетую на шприц иглу необходимо заменить! Для проведения инъекции надеть вторую иглу, вложенную в индивидуальную упаковку! Недопустимо проведение инъекции иглой с плоской заточкой!" (стр. 3 инструкции). Также АО "Медполимер ЛТД" на основании регистрационного удостоверения N ФСР 2010/07477 от 17.11.2020 производит шприцы с иглой, имеющих плоскую заточку, что подтверждается инструкцией по применению шприцев инъекционных, однократного применения, стерильные по ТУ 32.50.13-001-2559/7097-2005, в которой указано следующее: "Внимание! В случае выбора шприца в комплектации с двумя иглами (одна игла надета на шприц, вторая вложена в индивидуальную упаковку) обязательно соблюдать требование использования надетой на шприц иглы только для набора лекарственных препаратов. После набора лекарственных препаратов надетую на шприц иглу необходимо заменить! Для проведения инъекции надеть вторую иглу, вложенную в индивидуальную упаковку! Недопустимо проведение инъекции иглой с плоской заточкой!". Таким образом, на российском рынке имеется как минимум два производителя шприцев с иглой, имеющих плоскую заточку: АО "Медполимер ЛТД" и ООО "Паскаль Медикал".
Комиссия Калмыцкого УФАС России, ознакомившись с описанием объекта закупки, пояснениями сторон, изучив представленные материалы, приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
В соответствии с представленной в материалы дела информацией на рынке медицинских изделий существует товар не менее 2-х производителей: АО "Медполимер ЛТД" и ООО "Паскаль Медикал", соответствующий Описанию объекта закупки, а именно: шприцев с иглой, имеющих плоскую заточку.
Кроме того, электронный аукцион объявлен на поставку товара, а не на его изготовление.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Таким образом, отсутствуют основания для признания в действиях заказчика действий, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Заявитель не доказал, что требования, включенные в извещение о проведении аукциона, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, явились непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
|
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Ланцовой О.В.- необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Ностаева Н.В.
Члены комиссии Мергенова А.А.
Мархадаева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 30 октября 2023 г. N 008/06/42-224/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2023