Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "Рустехком" (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 27487-ЭП/23 от 27.10.2023) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на ремонт стадиона (извещение N 0172200004723000238) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.09.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004723000238. Начальная (максимальная) цена контракта - 20 956 189,26 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям, Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу п. 19 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В силу п. 23 Положения если в случае, указанном в п. 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 23.10.2023 NПРОI1 по детализирующим показателям оценки "характеристика N 1 (свойство номер 1)" и "характеристика N 3 (свойство номер 3)" показателя оценки "качественные характеристики объекта закупки (качество выполнения работ)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" участнику закупки не были начислены баллы по следующим основаниям:
"Отсутствие предложения о свойстве номер 1 с полным описанием.
Согласно инструкции по заполнению заявки "Наличием свойства номер 1 является наличие совокупности шагов, действий для достижения желаемого результата в рамках исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием последовательности всех действий выполнении работ по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, в соответствии с требованиями порядка оценки и порядка заполнения предложения участника конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки по каждому разделу локального сметного расчета.", "При формировании предложения по показателю оценки, детализирующему показатель оценки "Качество выполнения работ" участник закупки должен не повторить требования технического задания со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью технического задания, и/или положения нормативной документации, а представить описание о качественных характеристиках объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств.", "При указании в предложении о качестве выполняемых работ по объекту закупки последовательности всех действий при выполнении работ по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, необходимо также указать режим работы на каждом месте выполнения работ и последовательность операций (от того, как преступают к выполнению работ до того, как заканчивают процесс выполнения работ)." при этом Представленное участником закупки предложение не соответствует указанному требованию, так как в отношении всех разделов локального сметного расчета участником скопированы положения технического задания без указания последовательность операций (от того, как преступают к выполнению работ до того, как заканчивают процесс выполнения работ), указанные участником формулировки последовательности действий не содержит описание начала, процесса и окончания выполнения работ, так как представляют собой перечисление позиций локального сметного расчета."
Отсутствие предложения о свойстве номер 3 с полным описанием.
Согласно инструкции по заполнению заявки "При формировании предложения по показателю оценки, детализирующему показатель оценки "Качество выполнения работ" участник закупки должен не повторить требования технического задания со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью технического задания, и/или положения нормативной документации, а представить описание о качественных характеристиках объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств.", "Представленное в первой части заявки предложение с описанием свойств объекта закупки должно быть однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований, содержать слов "должен", "может", "будет", "обязан", "возможно", "вероятно" и их производные.", при этом Представленное участником закупки предложение не соответствует указанному требованию, так как включают следующие положения "1. Провести осмотр упаковки: Убедитесь, что упаковка продукции целая и не повреждена. Проверьте наличие пломб, которые могут свидетельствовать о недопустимом вскрытии груза.", "1. Контракт: Проверка начинается с понимания требований, установленных контракте. Указанные требования могут включать виды инструментов, инвентаря и оборудования, их характеристики, сроки поставки и другие условия"."
По детализирующему показателю оценки "характеристика N 1 (экологическое свойство номер 1)" показателя оценки "экологические характеристики объекта закупки (охрана окружающей среды)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" участнику закупки не были начислены баллы по следующему основанию:
"Отсутствие предложения об экологическом свойстве номер 1 с полным описанием.
Согласно инструкции по заполнению заявки "При формировании предложения по показателю оценки, детализирующему показатель оценки "Качество выполнения работ" участник закупки должен не повторить требования технического задания со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью технического задания, и/или положения нормативной документации, а представить описание о качественных характеристиках объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств.". Представленное участником закупки предложение не соответствует указанному требованию, так как в отношении всех разделов локального сметного расчета участником скопированы положения технического задания без указания последовательность операций (от того, как преступают к выполнению работ до того, как заканчивают процесс выполнения работ), указанные участником формулировки последовательности действий не содержит описание начала, процесса и окончания выполнения работ, так как представляют собой перечисление позиций локального сметного расчета"."
В инструкции по заполнению заявки, содержащейся в извещении, указано, что представленное в первой части заявки предложение с описанием свойств объекта закупки должно быть однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований, содержать слов "должен", "может", "будет", "обязан", "возможно", "вероятно" и их производные.
В соответствии с пп. г) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок была произведена оценка, все заявки были допущены. Участнику (Заявителю) не начислены баллы в отношении свойств номер 1 и номер 2 показателя оценки "качественные характеристики объекта закупки (качество выполнения работ)" и в отношении экологического свойства номер 1 показателя оценки "экологические характеристики объекта закупки (охрана окружающей среды)", так как предложение заявителя не соответствовало требованиям извещения о закупке, а именно не представлено описание о качественных характеристиках объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств. Представленное участником закупки предложение не соответствует требованию извещения, так как в отношении раздела локального сметного расчета "Утилизация строительного мусора" участником скопированы положения технического задания без указания последовательность операций (от того, как преступают к выполнению работ до того, как заканчивают процесс выполнения работ), указанная участником формулировка последовательности действий не содержит описание начала, процесса и окончания выполнения работ. Предложение с описанием свойств объекта закупки содержит слово "должен", что не допускается согласно инструкции по заполнению заявки. Заявитель не обжаловал порядок оценки, не подавал запросов разъяснения положений извещения, подав заявку согласился с требованиями извещения. Комиссия опубликовала протокол с подробным обоснованием принятого ей решения о начислении/неначислении баллов.
Из анализа заявки Заявителя и представленных Заказчиком пояснений следует, что комиссия Заказчика оценила заявку в соответствии с установленным порядком оценки. Соответственно, довод жалобы признан необоснованным.
По мнению Заявителя, из извещения следует, что в объект рассматриваемой закупки, помимо выполнения работ, включена поставка товаров. При этом коды КТРУ, ОКДП 2 в отношении закупаемых товаров Заказчиком указаны не были. Отсутствие в извещении наименований и кодов ОКДП 2/КТРУ закупаемых товаров нарушает Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, и нарушает положение ч. 6 ст. 23 (п. 5 ч. 1 ст. 42) Закона о контрактной системе.
Из пояснений Заказчика следует.
Заказчиком в извещении выделены коды ОКПД2 в отношении всех единиц поставляемых товаров. Указанные позиции соотносятся с объектом закупки по их количеству и цене.
Заказчиком установлено условие допуска в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018.
Соответствующие товарам коды включены в Приложение N 1 к вышеуказанному приказу:
Положения Проекта контракта (пункт 6.5 раздела 3. Производство работ, сдача и приемка работ, товаров), а также извещение устанавливает поставку и приёмку товара.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Срок окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме 20.10.2023 21:00, жалоба подана в орган контроля посредством единой информационной системы по истечении срока подачи заявок - 26.10.2023.
Учитывая изложенное, Комиссией УФАС принято решение оставить довод жалобы без удовлетворения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 43, 48, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Рустехком" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 ноября 2023 г. N 44-4480/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2023