Резолютивная часть решения оглашена 08.11.2023
В полном объеме решение изготовлено 09.11.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П., при участии в дистанционном режиме:
- представителя МКУ "Служба заказчика по строительству и ремонту" Нюняевой А.А., действующего на основании доверенности от 14.03.2023,
- представителя МКУ "Служба заказчика по строительству и ремонту" Столбиковой Н.Е., действующего на основании доверенности от 01.03.2023,
- представителя МКУ "Служба заказчика по строительству и ремонту" Земова А.В., действующего на основании Приказа N 01-23/06ЛС 13.02.2023,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 02.11.2023 поступила жалоба ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0369300005123000022 на реконструкцию участка проспекта Мира от ул. Нечая до ул. Широкая в г. Снежинске Челябинской области на объекте: "Проспект Мира (реконструкция участка от ул. Нечая до ул. Широкая) в г. Снежинске Челябинской области" (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 25.10.2023 МКУ "Служба заказчика по строительству и ремонту" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 177 853 829, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 02.11.2023.
На момент рассмотрения жалобы ИП Тожибаева З.П. контракт не заключен.
В жалобе указано, что в извещении о закупке в нарушение требований законодательства о контрактной системе неправомерно установлены дополнительные требования к участнику закупки в части наличия опыта выполнения работ в соответствии с позицией 7 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, так как объект закупки включает в себя выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги.
Представители заказчика на заседании Комиссии направили письменные пояснения и по доводам жалобы пояснили, что в извещении о закупке ошибочно установлено дополнительное требование о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с позицией 7 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571. При этом на заседании Комиссии представители заказчика подтвердили, что реконструируемый объект относится к автомобильной дороге.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования с учетом описания объекта закупки в извещении в соответствии с частью 5 статьи 31, пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В соответствии с позицией 17 Приложения к Постановлению N 2571 указано, что при проведении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги должны предъявляться дополнительные требования, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В абзаце 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
При этом, дополнительными требованиями к участникам закупки являются наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
- опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
- опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
- опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей.
В подтверждение соответствия указанным требованиям участнику закупки необходимо предоставить документы, предусмотренные в графе: "информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" в зависимости от вида работ, опыт на выполнение которых предоставляется участником закупки.
Как следует из извещения о закупке предметом аукциона является реконструкция участка проспекта Мира от ул. Нечая до ул. Широкая в г. Снежинске Челябинской области.
При этом, документы, размещенные в единой информационной системе, а именно: проект контракта, техническое задание, ведомость объемов работ, проектная документация, заключение государственной экспертизы, свидетельствуют о том, что предметом контракта является реконструкция автомобильной дороги.
Так, в пункте 5.2 технического задания указано, что проектируемая дорога расположена на свободной от застройки территории, за исключением участка дороги, примыкающего к ул. Нечая, на застроенной территории. Проспект Мира является объектом незавершенного строительства. Дорога состоит из двух участков: от ул. Широкая 650-м - однополосный участок, далее до ул. Нечая - участок двухполосный. Покрытие дорожного полотна - асфальтобетон, а на 50-м покрытие правой полосы дорожного полотна - цемент.
В пункте 3.1.2 положительного заключения государственной экспертизы N 74-1-4-0490-13 от 04.07.2013 также указано, что объектом капитального строительства является автомобильная дорога, а именно: проспект Мира является объектом транспортной инфраструктуры - магистральной улицей общегородского значения регулируемого движения (транспортно-пешеходная).
При этом, начальная (максимальная) цена контракта составляет 177 853 829, 00 рублей.
Таким образом, с учетом предмета закупки и начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен установить дополнительны требования к участнику закупки, предусмотренные позицией 17 Приложения к Постановлению N 2571.
Вместе с тем, в извещении о закупке и в требованиях, предъявляемых к участнику закупки, указаны дополнительные требования на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта в соответствии с позицией 7 Приложения к Постановлению N 2571, что не соответствует предмету закупки, который включает в себя выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги. Указанные действия заказчика противоречат пункту 12 части 1 статьи 42, частям 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, позиции 17 Приложения к Постановлению N 2571.
Следует отметить, что единственный участник закупки предоставил документы, подтверждающие наличие опыта выполнения работ на реконструкцию кровли здания, что свидетельствует о несоответствии представленных документов требованиям к опыту выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, предусмотренному позицией 17 Приложения к Постановлению N 2571, при этом представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что общество не зарегистрировано на электронной площадке по данной позиции Приложения к Постановлению N 2571.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 12 части 1 статьи 42, частей 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, позиции 17 Приложения к Постановлению N 2571.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 ноября 2023 г. N 074/06/106-2557/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2023