Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России, Комиссия) в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Дирекция биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий и природных парков" (далее также - ГБУ РС (Я) "Дирекция биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий и природных парков", заказчик): ... (представитель по доверенности);
от уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ РС(Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение): ... (представитель по доверенности);
от заявителя индивидуального предпринимателя Гурбина Андрея Владимировича (далее - ИП Гурбин А.В., заявитель): ... (индивидуальный предприниматель),
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Гурбина Андрея Владимировича на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Дирекция биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий и природных парков" при проведении электронного аукциона на поставку подвесных лодочных моторов (извещение N 0816500000623018216), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Гурбина А.В. на действия заказчика.
Из сути жалобы ИП Гурбина А.В. следует, что Заказчик неправомерно снизил цену контракту на 15% в соответствии с Приказом N126н.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из пояснений заказчика и уполномоченного учреждения следует, что с жалобой заявителя не согласны.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000623018216 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЭТП ТЭК-Торг - 10.10.2023 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 219 999,98 рублей;
4. На участие в закупке было подано 2 (две) заявки, признанные соответствующим требованиям.
В целях полного и всестороннего изучения дела заседание Комиссии, назначенное на 02 ноября отложено 03 ноября 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ИП Гурбина А.В. необоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 20.10.2023 N 0816500000623018216 победителем признана заявка ИП Гурбина А.В. предложившее цену контракта в сумме 10 066 699,98 рублей. Контракт заключается по сниженной цене (приказ Минфина России N126н): 8 556 694,98 рублей.
27.10.2023 ИП Гурбин А.В. направил в адрес заказчика протокол разногласий.
31.10.2023 заказчиком, в силу пункта 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, размещен доработанный проект контракта со следующими причинами отказа в принятии замечаний победителя закупки: "Итоговая цена контракта: 8 556 694,98 рублей. (На основании ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", контракт заключается по цене, сниженной на 15 % от предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт)."
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 и частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Аналогичное требование установлено в подпункте 5 пункта 1.2.1 приложения N 3 к извещению:
"5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона N44-ФЗ (в случае, если в извещении установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе принят приказ Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 126н).
На закупку установлены условия допуска товаров в соответствии с приказом N 126н.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1.3 приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Согласно пункту 1.6 приказа N126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
Для объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок на участие в электронном аукционе.
Из представленных оператором сведений следует, что в заявке ООО "Меркурий" продекларирована страна происхождения предлагаемых к поставке товаров - Российская Федерация.
Также, согласно ответа ООО "Меркурий" от 03.11.2023 года на запрос Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 02.11.2023 года N НТ/5053/23 следует, что в рамках подготовки заявки на участие в закупке посредством телефонной связи получена консультация у потенциальных поставщиков, которые сообщили о готовности поставить лодочные моторы со страной происхождения Россия. Поскольку на момент подачи заявки подтверждение страны происхождения не требовалось подтверждающие документы не были запрошены. В связи с тем, что ООО "Меркурий" не был признан победителем электронного аукциона, товар не приобретался, соответственно документы, подтверждающие страну происхождения, не запрашивались.
Из представленных оператором электронной площадки сведений следует, что заявка победителя ИП Гурбина Андрея Владимировича содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Таким образом, при наличии декларации о поставке товара российского происхождения в заявке ООО "Меркурий" у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали основания в соответствии с приказом N 126н для отстранения участника в связи с предоставлением недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В письме Минфина России от 20.08.2020 N 24-02-06/73031 "О рассмотрении обращения" указано, что приказом N 126н не установлены требования о представлении какого-либо документа в качестве подтверждения страны происхождения товара. Таким образом, в случае декларирования победителем в заявке, что страной происхождения предлагаемого товара является государство - член Евразийского экономического союза, то такая заявка приравнивается к заявке, содержащей предложение о поставке товаров российского происхождения.
Указанную позицию также поддерживают суды, например, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.11.2021 NФ02-6093/21 по делу NА33-5691/2021. Также, решением Верховного Суда РФ от 07.09.2022 N АКПИ22-624, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 08.12.2022 NАПЛ22-518, пункт 1.6 признан не противоречащим действующему законодательству в части возможности снижения цены контракта от цены контракта, предложенной победителем аукциона, при поставке радиоэлектронной продукции, если единственным подтверждением страны происхождения товара является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Отклонение в соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе возможно в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке и наличия у комиссии по осуществлению закупок доказательств, подтверждающих, что участник предоставил недостоверную информацию.
В положениях Закона о контрактной отсутствует обязанность по проверке на недостоверность сведений, указанных в заявке участника закупки ввиду короткого срока рассмотрения заявок участников закупки.
В рассматриваемом случае у комиссии по осуществлению закупок не было доказательств того, что в заявке ООО "Меркурий" указана недостоверная информация. Согласно извещению, предоставление участниками документов к предлагаемым товарам не установлено:
3.1. |
Требования, установленные в соответствии с законодательством РФ к товару, работе, услуге и перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги установленным требованиям |
Не установлено |
Таким образом, у комиссии по осуществлению закупок отсутствовала обязанность проверки приложенных к заявкам участников дополнительных документов, не подлежащих в рассматриваемом случае обязательному представлению. Данная правовая позиция выражена в решении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14.02.2023 по делу N А58-9805/2022 и определении Верховного суда РФ от 16.12.2016 N 306-КГ16-17571 по делу NА57-21662/2015.
В ходе рассмотрения жалобы ИП Гурбиным А.В. представлено письмо ИП Балаевой М.В. из которого следует что заводы по производству подвесных лодочных моторов Mercury на стационарных двигателях Mercruiser, располагаются в США, Бельгии, Японии, Китае. При это доказательств что ИП Балаева М.В. является официальным дилером (официальным дистрибьютером) лодочных моторов Mercury не представлено.
При этом Комиссия Якутского УФАС России считает, что письмо дилера (дистрибьютера) не могут быть признаны надлежащим доказательством того, что в рамках закупки (изв. N 0816500000623018216) не могли быть представлены товары со страной происхождения Российская Федерация, поскольку указанное лицо не является уполномоченным органом Российской Федерации в сфере промышленной политики.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России в части подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и признания победителем обжалуемой закупки нарушений не выявила.
Жалоба ИП Гурбина А.В. признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Гурбина Андрея Владимировича на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Дирекция биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий и природных парков" при проведении электронного аукциона на поставку подвесных лодочных моторов (извещение N 0816500000623018216) необоснованной.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 ноября 2023 г. N 014/06/49-1624/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2023