Муниципальный правовой акт Пограничного муниципального района Приморского края
от 20 февраля 2017 г. N 156-МПА
"Положение об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории Пограничного муниципального района, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях Пограничного муниципального района, содержание детей в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования"
Принят Думой Пограничного муниципального района 26 января 2017 г.
1. Общие положения
1. Положение об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории Пограничного муниципального района, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях Пограничного муниципального района, содержание детей в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Уставом Пограничного муниципального района.
2. Настоящее Положение разработано в целях обеспечения реализации прав граждан на общедоступное бесплатное дошкольное образование, определяет социально-экономические условия получения дошкольного образования на территории Пограничного муниципального района и регламентирует порядок организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Пограничного муниципального района, создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях Пограничного муниципального района, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
3. Образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования могут осуществлять:
1) дошкольные образовательные организации (образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми);
2) общеобразовательные организации (образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования);
3) организации дополнительного образования (образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам) (далее именуемые - образовательные организации).
4. На территории района физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций, могут создаваться частные образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, осуществляющие присмотр и уход за детьми.
2. Цели и задачи дошкольного образования
1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Предоставление дошкольного образования на территории Пограничного муниципального района осуществляется с целью обеспечения гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, повышения социального статуса дошкольного образования, обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, обеспечения государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
2. Основными задачами дошкольного образования являются:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
3. Организация дошкольного образования
1. Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне образовательных организаций - в форме семейного образования.
2. Образовательные организации Пограничного муниципального района обеспечивают получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев (при наличии в образовательной организации соответствующих условий) до прекращения образовательных отношений.
3. Образовательные организации в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Приморского края, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, приказами отдела народного образования администрации Пограничного муниципального района, уставом образовательной организации, договором, заключаемым между образовательной организацией и родителями (законными представителями).
4. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, создаются условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации.
5. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную, комбинированную направленность.
При необходимости в образовательных организациях, могут быть организованы:
1) группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
2) группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
3) семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).
6. Режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом.
Группы могут функционировать в режиме:
1) полного дня (12-часового пребывания);
2) сокращенного дня (8 - 10,5 часового пребывания);
3) продленного дня (13 - 14-часового пребывания);
4) кратковременного пребывания (до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания.
По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
7. Длительность пребывания детей в образовательных организациях (группах) определяется возможностью организовать прием пищи и дневной сон:
1) до 5 часов без организации сна и с организацией однократного приема пищи;
2) более 5 часов с организацией дневного сна и приема пищи с интервалом 3 - 4 часа в зависимости от возраста детей.
8. Права и ответственность образовательной организации устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Общедоступное и бесплатное дошкольное образование предоставляется по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
10. Содержание и организация образовательного процесса определяется образовательной программой дошкольного образования.
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
11. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения по образовательной программе дошкольного образования.
12. В образовательных организациях может быть организована деятельность по удовлетворению образовательных потребностей населения через организацию функционирования групп социальной помощи, центров игровой поддержки детей, социально-игровых комнат, адаптационных групп, групп для детей раннего возраста, консультационных пунктов и центров и других форм получения дошкольного образования, присмотра и ухода.
Образовательная организация может использовать сетевую форму реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающую возможность ее освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
Использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными организациями.
13. Родители (законные представители) несовершеннолетнего воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей
1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.
Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
2. Образовательные организации обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия присмотра и ухода за воспитанниками, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников, работников образовательной организации.
3. Организация питания в образовательной организации возлагается на образовательную организацию.
4. Организация питания и хозяйственно-бытовое обслуживание детей, обеспечение ими личной гигиены и режима дня осуществляются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
5. Присмотр и уход за детьми осуществляется образовательными организациями на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.
6. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами Приморского края, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, установленного органами государственной власти на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.
Порядок обращения за получением компенсации и порядок ее выплаты устанавливаются нормативно-правовыми актами Приморского края.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, является расходным обязательством Приморского края.
5. Комплектование образовательных организаций
1. В образовательные организации принимаются дети в возрасте от 1 года 6 месяцев. При наличии необходимых условий прием детей может осуществляться с 2 месяцев.
2. Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Правила приема в конкретную образовательную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, образовательной организацией самостоятельно.
3. Правила приема в образовательные организации должны обеспечивать прием в образовательную организацию всех граждан, имеющих право на получение дошкольного образования.
Правила приема должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Закрепление образовательных организаций за конкретными территориями Пограничного муниципального района осуществляется в соответствии с постановлением администрации района.
4. Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации осуществляется в соответствии с административным регламентом, разрабатываемом и принимаемом в соответствии с законодательством в рамках реализации муниципальной услуги.
5. Прекращение образовательных отношений с образовательной организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. В целях обеспечения прозрачности процедуры приема детей в образовательные организации, избежания нарушений прав детей при приеме, планирования обеспечения необходимого и достаточного количества мест в образовательных организациях на конкретную дату для удовлетворения потребности граждан в дошкольном образовании, а также присмотре и уходе за детьми дошкольного возраста, учредителем проводится учет детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательных организациях.
Порядок осуществления учета утверждается постановлением администрации Пограничного муниципального района.
6. Полномочия органов местного самоуправления по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования
1. К полномочиям Думы Пограничного муниципального района относятся:
1) принятие нормативных правовых актов и изменений в них по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования;
2) утверждение в составе бюджета Пограничного муниципального района расходов на реализацию мероприятий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования;
3) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Приморского края, нормативными правовыми актами Пограничного муниципального района.
2. К полномочиям администрации Пограничного муниципального района относится:
1) обеспечение исполнения федеральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов Приморского края, правовых актов органов местного самоуправления Пограничного муниципального района в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Пограничного муниципального района;
2) организация реализации прав детей на дошкольное образование, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением;
3) осуществление учета детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные организации, для организации предоставления дошкольного образования;
4) обеспечение выполнения планов и программ развития муниципальной системы дошкольного образования;
5) утверждение уставов образовательных организаций;
6) определение рациональности сети образовательных организаций и образовательных услуг;
7) осуществление работ по ликвидации, реорганизации и созданию образовательных организаций в соответствии с законодательством российской Федерации;
8) назначение и освобождение от занимаемой должности руководителя образовательной организации;
9) проведение ревизий рационального использования бюджетных и внебюджетных средств в образовательных организациях;
10) принятие нормативных правовых актов по вопросам предоставления дополнительного образования детей;
11) иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Пограничного муниципального района.
3. Функции и полномочия учредителя в отношении дошкольных образовательных организаций осуществляет администрация Пограничного муниципального района.
7. Имущество образовательной организации. Финансовое обеспечение организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования
1. Имущество образовательной организации закрепляется за ней на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Земельный участок, необходимый для выполнения образовательной организацией своих уставных задач, предоставляется ей на праве постоянного (бессрочного) пользования.
2. Образовательная организация несет ответственность за сохранность и целевое использование закрепленного за ней имущества.
3. Финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в образовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), относится к полномочиям органов государственной власти Приморского края и осуществляется в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти Приморского края.
4. К расходным обязательствам бюджета Пограничного муниципального района относятся финансовые обязательства, возникающие в связи с содержанием зданий и оплатой коммунальных услуг, а также другие расходы, связанные с осуществлением присмотра и ухода за детьми, содержанием детей в образовательных организациях, за исключением расходов, отнесенных к финансовым обязательствам органов государственной власти Приморского края, и расходов, возмещаемых за счет средств родительской платы, установленной в соответствии с настоящим пунктом.
5. Финансовое обеспечение деятельности образовательных организаций осуществляется в соответствии с муниципальным заданием для образовательной организации, которое формируется и утверждается в порядке, определенном нормативным правовым актом администрации Пограничного муниципального района, в соответствии с видами деятельности, отнесенными к основной деятельности.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в виде:
а) субсидий из районного бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием муниципальных услуг, выполнением работ;
б) субсидий из районного бюджета на иные цели;
в) бюджетных инвестиций из средств бюджета Пограничного муниципального района
г) субвенций из средств бюджета Приморского края.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из местного бюджета устанавливаются администрацией Пограничного муниципального района.
6. Образовательные организации вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательной организации услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.
Привлечение образовательными организациями дополнительных средств не влечет за собой снижения абсолютных размеров их финансирования.
8. Решение, утратившее силу
Решение Думы Пограничного муниципального района от 27.04.2005 г. N 47 "Об утверждении Положения об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в Пограничном муниципальном районе" считать утратившим силу.
9. Вступление в силу
Настоящий муниципальный правовой акт вступает в силу со дня официального опубликования.
Глава Пограничного муниципального района |
Н.А. Тодоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Муниципальный правовой акт Пограничного муниципального района Приморского края от 20 февраля 2017 г. N 156-МПА "Положение об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории Пограничного муниципального района, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях Пограничного муниципального района, содержание детей в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования"
Настоящий муниципальный правовой акт вступает в силу со дня официального опубликования
Текст муниципального правового акта официально опубликован не был
Текст муниципального правового акта размещен на сайте Пограничного муниципального района в Internet (http://www.pogranichny.ru)
Муниципальным правовым актом Думы Пограничного муниципального округа Приморского края от 26 февраля 2021 г. N 69-МПА настоящий документ признан утратившим силу с 16 марта 2021 г.