Решение Приморского краевого суда
от 9 декабря 2016 г. по делу N 3а-185/16
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Зайцевой О.А.
при секретаре Петровой Е.В.,
с участием прокурора Бобылевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ярош Владимира Сергеевича к Думе города Владивостока, Администрации города Владивостока, заинтересованное лицо департамент градостроительства Приморского края о признании решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" не действующим в части,
установил:
решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые опубликованы без карт градостроительного зонирования 10 апреля 2010 года в газете "Утро России" N 39 (4233), 20 апреля 2010 года в сборнике "Вестник Думы города Владивостока" N 32 (2). В настоящее время действует редакция от 30 декабря 2014 года N 408 с изменениями от 17 февраля 2016 года.
Согласно Карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, входящей в состав Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 1280 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> находится в границах двух территориальных зон: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и производственно-коммерческой зоны (П-5).
Ярош В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления двух территориальных зон: П-5, Ж-3 в границах земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 1280 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> недействительным. В обоснование своих требований указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 1280 кв. м., категория земель: земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования: под индивидуальный жилой дом и хозяйственные постройки, расположенного по адресу: <адрес>, а также расположенного на нём жилого дома. После устранения технической ошибки в государственном кадастре недвижимости площадь спорного земельного участка составляет вместо 1163 кв. м. - 1280 кв. м. Вышеуказанный участок сформирован и поставлен на кадастровый учёт 25 декабря 2005 года. Границы данного участка состоят из двух контуров, внешне образуя две его части и он (административный истец) планирует произвести раздел спорного земельного участка на два самостоятельных участка. Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю осуществление кадастрового учёта в отношении образуемых земельных участков приостановлено на основании того, что спорный земельный участок располагается в двух территориальных зонах: П-5 и Ж-3. Жилой дом находится в части земельного участка с малым контуром, в промышленной зоне, а часть земельного участка с большим контуром - в промышленно-коммерческой зоне и в зоне застройки многоэтажными жилыми домами. Считает, что принятым решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 не соблюдены требования части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ и нарушены его (административного истца) права по использованию земельного участка и возможности его раздела, а также реализации права по строительству индивидуального жилого помещения в соответствии с видом разрешённого использования.
До рассмотрения дела по существу, суд привлёк к участию в деле в качестве заинтересованного лица департамент градостроительства Приморского края.
Представитель административного истца ФИО9 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.
Представитель Думы города Владивостока ФИО10 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ранее представил письменный отзыв на административный иск. По существу показал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Думой города Владивостока с соблюдением установленного порядка и процедуры, с учётом результатов публичных слушаний в пределах полномочий, в оспариваемой части соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу. Административный истец не воспользовался правом на внесение изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа. Требования об отмене Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в части установления двух территориальных зон: П-5 и Ж-3 в границах спорного земельного участка приведёт к отсутствию на данном земельном участке территориальных зон.
Представитель Администрации города Владивостока ФИО11 в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями, ранее представила письменный отзыв на иск. По существу указала, что административный истец не доказал наличие оснований для признания недействительным решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 в части определения территориального зонирования в отношении спорного земельного участка, а также не обосновал, в чём состоит нарушение его прав данным нормативным правовым актом в оспариваемой части. На момент принятия Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа от 7 апреля 2010 года N 462, утверждённых Думой города Владивостока и при внесении в Правила изменений 12 октября 2012 года в редакции решения Думы города Владивостока N 934, сведения о границах земельного участка с кадастровым номером N не были известны, в связи с чем, не могли учитываться органами местного самоуправления.
Представитель департамента градостроительства Приморского края ФИО12 в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, указав, что как на момент принятия Думой города Владивостока Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа от 7 апреля 2010 года N 462, так и при внесении в них изменений 12 октября 2012 года, отсутствовали сведения о границах земельного участка с кадастровым номером N.
Ярош В.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставил.
Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО13, возражения представителей Думы города Владивостока ФИО14, Администрации города Владивостока ФИО15, департамента градостроительства Приморского края ФИО16, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Бобылевой О.А., полагавшей, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
Согласно частям 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "настоящему Федеральному закону" имеется в виду "Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ"
На основании статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и пункта 26 части 1 статьи 16 вышеназванного Федерального закона утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения городского округа и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу статьи 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (часть 1). Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 3). Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4).
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года N 49, к вопросам местного значения города Владивостока относится утверждение правил землепользования и застройки.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ).
Учитывая, что вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от 15 декабря 2015 года по делу N 3а-170/2015, проверка решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 на предмет соблюдения при его принятии требований нормативных правовых актов, перечисленных в подпунктах "а", "б", "в", "г" пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ, проведена, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого решения Думой города Владивостока соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Решение Думы города Владивостока в данной части не оспаривалось.
В судебном заседании установлено, что Ярош В.С. на основании договоров купли-продажи от 9 июля 2015 года и от 4 июля 2016 года, является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под индивидуальный жилой дом и хозяйственные постройки, общая площадь 1280 кв. м., адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация. Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир Жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморского края 7 августа 2015 года и 11 июля 2016 года соответственно, а также выпиской из ЕГРП, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю 15 ноября 2016 года.
Также, Ярош В.С. на основании договоров купли-продажи от 9 июля 2015 года и от 4 июля 2016 года, принадлежит на праве собственности индивидуальный жилой дом, назначение: жилой дом, площадью 37,8 кв. м., количество этажей: 1, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 7 августа 2015 года и 11 июля 2016 года соответственно.
Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю N от 28 июля 2016 года осуществление кадастрового учёта в отношении указанного земельного участка приостановлено на основании пунктов 1, 6 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" до устранения обстоятельств, препятствующих его проведению.
Из существа указанного решения следует, что границы образуемых земельных участков попадают в производственную зону, зону инженерной и транспортной инфраструктур (П-5) и в зону застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), утверждённые в соответствии с решением Думы города Владивостока "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" от 7 апреля 2010 года N 462. Указанный в межевом плане вид разрешённого использования "под индивидуальный жилой дом и хозяйственные постройки" не соответствует видам разрешённого использования, которые предусмотрены градостроительным регламентом для зон П-5 и Ж-3, а также в нарушение требований части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ образуемый земельный участок располагается одновременно в двух территориальных зонах, и указано на необходимость приведения в соответствие с градостроительным регламентом исходного земельного участка (исходных земельных участков), для проведения процедуры раздела, объединения, перераспределения или выдела земельного участка (земельных участков).
Как следует из положений статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки, разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. При этом в силу положений части 4 указанной статьи на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Пунктом 1 статьи 17 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа установлено, что на карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа установлены границы территориальных зон. Границы территориальных зон отвечают требованию принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне.
В соответствии с положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон при подготовке правил землепользования и застройки устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, определенных данным Кодексом территориальных зон, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Из представленных Управлением градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока фрагментов Карты градостроительного зонирования на территории города Владивостока, входящей в состав Правил землепользования и застройки, утверждённых решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, следует, что изначально земельный участок с кадастровым номером N находился в границах двух территориальных зон: производственно-коммерческой зоны (П-5), зоны объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2), а в настоящее время (в редакции Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа от 12 октября 2012 года N 934, земельный участок с кадастровым номером N находится в границах двух территориальных зон: производственно-коммерческой зоны (П-5), зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
В судебном заседании установлено, что 25 декабря 2005 года на кадастровый учёт был поставлен земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под индивидуальный жилой дом и хозяйственные постройки. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир Жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 714 кв. м.
На основании принятого филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю решения N от 18 октября 2011 года были исправлены ошибочно внесённые сведения о земельном участке с кадастровым номером N, в частности относительно его площади, которая составила 1163,8 кв. м., и ФБУ "Кадастровая палата" по Приморскому краю 19 октября 2011 года выдан кадастровый паспорт земельного участка на указанную площадь.
7 ноября 2012 года филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю принято решение N об осуществлении кадастрового учёта объекта недвижимости, согласно статье 23 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в связи с уточнением местоположения границ и площади, а так же изменением адреса правообладателя земельного участка с кадастровым номером N, на основании которого в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о местоположении границ участка, в частности уточнена его площадь, которая составила 1280 кв. м.
Таким образом, как на момент принятия Думой города Владивостока Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа от 7 апреля 2010 года N 462, так и при внесении в них изменений 12 октября 2012 года в редакции решения Думы города Владивостока N 934, в результате которых земельный участок с кадастровым номером N, будучи ранее учтённым, оказался расположен в двух территориальных зонах, но сведения о его действительных границах и о пересечении данных границ указанного земельного участка с границами территориальных зон отсутствовали в государственном кадастре недвижимости вплоть до 7 ноября 2012 года.
Следовательно, на момент установления границ территориальных зон сведения о границах спорного земельного участка органами местного самоуправления не могли быть получены.
Кроме этого, из представленных Управлением градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока и департаментом градостроительства Приморского края фрагментов Карты градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 и последующих его редакций, а также публичной кадастровой карты, следует, что границы земельного участка с кадастровым номером N состоят из двух контуров, внешне образуя две его части, на меньшей его части располагается жилой дом, большая его часть находится в зоне с особыми условиями пользования территории (земельный участок разрезает береговая зона), а между двумя контурами спорного земельного участка располагаются смежные земельные участки, принадлежащие иным землепользователям и которые поставлены на кадастровый учёт в границах их фактического землепользования.
Оспаривая Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, административный истец, указав на нарушение его прав на пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком при принятии указанных Правил, не учёл, что по смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки и объекты капитального строительства, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков и объектов капитального строительства в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
В силу требований части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ и пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Из смысла данной нормы следует, что Ярош В.С. вправе использовать, принадлежащий ему объект недвижимости в соответствии с его целевым назначением, не смотря на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа спорный земельный участок отнесён к территориальным зонам: производственно-коммерческой зоне (П-5), зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
То обстоятельство, что Ярош В.С. в настоящее время не может разделить земельный участок с кадастровым номером N на два самостоятельных земельных участка, поскольку филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю не осуществляется учёт образуемых земельных участков со ссылкой на пункт 6 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не свидетельствует о том, что он лишён возможности в соответствии с частью 16 статьи 24 и пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ обратиться в уполномоченный орган с предложением о внесении изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, которое подлежит рассмотрению комиссией при подготовке проекта изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа с последующим внесением изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.
При этом суд учитывает, что в редакции Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённой решением Думы города Владивостока от 12 октября 2012 года N 934, были учтены внесённые изменения в Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 31 января 2012 года N 972, и границы территориальных зон приведены в соответствие с границами функциональных зон.
При указанных обстоятельствах, требования о признании решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления двух территориальных зон: производственно-коммерческой зоны (П-5), зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) в границах земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 1280 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Ярош Владимира Сергеевича к Думе города Владивостока, Администрации города Владивостока, заинтересованное лицо департамент градостроительства Приморского края о признании решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" не действующим в части - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда |
О.А. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 9 декабря 2016 г. по делу N 3а-185/16
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (https://kraevoy-prm.sudrf.ru)