Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
в отсутствие представителей Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 13141-ИП/23 от 03.11.2023) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме "Поставка продуктов питания для нужд ЛОГБУ "Сланцевский ДИВВиТ" в 2024 году".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 13.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 324 276,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) установлен порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Так, следуя пункту 3 Постановления Правительства N 2604, законодателем установлены следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно доводам жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком установлены требования к составу заявки на участие в электронном конкурсе, нарушающие положения Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 2604.
Комиссией установлено, что порядком рассмотрения и оценки заявок участников по нестоимостному критерию оценки "Характеристики объекта закупки" предусмотрены, в том числе, следующие положения:
"Значение количества баллов по характеристике N 1 (Качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", по шкале оценки:
Значение показателя |
Шкала оценки (баллы) |
Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки |
0 |
Предложение о наличии характеристики объекта закупки |
100 |
Все предоставляемые в составе заявки участника сведения, а также документы должны быть достоверными, представлены в объеме, предусмотренном настоящей документацией и не противоречить описанию объекта закупки и проекту контракта. При рассмотрении предложения участника, комиссия по осуществлению закупок не оценивает степень детализации описания предложения. Ответственность за полноту и достоверность указанных сведений несет участник. В случае установления фактов недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником, это может послужить основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию. В случае предоставления сведений, несоответствующих требованиям техническому заданию документации, проекту контракта, такая заявка будет оцениваться комиссией, как " несоответствие предоставленной участником информации требованиям документации". Отсутствие предложения по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию.
Рекомендуемая форма "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" * Участник закупки предлагает выполнить работы, являющиеся объектом закупки, на следующих условиях.
|
*в случае предоставления сведений в форме, отличной от рекомендуемой - в составе заявки должны содержаться сведения, предусмотренные рекомендуемой формой.
Порядок заполнения рекомендуемой формы "Техническое предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает наименование продукта предложения о качественных характеристиках объекта закупки. В графе 2 формы указывается наименование свойства предложения о качественных характеристиках объекта закупки. В графе 3 участник предоставляет развернутое описание по соответствующему свойству, указанному в графе 2, указанного в графе 2 технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки.
Настоящий порядок устанавливает общие требования к описанию и содержанию предложения участника о качественных характеристиках объекта закупки и установлен документацией в целях выявления лучшего условия исполнения контракта среди участников закупки. Настоящий порядок оценки содержит: предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"; инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок; зависимость (шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями.
Сведения, а также информация, предоставляемые участником должны непосредственно относиться к объекту закупки, требования к описанию которого содержится в техническом задании документации, не допускать двоякого толкования, противоречий, разночтений. В рамках оценки критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" комиссия рассматривает наличие в предложении участника закупки следующих свойств: контроль качества; входной контроль сырья и материалов; технология управления системой качества; надлежащая технология оказания услуг; обработка обращений; отзыв продукции.
В рамках свойства объекта "Контроль качества" как соответствующего требованиям документации в заявке участника по данному свойству необходимо предоставить следующую информацию: методы контроля качества продуктов питания, поставляемых по адресу заказчика; о перечне мероприятий по осуществлению визуального контроля, периодичности контроля на предприятии (с указанием объекта контроля, наименования определяемых показателей, контрольных точек, периодичности, нормативных документов на методы исследований, должностных лиц или испытательных лабораторий, осуществляющих производственный контроль); о перечне лабораторно-инструментальных исследований (с указанием объекта исследования, определяемых показателей, периодичности, нормативных документов, должностных лиц или испытательных лабораторий, осуществляющих производственный контроль); перечень должностей, подлежащих медицинским осмотрам, гигиенической подготовке; периодичность проведения медицинских осмотров, с указанием видов медицинских осмотров и их периодичности; информация об осуществлении дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий; методы организационного контроля во время исполнения контракта; о мерах, принимаемых для снижения вероятности перекрестного загрязнения; перечень мероприятий по контролю с указанием по каждому нормативных документов, лиц ответственных за проведение мероприятий и периодичности проведения мероприятий.
В рамках свойства объекта "Входной контроль сырья и материалов" как соответствующего требованиям документации в заявке участника по данному свойству необходимо предоставить следующую информацию: об этапах проведения входного контроля с раскрытием информации о мероприятиях по входному контролю на каждом этапе; о сопроводительных документах, при осуществлении поставки товара; об ответственных лицах за проведение входного контроля, за недопущение попадания несоответствующих сырья и материалов на участок производства продукции; условия транспортировки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; условия хранения продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; о целях и задачах осуществления входного контроля и области распространения; о минимальном остаточном сроке годности продукции по каждому товару при хранении, транспортировке; о нормативных документах, в соответствии с которыми осуществляется входной контроль; о перечне ситуаций, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию, с указанием мер профилактики; условия разгрузки по адресу заказчика продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; об ответственных лица за оформление рекламаций поставщикам и возврат несоответствующего сырья и материалов.
В рамках свойства объекта "Технология управления системой качества" как соответствующего требованиям документации в заявке участника по данному свойству необходимо предоставить следующую информацию: информацию о маркировке продуктов, в том числе необходимо указать способы маркировки продукции, информацию указываемую на маркировке; информацию об итоге системы поощрений и средствах достижения этих итогов, в рамках улучшения качества оказываемых услуг в рамках объекта закупки; о видах поощрений, которые применяет организация для улучшения качества оказываемых услуг; информацию о получении данных для формирования системы поощрения; о коммуникации в рамках системы поощрения, которая осуществляется непосредственно после получения данных для системы поощрений; информацию о способах максимизации эффективности логистических мероприятий при поставке товаров; информацию о периодичности и должностях задействованных лиц по выявлению и анализу рисков, а также о результатах, к которым приводит анализ выявленных рисков; информацию о проработке выявленных рисков (расстановка по степени приоритета и вероятности возникновения); информацию об оценке потенциального влияния идентифицированных рисков на общие показатели; информацию о целях осуществления контроля.
В рамках свойства "Надлежащая технология оказания услуг" как соответствующего требованиям документации в заявке участника по данному свойству необходимо предоставить следующую информацию: совокупность методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, включая последовательность действий при оказании услуг по контракту; информацию о системе модернизации процессов, в том числе о целях организации в рамках модернизации процессов, о программе модернизации процессов, о реализации модернизации.
В рамках свойства объекта "Обработка обращений" как соответствующего требованиям документации в заявке участника по данному свойству необходимо предоставить следующую информацию: о минимальном наборе требуемых данных по обращениям клиента, связанным с неудовлетворенностью, о крайних сроках предоставления ответа по обращениям клиента, связанным с неудовлетворенностью; о классификации обращений клиента, связанных с неудовлетворенностью о методике расследования обращениям клиента, связанным с неудовлетворенностью и формирования решения по обращениям клиента, связанным с неудовлетворенностью; об ответственных лицах по каждому этапу работы с обращениями клиента, связанным с неудовлетворенностью; о целях осуществления работы с обращениями клиента, связанным с неудовлетворенностью и области распространения; о способах получения, передачи и регистрации обращений клиента, связанных с неудовлетворенностью; о разработанной форме отчета по обращениям клиента, связанным с неудовлетворенностью; о нормативных документах, в соответствии с которыми осуществляется работа с обращениями клиента, связанным с неудовлетворенностью.
В рамках свойства объекта "Отзыв продукции" как соответствующего требованиям документации в заявке участника по данному свойству необходимо предоставить следующую информацию: о нормативных документах, в соответствии с которыми осуществляется отзыв продукции; о критериях успешности проведения отзыва; о порядке проведения пробных отзывов продукции и периодичности проведения пробных отзывов; о последовательности действий в случае отзыва продукции с указанием по каждому действию сроков выполнения и ответственных за выполнение лиц; информацию об отчетности по проведению отзыва продукции; информацию о действиях в организации после осуществления отзыва продукции; о целях осуществления процедуры отзыва продукции.
Предложение о наличии характеристики объекта закупки должно учитывать, что при предоставлении информации о системе поощрений средства достижения итогов необходимо предоставить по каждому итогу, указанному в заявке участником, те средства, которые были предприняты для достижения необходимого результата (итога); под информацией о видах поощрений подразумевается, что необходимо предоставить конкретные виды таких поощрений с указанием, что по ним применяется в организации для улучшения качества оказываемых услуг; при указании данных необходимо указать в том числе и источники получения этих данных (откуда организация получает данные для системы поощрений); в рамках коммуникации по данному свойству подразумевается процесс получения и обработки данных для системы поощрения по каждому источнику получения данных, который используется в организации, а так же выдачи поощрения в рамках системы поощрений, в том числе наличие или отсутствие отчетности в рамках указанных процессов.
Представление предложения участника закупки о наличии характеристики объекта закупки, содержащее описание по каждому свойству объекта закупки в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем порядке оценки и в инструкции по заполнению заявки, будет являться предоставлением "Предложение о наличии характеристики объекта закупки" необходимым и достаточным при оценке заявок.
В рамках сведений по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям, установленным в настоящем порядке оценки и инструкции по заполнению первой части заявки, вне зависимости от степени детализации таких сведений.
Описание свойств объекта закупки должно быть конкретным, однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований. Непредставление описания свойств объекта закупки или предоставление описания свойств объекта закупки, несоответствующего требованиям настоящего пункта Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, и/или требованиям описания объекта закупки, и/или требованиям приложений к описанию объекта закупки, и/или требованиям инструкции по заполнению первой части заявки трактуется как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". В случае, если участником закупки указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в описании объекта закупки, и/или в соответствии с нормативными документами, и им не предлагается описание свойств объекта закупки, то такое предложение также трактуется, как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
В соответствии с пунктом 16 Положения оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 17 Постановления Правительства N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке (пункт 19 Постановления Правительства N 2604).
Пунктом 22 Положения определено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В соответствии с пунктом 23 Положения, если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Глава IV Положения "Оценка заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" предусматривает характеристики которые определяются и не определяется количественным значением, а также в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением.
С одной стороны, Заказчик использовал п. 22 Положения, о чем указано в извещении, с другой стороны, использовал шкалу оценки отличную от п. 23 Положения, которая единственно возможная при его использовании.
Из указанного порядка рассмотрения и оценки заявок следует, что в рамках детализирующего показателя "Выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ" участнику закупки присваивается 100 баллов заявке, содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки участнику закупки присваивается - 0 баллов.
Комиссия установила, Заказчик для оценки заявок по показателю детализирующему показателю "Выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ" объединил между собой следующий перечень свойств: "контроль качества; входной контроль сырья и материалов; технология управления системой качества; надлежащая технология оказания услуг; обработка обращений; отзыв продукции".
При этом согласно порядку рассмотрения оценок, в рамках вышеуказанных оцениваемых свойств, Заказчик также требует предоставить следующие сведения:
"В рамках свойства объекта "Контроль качества" как соответствующего требованиям документации в заявке участника по данному свойству необходимо предоставить следующую информацию: методы контроля качества продуктов питания, поставляемых по адресу заказчика; о перечне мероприятий по осуществлению визуального контроля, периодичности контроля на предприятии (с указанием объекта контроля, наименования определяемых показателей, контрольных точек, периодичности, нормативных документов на методы исследований, должностных лиц или испытательных лабораторий, осуществляющих производственный контроль); о перечне лабораторно-инструментальных исследований (с указанием объекта исследования, определяемых показателей, периодичности, нормативных документов, должностных лиц или испытательных лабораторий, осуществляющих производственный контроль); перечень должностей, подлежащих медицинским осмотрам, гигиенической подготовке; периодичность проведения медицинских осмотров, с указанием видов медицинских осмотров и их периодичности; информация об осуществлении дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий; методы организационного контроля во время исполнения контракта; о мерах, принимаемых для снижения вероятности перекрестного загрязнения; перечень мероприятий по контролю с указанием по каждому нормативных документов, лиц ответственных за проведение мероприятий и периодичности проведения мероприятий.
В рамках свойства объекта "Входной контроль сырья и материалов" как соответствующего требованиям документации в заявке участника по данному свойству необходимо предоставить следующую информацию: об этапах проведения входного контроля с раскрытием информации о мероприятиях по входному контролю на каждом этапе; о сопроводительных документах, при осуществлении поставки товара; об ответственных лицах за проведение входного контроля, за недопущение попадания несоответствующих сырья и материалов на участок производства продукции; условия транспортировки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; условия хранения продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; о целях и задачах осуществления входного контроля и области распространения; о минимальном остаточном сроке годности продукции по каждому товару при хранении, транспортировке; о нормативных документах, в соответствии с которыми осуществляется входной контроль; о перечне ситуаций, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию, с указанием мер профилактики; условия разгрузки по адресу заказчика продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; об ответственных лица за оформление рекламаций поставщикам и возврат несоответствующего сырья и материалов.
В рамках свойства объекта "Технология управления системой качества" как соответствующего требованиям документации в заявке участника по данному свойству необходимо предоставить следующую информацию: информацию о маркировке продуктов, в том числе необходимо указать способы маркировки продукции, информацию указываемую на маркировке; информацию об итоге системы поощрений и средствах достижения этих итогов, в рамках улучшения качества оказываемых услуг в рамках объекта закупки; о видах поощрений, которые применяет организация для улучшения качества оказываемых услуг; информацию о получении данных для формирования системы поощрения; о коммуникации в рамках системы поощрения, которая осуществляется непосредственно после получения данных для системы поощрений; информацию о способах максимизации эффективности логистических мероприятий при поставке товаров; информацию о периодичности и должностях задействованных лиц по выявлению и анализу рисков, а также о результатах, к которым приводит анализ выявленных рисков; информацию о проработке выявленных рисков (расстановка по степени приоритета и вероятности возникновения); информацию об оценке потенциального влияния идентифицированных рисков на общие показатели; информацию о целях осуществления контроля.
В рамках свойства "Надлежащая технология оказания услуг" как соответствующего требованиям документации в заявке участника по данному свойству необходимо предоставить следующую информацию: совокупность методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, включая последовательность действий при оказании услуг по контракту; информацию о системе модернизации процессов, в том числе о целях организации в рамках модернизации процессов, о программе модернизации процессов, о реализации модернизации.
В рамках свойства объекта "Обработка обращений" как соответствующего требованиям документации в заявке участника по данному свойству необходимо предоставить следующую информацию: о минимальном наборе требуемых данных по обращениям клиента, связанным с неудовлетворенностью, о крайних сроках предоставления ответа по обращениям клиента, связанным с неудовлетворенностью; о классификации обращений клиента, связанных с неудовлетворенностью о методике расследования обращениям клиента, связанным с неудовлетворенностью и формирования решения по обращениям клиента, связанным с неудовлетворенностью; об ответственных лицах по каждому этапу работы с обращениями клиента, связанным с неудовлетворенностью; о целях осуществления работы с обращениями клиента, связанным с неудовлетворенностью и области распространения; о способах получения, передачи и регистрации обращений клиента, связанных с неудовлетворенностью; о разработанной форме отчета по обращениям клиента, связанным с неудовлетворенностью; о нормативных документах, в соответствии с которыми осуществляется работа с обращениями клиента, связанным с неудовлетворенностью.
В рамках свойства объекта "Отзыв продукции" как соответствующего требованиям документации в заявке участника по данному свойству необходимо предоставить следующую информацию: о нормативных документах, в соответствии с которыми осуществляется отзыв продукции; о критериях успешности проведения отзыва; о порядке проведения пробных отзывов продукции и периодичности проведения пробных отзывов; о последовательности действий в случае отзыва продукции с указанием по каждому действию сроков выполнения и ответственных за выполнение лиц; информацию об отчетности по проведению отзыва продукции; информацию о действиях в организации после осуществления отзыва продукции; о целях осуществления процедуры отзыва продукции".
По сути, Заказчик требует от каждого потенциального участника закупки описать в структурированном формате о том, как он будет исполнять контракт (указать комплекс действий (мер), комплекс мер, организационные, технические и технологические решения, методы достижения необходимого предлагаемым к заключению контрактом), для получения максимального количества баллов.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что установленная шкала оценки не могла быть применена Заказчиком на основании п. 22 Положения поскольку само по себе описание того, как будет выполняться контракт (в том числе детализировано, структурированно и подробно) не свидетельствует о том, что участник действительно обладает такой качественной характеристикой, вместе с тем его заявке будет присвоено 100 баллов, что не позволяет выявить лучшее предложение условий исполнения контракта.
Анализ извещения позволяет сделать вывод, что описания условия исполнения контракта в соответствии со всеми требованиями о том, как будут оказываться услуги, не является каким-либо "конкурентным преимуществом", поскольку в любом случае, исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с тем качеством, которое установлено Заказчиком при описании объекта закупки.
Само по себе многостраничное описание как потенциальный участник будет выполнять работы или оказывать услуги не имеет значение, поскольку закупка проводится для удовлетворения нужд Заказчика, а качество товара, услуг, работ определяется контрактом.
Более того, Комиссия считает, что буквальная трактовка пункта 22 Положения свидетельствует о том, что при его использовании баллы присваиваются за предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно толковому словарю Ожегова. С.И.: "СВОЙСТВО, -а, ср. Качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-н".
Анализ извещения позволяет сделать вывод, что в нем под свойством объекта закупки понимается наличие или отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям оказания услуг, при этом наличие предложения участника о том, как будут оказываться услуги или отсутствие предложения участника о том, как будут оказываться услуги не является каким-либо "конкурентным преимуществом", поскольку в любом случае, исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с тем качеством, которое установлено Заказчиком при описании объекта закупки.
С использованными формулировками извещения, Ленинградскому УФАС России и потенциальным участникам не представляется возможным определить истинные требования и потребности Заказчика.
На основании чего, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Коваленко М.С. обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений
путем отмены протоколов, внесение изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 13 ноября 2023 г. N 047/06/42-3638/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2023