Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АННИНСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ЛОМОНОСОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
в отсутствие представителей от Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 13331-ИП/23 от 06.11.2023) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по содержанию улиц и проездов МО Аннинское городское поселение в зимний период".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 19.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 221 187,16 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) установлен порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Так, следуя пункту 3 Постановления Правительства N 2604, законодателем установлены следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно доводу жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком установлены требования к составу заявки на участие в электронном конкурсе, нарушающие положения Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 2604.
Комиссия, проанализировав извещение, установила, что в порядке рассмотрения и оценки заявок для детализирующего показателя "Наличие оборудования" установлены следующие шкала и требования:
"- Собственная или арендованная специализированная техника необходимая для выполнения работ по контракту: Уборочные машины для открытых тротуаров, подметательно-уборочные машины, тротуароуборочные машины, тракторы с навесным оборудованием "щетка", комбинированная дорожная машина с отвалом и с оборудованием для нанесения антигололедных материалов, фронтальный погрузчик, самосвал.
- Собственные или арендованные средства малой механизации (малогабаритных ручных машин и механизированного инструмента (в том числе не оборудованного мотором),
- Собственный или арендованный инвентарь, а именно: лопаты снегоуборочные и/или метлы и/или ломы и/или движки и/или грабли.
Перечень документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов:
- инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании);
К оценке принимаются документы, предусмотренные перечнем документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Начисление баллов по детализирующему показателю "Характеристика квалификации участников закупки N 1 (Наличие специализированной техники)" показателя "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" критерия оценки "Квалификация участников закупки" осуществляется на основании сведений, представленных в предложениях участников закупки.
Максимальное количество баллов по детализирующему показателю оценки "Характеристика квалификации участников закупки N 1 (Наличие специализированной техники)" - 100.
Оценка по детализирующему показателю производится по следующей шкале:
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов |
1 |
Подметальная вакуумная машина - 3 шт. и более, погрузчик - 1 шт. и более, экскаватор-погрузчик - 1 шт. и более, трактор тип 1 - 5 шт. и более, трактор тип 2 - 5 шт. и более, самосвал (грузовик, пухтовоз) - 2 шт. и более, пескоразбрасывающее оборудование - 3 шт. и более, комбинированная дорожная машина с отвалом и с оборудованием для нанесения антигололедных материалов 3 шт. и более, средства малой механизации - 50 шт. и более. |
100 |
2 |
Подметальная вакуумная машина - 2 шт. и более, погрузчик - 1 шт. и более, экскаватор-погрузчик - 1 шт. и более, трактор тип 1 - 3 шт. и более, трактор тип 2 - 3 шт. и более, самосвал (грузовик, пухтовоз) - 2 шт. и более, пескоразбрасывающее оборудование - 2 шт. и более, комбинированная дорожная машина с отвалом и с оборудованием для нанесения антигололедных материалов 2 шт. и более, средства малой механизации - 30 шт. и более при этом хотя бы по одной из позиций менее, чем в строке 1. |
50 |
3 |
Подметальная вакуумная машина - 1 шт. и более, погрузчик - 0 шт. и более, экскаватор-погрузчик - 1 шт. и более, трактор тип 1 - 1 шт. и более, трактор тип 2 - 1 шт. и более, самосвал (грузовик, пухтовоз) - 1 шт. и более, пескоразбрасывающее оборудование - 1 шт. и более, комбинированная дорожная машина с отвалом и с оборудованием для нанесения антигололедных материалов 1 шт. и более, средства малой механизации - 20 шт. и более при этом хотя бы по одной из позиций менее, чем в строке 2. |
20 |
4 |
Сведения/документы не представлены и/или не соответствуют требованиям данного раздела и/или не соответствуют уровню шкалы оценки 1, 2, 3 настоящей таблицы. |
0 |
1) подметальная вакуумная машина, предназначенная для уборки тротуаров;
2) погрузчик, обладающий компактными габаритами для работы в стеснённых условиях, при мощности двигателя не менее 49 л.с.;
3) экскаватор-погрузчик по типу - колесный;
4) трактор тип 1, оснащённый двигателем мощностью не менее 81 л.с. и имеющий возможность использовать в качестве навесного оборудования плуг и щётку (в зимнее время), ковш и щётку (в летнее время);
5) трактор тип 2 шириной не более 1800 мм, имеющий возможность использовать в качестве навесного оборудования плуг и щетку (в зимнее время), ковш, щётку или косилку (в летнее время);
6) самосвал (грузовик, пухтовоз) обладающий грузоподъёмностью не менее 10 т.;
7) комбинированная дорожная машина с отвалом и с оборудованием для нанесения антигололедных материалов;
8) пескоразбрасывающее оборудование по типу - самоходное или прицепное.
9) под средствами малой механизации подразумеваются триммеры, газонокосилки, воздуходувки, опрыскиватели, мотоблоки, бензомётлы, бензопилы".
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что шкала оценки, установленная Заказчиком не могла применяться на основании следующего.
В соответствии с пунктом 24 Положения оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели (пункт 25 Положения).
В соответствии с пунктом 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, установленных настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Под функциональной зависимостью законодатель понимает зависимость между значением показателя оценки и значением количества присваиваемых баллов, при которой одному значению показателя оценки соответствует одно значение количества баллов.
Комиссия отмечает, что установленное значение характеристики объекта закупки, определенна количественным значением ("Наличие техники, оборудования") и находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, а, следовательно, предполагает использование формул для присвоения баллов.
Так у Заказчика однозначно определено, что количество баллов будет присваиваться за количество имеющегося у участника оборудования (Подметальная вакуумная машина - 3 шт. и более, погрузчик - 1 шт. и более и т.д.), что указывает на количественное значение характеристики, вместе с тем вместо формул для начисления баллов, указанных в п. 20 Постановления Правительства N2604, Заказчик указал шкалу воспользовавшись п 22, кроме того, даже если бы она и могла быть использована, она не является пропорциональной.
Таким образом, в нарушение положений Постановления Правительства N 2604 Заказчиком оценка заявок осуществляется по шкале оценки в соответствии с пунктом 22 Положения.
Более того Комиссия отмечает, что Заказчик в рамках детализирующего показателя "Наличие оборудования" устанавливает требование к наличию собственного или арендованного инвентаря, а именно: лопаты снегоуборочные и/или метлы и/или ломы и/или движки и/или грабли" инвентаря "лопаты снегоуборочные и/или метлы и/или ломы и/или движки и/или грабли", при этом, в шкале оценки данное оборудование не указано, что может ввести потенциальных участников закупки в заблуждение.
Также Заказчиком в рамках показателя "Наличие оборудования" устанавливается шкала оценки к показателю "Наличие специализированной техники" ("Максимальное количество баллов по детализирующему показателю оценки "Характеристика квалификации участников закупки N 1 (Наличие специализированной техники)" - 100"), что также может создать препятствия для потенциальных участников конкурса.
Согласно законодательству о контрактной системе Заказчик обязан приобщить в состав извещения документы, которые позволяют однозначно определить сведения, необходимые к предоставлению участниками в составе заявки на участие в закупке.
Участники не обязаны устанавливать приоритетность одного пункта Извещения над другими пунктами документов содержащихся в составе извещения.
Исходя из чего, Комиссия соглашается с доводом Заявителя, что подобный порядок оценки не обеспечивает выявление наилучшего предложения.
Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что вышеуказанные положения не отвечают интересам потенциальных участников закупки и могут привести к злоупотреблению правом со стороны Заказчика.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Коваленко М.С. обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 14 ноября 2023 г. N 047/06/42-3678/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2023