Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя Камчатского УФАС России Фисенко Е.В.,
членов Комиссии:
- начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
в присутствии представителей заказчика - краевого государственного казенного учреждения "Единая дирекция по строительству объекта "Камчатская краевая больница" (далее - Заказчик): Чистяковой М.Н. (по приказу от 03.07.2023 N 155-к), Семенова В.В. (по доверенности от 18.10.2023), Селютина М.Ю. (по доверенности от 18.10.2023), Ефремовой Н.А. (по доверенности от 18.10.2023),
в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении путем электронного аукциона подрядчика на выполнение работ по подготовке проектной документации, инженерных изысканий и выполнению строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства "Фельдшерско-акушерский пункт. Камчатский край, Карагинский муниципальный район, с. Карага. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края "Карагинская районная больница" (закупка N 0838500000523000007), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определении путем электронного аукциона подрядчика на выполнение работ по подготовке проектной документации, инженерных изысканий и выполнению строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства "Фельдшерско-акушерский пункт. Камчатский край, Карагинский муниципальный район, с. Карага. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края "Карагинская районная больница" (закупка N 0838500000523000007) (далее - Закупка). Извещение о Закупке (с изменениями) размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) 03.11.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 55 717 890, 00 рублей.
13.11.2023 в Камчатское УФАС России поступила поданная через ЕИС жалоба Заявителя на действия Заказчика, который по мнению Заявителя, неправомерно:
1) указал в проекте контракта казначейское сопровождение расчетов по контракту,
2) не установил задание на выполнение инженерных изысканий в соответствии с СП 47.13330.2016 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуальная редакция СНиП 11-02-96".
Заказчик с доводами жалобы не согласился, предоставил возражения в письме от 20.11.2023 N 233-1986.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 данного Федерального закона.
Пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 05.12.2022 N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" установлено, что в соответствии со статьей 242.25 Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейскому сопровождению подлежат следующие целевые средства:
1) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) и бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 16 Закона Камчатского края от 29.11.2022 N 155 "О краевом бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 22.11.2022 N 273) определено, что в 2023 году в соответствии со статьей 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейскому сопровождению подлежат следующие средства, предоставляемые из краевого бюджета:
1) расчеты по государственным контрактам на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Камчатского края или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Камчатского края, заключаемым на сумму 50 000,0 тыс. рублей и более.
Согласно извещению о Закупке:
- НМЦК установлена в размере 55 717 890, 00 рублей,
- закупка осуществляется за счет бюджета Камчатского края,
- все расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению.
В разделе 15 проекта контракта установлен порядок казначейского сопровождения.
Срок оплаты по контракту установлен в разделе 3 проекта контракта "Цена контракта" и составляет "не более 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, сформированного с использованием ЕИС в соответствии с требованиями части 13 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ".
Таким образом, Заказчик установил казначейское сопровождение расчетов по контракту в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, что не противоречит Закону о контрактной системе, при этом сроки оплаты по контракту, установленные Заказчиком в проекте контракта, не противоречат требованиям пункта 3 части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств обратного не представил.
Довод N 1 жалобы не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 4.14 "СП 47.13330.2016. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1033/пр) (далее - СП 47.13330.2016) задание выдается на весь комплекс инженерных изысканий, выполняемых на объекте, или раздельно по видам и этапам выполнения инженерных изысканий.
Пунктом 4.15 СП 47.13330.2016 предусмотрен перечень сведений и информации, которые должно содержать задание на выполнение инженерных изысканий.
Согласно пунктам 4.18, 4.19 СП 47.13330.2016 в соответствии с заданием на выполнение инженерных изысканий исполнителем разрабатывается программа инженерных изысканий и данная программа должна содержать сведения, необходимые и достаточные для выполнения работ по проектированию.
Пунктом 14 приказа Минстроя России от 21.04.2022 N 307/пр "Об утверждении Формы задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации" предусмотрена необходимость выполнения инженерных изысканий в объеме, необходимом и достаточном для подготовки проектной документации, или указываются реквизиты (прикладываются) материалов инженерных изысканий, необходимых и достаточных для подготовки проектной документации.
В пункте 14 задания на проектирование приложения к извещению о Закупке указано на "необходимость выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации: выполнить инженерные изыскания в объеме, необходимом и достаточном для подготовки проектной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы инженерных изысканий, а также в соответствии с действующими техническими регламентами, нормами и правилами, в том числе проведение инженерно-геодезических изысканий. В том числе: произвести закладку геодезических центров - не менее 2-х (базовых пунктов), определить месторасположение, глубину заложения, материал и т.п. инженерных сетей, расположенных на предполагаемой площадке строительства и т.д.".
Пунктом 4.3.5 проекта контракта установлено, что Подрядчик вправе "привлекать к исполнению своих обязательств по Контракту других лиц - субподрядчиков, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.д.".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в пункте 14 задания на проектирование Заказчиком определен исчерпывающий объем работ, необходимый для достижения результата Закупки и достаточный для выполнения инженерных изысканий по Объекту и составления Подрядчиком программы на выполнение инженерных изысканий в соответствии с условиями пункта 4.18 СП 47.13330.2016.
Комиссия, изучив задание на проектирование, установила, что данное задание содержит требования к объему и качеству выполняемых инженерных изысканий, информацию, предусмотренную пунктом 4.15 СП 47.13330.2016, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ по инженерным изысканиям, установленным Заказчиком требованиям.
Таким образом, описание объекта Закупки, в частности задания на выполнение инженерных изысканий, не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств обратного не представил.
Довод N 2 жалобы не обоснованный.
3. В соответствии с частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Согласно части 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 16.3 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае включения в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 данного Федерального закона в описание объекта закупки типовой проектной документации предметом контракта могут быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий и выполнение работ по строительству объекта капитального строительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 563 (далее - Постановление N 563) определены порядок и основания заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (вместе с "Правилами заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства" (далее - Правила), "Положением о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства" (далее - Положение).
В силу пункта 2 Правил контракт заключается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при наличии следующих оснований:
а) получено заключение по результатам проведенного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта;
б) решение о заключении контракта принято Правительством Российской Федерации или главным распорядителем средств федерального бюджета (по согласованию с субъектом бюджетного планирования, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является субъектом бюджетного планирования) - в отношении объектов капитального строительства федеральной собственности, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации - в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или главой муниципального образования - в отношении объектов капитального строительства муниципальной собственности.
Согласно извещению о Закупке: "способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ".
Вместе с тем, в описании объекта Закупки типовая проектная документация отсутствует.
Следовательно, закупка работ по подготовке проектной документации, инженерных изысканий и выполнению строительно-монтажных работ по Объекту должна осуществляться в соответствии с частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе или частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что основанием для осуществления Закупки явилось постановление Правительства Камчатского края от 28.11.2022 г. N 612-П "Об утверждении Инвестиционной программы Камчатского края на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов и прогнозный период 2026-2027 годов". Закупка осуществлялась на основании частей 56 и 57 статьи 112 Закона о контрактной системе, в положениях которых отсутствуют ссылки на какие-либо дополнительные нормативно-правовые акты и соответственно отсутствует необходимость решения о заключении контракта, принятого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, предусмотренного Постановлением N 563. Кроме того, согласно части 55 статьи 112 Закона о контрактной системе (в редакции от 08.01.2020) части 55-63 добавлены в статью 112 Закона о контрактной системе в целях реализации национальных проектов, перечень которых утвержден указом Президента Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренных частями 56-63 статьи 112 Закона о контрактной системе.
С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что поскольку часть 55 статьи 112 Закона о контрактной системе, определяющая основания осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 статьи 112 Закона о контрактной системе, утратила силу с 09.07.2022, при этом статья 112 Закона о контрактной системе не содержит иных порядка и оснований заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, то применение Правил, предусмотренных Постановлением N 563, не противоречит законодательству о контрактной системе.
Вместе с тем, извещение о Закупке не содержит решения о заключении контракта, принятое высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или заключения по результатам проведенного в порядке, установленном Положением, технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию Объекта, в отношении которого планируется заключение контракта в соответствии с Постановлением N 563.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что у Заказчика отсутствовали основания, предусмотренные Постановлением N 563, для заключения контракта в порядке, установленном данным Постановлением.
Следовательно, Заказчик, объединив в один предмет контракта выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию Объекта без учета основания и порядка заключения такого контракта, установленного Постановлением N 563, нарушил тем самым часть 16.1 статьи 34, часть 56 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанное нарушение содержит состав административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 16.1 статьи 34, части 56 статьи 112 Закона о контрактной системе.
3. Поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в Закупке не подано ни одной заявки и электронный аукцион признан несостоявшимся, предписание об устранении данного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ Е.В. Фисенко
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
_____________________ Л.Б. Шиханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 20 ноября 2023 г. N 041/06/106-477/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2023