Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 10 февраля 2023 г. по заявке N 2019726584
Заявка: |
2019726584 |
Название: |
ПЛАНЕТА СИБИРЬ |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
13.09.2022 |
Дата коллегии: |
19.12.2022 |
Дата утверждения: |
10.02.2023 |
Заявитель: |
Индивидуальный предприниматель Ибатуллин Азамат Валерьянович |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 13.09.2022, поданное Индивидуальным предпринимателем Ибатуллиным А.В., г. Уфа (далее - лицо, подавшее возражение), против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 767295, при этом установлено следующее.
Оспариваемый товарный знак "" по заявке N 2019726584 с приоритетом от 04.06.2019 зарегистрирован 14.07.2020 в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации за N 767295 в отношении товаров и услуг 29, 30, 31, 35, 39, 43 классов МКТУ, указанных в перечне свидетельства, на имя ООО "НЕДВИЖИМОСТЬ", Москва (далее - правообладатель).
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности 13.09.2022 поступило возражение, в котором изложено мнение о том, что правовая охрана товарному знаку по свидетельству N 767295 в отношении услуг 35, 43 классов МКТУ предоставлена в нарушение требований, установленных пунктом 6 и 10 статьи 1483 Кодекса.
В доводах возражения, а также в дополнениях к отзыву правообладателя товарного знака, указывалось следующее:
- оспариваемый товарный знак сходен до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 647502 за счет тождества словесного элемента "ПЛАНЕТА";
- словесный элемент "ПЛАНЕТА СИБИРЬ" не образует словосочетание, поскольку оба слова стоят в именительном падеже, а подчинительная связь между ними отсутствует;
- словесный элемент "СИБИРЬ" может быть воспринят средним российским потребителем как уточняющее место оказания услуг, связанное с Сибирью;
- таким образом, добавление к товарному знаку, принадлежащему иному лицу, уточняющего или характеризующего слова не делает это обозначение не сходным до степени смешения с данным товарным знаком, что отражено в судебных решениях, указанных по тексту возражения;
- противопоставленный товарный знак является словесным, в силу чего графические отличия в восприятии обозначений крайне малы;
- тесной связи между словесными элементами "ПЛАНЕТА" и "СИБИРЬ" и изобразительным элементом не прослеживается;
- услуги 35 класса МКТУ, в отношении которых зарегистрированы сравниваемые товарные знаки, являются идентичными либо имеют высокую степень однородности;
- услуга 43 класса МКТУ "услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками, услуги по приготовлению блюд и доставке их на дом", в отношении которой зарегистрирован оспариваемый товарный знак, имеет высокую степень однородности с услугами 35 класса МКТУ "продвижение товаров (для третьих лиц); сбыт товаров через посредников; услуги оптовой и розничной продажи; услуги магазинов; оптовая и розничная продажа", в отношении которых зарегистрирован противопоставленный товарный знак;
- таким образом, правовая охрана оспариваемому товарному знаку предоставлена с нарушением подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса;
- кроме того, тождество словесного элемента "ПЛАНЕТА" оспариваемого товарного знака, семантически не связанного со словесным элементом "СИБИРЬ", с противопоставленным товарным знаком свидетельствует о несоответствии предоставления правовой охраны оспариваемому товарному знаку пункту 10 статьи 1483 Кодекса;
- существование зарегистрированных товарных знаков, включающих словесный элемент "ПЛАНЕТА", не подтверждает, что такие товарные знаки используются их правообладателями;
- кроме того, в отличие от оспариваемого товарного знака в обозначениях "ПЛАНЕТА ЗДОРОВЬЯ", "ПЛАНЕТА СНОВ", "ПЛАНЕТ ДЕТСТВА" оба слова связаны между собой семантически и грамматически;
- довод правообладателя товарного знака об использовании оспариваемого товарного знака, является надуманным и не имеет значения для рассмотрения настоящего возражения.
На основании изложенного лицо, подавшее возражение, просит признать правовую охрану товарного знака по свидетельству N 767295 недействительной в отношении услуг 35, 43 классов МКТУ.
Правообладатель товарного знака представил отзыв и дополнения на отзыв лица, подавшего возражение, которые сводились к следующему:
- фонетически сопоставляемые обозначения являются различными, поскольку состоят из разного количества слов, букв, логическое ударение в обозначениях падает на разные элементы, слова отличаются произношением;
- произношение словесного элемента в оспариваемом товарном знаке "ПЛАНЕТА СИБИРЬ" значительно длиннее, чем в противопоставленном товарном знаке "ПЛАНЕТА", следовательно, не совпадают признаки, на основании которых определяется звуковое сходство;
- спорный товарный знак графически отличается от противопоставленного товарного знака общим визуальным впечатлением, видом шрифта, написанием букв, расположением букв по отношению друг к другу, цветом и цветовыми сочетаниями;
- в оспариваемом комбинированном товарном знаке основу композиции составляет стилизованное изображение кедровой шишки и выполненное в оригинальной графической манере словосочетание "ПЛАНЕТА СИБИРЬ";
- в свою очередь, противопоставленный товарный знак словесный и состоит из одного слова "ПЛАНЕТА", выполненного обычным шрифтом заглавными буквами в кириллице;
- указанные признаки значительно отличают оспариваемый товарный знак от противопоставленного товарного знака и, следовательно, в рассматриваемых товарных знаках отсутствует графическое сходство;
- смысловое значение словосочетания "ПЛАНЕТА СИБИРЬ" товарного знака по свидетельству N 767295 может быть обозначено как "небесное тело с названием Сибирь", противопоставленный товарный знак "ПЛАНЕТА" представляет собой общее понятие, в которое заложен иной, нежели в оспариваемый товарный знак смысл, в этой связи по семантическому признаку сходства сопоставляемые обозначения являются несходными;
- само по себе слово "ПЛАНЕТА" очень часто используется производителями в различных сочетаниях для обозначения своих товаров и услуг в различных сферах деятельности (например: ПЛАНЕТА ЗДОРОВЬЯ, ПЛАНЕТА СНОВ, ПЛАНЕТА ДЕТСТВА, ПЛАНЕТА КИНО, ПЛАНЕТА-САД, ПЛАНЕТА ДОМ, ПЛАНЕТА БАЙКАЛ и т.д.), поэтому в зависимости от добавления слова в словосочетании меняется смысл всего словосочетания в целом;
- вышеперечисленные отличия позволяют сделать вывод об отсутствии сходства рассматриваемых товарных знаков и представления о принадлежности товаров и услуг к иному изготовителю;
- правообладатель товарного знака по свидетельству N 767295 входит в группу компаний, которые осуществляют профессиональную деятельность в сфере производства и реализации продуктов питания, напитков, косметики;
- "Планета Сибирь" - торгово-производственная компания, объединившая производство продукции на основе старинных рецептов Сибири, дистрибутивные продажи, сеть собственных розничных магазинов и онлайн-магазин с удобной доставкой и сервисом;
- при запросе словосочетания "ПЛАНЕТА СИБИРЬ" в поисковых системах https://yandex.ru, https://www.google.ru сети Интернет на первом месте официальный сайт компании правообладателя товарного знака (https://planetsib.ru/);
- администратором доменного имени https://planetsib.ru/является правообладатель оспариваемой регистрации с 08.12.2017 года, что подтверждается информацией с официального сайта АО "Региональный Сетевой Информационный Центр" (https://www.nic.ru/whois/);
- оспариваемый товарный знак используется лицензиатами в соответствии с заключенными лицензионными договорами;
- вышеизложенное свидетельствует о том, что товарный знак по свидетельству N 767295 в силу своего длительного использования (также до даты подачи заявки 04.06.2019) воспринимается потребителем как обозначение товаров и услуг правообладателя товарного знака;
- сопоставляемые услуги 35, 43 классов МКТУ, в отношении которых зарегистрированы сравниваемые товарные знаки, не являются однородными, поскольку относятся к разным видам услуг;
- услуги 43 класса МКТУ "услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; и др." в оспариваемом товарном знаке не являются однородными услугам 43 класса МКТУ "агентства по обеспечению мест [гостиницы, пансионы]; аренда временного жилья; и др." в противопоставленном товарном знаке;
- лицо, подавшее возражение, не является заинтересованным лицом в подаче возражения;
- деятельность лица, подавшего возражение, и правообладателя товарного знака осуществляется в разных сегментах экономики, поэтому не является однородной;
- из перечня противопоставленного товарного знака исключены услуги 35 класса МКТУ, в отношении которых проводится анализ однородности сопоставляемых услуг;
- на имя лица, подавшего возражение, был также зарегистрирован товарный знак "" по свидетельству N 831411 для услуг 35, 36, 41 классов МКТУ. На основании изложенного правообладатель просит отказать в удовлетворении возражения и оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 767295.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия считает доводы возражения неубедительными.
С учетом даты (04.06.2019) приоритета оспариваемого товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, элементами которых являются охраняемые в соответствии с Кодексом средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения, а также объекты, указанные в пункте 9 статьи 1483 Кодекса.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы. При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Исходя из положений пункта 42 Правил, сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение. Графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание. Смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки. Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 767295 оспаривается в связи с его несоответствием, по мнению лица, подавшего возражение, требованиям пунктов 6 (2) и 10 статьи 1483 Кодекса.
Материалы возражения свидетельствуют о том, что лицо, его подавшее, является правообладателем товарного знака "ПЛАНЕТА" по свидетельству N 647502, зарегистрированного ранее в отношении однородных услуг 35, 43 классов МКТУ, в связи с чем, коллегия усматривает заинтересованность в подаче возражения, предусмотренную пунктом 2 статьи 1513 Кодекса.
Оспариваемый товарный знак "" представляет собой комбинированное обозначение, в левой части которого расположены на разных строках словесные элементы "ПЛАНЕТА СИБИРЬ", выполненные буквами русского алфавита в черном и синем цветовом сочетании. В правой части обозначения размещено стилизованное изображение кедровой шишки в коричневом цвете. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров и услуг 29, 30, 31, 35, 39, 43 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N 647502 представляет собой словесное обозначение "ПЛАНЕТА", выполненное заглавными буквами русского алфавита стандартным шрифтом. По заявлению правообладателя товарного знака по свидетельству N 647502 перечень товаров и услуг в данной регистрации был сокращен и его правовая охрана в настоящее время действует в отношении следующих услуг 35 класса МКТУ "продвижение товаров (для третьих лиц); организация выставок в коммерческих целях; сбыт товаров через посредников; услуги оптовой и розничной продажи; услуги магазинов; оптовая и розничная продажа", услуг 36 класса МКТУ "страхование; финансовая деятельность; кредитно-денежные операции; операции с недвижимостью, сдача помещений в аренду", услуг 41 класса МКТУ "воспитание; обеспечение учебного процесса; развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий", услуг 43 класса МКТУ "агентства по обеспечению мест [гостиницы, пансионы]; аренда временного жилья; аренда помещений для проведения встреч; базы отдыха; бронирование мест в гостиницах; бронирование мест в пансионах; бронирование мест для временного жилья; гостиницы; дома для престарелых; мотели; пансионы; пансионы для животных; прокат кухонного оборудования; прокат осветительной аппаратуры, за исключением используемой в театрах или телестудиях; прокат палаток; прокат передвижных строений; прокат раздаточных устройств [диспенсеров] для питьевой воды; услуги баз отдыха [предоставление жилья]; услуги кемпингов; ясли детские".
Сравнительный анализ оспариваемого товарного знака и противопоставленного товарного знака показывает, что данные знаки включают в себя элемент "ПЛАНЕТА". Однако, указанное обстоятельство не свидетельствует о сходстве сравниваемых товарных знаков в целом.
Данный вывод основывается на том, что в состав оспариваемого товарного знака входит словесный элемент "СИБИРЬ", придающий ему отличные от противопоставленного товарного знака звучание и смысловую окраску.
Действительно, сравниваемые знаки не совпадают по большинству признаков фонетического сходства: имеют разное количество слов, слогов, разное количество букв, звуков и звукосочетаний. Наличие в оспариваемом товарном знаке, кроме словесного элемента "ПЛАНЕТА" еще словесного элемента "СИБИРЬ" значительно увеличивает длину словесной части анализируемого товарного знака и обусловливает существенную роль в восприятии обозначений в целом, заостряя внимание потребителя на ином фонетическом звучании анализируемого обозначения по сравнению с обычным словом "ПЛАНЕТА". Следовательно, сходство сравниваемых товарных знаков по фонетическому критерию сходства словесных обозначений отсутствует.
Сравниваемые товарные знаки различаются и визуально, в первую очередь, за счет разного количества входящих в них элементов, цветового и шрифтового исполнения словесных элементов, а также различного композиционного решения обозначений.
Графическая композиция оспариваемого товарного знака заключается в присутствии оригинально выполненных словесных элементов "ПЛАНЕТА" и "СИБИРЬ" в черном и синем цветах, а также изобразительного элемента в виде стилизованного изображения кедровой шишки коричневого цвета, напоминающей о происхождении ее из региона Сибирь. Восприятие противопоставленного товарного знака формируется исключительно единственным словом "ПЛАНЕТА". В этой связи, визуально сопоставляемые обозначения производят разное общее зрительное впечатление, что позволяет сделать вывод о различном ассоциировании обозначений друг с другом.
С точки зрения семантического критерия сходства сопоставляемые обозначения следует признать несходными. Оспариваемый товарный знак представляет собой словосочетание "ПЛАНЕТА СИБИРЬ", образованное двумя существительными и связанными друг с другом по смыслу. Словесный элемент "ПЛАНЕТА" имеет значение "небесное тело, движущееся вокруг Солнца и светящееся его отраженным светом" (см. "Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, М., "АЗЪ", 1993 г, с.536). Слово "СИБИРЬ" - обширный географический регион в северо-восточной части Евразии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока водораздельными хребтами у Тихого океана, с севера Северным Ледовитым океаном, с юга границей сопредельных государств России (Казахстана, Монголии, Китая) (https://dic.academic.ru/).
С учетом семантических значений, заложенных в словесных элементах, словосочетание может трактоваться как "планета под названием Сибирь". Таким образом, словесный элемент "СИБИРЬ" в оспариваемом товарном знаке придает словосочетанию "ПЛАНЕТА СИБИРЬ" особый смысл и семантическую направленность, связанную с географическим регионом Сибирь, в отличие от словесного элемента "ПЛАНЕТА" противопоставленного товарного знака.
Кроме того, коллегией были приняты во внимание приведенные правообладателем регистрации товарных знаков на имя разных лиц, в состав которых включен словесный элемент "ПЛАНЕТА" (например, товарные знаки "", "", "", "", "", "" по свидетельствам NN 554785, 557230, 593022, 597825, 603655, 732603 и др.).
На основании изложенного, коллегия пришла к выводу о том, что сравниваемые товарные знаки не ассоциируются друг с другом в целом, что свидетельствует об отсутствии их сходства.
Сопоставительный анализ испрашиваемых в возражении услуг 35, 43 классов МКТУ, указанных в перечне оспариваемой регистрации, и услуг 35, 43 классов МКТУ противопоставленного товарного знака показал следующее.
Оспариваемые услуги 35 класса МКТУ "агентства по импорту-экспорту; демонстрация товаров; маркетинг; маркетинг целевой; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг/предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа аукционная; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; телемаркетинг; услуги манекенщиков для продвижения товаров; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; управление потребительской лояльностью" и услуги 35 класса МКТУ "розничная продажа непродовольственных товаров, розничная продажа продовольственных товаров, неспециализированная розничная продажа, оптовая продажа непродовольственных товаров, оптовая продажа продовольственных товаров, неспециализированная оптовая продажа; продвижение товаров (для третьих лиц); снабженческие услуги для третьих лиц (закупка и обеспечение предпринимателей товарами); организация выставок в коммерческих целях; организация торговых ярмарок в коммерческих целях; продажа аукционная; сбыт товаров через посредников; коммерческие операции, связанные с оптовой и розничной продажей; услуги по сбору и группированию (за исключением транспортировки) в торговых залах товаров для удобства приобретения и изучения потребителям; услуги оптовой и розничной продажи; услуги магазинов; оптовая и розничная продажа; дистанционная продажа товаров потребителям" противопоставленного товарного знака, являются однородными, поскольку относятся к услугам по сбыту и продаже различных товаров, организации мероприятий, направленных на продвижение товаров, следовательно, данные услуги имеют одно назначение, круг потребителей и оказываются одними и теми же предприятиями и организациями.
Оспариваемые услуги 43 класса МКТУ "ясли детские" и услуги 43 класса МКТУ "ясли детские" являются идентичными, в силу чего признаются однородными.
Оспариваемые услуги 43 класса МКТУ "обеспечение временного проживания; агентства по обеспечению мест [гостиницы, пансионы]; аренда временного жилья; аренда помещений для проведения встреч; базы отдыха; бронирование мест в гостиницах; бронирование мест в пансионах; бронирование мест для временного жилья; гостиницы; дома для престарелых; мотели; пансионы; пансионы для животных; службы приема по временному размещению [управление прибытием и отъездом]; услуги баз отдыха [предоставление жилья]; услуги кемпингов; прокат кухонного оборудования; прокат осветительной аппаратуры; прокат палаток; прокат передвижных строений; прокат раздаточных устройств [диспенсеров] для питьевой воды" являются однородными услугам 43 класса МКТУ "агентства по обеспечению мест [гостиницы, пансионы]; аренда временного жилья; аренда помещений для проведения встреч; базы отдыха; бронирование мест в гостиницах; бронирование мест в пансионах; бронирование мест для временного жилья; гостиницы; дома для престарелых; мотели; пансионы; пансионы для животных; прокат кухонного оборудования; прокат осветительной аппаратуры, за исключением используемой в театрах или телестудиях; прокат палаток; прокат передвижных строений; прокат раздаточных устройств [диспенсеров] для питьевой воды; услуги баз отдыха [предоставление жилья]; услуги кемпингов" противопоставленного товарного знака, поскольку они либо содержат тождественные позиции услуг, либо соотносятся друг с другом как род-вид, объединены родовыми понятиями "услуги по обеспечению временного проживания, услуги по прокату предметов для проживания", имеют одно назначение и круг потребителей.
Вместе с тем, при установленном несходстве оспариваемого товарного знака с противопоставленным товарным знаком по свидетельству N 647502 вывод об однородности части услуг 35, 43 классов МКТУ не повлияет на отсутствие смешения знаков в гражданском обороте.
Услуги 35 класса МКТУ, указанные в перечне оспариваемой регистрации, "реклама; менеджмент в сфере бизнеса; деятельность административная в сфере бизнеса; служба офисная; абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда офисного оборудования в коворкинге; аренда площадей для размещения рекламы; аудит коммерческий; аудит финансовый; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; бюро по найму; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; запись сообщений [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям в области выбора товаров и услуг; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в связях с общественностью; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; макетирование рекламы; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; написание резюме для третьих лиц; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; оформление витрин; оформление рекламных материалов; оценка коммерческой деятельности; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; пресс-службы/службы по связям с прессой; прогнозирование экономическое; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов/прокат торговых стоек; прокат фотокопировального оборудования; публикация рекламных текстов; радиореклама; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; регистрация данных и письменных сообщений; редактирование рекламных текстов; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; репродуцирование документов; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы консультативные по управлению бизнесом; службы корпоративных коммуникаций; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; тестирование психологическое при подборе персонала; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление гостиничным бизнесом; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление программами часто путешествующих; управление процессами обработки заказов товаров; услуги в области общественных отношений; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги манекенщиков для рекламы; услуги машинописные; услуги по исследованию рынка; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по переезду предприятий; услуги по подаче налоговых деклараций; услуги по программированию встреч (офисные функции); услуги по составлению перечня подарков; услуги по сравнению цен; услуги рекламные "оплата за клик"/услуги PPC; услуги секретарей; услуги стенографистов; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги фотокопирования; экспертиза деловая" относятся к услугам, связанным с рекламой, исследованию рынка, конторским и секретарским услугам, услугам в области бизнеса и бухгалтерского учета, информационно-справочным услугам, услугам по прокату торгового и офисного оборудования, посредническим услугам.
Услуги 35 класса МКТУ противопоставленного товарного знака, как было указано выше, относятся к продвижению и сбыту различных товаров.
Таким образом, указанные услуги 35 класса МКТУ оспариваемой регистрации не являются однородными услугам 35 класса МКТУ противопоставленного товарного знака, поскольку они относятся к различного рода (вида) услугам, имеют разное назначение и круг потребителей.
Оспариваемые услуги 43 класса МКТУ "услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; закусочные; информация и консультации по вопросам приготовления пищи; кафе; кафетерии; прокат мебели, столового белья и посуды; рестораны; рестораны самообслуживания; создание кулинарных скульптур; столовые на производстве и в учебных заведениях; украшение еды; украшение тортов; услуги баров; услуги личного повара; услуги по приготовлению блюд и доставке их на дом; услуги ресторанов вашоку; услуги ресторанов лапши "удон" и "соба"" относятся к услугам предприятий общественного питания и никоим образом не могут быть признаны однородными услугам 43 класса МКТУ противопоставленного товарного знака, связанным с временным проживанием и прокатом предметов для проживания, в силу их различного назначения и круга потребителей.
На основании вышеизложенного, довод лица, подавшего возражение, о том, что регистрация оспариваемого товарного знака произведена в нарушение пункта 6 статьи 1483 Кодекса, является неправомерным.
Анализ охраноспособности товарного знака по свидетельству N 767295 с точки зрения его соответствия требованиям пункта 10 статьи 1483 Кодекса, показал следующее.
Как было указано выше, сопоставляемые обозначения включают в свой состав словесный элемент "ПЛАНЕТА". Между тем, следует иметь ввиду особенности применения нормы права, на которую ссылается лицо, подавшее возражение.
Положение пункта 10 статьи 1483 Кодекса, по общему правилу, может быть применено к товарному знаку, представляющему собой комбинированное обозначение, которое состоит из отдельных фрагментов, и один из фрагментов представляет собой товарный знак другого лица. При этом самостоятельность данной нормы обусловлена тем, что такой фрагмент (элемент), присутствуя в композиции, не является доминирующим и не выполняет основную индивидуализирующую функцию товарного знака (например, расположен в угловой части этикетки и по своему пространственному положению не является существенным в композиции всего комбинированного обозначения). Иными словами, действие нормы направлено на недопущение нарушений прав третьих лиц тогда, когда факт нарушения не вызывает сомнения, а нормы пунктов 6, 8, 9 статьи 1483 Кодекса к рассматриваемой ситуации не применимы в силу незначительной роли таких спорных элементов.
Коллегия поясняет, что такая ситуация не идентична простому фонетическому вхождению противопоставленного знака в оспариваемый товарный знак. Учету подлежит его смысловая и визуальная связь с иными элементами товарного знака, равно как и роль, которую выполняет спорный фрагмент.
С учетом вышесказанного коллегия не усматривает правовых оснований для применения положений пункта 10 статьи 1483 Кодекса, поскольку в составе оспариваемой регистрации слово "ПЛАНЕТА" грамматически и лексически связано со словом "СИБИРЬ", образуя словосочетание "ПЛАНЕТА СИБИРЬ", имеющее самостоятельное смысловое содержание. Оценка роли элемента в составе товарного знака может осуществляться не только с точки зрения обычного методологического подхода, презюмирующего главенство словесной части над изобразительной в составе комбинированных товарных знаков. Для целей применения положений пункта 10 статьи 1483 Кодекса могут быть определены также визуальные акценты, имеющиеся в составе товарного знака, иссечение которых не искажает образ обозначения в целом. Таким образом, слово "ПЛАНЕТА" не квалифицируется коллегией как самостоятельный и независимый элемент оспариваемого товарного знака, сходство которого привело бы к несоответствию регистрации требованиям пункта 10 статьи 1483 Кодекса.
Таким образом, довод лица, подавшего возражение, о том, что оспариваемый товарный знак по свидетельству N 767295 противоречит требованиям пункта 10 статьи 1483 Кодекса, следует признать неубедительным.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 13.09.2022, оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 767295.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 10 февраля 2023 г. по заявке N 2019726584
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru