Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 3 марта 2023 г. по заявке N 132504
Заявка: |
132504 |
Название: |
АКВАФОР |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
01.10.2021 |
Дата коллегии: |
24.01.2023 |
Дата утверждения: |
03.03.2023 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "Аквафор" |
Вид обращения: |
возражение о признании товарного знака АКВАФОР общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком |
Коллегия в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.08.2015 N 602, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.09.2015 за N 39065 (далее - Административный регламент ОИ) рассмотрела заявление, поступившее в Федеральную службу по интеллектуальной собственности от 01.10.2021, о признании словесного товарного знака "АКВАФОР" по свидетельству N 132504 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 01.09.2021 на имя Общества с ограниченной ответственностью "Аквафор", 197110, Санкт-Петербург, ул. Пионерская, д. 27, лит. А (далее - заявитель), в отношении товаров 11 класса МКТУ "установки, аппараты для очистки воды, фильтры для питьевой воды, фильтры бытовых и промышленных установок".
Согласно заявлению в качестве общеизвестного в Российской Федерации товарного знака испрашивается используемый заявителем товарный знак "АКВАФОР" по свидетельству N 132504.
Товарный знак зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 29.09.1995 с приоритетом от 25.01.1994 по заявке N 94002040 в отношении следующих товаров и услуг:
01 класс МКТУ - активированный уголь, в том числе активированный уголь для фильтров, графит для промышленных целей, вещества для очистки (осветления) воды, вещества для очистки газов, фильтрующие материалы (необработанные пластмассы, неорганические вещества, растительные вещества, химические вещества), фильтрующие среды, целлюлоза, ацетаты целлюлозы, производные целлюлозы (химические вещества);
07 класс МКТУ - фильтры для очистки охлаждающего воздуха в двигателях, фильтровальные машины, фильтропрессы, фильтрующие пластины, элементы съемные для фильтровальных машин, фильтры (детали машин или двигателей), фильтры (устройства и аппараты);
09 класс МКТУ - фильтры для респираторов, противогазов;
11 класс МКТУ - установки, аппараты для очистки воды, устройства для фильтрования, фильтры для питьевой воды, установки для фильтрования воздуха, фильтры бытовых и промышленных установок, фильтры для кондиционирования воздуха;
17 класс МКТУ - волокна углеродные, за исключением текстильных, волокна углеродные активированные (для сорбции), волокна углеродные для фильтров и фильтровальных аппаратов;
22 класс МКТУ - волокна углеродные для текстильных целей, вата фильтровальная;
35 класс МКТУ - управление делами, управление производственной и торговой деятельностью, конторские работы, анализ себестоимости, аукционная продажа, размещение афиш, агентства по коммерческой информации, ведение бухгалтерских книг, оказание услуг бухгалтерских и аудиторских, оформление витрин, организация выставок с коммерческими и рекламными целями, агентства рекламные, приведение в порядок рекламной документации, выпуск рекламных материалов, прокат информационных табло, досок для объявлений, прокат рекламного оборудования, публикация рекламных текстов, реклама, в том числе радиореклама, реклама телевизионная, распространение образцов, распространение рекламных материалов, демонстрация товаров, изучение рынка, услуги для рекламы или роста сбыта товаров, исследования в области деловых операций, оценки и экспертиза в деловых операциях, консультации профессиональные в области деловых операций, изучение общественного мнения (опросы), комплектования (набор) штата сотрудников, репродуцирование документов, запись сообщений, обработка текста, подготовка платежных документов, агентства по экспорту-импорту, информация статистическая, помощь в управлении промышленными или коммерческими операциями, консультативные службы по организации и управлению делами, консультации по вопросам штата сотрудников, прокат конторских машин и оборудования, конторы по найму, услуги манекенщиков, машинописные работы, обслуживание стенографическое, услуги в области общественных отношений, организация подписки на газеты, помощь в управлении делами по разработке проектов, планов, составлению смет, оценка леса на корню, оценки шерсти, оценки в деловых операциях, проверка счетов, продажа аукционная, размещение товарных вагонов с помощью компьютера, справки о деловых операциях, составление отчетов о состоянии счетов, фото- и светокопирование, хроника рекламная (составление рекламных полос в печатных изданиях);
36 класс МКТУ - страхование, финансовые операции, денежные операции, операции с недвижимостью, в том числе банковские и финансовые операции, услуги по финансово-денежным операциям, операции с ценными бумагами, посреднические операции (предоставление агентов-посредников), организация лотерей, сдача в аренду квартир, выдача аккредитивов, дорожных чеков, обеспечение гарантий, агентства по инкассации долгов, клиринг, услуги кредитных агентств, сдача в аренду и управление недвижимым имуществом, управление жилым фондом, ипотечный кредит, ссуды ипотечные, аренда ферм, банки сберегательные, капиталовложения (услуги инвестиционных трестов), квартирные агентства, маклерство, страхование от болезней, страхование жизни, страхование имущества, страхование от несчастных случаев, морское страхование, страхование от несчастных случаев на море, страхование от пожаров, страхование технических рисков, перестрахование, обеспечение гарантий, обеспечение поручительств, операции по обмену денег, услуги, связанные с денежными операциями, организация сбора денег, оценки финансовые, расчетные палаты, хранение в сейфах, таможенные агентства, факторные операции, финансирование, финансовые операции, услуги по организации фондов, в том числе инвестиционных и приватизационных, экспертиза налоговая, услуги банков или связанных с ними учреждений (меняльных контор, расчетных палат), холдинг-компаний (обществ-держателей), выпуск ценных бумаг, консультации в области страхования, консультации в области финансов, информация об изменениях биржевых курсов;
42 класс МКТУ - обеспечение продуктами питания, предоставление временных жилых помещений, медицинский, гигиенический и косметический уход, ветеринарные и сельскохозяйственные службы, исследования в областях науки и промышленности, программирование, прокат торговых автоматов, анализы технические, анализы химические, аренда временных жилых помещений, службы специалистов, в том числе архитекторов, физиков, химиков, механиков, юристов, оптиков, консультации по вопросам архитектуры, консультации профессиональные, бани общественные для гигиенических целей, здравоохранение, здравницы, больницы, клиники, диспансеры, зубоврачебная помощь, медицинская помощь, службы банков крови, массаж, службы сиделок, брачные агентства, бронирование мест в гостиницах и пансионатах, консультации по вопросам выбора профессии, предоставление оборудования для выставок, услуги, связанные с вычислительными машинами (прокат и составление программ), исследование в области генеалогии, бактериологии, геологии, косметики, механики, химии, физики, исследования технические, исследования подводные, геологические санатории, дома отдыха, санатории, дома для престарелых, закусочные, кафе, кафетерии, рестораны, рестораны самообслуживания, декоративное пейзажное садоводство, дизайн промышленный, дизайн в области упаковки, дизайн в области оформления интерьеров, питомники для растений, уход за растениями, хирургия растений, составление композиций из цветов, управление имуществом и домами, инженерные работы, экспертиза инженерных работ, институты красоты, косметические кабинеты, маникюр, услуги по оформлению интерьера, информационные службы, информационные метеорологические службы, прогноз погоды, информация о состоянии и развитии моды, испытания материалов, испытания нефтяных скважин, испытания текстильных материалов, кремация, похоронные бюро, типографское дело, литография и типографские услуги, печать, офсетная печать, трафаретная печать (шелкография), межевое дело, изыскания нефтяных месторождений, разведка геологическая, разведка нефти, услуги, связанные с разведкой нефтяных месторождений, прокат сельскохозяйственного и промышленного оборудования, прокат одежды, прокат бытового оборудования, опекунство, обслуживание обедов, свадеб, снабжение продовольственными товарами, огородничество, охрана имущества, охрана личная, охрана гражданская, услуги по сопровождению в общественных местах, управление делами по охране авторских прав, консультации по вопросам интеллектуальной собственности, предоставление лицензий в области интеллектуальной собственности, парикмахерские, помощь ветеринарная, уход за животными, следствия судебные, сыскные агентства, службы юридические, уборка и уничтожение (переработка) мусора, бюро по редактированию (подготовке к печати) материалов, ведение корреспонденции, обмен корреспонденцией, изучение проектов, планов (без заключения экспертов по ведению коммерческих дел), ясли детские, службы по уходу за детьми, метрологические службы, съемка на видеопленку.
Обозначение "АКВАФОР", в отношении которого зарегистрирован товарный знак по свидетельству N 132504 и испрашивается признание его общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, является словесным обозначением, выполненным буквами русского алфавита, стандартным шрифтом.
Для подтверждения общеизвестности товарного знака по свидетельству N 132504 заявителем были представлены следующие материалы:
- копия заключения N 15-2021 от 09.02.2021 о проведении социологического опроса [1];
- справка к заключению N 15-2021 от 09.02.2021 г. [2];
- копия свидетельства о регистрации товарного знака N 132504 [3];
- копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц [4];
- копии деклараций на водоочистители Аквафор и водоочистители кувшин Аквафор [5];
- выписка из книги Криса Хатчинса "Путин" [6];
- выписка из книги "ДНК России" [7];
- кадр из сериала "Гости из прошлого" [8];
- данные Mediascope M-Index Россия за 2019 год [9];
- Kantar - маркетинговые данные по категории "Фильтры для воды" [10];
- копия статьи газеты "Metro" [11];
- копия дипломов "Деловой Петербург" за 2020 и 2021 [12];
- копия статей "Деловой Петербург" [13];
- копии дипломов "100 лучших товаров России" за 2017, 2018, 2019 и 2020 годы [14];
- перечень выпусков программ "Контрольная закупка" и "НашПотребНадзор" по теме водоочистители [15];
- распечатка Яндекс.Маркет [16];
- распечатка Озон [17];
- образцы продукции [18];
- образцы упаковки продукции, индивидуализированной товарным знаком АКВАФОР [19];
- рекламные материалы [20];
- сертификат системы менеджмента качества на производство [21];
- перечень системообразующих предприятий Санкт-Петербурга (номер 68 - ООО "Аквафор") [22].
Рассмотрение заявления по итогам заседаний коллегии, состоявшихся 15.11.2021, 09.12.2021, 24.02.2022, 24.03.2022, 28.04.2022, 26.05.2022, 08.06.2022, 20.09.2022, 26.10.2022, 15.11.2022, 30.11.2022, 21.12.2022 перенесено на более поздний срок по ходатайству заявителя.
В дополнение к ранее представленным материалам в Роспатент 09.12.2021 заявителем были представлены следующие материалы:
- копия заключения N 154-2021 от 06.12.2021 о проведении социологического опроса [23].
Кроме того, 26.01.2022 заявитель представил ходатайство об уточнении перечня товаров, в отношении которого заявителем испрашивается признание товарного знака по свидетельству N 132504 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, а именно товаров 11 класса МКТУ "фильтры для воды".
В дополнение к ранее представленным материалам в Роспатент 26.01.2022 заявителем были представлены следующие материалы:
- статья "Экспериментальная оценка эффективности удаление остаточных количеств антибиотиков и стероидных гормонов из воды бытовыми очистителями", журнал "Водоснабжение и санитарная техника" [24];
- копия свидетельства о внесении в государственный реестр компании Совместное предприятие в форме акционерного общества закрытого типа "АКВАФОР" от 27.01.1992 [25].
В дополнение к ранее представленным материалам в Роспатент 24.02.2022 заявителем были представлены следующие материалы:
- сведения об участии в выставках: "House Hold Expo", Москва, 2011, 2013; AquaTerm, Москва 2008, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015; МосБилд, Москва 2010, 2011; ПродЭкспо, Москва 2011; Водоочистка, Узбекистан, 2008; Водоочистка, Марокко, 2016; ЭКВАТЭК, Москва 2012, 2014, 2016 [26];
- фотографии стендов на флеш-носителе [27];
- ссылка на youtube-канал "Аквафор", https://www.youtube.com/user/AquaphorCorp [28];
- примеры видео-материалов на флеш-носителе [29].
Кроме того, 21.03.2022 заявитель представил ходатайство об уточнении перечня товаров, в отношении которого заявителем испрашивается признание товарного знака по свидетельству N 132504 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, а именно товаров 11 класса МКТУ "фильтры для питьевой воды".
Данное ходатайство заявителя было удовлетворено коллегией на заседании 24.03.2022.
В дополнение к ранее представленным материалам в Роспатент 28.04.2022 заявителем были представлены следующие материалы:
- Договор поставки в розничную сеть N 0201594995П от 15.11.2013, Договор N 78-АМ/12 от 11.01.2012, Договор N 41-АМ/15 от 12.01.2015, Договор N 17-АМ/15 от 12.01.2015, Договор N 83-АМ/16 от 20.12.2016, Договор N 04-АМ/16 от 11.01.2016, Договор N 05-АМ/16 от 11.01.2016, Договор N 18-АМ/17 от 09.01.2017, Договор N 20-АМ/20 от 09.01.2020, Договор N 9-АМ/21 от 11.01.2021, Договор поставки N 27-АМ/21 от 01.04.2021, Договор N 26-АМ/12 от 11.01.2012, Договор N 28-АМ/17 от 09.01.2017, Договор N 38-АМ/17 от 09.01.2017, Договор N 01-АМ/16 от 11.01.2016, Договор N 46-АМ/17 от 27.06.2017, Договор N 02-АМ/20 от 14.01.2020, Договор поставки N 48-АМ/21 от 01.10.2021, Договор N 50-АМ/18 от 01.07.2018, Договор N 65-АМ/15 от 12.01.2015, Договор N Ю-АМ/20 от 09.01.2020, Договор N 11-АМ/19 от 01.04.2019, Договор N 64-АМ/17 от 01.10.2017, Договор N 37-АМ/15 от 12.01.2015, Договор N 14-АМ/15 от 12.01.2015, Договор N 11-АМ/20 от 20.02.2020, Договор N 39-АМ/15 от 12.01.2015, Договор поставки N 246 от 27.11.2020, Договор N 13-АМ/Ю от 01.12.2010, Договор N 21-АМ/17 от 24.04.2017, Договор N 43-АМ/17 от 30.05.2017, Договор поставки N 41-АМ/21 от 01.07.2021, Договор поставки N 2500/10-н от 11.02.2011, Договор поставки N 5/22 от 01.01.2022, Договор поставки N ОС-1225 от 12.03.2019, Договор поставки N NF-1162 от 01.01.2009 [30];
- реестр накладных на реализацию продукции АКВАФОР в ООО "Лента" в период с 01.01.2021 по 30.09.2021, реестр накладных на реализацию продукции АКВАФОР в ООО "Стройторговля" в период с 01.01.2021 по 30.09.2021, реестр накладных на реализацию продукции АКВАФОР в АО "Старт" в период с 01.01.2021 по 30.09.2021, реестр накладных на реализацию продукции АКВАФОР в ООО "Максидом" в период с 01.01.2021 по 31.08.2021, реестр накладных на реализацию продукции АКВАФОР в ООО "ОКей" в период с 01.01.2021 по 30.09.2021, реестр накладных на реализацию продукции АКВАФОР в ООО "Петрович" в период с 01.01.2021 по 31.08.2021, реестр накладных на реализацию продукции АКВАФОР по региональным дистрибьютерам в период с 01.01.2021 по 31.08.2021 [31];
- Договор-заявка N 5 от 31.01.2019 на участие в выставке "КлиматАкваТЭкс-2019"; Договор N 40/GPSPB19 от 17.05.2019, Договор N СВГ-47/05/19 от 28.05.2019, Договор N 2252 от 24.04.2019, Договор аренды от 01.02.2019, Договор N 218 от 01.02.2019, Договор N 101 от 07.02.2019, Договор N 26 от 16.05.2019, Договор N 10/пф от 10.04.2019, Агентский договор N 1 от 09.01.2019, Договор N 2301-19 от 23.01.2019, Договор N 1/2019-Ф от 25.03.2019, Договор N 23-2019 от 21.03.2019, Договор возмездного оказания услуг от 21.01.2019, Договор N 142 от 13.02.2019, Договор N 145-РД-03/19 от 04.03.2019, Договор от 29.05.2019, Договор N 19-11-05/01 от 02.10.2019, Договор NВГ-190409/1558 от 08.04.2019, Договор N 070219 от 07.02.2019, Договор возмездного оказания услуг по подготовке и размещению рекламы N 35-РУ/19 от 09.01.2019, Договор N 21/06 от 21.06.2019, Агентский договор N 1/2019А от 09.01.2019, Договор N 22/19 от 20.05.2019, Договор оказания услуг N 51-2019 от 11.09.2019, Договор возмездного оказания услуг N 05092019 от 05.09.2019, Договор N 15 от 25.03.2019, Договор об оказании полиграфических услуг от 27.03.2019, Договор N 1905-00008 на оказание выставочных услуг от 15.01.2019, Договор N 029Т-19 от 20.05.2019, Договор N 2966 от 15.11.2019, Договор N 1798 от 05.06.2019, Договор подряда N 35 от 10.09.2019, Договор N 02/03/2020-В от 02.03.2020, Договор N 20190201-001/СП от 01.02.2019, Договор-счет N Б892675-34297793 от 09.04.2019, Договор N 9 от 09.09.2020, Договор на выполнение работ по изготовлению наружной рекламы от 05.10.2020, Договор N HP 106/20 от 24.09.2020, Договор N 2238 от 02.10.2020, Договор на изготовление продукции N 015-20 от 10.06.2020, Договор N 1302 от 23.06.2020, Договор N 559 от 21.09.2020, Договор N ШП-07-20 от 12.02.2020, Договор N 28/20 от 28.09.2020, Договор N 26-2020 от 20.09.2020, Договор N 54 от 28.09.2020, Договор N 76 от 15.09.2020 [32].
В дополнение к ранее представленным материалам в Роспатент 25.05.2022 заявителем были представлены следующие материалы:
- копия отчета по самооценке деятельности ООО "Аквафор", представленного на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества [33];
- договоры на размещение рекламы: Договор N 03/3-1203-17 от 07.12.2017; Договор N 012 от 07.11.2019; Заявка на спонсорскую рекламу N 322200 от 28.10.2020; Заявка на спонсорскую рекламу N 213968 от 28.10.2020; Договор N 2020-1204 оказания рекламных услуг от 04.12.2020; Договор N 18.09-20 оказания услуг от 18.09.2020; Приложение N 9 к Договору N 10.02-19 от 10.02.2019; Приложение N 7 к Договору N 10.02-19 от 10.02.2019; Договор N 10.02-19 оказания услуг от 10.02.2019; Приложение N 1 к Договору N 10.02-19 от 10.02.2019; Приложение N 2 к Договору N 10.02-19 от 10.02.2019; Приложение N 3 к Договору N 10.02-19 от 10.02.2019; Договор N 20190218 от 18.02.2019; Договор N 20190521 от 21.05.2019; Договор N 1/1 от 26.06.2020; Договор N 16/04-2018 от 16.04.2018; Дополнительное соглашение N 3 к договору N 1/1 от 30.06.2021; Договор N 1/1 от 30.06.2021; Договор N 17032020 от 17.03.2020; Договор N 110620 от 11.06.2020; Договор N 100820 от 10.08.2020 [34].
В дополнение к ранее представленным материалам в Роспатент 20.09.2022 заявителем были представлены следующие материалы:
- копия пресс-релиза в газете "Деловой Петербург" о запуске четвертого завода АКВАФОР в Санкт-Петербурге [35];
- распечатка с сайта Московского Политеха, а именно новость об экскурсии студентов Московского Политеха на производство Аквафор [36];
- копии сертификатов системы добровольной сертификации "Сделано в Санкт-Петербурге" [37];
В дополнение к ранее представленным материалам в Роспатент 04.10.2022 заявителем были представлены следующие материалы:
- разъяснения заявителя [38];
- копия патента на изобретение N 2262976 [39];
- примеры упаковки и паспортов на модуль сменный фильтрующий и кувшин [40];
- копии сертификатов соответствии [41];
- копии дипломов "Золотая сотня", "100 лучших товаров России" [42];
- протокол исследований N И12/18-004 от 18.12.2013 [43];
- протокол испытаний N 207 от 21.06.2019 [44];
- выдержка из Соглашения N 3 от 28.01.2016 [45];
- мониторинг по базе "Mediascope" по демонстрируемой рекламе за период с января 2020 по январь 2021 [46].
В дополнение к ранее представленным материалам в Роспатент 26.10.2022 заявителем были представлены следующие материалы:
- памятный альбом "АКВАФОР. Фильтры для воды. 20 лет" [47].
В дополнение к ранее представленным материалам в Роспатент 09.11.2022 заявителем были представлены следующие материалы:
- разъяснения заявителя [48];
- Договор простого товарищества (о совместной деятельности) от 26.03.2021, Договор простого товарищества (о совместной деятельности) от 11.05.2018 [49];
- письмо V/20-20 от 07.12.2020 о смене наименования юридического лица [50];
- Договор N 28/2021 от 02.06.2021 на выполнение функций иностранного изготовителя в части обеспечения соответствия продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов и в части ответственности за несоответствие продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов [51];
- копии макетов упаковок: АФ80-804 от 07.04.2015, АФ80-804 от 15.03.2016, АФ80-804 от 24.08.2016, АФ80-804 от 23.05.2017, АФ80-804 от 11.05.2018, АФ80-824 от 06.04.2018, АФ80-824 от 12.09.2018, АФ80-824 от 11.01.2019, АФ80-824 от 01.04.2019, АФ80-824 от 06.08.2019, АФ80-824 от 18.11.2019, АФ80-824 от 11.09.2020, АФ80-824 от 26.02.2021, АФ80-828 от 05.07.2019, АФ140-811 от 29.11.2018, АФ140-811 от 08.02.2019, АФ140-811 от 24.04.2019, АФ140-81Г от 21.08.2019 [52].
В дополнение к ранее представленным материалам в Роспатент 25.11.2022 заявителем были представлены следующие материалы:
- разъяснения заявителя [53];
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - ЗАО "Аквафор Маркетинг", выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - ООО "Аквафор Лайн" [54];
- каталог продукции Аквафор за 2018 год [55];
- цветопробы упаковок кувшинов: Прованс от 12.04.19, Престиж 24.06.19, Престиж 11.07.19, Престиж 06.04.18, Прованс 29.03.19, Прованс 01.02.19, Прованс 27.08.18, Престиж 07.03.13, Дачный (Престиж) 16.03.16, новогодний Престиж 31.07.17, Печатный лист Престиж, DWM-70S 10.10.18, Модерн 17.04.19, Кристалл 15.06.12 [56];
- протоколы испытаний: N 474/1, N 474/2, N 474/3, N 474/4, N 474/5, N 474/6, N 474/7, N 474/8, N 474/9, N 201, N 207, N 302, N 321, N 356, N 276 [57].
В дополнение к ранее представленным материалам в Роспатент 30.11.2022 заявителем были представлены следующие материалы:
- образец водоочистителя "Кристалл" [58];
- коробки: "Кристалл Универсал" (дизайн 2014-2017 года), "Кристалл" (дизайн 2021 года), "Кристалл" основной (дизайн 2006-2012 года), "Кристалл" специальное исполнение (дизайн 2006-2011) [59];
- каталожные листы продукции N 019984, N 019983 [60].
В дополнение к ранее представленным материалам в Роспатент 21.12.2022 заявителем были представлены следующие материалы:
- образец водоочистителя кувшина "Аквафор Орлеан" модель P140A5SM [61].
В дополнение к ранее представленным материалам в Роспатент 23.01.2023 заявителем были представлены следующие материалы:
- пояснения по продукции, выпускаемой ООО "Аквафор" [62];
- паспорт (инструкция по эксплуатации) водоочистителя "Аквафор Морион" [63];
- декларация соответствия ЕАЭС N RU Д-RU НООЗ В 00089 [64];
- сертификат соответствия на автоматы питьевой воды [65];
- выписка ТУ 3697-049-11139511-2014 [66];
- протокол N 356 от 04.09.2019 [67];
- протокол испытаний N 1/15 от 30.09.2015 [68];
- протокол исследований N X 07.18-006.14 от 18.07.2014 [69];
- протокол испытаний N 51/2020/4 от 17.07.2020 [70];
- распечатка публикации https://www.aquaphor.гu/blog/morion-history [71].
На заседании коллегии, состоявшемся 24.01.2023, изучив все материалы дела и заслушав лиц, участвующих в рассмотрении заявления, коллегией было установлено следующее.
Правовая база для рассмотрения заявления, с учетом даты его подачи (01.10.2021), включает Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от 20.03.1883 (далее - Парижская конвенция), Кодекс, Административный регламент ОИ.
В соответствии со статьей 6 bis (1) Парижской конвенции по решению компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами данной конвенции.
Согласно требованиям, установленным пунктом 1 статьи 1508 Кодекса, по заявлению лица, считающего используемое им в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности такое обозначение может быть признано общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если это обозначение в результате интенсивного использования стало на указанную в заявлении дату широко известным в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
В соответствии с абзацем первым и подпунктом 3 пункта 17 Административного регламента ОИ исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем:
3) подтверждающие общеизвестность товарного знака или обозначения материалы (далее - материалы), в том числе заявитель имеет право представить в Роспатент документы, содержащие следующие сведения:
- об интенсивном использовании товарного знака или обозначения, в частности, на территории Российской Федерации. При этом по инициативе заявителя указываются: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака или обозначения; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака или обозначения; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в соответствующем секторе экономики и тому подобные сведения;
- о странах, в которых товарный знак или обозначение приобрели широкую известность;
- о произведенных затратах на рекламу товарного знака или обозначения (например, годовые финансовые отчеты).
- о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;
- о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака или обозначения, проведенного специализированной независимой организацией, которые могут быть оформлены с учетом рекомендаций, размещенных на интернет-сайте Роспатента.
Анализ фактических данных, содержащихся в поступившем заявлении, свидетельствует о следующем.
Компания "Аквафор" создана 27.01.1992 года как АО "Аквафор". В 1999 году компания преобразована в ООО "Аквафор". Дата регистрации как ООО "Аквафор" - 28.07.1999 (Приложение 4).
В 1992 году заявитель начал серийный выпуск первого бытового водоочистителя - насадки на кран "АКВАФОР В300". В 1994 году была запущена первая технологическая линия по производству углеродного активированного волокна "Аквален" и началось производство первого для России стационарного водоочистителя с отдельным краном "АКВАФОР В150". В1998 году заявителем был разработан фильтрующий модуль для кувшинов-фильтров. В 1999 году был произведен одновременный запуск нескольких литьевых и сборочных линий по производству водоочистителей "АКВАФОР Кувшин". В 2000 году был произведен запуск первой и единственной в России экструзионной линии по производству фильтрующих модулей по технологии карбфайберблок (карбонблок с волокном), а также запуск первой на заводе "АКВАФОР" литьевой машины для производства стационарных корпусных водоочистителей. В 2002 году заявителем был разработан сорбент - ионообменное волокно "Аквален2" и были расширены производственные площади: был открыт завод в поселке Усть-Ижора, Колпинского района Санкт-Петербурга. В 2006 году заявителем был выпущен первый в России бытовой водоочиститель с использованием технологии "полое волокно". В 2011 году был заключен договор на поставку в США инновационной обратноосмотической системы "АКВАФОР Морион". В 2015 году заявителем началась разработка "DWM-201" - первой модели в новой линейке мембранных водоочистителей (Приложение 33).
Заявитель является производителем фильтров для очистки воды (водоочистителей), маркированных зарегистрированным на имя заявителя товарным знаком "АКВАФОР" по свидетельству N 132504 с приоритетом от 25.01.1994 (Приложение 8).
Как следует из представленных материалов, основными товарами, которые производит заявитель под обозначением "АКВАФОР", являются фильтры для питьевой воды - так называемые "фильтры-кувшины" с наличием сменного фильтрующего модуля в зависимости от типов загрязнения воды, системы обратного осмоса для очистки воды, например, "DWM-101S Морион", проточные фильтры для питьевой воды - системы для комплексной очистки воды от загрязняющих веществ, магистральные бытовые фильтры для воды высокой производительности, предназначенные для длительной очистки больших объемов холодной воды в загородных и производственных помещениях, фильтры-насадки для питьевой воды, осуществляющие очистку воды, поступающей из крана (Приложения 18-20, 33).
Продукцию, маркированную товарным знаком "АКВАФОР" по свидетельству N 132504, заявитель выпускает на собственном производстве в Санкт-Петербурге (Приложение 29). При этом заявитель относится к системообразующим предприятиям Санкт-Петербурга (Приложение 22). Также в соответствии с лицензионным договором по технологии и под контролем заявителя компанией "Aquaphor-International OU" (является правоприемницей "Вестаква Мануфактуринг ОУ") производится маркируемый товарным знаком "АКВАФОР" по свидетельству N 132504 фильтр-кувшин "Прованс", реализуемый на российском рынке (Приложение 19). ООО "Аквафор" в отношении "Aquaphor-International OU" обеспечивает в том числе проектирование и разработку изделий, контроль качества готовой продукции (Приложения 48-51).
Под товарным знаком "АКВАФОР" заявителем производится несколько видов бытовых фильтров, а именно кувшины, подмоечные системы (проточные и осмотические), системы "Модерн", насадки на кран и предфильтры. Заявителем выпускается 11 моделей кувшинов, из которых 8 моделей ("Арт", "Лайн", "Престиж", "Ультра", "Атлант", "Премиум", "Агат", "Гарри") выпускаются на собственном производстве ООО "Аквафор" в Санкт-Петербурге и только 3 модели ("Прованс", "Реал", "Смайл") выпускают субподрядчиком "Aquaphor-International OU". На собственном производстве ООО "Аквафор" в Санкт-Петербурге выпускаются насадки на кран, "Модерн" и В200, системы "Аквафор" ("Кристалл", "Трио", осмос, DWM), предфильтры "Аквафор".
В 2016 году на собственном производстве ООО "Аквафор" в Санкт-Петербурге было выпущено 2008708 кувшинов, 386785 систем, 40200 систем "Модерн", 254635 модулей В200, 89888 ВЗОО (Универсал, Топаз), 72372 предфильтра. В 2017 году на собственном производстве ООО "Аквафор" в Санкт-Петербурге было выпущено 2055977 кувшинов, 394165 систем, 39090 систем "Модерн", 238302 модуля В200, 82118 ВЗОО (Универсал, Топаз), 76583 предфильтра. В 2018 году на собственном производстве ООО "Аквафор" в Санкт-Петербурге было выпущено 1829101 кувшин, 452127 систем, 43079 систем "Модерн", 238145 модулей В200, 76013 ВЗОО (Универсал, Топаз), 67693 предфильтра, а также выпущено 179597 кувшинов на производстве "Westaqua-Invest OU" / "Aquaphor-International OU" по заказу и под контролем заявителя. В 2019 году на собственном производстве ООО "Аквафор" в Санкт-Петербурге было выпущено 1979898 кувшинов, 474538 систем, 40221 систем "Модерн", 218307 модулей В200, 61791 ВЗОО (Универсал, Топаз), 57128 предфильтров, а также выпущено 179835 кувшинов на производстве Westaqua-Invest OU / Aquaphor-International OU по заказу и под контролем заявителя. В 2020 году на собственном производстве ООО "Аквафор" в Санкт-Петербурге было выпущено 2334566 кувшинов, 545446 систем, 46340 систем "Модерн", 232125 модулей В200, 59856 ВЗОО (Универсал, Топаз), 60891 предфильтр, а также выпущено 180010 кувшинов на производстве Westaqua-Invest OU / Aquaphor-International OU по заказу и под контролем заявителя. В первом полугодии 2021 года на собственном производстве ООО "Аквафор" в Санкт-Петербурге было выпущено 1202452 кувшина, 272214 системы, 28993 системы "Модерн", 101942 модулей В200, 21645 ВЗОО (Универсал, Топаз), 34123 предфильтра, а также выпущено 89499 кувшинов на производстве Westaqua-Invest OU8 / Aquaphor-International OU по заказу и под контролем заявителя. Всего под товарным знаком "АКВАФОР" за 2016 год было произведено 2852588 единиц продукции, за 2017 год было произведено 2886255 единиц продукции, за 2018 год было произведено 2885755 единиц продукции, за 2019 год было произведено 3011718 единиц продукции, за 2020 год было произведено 3460234 единицы продукции, за первое полугодие 2021 года было произведено 1750868 единиц продукции.
Таким образом, из представленных заявителем материалов следует, что выпуск основной продукции заявителя, маркируемой товарным знаком "АКВАФОР", осуществляется на собственном производстве в Санкт-Петербурге. Из всей продукции, маркируемой товарным знаком "АКВАФОР", только 3 модели кувшина выпускаются субконтрактором "Aquaphor-International OU", что составляет менее 1% модельного ряда "АКВАФОР", 6% от всей выпускаемой под товарным знаком "АКВАФОР" продукции в 2018-2019 годах и 5% в 2020 году и первом полугодии 2021 года (Приложения 53, 55).
В соответствии с представленным заявителем реестром накладных за период с января 2021 по август 2021 заявителем через уполномоченного представителя ЗАО "Аквафор Маркетинг" было реализовано различных видов фильтров для воды под обозначением "АКВАФОР" на сумму 498 016 673 руб. через региональных дилеров в разных городах России, а также через сеть магазинов "Лента" на сумму 130 941 512,65 руб., сеть "Вимос" на сумму 21 466 827,6 руб., сеть "Домовой" на сумму 50 206 201,2 руб., сеть "Максидом" на сумму 112 757 885,55 руб. (Приложение 31).
Как следует из представленных материалов, фильтры для воды "АКВАФОР" реализовывались заявителем до даты, с которой испрашивается признание товарного знака "АКВАФОР" по свидетельству N 132504 общеизвестным, в большей части регионов России. Заявителем представлены сведения о заключенных договорах поставки с различными дистрибьюторами (Приложения 30, 31), среди которых крупные сетевые компании - владельцы розничных сетей, в том числе "Лента", "Максидом", "Вимос", "Домовой", "Петрович" и т.п. Из представленных заявителем документов усматривается, что по состоянию на дату испрашиваемой общеизвестности товарного знака (на 01.09.2021) продукция "АКВАФОР" поставляется в 63 города Российской Федерации. Кроме того, продукция "АКВАФОР" представлена на основных маркетплейсах, таких, как "Яндекс.Маркет" и "Озон" (приложения 16, 17).
Таким образом, представленные заявителем материалы доказывают широкое и интенсивное использование в течение длительного времени на территории Российской Федерации товарного знака "АКВАФОР" по свидетельству N 132504 в отношении товаров 11 класса МКТУ "фильтры для питьевой воды".
Также заявителем были представлены материалы, свидетельствующие о произведенных затратах на рекламу товарного знака "АКВАФОР" по свидетельству N 132504.
Как было установлено на основании представленных материалов, заявитель неоднократно принимал участие в различных выставках и форумах. В 1998 году заявитель впервые принял участие в международной выставке достижений водного хозяйства "AQUATECH" в Амстердаме, а в 2004 году на данной выставке заявителем были представлены первые в мире карбонблоки с волокном (Приложение 33). В дальнейшем заявитель принимал участие в таких выставках и форумах, как, в частности: "House Hold Expo", Москва, 2011, 2013; AquaTerm, Москва 2008, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015; МосБилд, Москва 2010, 2011; ПродЭкспо, Москва 2011; Водоочистка, Узбекистан, 2008; Водоочистка, Марокко, 2016; ЭКВАТЭК, Москва 2012, 2014, 2016 (Приложение 26). При этом оформление стенда заявителя на упомянутых выставках сопровождалось обозначением "АКВАФОР" (Приложение 27).
Также заявителем представлены материалы, свидетельствующие о том, что в 2017, 2018, 2019 и 2020 годах заявитель за фильтры для воды марки "АКВАФОР" удостаивался диплома "100 лучших товаров России" (Приложение 14) и является лауреатом в рейтинге брендов Санкт-Петербурга по версии "Деловой Петербург" за 2020 и 2021 года (Приложения 12, 13).
Заявителем осуществлялись рекламные мероприятия по продвижению продукции под заявленным обозначением, среди которых телевизионная и радиореклама продукции на федеральных и региональных каналах, в сети Интернет, наружная реклама, спонсорская помощь, промоакции. Затраты Заявителя на рекламные мероприятия подтверждены договорами о размещении рекламы, заказанной как через ЗАО "Аквафор Маркетинг" (Приложение 32), так и ООО "Аквафор" (Приложение 34). В соответствии с договорами рекламные ролики "АКВАФОР" размещались на различных телевизионных каналах ("Первый канал", "Россия 1", "Карусель", "Пятница", "НТВ", "ТНТ", "ТВ-3", "Телеканал 2х2", "Матч ТВ"), а также в ходе спонсорских мероприятий с января по декабрь 2021 года информация о продукции заявителя освещалась в телевизионных программах "Адская кухня", "Квартирный вопрос", "Дачный ответ" (Приложение 34). Также следует отметить, что в качестве фильтра для воды для оформления интерьера в сериале "Гости из прошлого", проводимого "Национальной Медиа Группой" и "СТС Медиа", был независимо выбран фильтр "АКВАФОР" (Приложение 8).
Кроме того, водоочистители "АКВАФОР" имеют ряд побед в тестах передачи "Контрольная закупка" (телепередача Первого канала), выпуски от 08.07.2010, 23.11.2011, 14.07.2014, 23.05.2018, а также победу в рейтинге "НашПотребНадзор" (потребительский проект канала НТВ), выпуск от 08.09.2019 (Приложение 15).
Так же реклама фильтров для воды "АКВАФОР" осуществлялась посредством сети Интернет, в частности, была представлена в социальных сетях "Одноклассники", "В контакте" на странице компании и на собственном сайте "www.aquaphor.ru" (Приложение 33), размещалась в социальных сетях блогеров (Приложение 34) и на собственном канале "АКВАФОР" на сайте "Youtube" (Приложения 28, 29).
Кроме того, информация о товарах, маркируемых обозначением "АКВАФОР", содержится в различным печатных источниках информации, например, в газетах "Metro" в 2014, 2016 годах (Приложения 11, 33), "Деловой Петербург" в 2016, 2020, 2021 (Приложения 13, 33), "Комсомольская Правда", "Вечерняя Москва" в 2016 году (Приложение 33), в статье "Экспериментальная оценка эффективности удаление остаточных количеств антибиотиков и стероидных гормонов из воды бытовыми очистителями", журнал "Водоснабжение и санитарная техника", номер 3, 2021 год (Приложение 24), в книге Александра Коробко "ДНК России", 2016 год (Приложение 7), а также можно отметить, что в вышедшей в 2012 году книге британского журналиста Криса Хатчинса "Путин" "АКВАФОР" назван одной из трех высокотехнологичных российских компаний (Приложение 6).
Таким образом, коллегией было установлено, что заявитель проводит активную и интенсивную рекламную кампанию, которая охватывает значительный период времени и способствует признанию товарного знака "АКВАФОР" по свидетельству N 132504 общеизвестным товарным знаком в Российской Федерации в отношении товаров 11 класса МКТУ "фильтры для питьевой воды".
Коллегией были учтены представленные заявителем маркетинговые и социологические исследования, подтверждающие общеизвестность товарного знака "АКВАФОР" по свидетельству N 132504.
Согласно анализу маркетинговых данных по категории "Фильтры для очистки воды" за 2019 год, подготовленному "Mediascope М-Index" (Приложение 9), "АКВАФОР" является наиболее известным брендом фильтров для воды. Уровень знания товарного знака "АКВАФОР" среди жителей России старше 18 лет - 68,7%, при этом среди целевой аудитории (женщины в возрасте от 25 до 55 лет) уровень знания товарного знака 74,2%. Среди респондентов, которые пользуются фильтрами для воды, уровень знания товарного знака "АКВАФОР" составил 73,7% (владельцы фильтров-кувшинов) и 76,5 (покупатели системы, врезаемой в водопровод). По наличию в семье и предпочтениям в покупке лидером также является "АКВАФОР": у 26,2% опрошенных есть фильтр для воды "АКВАФОР", а 34,2% опрошенных предпочли бы купить фильтр данной марки.
Данные результаты также подтверждаются и анализом динамики маркетинговых данных по категории "Фильтры для очистки воды" за 2018-2019 года, подготовленным агентством маркетинговых исследований "Kantar" (Приложение 10). В 2019 году "АКВАФОР" укрепил свои позиции на российском рынке в качестве лидера по знанию среди производителей фильтров для воды как среди опрошенных в целом (в 2018 году - 66%, в 2019 году - 68,7%), так и среди пользователей фильтров для воды (в 2018 году - 71,9%, в 2019 году - 73,4%). Также по результатам опроса было установлено, что почти у каждой второй семьи среди пользователей фильтров для воды дома есть бытовой фильтр для воды "АКВАФОР" (в 2018 году - 44,9%, в 2019 году - 44,4%), а также каждый второй опрашиваемый среди планирующих покупку фильтра для воды предпочёл бы приобрести продукцию "АКВАФОР" (2018 год - 44,2%, 2019 год - 47,7%).
Заявителем представлена копия заключения N 15-2021 от 09.02.2021 о проведении социологического опроса. Данный социологический опрос проводился Лабораторией социологической экспертизы Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научного социологического центра Российской академии наук с 26.01.2021 по 05.02.2021 среди совершеннолетних жителей Российской Федерации - потребителей фильтров для питьевой воды (11 класс МКТУ) (Приложение 9). Метод исследования - комбинированный опрос (часть - интернет-опрос, часть - личное интервью).
Всего было опрошено 2200 человек, которые были отобраны на основании вопроса-фильтра для выявления потребителей фильтров для питьевой воды. Респонденты, которые не прошли отборочный вопрос-фильтр, не включались в выборку и не участвовали в опросе. 1500 человек были опрошены в 6 городах РФ: Москва (500 человек), Санкт-Петербург (500 человек), Ростов-на-Дону (125 человек), Красноярск (125 человек), Омск (125 человек), Екатеринбург (125 человек). Еще 700 человек были опрошены в 210 городских округах и муниципальных районах в 70 регионах Российской Федерации.
Результаты представленного социологического опроса свидетельствуют о том, что в настоящее время среди потребителей фильтров для питьевой воды, а именно лиц, покупавших фильтры для питьевой воды хотя бы раз за последний год, товарный знак N 132504 "АКВАФОР" известен 97% респондентов.
Большинство потребителей познакомились с тестируемым обозначением в 2007-2019 годах. Известность обозначения имела тенденцию к росту. В 2001-2006 годы обозначение было знакомо каждому пятому потребителю, к концу 2012 года известность обозначения выросла до 38%, к концу 2016 года его уровень известности достиг 56%, а к настоящему времени - 97%. Тот факт, что известность обозначения с момента появления его на рынке имеет тенденцию к росту, говорит о том, что в сознании потребителей закрепился факт продолжительного широкого использования тестируемого обозначения.
Большинство потребителей (53%) познакомилось с тестируемым обозначением, увидев товар под товарным знаком N 132504 "АКВАФОР" в магазине. Данный результат свидетельствует об интенсивном использовании тестируемого обозначения при реализации товаров, маркируемых им, а также о широкой представленности продукции под тестируемым обозначением в точках продаж. Также 15% респондентов узнали об обозначении "АКВАФОР" из телевизионной рекламы, 14% от родных, знакомых, друзей, 8% из материалов в сети Интернет, 2% из газет, журналов, 2% из рекламных объявлений на улице.
Подавляющее большинство (99%) потребителей фильтров для питьевой воды правильно ассоциируют тестируемое обозначение с таким товаром, как фильтры для питьевой воды, 75% опрошенных уже имеют опыт покупки товаров, маркированных обозначением "АКВАФОР", при этом подавляющее большинство респондентов на сегодняшний день оценивают репутацию товаров, маркируемых товарным знаком N 132504 "АКВАФОР", как "положительную" (54%) или "скорее, положительную" (40%).
Большинство опрошенных полагают, что товарный знак N 132504 "АКВАФОР" включает в себя название компании, которая его использует (77%), а 91% потребителей фильтров для питьевой воды правильно идентифицировали производителя товаров под тестируемым обозначением, назвав в качестве такового компанию ООО "АКВАФОР". Также 89% потребителей фильтров для питьевой воды верно определили правообладателя тестируемого обозначения - компанию ООО "АКВАФОР".
Также дополнительно заявителем была представлена копия заключения N 154-2021 от 06.12.2021 о проведении социологического опроса [23]. Данный социологический опрос проводился Лабораторией социологической экспертизы Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научного социологического центра Российской академии наук с 20.10.2021 по 15.11.2021 среди совершеннолетних жителей Российской Федерации - потребителей фильтров для питьевой воды (11 класс МКТУ) (Приложение 9). Метод исследования - интернет-опрос.
Всего было опрошено 2200 человек, которые были отобраны на основании вопроса-фильтра для выявления потребителей фильтров для питьевой воды. Респонденты, которые не прошли отборочный вопрос-фильтр, не включались в выборку и не участвовали в опросе. 1500 человек были опрошены в 6 городах РФ: Москва (500 человек), Санкт-Петербург (500 человек), Ростов-на-Дону (125 человек), Красноярск (125 человек), Омск (125 человек), Екатеринбург (125 человек). Еще 700 человек были опрошены в 210 городских округах и муниципальных районах в 70 регионах Российской Федерации.
По результатам данного социологического опроса подавляющее большинство опрошенных (93%) отмечают, что им знакомо слово "Аквафор". Подавляющее большинство респондентов (72%) в качестве значения данного слова отмечают "фильтр для воды". Кроме того, у большинства опрошенных наименование "Аквафор" ассоциируется с водой (60%), фильтром для воды (50%) и чистотой (56%). Большинство респондентов оценивают наименование "Аквафор" в положительном ключе, чаще отмечая, что ему соответствуют такие характеристики как полезный, качественный, популярный, престижный, позитивный, чистый и здоровый.
Таким образом, коллегией установлено, что результаты представленных заявителем маркетинговых исследований и социологических опросов потребителей действительно показывают высокий уровень известности фильтров для питьевой воды, индивидуализируемых товарным знаком "АКВАФОР" по свидетельству N 132504.
На основе совокупности представленных доказательств коллегия приходит к выводу, что обозначение "АКВАФОР" по свидетельству N 132504 в результате длительного и интенсивного использования на дату 01.09.2021 приобрело на территории Российской Федерации широкую известность и узнаваемость среди соответствующих потребителей в отношении товаров 11 класса МКТУ "фильтры для питьевой воды".
Учитывая вышеизложенное, на основании абзаца второго пункта 77 Административного регламента коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить заявление, поступившее 01 октября 2021 года, признать товарный знак "АКВАФОР" по свидетельству N 132504 общеизвестным товарным знаком на территории Российской Федерации на имя Общества с ограниченной ответственностью "Аквафор" в отношении товаров 11 класса МКТУ "фильтры для питьевой воды" с 01 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 3 марта 2023 г. по заявке N 132504
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru