Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 23 марта 2023 г. по заявке N 2021737582/33
Заявка: |
2021737582/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
23.12.2022 |
Дата коллегии: |
07.02.2023 |
Дата утверждения: |
23.03.2023 |
Заявитель: |
Рыжов Сергей Александрович |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 644/261, вступившими в силу с 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 23.12.2022, поданное Индивидуальным предпринимателем Рыжовым Сергеем Александровичем, город Самара (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021737582, при этом установила следующее.
Обозначение "" по заявке N 2021737582 заявлено на регистрацию товарного знака с приоритетом по дате поступления 17.06.2021 в отношении услуг 35, 39, 41, 42 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом 23.09.2022 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021737582 в отношении всех испрашиваемых услуг 35, 39, 41, 42 классов МКТУ в связи с несоответствием требованиям пункта 1 и 3 статьи 1483 Кодекса.
Входящие в состав заявленного обозначения слова "Промтуризм Пром туризм Prom tourism", "Промтуризм" имеют значения: "пром" - сокращение, употребляемое в сложных словах в значении "промышленный", см. https://sokr.ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC/, слова "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" относятся к понятию "Промышленный туризм" - это экскурсии на действующие производства. На таких экскурсиях можно все увидеть воочию, потрогать все своими руками, попробовать, примерить и в конечном итоге приобрести. Особой популярностью такой вид туризма пользуется у путешественников, которые совершают туры вместе с детьми. Детям особенно будет интересно увидеть, как делают мороженое или шоколадные конфеты, еще до того как они попали на прилавки магазинов, см. https://studbooks.net/681258/turizm/ponyatie_promyshlennogo_turizma) является неохраноспособными согласно пункту 1 статьи 1483 Кодекса для части заявленных товаров (имеющих отношение к туризму), поскольку указывают на вид и назначение заявленных услуг.
Кроме того, словесный элемент "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" с учетом его семантического значения, в отношении части заявленных услуг (не имеющих отношения к туризму 35, 39, 41, 42 класса), способен ввести потребителя в заблуждение относительно вида и назначения заявленных услуг, на основании положений пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Таким образом, обозначение по заявке N 2021737582 не соответствует требованиям пунктов 1 и 3 статьи 1483 Кодекса.
В федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 23.12.2022 поступило возражение, доводы которого сводятся к следующему.
Заявитель является создателем Всероссийского проекта "Промтуризм Пром туризм Prom tourism", который обеспечивает коммуникации между ведущими предприятиями Российской Федерации и различными целевыми группами потребителей: покупатели, бизнес партнеры, инвесторы, потенциальные сотрудники и СМИ.
Всероссийский Акселератор по промышленному туризму "Открытая промышленность" представлен в следующих регионах: Белгородская область, Забайкальский край, Ивановская область, Иркутская область, Красноярский край, Липецкая область, Московская область, Оренбургская область, Орловская область, Республика Башкортостан, Республика Карелия, Республика Крым, Рязанская область, Санкт-Петербург, Сахалинская область, Тульская область, Тюменская область, Хабаровский край, Ямало-ненецкий автономный округ, Ярославская область.
Проект охватывает проведение экскурсий, развлекательных и просветительских мероприятий, оказание аналитических, финансовых и иных услуг организациям - клиентам.
Заявителем представлены скриншоты упоминаний проекта в средствах массовой информации.
Заявителем представлены договоры о предоставлении третьим лицам права использования коммерческого обозначения . Так, лицензиару ООО "Майс Маркет" право на использование коммерческого обозначения "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" предоставлено, в частности в рамках организации мероприятия "Всероссийский Акселератор по промышленному туризму "Открытая промышленность", а также на сайте https://promtourism.online.
Заявитель полагает, что на основании представленных документов может быть сделан вывод о приобретении обозначением по заявке N 2021737582 дополнительной различительной способности в порядке пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса.
Заявитель указывает на то, что в оспариваемом решении не конкретизировано в отношении каких услуг заявленное обозначение является описательным, а в отношении каких ложным.
На основании изложенного, заявитель просит отменить решение Роспатента от 23.09.2022 и зарегистрировать обозначение по заявке N 2021737582 в отношении всех испрашиваемых услуг 35, 39, 41, 42 классов МКТУ.
В подтверждение изложенных доводов с возражением представлены следующие документы:
1. Договор на оказание услуг по разработке логотипа N 9 от 16.03.2020.
2. Фотографии с форумов,
3. Лицензионный договор о предоставлении права использования коммерческого обозначения от 02.12.2020,
4. Лицензионный договор о предоставлении права использования коммерческого обозначения от 18.01.2021,
5. Информация о проектах "Всероссийский Акселератор по промышленному туризму "Открытая промышленность", а также "Промтуризм.Практикум".
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия установила следующее.
С учетом даты (17.06.2021) подачи заявки N 2021737582 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии c пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 1483 Кодекса указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 статьи 1483 Кодекса не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 1483 Кодекса и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:
1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;
2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Согласно пункту 37 Правил к ложным или способным ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
На регистрацию в качестве товарного знака заявлено словесное обозначение "" по заявке N 2021737582, состоящее из словесных элементов "ПРОМТУРИЗМ ПРОМ ТУРИЗМ", выполненных буквами русского алфавита, "PROM TOURISM", выполненных буквами латинского алфавита, расположенных друг под другом. Государственная регистрация заявленного обозначения испрашивается в отношении услуг 35, 39, 41, 42 классов МКТУ.
Анализ обозначения по заявке N 2021737582 на предмет его соответствия требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Для установления семантического значения сложносоставного слова "ПРОМТУРИЗМ" необходимо установить значение каждого из слов, входящих в данное словосочетание.
Часть слова "ПРОМ" является сокращением от слова "ПРОМЫШЛЕННЫЙ", то есть относящийся к промышленности. Промышленность в свою очередь означает отрасль народного хозяйства, занимающуюся производством средств производства и предметов потребления, добычей природных богатств и дальнейшей их обработкой; индустрия (https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1% 82%D1%8C).
Слово "ТУРИЗМ" имеет значение путешествий, специально организованных, совершаемых для отдыха и с познавательными целями, иногда с элементами спорта (https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC).
Таким образом, слово "ПРОМТУРИЗМ" равно как и слова "ПРОМ ТУРИЗМ", "PROM TOURISM" имеют значения организованных путешествий по производственным площадкам.
После установления смыслового содержания словесных элементов необходимо сопоставить их значение с услугами, в отношении которых испрашивается регистрация.
Вышеизложенное обуславливает необходимость анализа восприятия словесных элементов "ПРОМТУРИЗМ/PROM TOURISM" по отношению к услугам 35, 39, 41, 42 классов МКТУ, для которых заявитель испрашивает предоставление правовой охраны.
Испрашиваемые услуги 39 класса МКТУ "бронирование билетов для путешествий; бронирование путешествий; бронирование транспортных средств; организация круизов; организация пассажирских перевозок для третьих лиц через онлайн-приложение; организация перевозок по туристическим маршрутам; оформление туристических виз и проездных документов для лиц, выезжающих за границу" представляют собой услуги организации туров, а испрашиваемые услуги 41 класса МКТУ "услуги баз отдыха [развлечения]; услуги гидов; услуги по распространению билетов [развлечение]; предоставление отзывов пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление информации по вопросам отдыха; " сопутствуют услугам организации путешествий, в связи с чем словесные элементы "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" одновременно указывают на назначение и свойства перечисленных услуг. При этом услуги перевозок 39 класса МКТУ "перевозка в бронированном транспорте; перевозка грузовым автотранспортом; перевозка гужевым транспортом; перевозка путешественников; перевозка ценностей под охраной; перевозки автобусные; перевозки автомобильные; перевозки баржами; перевозки водным транспортом; перевозки железнодорожные; перевозки морские; перевозки пассажирские; перевозки речным транспортом" являются сопутствующими услугам организации путешествий, как правило, оказываются под контролем лица, оформляющего туристический маршрут, поэтому восприятие словесных элементов "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" в отношении указанных услуг сводится к указанию на назначение услуги перевозки в целях выполнения туристического маршрута по обеспечению экскурсии на производство.
Испрашиваемые услуги 35 класса МКТУ "агентства по импорту-экспорту; агентства рекламные; аренда площадей для размещения рекламы; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; демонстрация товаров; макетирование рекламы; написание текстов рекламных сценариев; обновление рекламных материалов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа аукционная; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство рекламных фильмов; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; телемаркетинг; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги коммерческого лоббирования; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; услуги рекламные "оплата за клик"" представляют собой услуги продвижения и реализации, в том числе, услуг организации туров на производства. Следовательно, слова "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" ориентируют потребителей относительно назначения услуг продвижения (увеличение спроса на конкретный сегмент туристического бизнеса - привлечение потребителей на промышленные предприятия, продвижение и реализация промышленных туров).
Услуги 35 класса МКТУ "ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; анализ себестоимости; агентства по коммерческой информации; аудит коммерческий; аудит финансовый; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий связей с общественностью; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг целевой; обзоры печати; оценка коммерческой деятельности; подготовка платежных документов; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; службы административные по медицинским направлениям; службы консультативные по управлению бизнесом; службы корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; поиск поручителей; помощь административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое; пресс-службы; прогнозирование экономическое; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление гостиничным бизнесом; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление программами часто путешествующих;" представляют собой консультационные и управленческие услуги, в отношении которых слова "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" ориентируют потребителей относительно назначения услуг (консультации в сфере промышленного туризма, менеджмент и маркетинг в области туризма на предприятия, выписка счетов и деклараций в процессе оказания туристических услуг на предприятия).
Услуги 35 класса МКТУ "обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обработка текста; ведение автоматизированных баз данных; обновление и поддержание информации в регистрах; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; сбор информации в компьютерных базах данных; сбор и предоставление статистических данных; систематизация информации в компьютерных базах данных; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; сведения о деловых операциях; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях;" представляют собой услуги информационные, которые сопутствуют услугам по оформлению туристических поездок, так как любая туристическая организация ведет базу данных подрядчиков, осуществляющих перевозки, предприятий, готовых принять посетителей и организовывать экскурсии по собственным производствам. Следовательно, словесные элементы "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" способны ориентировать потребителя относительно назначения, свойств перечисленных выше услуг.
Услуги 35 класса МКТУ "бюро по найму; комплектование штата сотрудников; консультации по управлению персоналом; тестирование психологическое при подборе персонала;" представляют собой услуги по подбору персонала, в отношении которых словесные элементы "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" ориентируют потребителя относительно свойств услуг (поиск кандидатов для работы в сфере промышленного туризма).
Испрашиваемые услуги 41 класса МКТУ "обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]; проведение экзаменов; академии [обучение]; предоставление информации по вопросам воспитания и образования; услуги образовательные, предоставляемые школами; услуги образовательно-воспитательные; услуги образовательные, предоставляемые помощниками по особым потребностям" представляют собой услуги образовательные, в отношении которых слова "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" способны указывать на направление образовательных услуг (обучение организации промышленных туров, а также обучение в форме демонстрации практических навыков на промышленных производствах), в случае иного назначения образовательных услуг, испрашиваемые словесные элементы способны неверно ориентировать потребителя относительно назначения образовательных услуг.
Испрашиваемые услуги 41 класса МКТУ "услуги музеев [презентация, выставки]; развлечения; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация досуга; составление программ встреч [развлечение]; бронирование билетов на зрелищные мероприятия; радиопередачи развлекательные; предоставление информации по вопросам развлечений" имеют развлекательно-просветительскую направленность и могут быть оказаны в рамках промышленного туризма. Так, на многих предприятиях организованы музеи, посвященные истории вида делопроизводства, а также этапам развития фабрики, следовательно, словесные элементы "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" могут указывать на назначение перечисленных просветительских и развлекательных услуг, направленных на ознакомление с производствами в историческом контексте.
Испрашиваемые услуги 41 класса МКТУ "издание книг" представляют собой услуги, оказываемые издательскими предприятиями, которые в свою очередь под обозначением "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" могут принимать экскурсионные группы для ознакомления с порядком осуществления ими профессиональной издательской деятельности.
Испрашиваемые услуги 35 класса МКТУ "запись сообщений [канцелярия]; услуги по планированию встреч [офисные функции]; услуги секретарей; услуги стенографистов; регистрация данных и письменных сообщений; услуги в области общественных отношений; услуги машинописные; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по составлению перечня подарков; услуги фотокопирования", представляющие собой услуги секретарей, также сопутствуют организации работы туристической компании по составлению и подбору туров на предприятия.
Услуги 35 класса МКТУ "услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями" также являются сопутствующими промышленному туризму и могут представлять собой один из этапов промышленного туризма - дегустация с произведенной на хлебозаводе продукции путем приобретения понравившихся товаров.
Испрашиваемые услуги 41 класса МКТУ "услуги видеомонтажа мероприятий; видеосъемка; дублирование; услуги звукорежиссеров для мероприятий; фоторепортажи; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление музыкальных файлов онлайн, незагружаемых; предоставление незагружаемых телевизионных программ через сервисы "видео по запросу"; предоставление незагружаемых фильмов через сервисы "видео по запросу"; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; создание фильмов, за исключением рекламных; субтитрование; перевод с языка жестов; производство фильмов, за исключением рекламных; фотографирование; услуги переводчиков; микрофильмирование; монтаж видеозаписей; монтирование теле- и радиопрограмм" могут быть сопутствующими услугам промышленного туризма, следовательно словесные элементы "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" в отношении перечисленных услуг являются описательными, указывая на назначение данных услуг (сопровождение экскурсий на производства фото или видеосъёмкой, предоставление файлов для целей видеопрезентации промышленного туризма).
Испрашиваемые услуги 41 класса МКТУ "аренда теннисных кортов; кинопрокат; организация балов; организация конкурсов красоты; организация лотерей; организация спектаклей [услуги импресарио]; организация спортивных состязаний; парки аттракционов; дискотеки; клубы здоровья [оздоровительные и фитнес-тренировки]; клубы-кафе ночные [развлечение]; предоставление полей для гольфа; предоставление спортивного оборудования; предоставление услуг игровых залов; предоставление услуг кинозалов; представления театрализованные; представления театральные; услуги в области азартных игр; услуги караоке; услуги клубов [развлечение или просвещение]; услуги культурные, образовательные или развлекательные, предоставляемые художественными галереями; услуги диск-жокеев; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть; услуги казино [игры]; хронометраж спортивных состязаний; шоу-программы" представляют собой развлекательные услуги, которые оказываются в рамках туризма (театральные туры, туры по художественным галереям, спортивные туры (велотуры и так далее)), однако не относятся к организации посещения производственных площадок (промышленному туризму), поэтому в отношении перечисленных услуг словесные элементы "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" способны ввести потребителя в заблуждение относительно назначения туристических услуг.
Испрашиваемые услуги 42 класса МКТУ "дизайн визитных карточек; дизайн графический рекламных материалов; дизайн интерьерный; дизайн промышленный; дизайн художественный; контроль за нефтяными скважинами; контроль качества; контроль технический автомобильного транспорта; межевание; моделирование одежды; определение подлинности произведений искусств; оформление интерьера; оценка качества леса на корню; оценка качества шерсти; оцифровка документов [сканирование]; планирование городское; предоставление научной информации и консультаций, связанных с сокращением выбросов парниковых газов; проведение исследований по техническим проектам; разведка геологическая; разведка нефтяных месторождений; разработка планов в области строительства; советы по вопросам экономии энергии; составление технической документации; тиражирование компьютерных программ; услуги "облачных" вычислений; услуги архитектурные; услуги в области химии; услуги дизайнеров в области упаковки; услуги консультационные в области телекоммуникационных технологий; услуги научных лабораторий; услуги по прогнозированию погоды; услуги по созданию образа [промышленная эстетика]; услуги по составлению географических карт; услуги разведочные в области нефтяной, газовой и горнодобывающей промышленности; экспертиза инженерно-техническая" представляют собой услуги, которые оказываются непосредственно промышленными предприятиями как таковыми. Так, работы по промышленному дизайну проводятся на всех пищевых комбинатах, так как имеется необходимость упаковывать продукты в обертки с индивидуальным оформлением. При этом такой промышленный дизайн может касаться не только формы и вида упаковок, но и вида самого изделия. Такой дизайн требуется и на пищевом производств, и на предприятиях легкой промышленности. Разведка месторождений также осуществляется в целях развития энергодобывающих предприятий, оценочные услуги сопутствуют деятельности деревообрабатывающих и металлургических производств. Таким образом, все вышеперечисленные услуги осуществляются в рамках производственной деятельности предприятий той или иной области промышленности. Следовательно, словесные элементы "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" в отношении перечисленных услуг ориентируют потребителя относительно того, что предприятия, маркирующие свою деятельность данным обозначением помимо общего направления своей деятельности ориентированы на прием посетителей туристических групп для демонстрации своего опыта соответствующих работ, то есть ведут прием организованных групп на свои предприятия.
Испрашиваемые услуги 42 класса МКТУ "консультации в области дизайна веб-сайтов; консультации в области информационной безопасности; консультации в области информационных технологий; консультации в области компьютерных технологий; консультации в области разработки и развития компьютерной техники; консультации по вопросам интернет-безопасности; консультации по вопросам программного обеспечения; консультации по защите цифровых данных; консультации по технологическим вопросам; модернизация программного обеспечения; мониторинг компьютерных систем для выявления неисправностей; мониторинг компьютерных систем для обнаружения несанкционированного доступа или взлома данных; мониторинг компьютерных систем с удаленным доступом; мониторинг операций с кредитными картами для обнаружения мошенничества через Интернет; мониторинг учетных записей для обнаружения кражи персональных данных через Интернет; обеспечение программное как услуга [SaaS]; обслуживание программного обеспечения; перенос данных или документов с физического носителя на электронный; предоставление информации в области компьютерных технологий и программирования через веб-сайты; предоставление поисковых средств для Интернета; предоставление программной платформы, готовой к использованию облачных сервисов [PaaS]; преобразование данных и информационных программ, за исключением физического преобразования; размещение компьютерных сайтов [веб-сайтов]; размещение серверов; разработка компьютерных платформ; разработка программного обеспечения; разработка программного обеспечения для издательского дела; создание и разработка информационных каталогов на базе веб-сайтов для третьих лиц [услуги в области информационных технологий]; создание и техническое обслуживание веб-сайтов для третьих лиц; составление программ для компьютеров; рассеивание облаков; сервер хостинг; услуги аутсорсинга в области информационных технологий; услуги дистанционного резервного копирования данных; услуги по аутентификации пользователей по технологии единого входа для программных онлайн-приложений; услуги по аутентификации пользователей при сделках в области электронной коммерции; проектирование компьютерных систем; прокат веб-серверов; прокат компьютеров; прокат программного обеспечения; разблокировка мобильных телефонов; услуги шифрования цифровых данных; хранение данных в электронном виде;" представляют собой услуги в области программирования и информационных технологий, включая разработку программ, оказание консультационных услуг и последующую техническую поддержку пользователям. Данные виды работ не проводятся предприятиями промышленности, а заказываются ими для осуществления внешними работниками, поэтому в отсутствии указания в перечне испрашиваемых услуг 42 класса МКТУ уточнения "для организации промышленного туризма", такие услуги программирования могут касаться любой сферы деятельности, в связи с чем словесные элементы "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" способны вводить потребителя в заблуждение относительно назначения и свойств этих услуг, в том случае, если они не направлены на техническое обеспечение промышленного туризма. В противном случае словесные элементы "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" являются описательными, если перечисленные услуги направлены на организацию технических ресурсов (веб-сайтов, программ-агрегаторов и так далее) для электронного оформления промышленных туров, электронного взаимодействия между заказчиком, производственной площадкой, логистической службой, гидами, переводчиками и так далее.
В отношении услуг 41 класса МКТУ "образование религиозное", а также услуг 35 класса МКТУ "онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки" словесные элементы "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" способны ввести потребителя в заблуждение относительно назначения таких услуг, так как они явным образом имеют назначения, отличные от образования в области промышленного туризма и реализации услуг по организации туров на производства.
Таким образом, в отношении перечисленных выше услуг 35, 39, 41 и 42 классов МКТУ обозначение по заявке N 2021737582 не может быть зарегистрировано, так как не соответствует требованиям пунктов 1 (3) и 3 (1) статьи 1483 Кодекса. Описательные характеристики словесных элементов (как соответствующие, так и не соответствующие действительности) заявленного обозначения в отношении перечисленных выше услуг являются очевидными, не требуют дополнительного разъяснения, основываются исключительно на семантическом значении слов, входящих в заявленное обозначение.
Вместе с тем иные услуги 35 класса "услуги телефонных станций; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат фотокопировального оборудования; услуги административные по переезду предприятий", представляющие собой административные услуги, в целом не могут иметь в качестве назначения организацию промышленного туризма, так как направлены на обеспечение внутренних процессов любой организации, поэтому в отношении перечисленных услуг словесные элементы "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" являются семантически нейтральными.
Услуги 41 класса МКТУ, представляющие собой услуги театров, оркестров, игровых клубов, азартных игр, проката спортивного и иного оборудования, услуги проведения спортивных и зрелищных мероприятий могут иметь сходный круг потребителей с услугами промышленного туризма, однако оказание данных услуг в ходе осуществления экскурсий по производственным площадкам не предполагает включение в объем мероприятий данных услуг. Промышленный туризм в первую очередь направлен на ознакомление с производственными площадками, технологическими процессами, процессами обработки и хранения сырья и так далее. У коллегии отсутствуют сведения о возможности восприятия словесных элементов "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" как описательных относительно услуг "агентства по предоставлению моделей для художников; служба новостей; киностудии; сочинение музыки; услуги композиторов; услуги оркестров; услуги по написанию сценариев, за исключением рекламных; услуги студий записи; прокат аудиооборудования; прокат видеокамер; прокат видеомагнитофонов; прокат видеофильмов; прокат декораций для шоу-программ; прокат звукозаписей; прокат кинематографического оборудования; прокат кинофильмов; прокат осветительной аппаратуры для театров или телестудий; прокат радио- и телевизионных приемников; прокат спортивного оборудования, за исключением транспортных средств; прокат театральных декораций".
Принимая во внимание установленное семантически нейтральное отношение словесных элементов "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" к перечисленным выше услугам 35 и 41 классов МКТУ, регистрация обозначения по заявке N 2021737582 в отношении данных услуг соответствует требованиям пунктов 1 и 3 статьи 1483 Кодекса.
Вместе с тем заявитель в рамках поступившего возражения ссылается на возможность применения пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса ввиду представленных дополнительных документов.
Анализ представленных с возражением документов показал следующее.
Представленные документы в виде договора на разработку логотипа и лицензионные договоры являются внутренними документами и не подтверждают фактическое оказание услуг по организации туров на производства третьим лицам.
Представленные брошюры в виде методических рекомендаций по промышленному туризму не содержат даты выпуска, тиража, а также сами по себе не подтверждают факта оказания испрашиваемых услуг потребителям.
Среди представленных документов отсутствуют договоры с предприятиями как подрядчиками, а также с конечными потребителями услуг промышленного туризма.
Представленные скриншоты публикаций не показывают каким образом обозначение "Промтуризм Пром туризм Prom tourism" должно ассоциироваться с именем заявителя как используемого им средства индивидуализации, так как в перечисленных источниках отсутствуют отсылки к имени заявителя. Так, согласно информации по ссылкам "https://infokama.ru/?module=articles&action=view&id=12213, https://www.niasam.ru/obschestvo/3-avgusta-startuet-vserossijskij-akselerator-popromyshlennomu-turizmu-ot-asi-177845.html), заявленное обозначение связывается с деятельностью Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (asi.ru), созданное распоряжением Правительства России от 11 августа 2011 года, и организацией "Всероссийский акселератор по промышленному туризму". Вместе с тем регистрация испрашивается на имя Индивидуального предпринимателя Рыжова Сергея Александровича в отсутствии пояснений о его связи с Агентством стратегических инициатив.
Учитывая изложенное обозначение по заявке N 2021737582 не соответствует требованиям пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса, так как представленные документы являются недостаточными для вывода о длительном и интенсивном использовании испрашиваемого обозначения в отношении услуг 35, 39, 41, 42 классов МКТУ, перечисленных в перечне.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 23.12.2022, отменить решение Роспатента от 23.09.2022 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2021737582.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 23 марта 2023 г. по заявке N 2021737582/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru