Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 4 апреля 2023 г. по заявке
Заявка: |
- |
Название: |
22-004 ОИ, спортмастер, ЗАО. |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
16.09.2022 |
Дата коллегии: |
07.02.2023 |
Дата утверждения: |
04.04.2023 |
Заявитель: |
СПОРТ ЭНД ФЭШН МЕНЕДЖМЕНТ ПТЕ. ЛТД |
Вид обращения: |
возражение о признании обозначения, используемого в качестве товарного знака 22-004 ОИ, спортмастер, ЗАО., общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком |
Коллегия в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 321-ФЗ, в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.08.2015 N 602, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.09.2015 за N 39065 (далее - Административный регламент ОИ) рассмотрела заявление, поступившее в Федеральную службу по интеллектуальной собственности 16.09.2022, о признании комбинированного обозначения "" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 17 июля 2017 года на имя СПОРТ ЭНД ФЭШН МЕНЕДЖМЕНТ ПТЕ. ЛТД. (далее - заявитель), в отношении услуг 35класса МКТУ "продвижение продаж для третьих лиц товаров для спорта, туризма и активного отдыха, включая продвижение продаж одежды, головных уборов, обуви, рюкзаков, сумок и аксессуаров к ним, товаров и снаряжения для водного спорта; услуги магазинов и интернет-магазинов по оптовой, розничной продаже товаров для спорта, туризма и активного отдыха, включая продажу одежды, головных уборов, обуви, рюкзаков, сумок и аксессуаров к ним, товаров и снаряжения для водного спорта; услуги спортивных магазинов по розничным и оптовым продажам товаров для спорта, туризма и активного отдыха, одежды, головных уборов, обуви, рюкзаков, сумок и аксессуаров к ним, товаров и снаряжения для водного спорта, включая торговлю указанными товарами через интернет; продвижение спортивных товаров и услуг спортивных магазинов и интернет-магазинов через спонсорство спортивных мероприятий".
Заявленное комбинированное обозначение "", в отношении которого испрашивается признание его общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, представляет собой расположенную на синем фоне оригинальную комбинацию в виде расположенного слева стилизованного изображения бегущего человека в красно-белом цветовом сочетании и расположенного по центру слова "СПОРТМАСТЕР", написанного слитно белым жирным шрифтом буквами русского алфавита, при этом буква "М" в котором имеет оригинальное графическое исполнение в бело-красном цветовом сочетании. Комбинация цветов или цветовое сочетание указанного обозначения: синий, белый, красный.
Для подтверждения общеизвестности комбинированного обозначения "" заявителем были представлены следующие материалы:
- Образец обозначения [1];
- Выписка ЕГРЮЛ "ООО СПОРТМАСТЕР" [2];
- Распечатки сайта www.sportmaster.ru [3];
- Письмо-согласие на использование товарных знаков NN 160999, 172172, 171878, 198788 "ООО Спортмастер" [4];
- Справка о количестве розничных магазинов "Спортмастер [5];
- Видео и фото-отчет (навигация), магазинов различных городах России [6];
- Справка о количестве покупателей и посетителей сети розничных магазинов "Спортмастер", подготовленная Директор по правовым вопросам Розов А.В. [7];
- Справка об объеме реализации группы компаний "Спортмастер" подготовленная Директор по правовым вопросам Розов А.В. [8];
- Справки о принадлежности домена SPORTMASTER.RU "ООО Спортмастер", Договор N 6245/NIC-REG об оказании комплексных услуг, Акт N 1120433 от 30 апреля 2020 г. о приемке выполненных работ (оказанных услуг), Акт N 1374822 от 30 апреля 2021 г. о приемке выполненных работ (оказанных услуг), приложения к актам [9];
- Справка об интернет-магазине Sportmaster.ru и мобильном приложении Спортмастер, Приложение к Справке [10];
- Видеообзор использования IOS, Видеообзор использования Android [11];
- Оферта о реализации товара на сайте WILDBERRIES [12];
- Распечатки с сайта WILDBERRIES [13];
- Договора поставки заявителя с ООО "Вайлдберриз" и спецификации к ним (2015-2018 гг.) [14];
- Договор для продавцов на платформе OZON.RU, письмо-подтверждение заключения договора ООО "Интернет-Решения" и ООО "Спортмастер" (с 2020 г.) 15];
- Распечатки с интернет магазина OZON [16];
- Справка о клубной программе "Спортмастер", Приложение к справке о клубной программе ООО "Спортмастер", макеты клубных карт [17];
- Согласие на использование товарного знака N 198788 в рекламных акциях ЗАО "ЭМГ Промо", ООО "Канон Ру" [18];
- Справка о положении ООО "Спортмастер" на рынке, Приложения к справке о положении на рынке ООО Спортмастер [19];
- Справка о спонсорском участии ООО Спортмастер в спортивных мероприятиях, Приложения к справке о спонсорском участии ООО Спортмастер [20];
- Справка о продвижении и рекламе ООО Спортмастер, Приложения к справке о продвижении и рекламе [21];
- Справка Медиаскоп (1999-2022), Доверенность Попонов М.А. 2022 Медиаскоп [22];
- Справка Медиаскоп 2 (2021-2022) [23];
- АО Медиаскоп Доверенность 51-М (с) 2022 Белышева М.М. справки; 2022-09-14 Справка N 4 от 2 августа 2022 [24];
- Фотографии рекламных щитов, листовок, рекламные ролики на телевидении (2017-2022 год), реклама на радио (2017-2019 год) [25];
- Книга бренда [26];
- Справка о представленности ООО "Спортмастер" в популярных социальных сетях, веб-сервисах и видеохостингах, Приложения к справке о представленности ООО Спортмастер в популярных соцсетях [27];
- Справка об упоминании ООО Спортмастер в СМИ социальных сетях и иных медиаресурсах, Приложения к справке об упоминании ООО Спортмастер [28];
- Результаты анализа рыночной стоимости бренда "Спортмастер" (Sport & Fashion Management PTE. LTD.) 2015 год PWC [29];
- Отчет Всероссийского центра изучения общественного мнения [30];
- Свидетельства товарных знаков в других странах [31];
- Справка об использовании обозначения за рубежом, Приложения к справке об использовании обозначения за рубежом [32];
- Справка о социальной значимости ООО СПОРТМАСТЕР, Приложения к справке о социальной значимости [33];
- Скан-копия Доверенности N 32/21 от 11.01.2021 г. на представителя ООО "СПОРТМАСТЕР" А.В. Розова, в 1 экз. [34];
Заявителем 18.10.2022 представлены дополнительные материалы:
- Выписки полномочного органа Сингапура в области регистрации бизнеса - ACRA (Accounting and Corporate Regulator Authority) по компаниям - резидентам Сингапура: SPORT & FASHION MANAGEMENT PTE. LTD. и SPORTMASTER OPERATIONS PTE. LTD. [35];
На заседании коллегии 25.10.2022, заявителем было представлено ходатайство о переносе коллегии.
Заявителем 30.11.2022 представлены дополнительные материалы:
- Скан-копии товарных знаков, зарегистрированных в других странах [36];
На заседании коллегии 07.12.2022, заявителем было представлено ходатайство о переносе коллегии.
Заявителем 30.12.2022 представлены дополнительные материалы:
- Ходатайство о сокращении (уточнении перечня) заявленных услуг 35 класса МКТУ [37].
Заявителем 17.01.2023 представлены дополнительные материалы:
- Переводы на русский язык ранее представленных товарных знаков, зарегистрированных на имя заявителя в других странах [38];
- Копии выдержек и переводов на русский язык договоров с поясняющей "Справкой о продвижении продаж товаров независимых партнеров ООО "Спортмастер" от 30.12.2022 г. [39];
- Справка об ассортименте ООО "Спортмастер" от 22.12.2022 [40];
- Структура продаж по товарам с 01.09.2017 по 20.12.2022 г. [41];
- Сведения о показателях продаж отдельных товаров по товарным группам [42];
- Анализ видеообзоров магазинов "Спортмастер" из открытых источников [43];
- Перечень скриншотов и ретроспективных скриншотов с сайта Sportmaster.ru [44];
- Благодарность в адрес ООО "Спортмастер" от ООО "Купишуз" и от "Интернет решения" [45];
- Справка о продвижении продаж товаров независимых партнеров ООО "Спортмастер" [46];
- Данные о лицензионных договорах [47].
На заседании коллегии 18.01.2023, заявителем было представлено ходатайство о переносе коллегии.
Изучив материалы дела и заслушав лиц, участвующих в рассмотрении заявления, коллегия установила следующее.
Правовая база для рассмотрения заявления, с учетом даты (16.09.2022) его подачи, включает Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от 20.03.1883 (далее - Парижская конвенция), Кодекс, Административный регламент ОИ.
В соответствии со статьей 6 bis (1) Парижской конвенции по решению компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами данной конвенции.
Согласно требованиям, установленным пунктом 1 статьи 1508 Кодекса, по заявлению лица, считающего используемое им в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности такое обозначение может быть признано общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если это обозначение в результате интенсивного использования стало на указанную в заявлении дату широко известным в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
В соответствии с абзацем первым и подпунктом 3 пункта 17 Административного регламента ОИ исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем:
3) подтверждающие общеизвестность товарного знака или обозначения материалы (далее - материалы), в том числе заявитель имеет право представить в Роспатент документы, содержащие следующие сведения:
- об интенсивном использовании товарного знака или обозначения, в частности, на территории Российской Федерации. При этом по инициативе заявителя указываются: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака или обозначения; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака или обозначения; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в соответствующем секторе экономики и тому подобные сведения;
- о странах, в которых товарный знак или обозначение приобрели широкую известность;
- о произведенных затратах на рекламу товарного знака или обозначения (например, годовые финансовые отчеты).
- о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;
- о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака или обозначения, проведенного специализированной независимой организацией, которые могут быть оформлены с учетом рекомендаций, размещенных на интернет-сайте Роспатента.
Анализ фактических данных, содержащихся в поступившем заявлении и документах, приложенных к нему, свидетельствует о следующем.
Как следует из представленных материалов, Заявитель СПОРТ ЭНД ФЭШН МЕНЕДЖМЕНТ ПТЕ. ЛТД. входит в международную Группу компаний "СПОРТМАСТЕР", состоящую из ООО "СПОРТМАСТЕР" и компаниях - резидентах Сингапура: SPORTMASTER OPERATIONS PTE. LTD. и заявителя СПОРТ ЭНД ФЭШН МЕНЕДЖМЕНТ ПТЕ. ЛТД., где "материнской" компанией является компания - резидент Сингапура - СПОРТ РИТЕЙЛ ГРУП ПТЕ. ЛТД. (Приложение [2, 35]).
Вместе с тем, как следует из представленных материалов, заявитель является правообладателем большого количества товарных знаков, в том числе действующих на территории Российской Федерации, среди которых есть сходные с заявленным обозначением товарные знаки (знаки обслуживания): N 160999 (приоритет от 16.09.1997 г., N 172172 (приоритет от 16.09.1997 г.); N 171878 (приоритет от 16.09.1997 г.); N 198788 (приоритет от 19.10.1999 г.), в том числе в отношении которых была зарегистрирована исключительная лицензия от 29.06.2015 г. рег. N РД0176052, предоставленная правообладателем вышеперечисленных товарных знаков (знаков обслуживания) компании ООО "СПОРТМАСТЕР" на всей территории Российской Федерации, на срок действия исключительных прав, что подтверждается, в частности, делом по регистрации договора рег. N РД0176052).
На основании предоставленной исключительной лицензии ООО "СПОРТМАСТЕР" осуществляет длительное и широкомасштабное использование сходных с заявленным обозначением товарных знаков со словесным элементом "СПОРТМАСТЕР" непосредственно в крупнейшей розничной сети магазинов и интернет-магазинов "Спортмастер", открытых и действующих по состоянию на 01.05.2022 г. в 213городахРоссийскойФедерации, с динамикой их открытия в период 1995-2022 гг. - до 62 магазинов в год. Так, по состоянию на 01.05.2022 г. зафиксирована деятельность 460 розничных магазинов "СПОРТМАСТЕР" в указанных 213 городах Российской Федерации (Приложение [4]).
В подтверждение деятельности по реализации услуг, маркированных заявленным комбинированным обозначением "", в материалы заявления представлены договоры поставки и спецификации к ним продукции ООО "СПОРТМАСТЕР" (2015-2022 гг.), заключенные с ООО "Вайлдберриз" и ООО "Интернет Решения" (Приложение [14, 15]). При этом, анализ данных материалов показал, что в представленных договорах в качестве стороны "Поставщик"/"Продавец" выступает ООО "СПОРТМАСТЕР", а не лицо, являющееся Заявителем по рассматриваемому заявлению.
Также, в представленных Заявителем распечатках Интернет-магазина www.sportmaster.ru и Справке об интернет-магазине Sportmaster.ru и мобильном приложении Спортмастер, скриншоты страниц мобильных приложений, в качестве лица оказывающего услуги указано ООО "Спормастер", а не заявитель СПОРТ ЭНД ФЭШН МЕНЕДЖМЕНТ ПТЕ. ЛТД. (Приложении [10, 11]).
Коллегией критически оценены представленные в материалы заявления Справки об ассортименте ООО "Спортмастер" (сведения о структуре продаж по товарным группам с 01 сентября 2017 г. по 20 декабря 2022 года, показателях продаж отдельных товаров по категориям; анализ видеообзоров магазинов "Спортмастер" из открытых источников, перечень скриншотов и ретроспективных скриншотов с сайта Sportmaster.ru; о продвижении продаж товаров независимых партнеров ООО "Спортмастер" от 30.12.2022 и Лицензионные договора с ними, скриншоты социальных сетей магазина "Спортмастер", о количестве розничных магазинов "Спортмастер" по состоянию на 1 сентября 2022 года; о количестве покупателей и посетителей сети розничных магазинов "Спортмастер" в период с 2006 по май 2022 года в России, Беларуси, Казахстане, Киргизии, Армении, Дании. Китае; Справка об объеме реализации группы компаний "Спортмастер" в период с 2006 по май 2022 года; поскольку данные документы раскрывают сведения об объемах продаж и обороте продукции, маркированной обозначением "", в количественном выражении на территории Российской Федерации за период с 01 сентября 2017 г. по 20 декабря 2022 г. При этом из представленных Справок коллегией установлено, что деятельность по реализации и продвижению услуг, маркированных обозначением "", и как следствие, получение прибыли осуществляется ООО "Спортмастер", в то время как Заявителем является СПОРТ ЭНД ФЭШН МЕНЕДЖМЕНТ ПТЕ. ЛТД. (Приложение [40-44]).
Также, в представленной Заявителем Справке о принадлежности домена от 14.10.2021 г., выданной АО "РЦИС" (RU-CENTER), домен "SPORTMASTER.RU" сети магазинов "Спортмастер" зарегистрирован с 17.07.2006 г. и поддержан в действии на очередной срок - до 01.05.2023 г., и согласно, также Справке о принадлежности домена от 04.08.2022, Договору N 6246/NIC-REG об оказании комплексных услуг от 10.07.2009 г. ООО "СПОРТМАСТЕР" является с 10.07.2009 г. администратором доменного имени "SPORTMASTER.RU" и, в частности, на постоянной основе осуществляет продление регистрации указанного домена, что подтверждается в Приложениях к актам сдачи-приемки услуг по N 6246/NIC-REG 10.07.2009 г., таким образом, коллегией установлено, что на территории Российской Федерации услуги по реализации заявленных услуг оказывает ООО "Спортмастер", а не заявитель СПОРТ ЭНД ФЭШН МЕНЕДЖМЕНТ ПТЕ. ЛТД. (Приложении [9]).
Также, из представленных документов следует, что услуги по реализации заявленных услуг 35 класса МКТУ на территории Российской Федерации оказывает ООО "Спортмастер" через интернет-магазин (Приложение [10]).
Также, в соответствии с представленной заявителем оценкой независимого исследовательского агентства "Data insight" (https://datainsight.ru/, 16.09.2022 г.) в его общедоступных и ежегодных с 2016 г. публикуемых на интернет-сайте https://top100.datainsight.ru/ (дата доступа: 16.09.2022 г.) "Рейтингах ТОП-100 крупнейших российских интернет-магазинов", в числе первых тридцати разноспециализированных по сферам торговли интернет-магазинов по всей России находится интернет-магазин "Спортмастер" преимущественно, реализацию услуг которого осуществляет ООО "Спортмастер" а не заявитель СПОРТ ЭНД ФЭШН МЕНЕДЖМЕНТ ПТЕ. ЛТД. (Приложении [10]).
Таким образом, коллегией установлено, что обозначение "" используется для маркировки заявленных услуг 35 класса МКТУ, однако, из материалов дела установлено, что заявленные услуги 35 класса МКТУ реализуются на территории Российской Федерации лицом, не являющимся Заявителем, что подтверждается многочисленными договорами поставок, заключенными ООО "Спортмастер" с ООО "Вайлдберриз" и ООО "Интернет-Решения", а также данными из корпоративной информационной системы ООО "Спортмастер", содержащими сведения об объемах реализации услуг маркированных обозначением "" в количественном и денежном выражении в течение длительного времени.
Исходя из выше сказанного, резюмируя совокупность представленных документов и сведений об известности заявленного комбинированного обозначения "", коллегией установлено, что позиционирование оказываемых услуг под обозначением "" на российском рынке как продукта Сингапурской компании СПОРТ ЭНД ФЭШН МЕНЕДЖМЕНТ ПТЕ. ЛТД, не прослеживается из совокупности представленных материалов, поскольку из открытых источников российскому потребителю не предоставляется возможным ассоциировать Заявителя с лицом, оказывающим услуги.
Вместе с тем, из представленных материалов усматривается, что регулярно осуществляется деятельность по продвижению услуг, маркированных заявленным комбинированным обозначением "", такими способами как: размещение рекламных роликов на телевизионных каналах; на радио; размещение рекламных баннеров на сайтах в сети "Интернет" и социальных сетях; размещение рекламных макетов в печатных изданиях; размещение информации на конструкциях для наружной рекламы (рекламных щитах, транспортных средствах); публикация иных рекламных материалов на сайтах в сети "Интернет" и социальных сетях (Приложение [17, 20-28]).
Коллегией критически оценена представленная в материалы заявления Справка о продвижении и рекламе ООО "Спортмастер" поскольку данные документы раскрывают сведения о реализации и продвижении заявленных услуг 35 класса МКТУ, маркированных заявленным обозначением "" в количественном выражении на территории Российской Федерации за период с 1999 г. по июнь 2022 г. на телевидении, радио, прессе, интернете, кинотеатрах, цифровых носителях внутри помещений. При этом из представленных данных коллегией установлено, что деятельность по реализации и продвижению услуг, маркированных обозначением "" осуществляется ООО "Спортмастер", в то время как Заявителем является СПОРТ ЭНД ФЭШН МЕНЕДЖМЕНТ ПТЕ. ЛТД. (Приложение [17-28]).
Вместе с тем, Приложение к справке о продвижении и рекламе ООО "Спортмастер" Информация о расходах на рекламу и продвижению ООО "Спортмастер" в период 2020-2022 годы, представляет собой данные о расходах на рекламу за период позднее испрашиваемой даты (17.07.2017) о признании комбинированного обозначения "" в качестве общеизвестного товарного знака.
Также, представленная Заявителем Справка о клубной программе с 1998 г. по 01.05.2022 г. в соответствии с которой, участникам клубной программы "СПОРТМАСТЕР" было выдано более 63,5 миллионов пластиковых клубных карт и оформлено более 18 миллионов виртуальных, свидетельствует о реализации услуг а территории Российской Федерации ООО "Спортмастер", а не Заявителем СПОРТ ЭНД ФЭШН МЕНЕДЖМЕНТ ПТЕ. ЛТД, что свидетельствует об отсутствии с устойчивой связи у потребителей с заявителем (Приложение [17]).
Также, Заявителем представлены снимки билбордов (2017-2021 гг.), распечатки рекламных страниц (2017-20019 гг.), содержащих заявленное комбинированное обозначение "", однако в них содержится информации об оказании услуг ООО "Спортмастер", а не о заявителе "СПОРТ ЭНД ФЕШН МЕНЕДЖМЕНТ ПТЕ. ЛТД." (Приложение [25]).
Вместе с тем, как следует из представленных заявителем аудиороликов (с 2017 года по 2019 год), видеороликов (с 2017 года по 2022 год), постоянно проводится широкомасштабные и долгосрочные рекламные кампании в отношении оказываемых услугу, промаркированных обозначением "" на радио и телевидении (Приложение [10, 11]), однако в них озвучивается и показывается, что услуги оказывает ООО "Спортмастер" и/или магазин "Спортмастер", и что ознакомится с информацией можно на сайте www.sportmaster.ru, где в информации "контакты" (лицо, оказывающее услуги) указана компания ООО "Спортмастер", а не заявитель "СПОРТ ЭНД ФЕШН МЕНЕДЖМЕНТ ПТЕ. ЛТД.", в связи с чем, коллегией установлено, что потребителю не предоставляется возможным установить устойчивую связь между заявленным обозначением и заявителем (Приложение [25]).
Также, Заявителем представлены справки от АО "Медиаскоп": подтверждающая аудиторные показатели и данные мониторинга рекламы рекламодателя ООО "Спортмастер" на территории Российской Федерации от 02.08.2022: реклама на телевидении (01.01.2016-31.03.2022 г.), реклама в кинотеатрах (01-01-2016-31.12.2017), наружная реклама (01.01.2016-31.03.2022), реклама в печатных изданиях (01.01.2016-31.12.2019), реклама на радио (01.01.2016-31.12.2019); о затратах на рекламу ООО "Спортмастер" с 1999 г. по 2022 г. от 21.06.2022; показатели известности брендов потребителям товарной категории "Спортивные товары и магазины" в период с 1.04.2021 по 31.03.2022, в соответствии с которой в городах России с населением более 100 000 человек количество потребителей от 14 до 64 лет, которые лично покупали спортивные одежду, обувь, товары и\или совершали покупали в спортивных магазинах за последние 6 месяцев, составило 30 986 100 человек, из которых знают марку "Спортмастер" 97,9%, таким образом, из представленных документов не предоставляется возможным установить что заявленные услуги 35 класса МКТУ оказывает Заявитель, поскольку все материалы относятся к реализации услуг ООО "Спортмастер".
Вместе с тем, заявителем представлена книга бренда "", которая относится также к лицу, оказывающему услуги ООО "Спортмастер", а не заявителю "СПОРТ ЭНД ФЕШН МЕНЕДЖМЕНТ ПТЕ. ЛТД." (Приложение [26]).
Также, в соответствии с представленной заявителем Справкой о представленности ООО "Спортмастер" в популярных социальных сетях, веб-сервисах и видеохостингах, установлено что в социальной сети vk.com по состоянию на 01.09.2022 было зафиксировано 742,9 тысяч участников, в социальной сети Facebook - 67 тысяч подписчиков, в социальной сети Instagram - 991 тысяч подписчиков, в социальной сети "Одноклассники" - 387 тысяч участников, в веб-ресурсе Telegram - 76,8 тысяч подписчиков, на видеохостинге Youtube - 38,5 тысяч подписчиков (Приложение [27]), и Справкой об упоминании ООО "Спортмастер" в периодических изданиях, социальных сетях и медиаресурсах, таких как: "Ведомости", "Российская газета", "Коммерсантъ", "Комсомольская правда", "Московский комсомолец", "Forbes", "RT", не предоставляется установить, что заявленные услуги реализуются на территории Российской Федерации Заявителем.
Кроме того, из представленных материалов следует, что на многочисленных, разного уровня и значимости спортивных мероприятиях, проходивших в Российской Федерации активно использовалось заявленное комбинированное обозначение - "" на рекламных баннерах, информационных табло, пресс-воллах, арках старта и финиша, дипломах, кубках, медалях, бейджах, афишах, приглашениях и иных печатных, полиграфических и промо-материалах, а именно: на олимпийских и паралимпийских играх, XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г. в г. Казани, XVI Чемпионате мира по водным видам спорта 2015 г. в г. Казани, Чемпионате мира по футболу 2018 г., а также была официальным партнером XVI Чемпионата мира по водным видам спорта 2015 г. в г. Казани, и т.д., однако, коллегией установлено, что осуществляет продвижение услуг через спонсорство спортивных мероприятий под заявленным обозначением ""ООО "СПОРТМАСТЕР" (Приложение [20]).
Помимо этого, как следует из материалов дела, качество услуг, маркированных заявленным комбинированным обозначением "", отмечается многочисленными письмами благодарности, почетными грамотами, правительственными телеграммами, дипломами, сертификатами, такими как: Благодарность за вклад в организацию и проведение XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, Почетная грамота Министерства спорта Российской Федерации за заслуги в сфере физической культуры, спорта и плодотворный добросовестный труд (30.05.2017), Правительственная телеграмма от 14.07.2017, Благодарность от губернатора московской области от 03.03.2017, Благодарность от Государственной думы, Диплом Торгово-промышленной палаты .российской Федерации от 21.02.2017, Благодарственное письмо от губернатора архангельской области от января 2015, Благодарность от Президента АНО "Оргкомитета "Сочи 2014", Дипломы и Золотой диплом от Президента "Оргкомитета "Сочи 2014", Благодарность от председателя Общественного движения "РОССИЯ ВПЕРЕД" и Члена Международного Олимпийского комитета Председателя координирующего совета Общественного движения "РОССИЯ ВПЕРЕД" от 31.12.2013, Благодарность от Администрации Президента Российской Федерации Полномочный представитель Президента Российской Федерации в центральном федеральном округе от 16.12.2009, Благодарность "Золотая шайба Москва 2015" Оргкомитет турнира "Макдоналдс Золотая шайба" 2015, Благодарность от Ассоциации мини-футбола России от 05.06.2017, Диплом "XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов" 2017, Благодарственное письмо "Программа "Александр Невский" Фонда Андрея Первозванного 2017, Сертификат партнера организации дня города 2009, Грамота Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорта (не содержит в своем составе дату), Благодарственное письмо Ассоциации общероссийских общественных организаций "Ассоциация лыжных видов спорта в России" 2017, Благодарность Федеральной службы безопасности Российской Федерации 2003, Благодарственное письмо от Законодательного собрания Тверской области 28.10.2015, Благодарность от администрации Новокузнецка 2016, Благодарность от Президиума Российского Красного Креста 2012-2013, Благодарность Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 30.12.2013, Грамота Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности 04.11.2013, Благодарность от Заместителя Министра - главнокомандующий внутренними войсками МВД России 06.07.2012, Благодарность от Главного военного клинического госпиталя войск национальной гвардии Российской Федерации 22.05.2017 (Приложение [45]) - все вышеперечисленные представленные материалы относятся к деятельности ООО "Спортмастер".
Вместе с тем, такие представленные материалы, как: Благодарственное письмо "Чемпионат России по синхронному плаванию в г. Казани" 2018, Благодарность за участие в проекте "Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России", Благодарственное письмо от FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018, Благодарственное письмо от Председателя организационного комитета от 13-15.04.2018, Благодарность "Золотая шайба" Москва 2018, Благодарность Федерации фристайла России 2018, Благодарность от Футбольной школы молодежи (не содержит дату), Благодарность от Республики Ингушетии 19.07.2017, Благодарственное письмо от председателя правительства республики Северная-Алания 02.11.2017, Благодарность от ООО "Купишуз" от 22.12.2022, Благодарность от ООО "Интернет-решения" от 21.12.2022 - содержат в своем составе дату позднее даты испрашиваемого приоритета и часть материалов не содержат в своем составе дату и относятся к деятельности ООО "Спортмастер" (Приложение [45]).
Таким образом, из представленных документов следует, что спонсором или иным профессиональным участником спортивных мероприятий в Российской Федерации используемым обозначение "" является ООО "СПОРТМАСТЕР", а не Заявитель СПОРТ ЭНД ФЭШН МЕНЕДЖМЕНТ ПТЕ. ЛТД.
Кроме того, из представленных документов, коллегией установлено, в соответствии с исключительной лицензией ООО "СПОРТМАСТЕР" предоставляет различные Согласия на использование сходных с заявленным обозначением товарных знаков со словесным элементом "СПОРТМАСТЕР" на территории Российской Федерации в отношении разного вида услуг по рекламе и (или) в связи с рекламой, таких как: Согласие на использование товарного знака N 198788 от 08.07.2016 г. на всей территории Российской Федерации в период с 25.07.2016 г. по 30.09.2016 г., выданное ООО "Канон Ру" в отношении рекламной акции "Готовность N 1 к учебному году", а именно на использование указанного товарного знака в составе рекламного макета и для размещения в сети Интернет на более чем 70 перечисленных в Согласии интернет-сайтах, а также в составе макетов печатных POS-материалов в розничных торговых точках более 35 сетей, перечисленных в Согласии; Согласие на использование товарного знака N 198788 от 30.06.2016 г. на всей территории Российской Федерации в период с 01.07.2016 г. по 30.11.2016 г., выданное ЗАО "ЭМГ Промо" в отношении рекламной акции "Бисквитные игры", а именно на использование указанного товарного знака в целях проведения указанной акции на территории Российской Федерации, а именно: в составе рекламного макета в промо-роликах в сети Интернет, анонсов в социальных сетях, информации на указанном в Согласии интернет-сайте (Приложении [18]).
Таким образом, из представленных материалов следует, что лицо, предоставляющее Согласия на использование сходных с заявленным обозначением товарных знаков со словесным элементом "СПОРТМАСТЕР", является ООО "СПОРТМАСТЕР", а не Заявитель СПОРТ ЭНД ФЭШН МЕНЕДЖМЕНТ ПТЕ. ЛТД, в связи с чем, представленные материалы свидетельствуют об отсутствии устойчивой связи у потребителя с Заявителем.
Вместе с тем, в соответствии с представленными Заявителем материалами, а именно, исследованием "Infoline retail Russia Top100" и Отчету по данным исследования "РосИндекс 2021-4 кв". "Рынок товаров для Спорта" за период 2018-2020 годов, 2-ое место в рейтинге крупнейших ритейлеров в сегменте "Fashion" (в сегменте - сети по продаже одежды, обуви, спортивной одежды и товаров для спорта) по объему выручки (свыше 100 миллиардов рублей), 1-ое место по операционному показателю "общая торговая площадь" (свыше 400 тысяч квадратных метров), лидирует среди спортивных магазинов по количеству посещений в каждом городе России с населением свыше 100 тысяч человек компания ООО "Спортмастер", а не заявитель "СПОРТ ЭНД ФЕШН МЕНЕДЖМЕНТ ПТЕ. ЛТД." (Приложение [33]).
Проанализировав представленные Заявителем материалы, не представляется возможным прийти к выводу, что потребитель заявленных услуг 35 класса МКТУ, маркированных комбинированным обозначением "", правовая охрана которого испрашивается в качестве общеизвестного товарного знака на территории Российской Федерации, может ассоциировать Заявителя как лицо, оказывающее услуги, поскольку представленные материалы и документы содержат информацию об осуществлении деятельности по продвижению услуг, маркированных обозначением "", юридическим лицом - ООО "СПОРТМАСТЕР", не являющимся Заявителем по данному заявлению.
Коллегией проанализированы представленные Заявителем результаты социологического опроса проведенного в период с 15 декабря по 22 декабря 2021 года ВЦИОМ, охватывающим 15 крупнейших городов Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Воронеж, Пермь, Волгоград) (Приложение [36]) относительно комбинированного обозначения "" у жителей городов Российской Федерации, лично совершающих покупки в спортивных магазинах (в том числе онлайн), раз в полгода и чаще, установлено следующее.
Согласно сведениям, представленным в Приложении [36] в ходе исследования было опрошено 1875 респондентов, при этом в г. Москва было опрошено - 706 человек, в Санкт-Петербурге - 300 человек, в Новосибирске - 90 человек, в Екатеринбурге - 83 человек, в Нижним Новгороде - 70 человек, в Казане - 70 человек, в Челябинске - 67 человек, в Омске - 64 человек, в Самаре - 64 человек, в Ростове-на-Дону - 63 человек, в Уфе - 63 человек, в Красноярске - 61 человек, в Воронеже - 59 человек, в Перми - 59 человек, в Волгограде - 56 человек.
На основании результатов исследования установлено, что заявленное обозначение ассоциируется с магазином спортивных товаров у 38% респондентов и у29%со спортом, видом спорта. Знакомо заявленное обозначение 97%респондентов. Что заявленное обозначение используется для товаров и услуг в сфере спорта, туризма и активного отдыха, одежда, обувь считает 37% респондентов, и 28% респондентов считает, для продажи/магазина товаров для спорта, туризма и активного отдыха, одежды, обуви. Вместе с тем, 88% респондентов считает, что заявленное обозначение применяется для продажи спортивных товаров, товаров для туризма и активного отдыха, 71% респондентов для продажи одежды и обуви и 45% респондентов, считают для рекламы, продвижения товаров. Также, 82% респондентов считает, что компания "Спортмастер" использует данное обозначение для своих услуг, и 97% респондентов считает, что компания "Спортмастер" использует данное обозначение для своих услуг (из перечисленных ООО "Спортмастер", ООО "Дом Спорта", ООО "АдриаСпорт", ООО "Экипцентр", ООО "ОКТОБЛУ", ООО "СК КАНТ", Затрудняюсь ответить). Узнали впервые о данном обозначении 5-10 лет назад (2011-2016 гг.) 43% респондентов, 11-15 лет назад (2006-2010 гг.) 31% респондентов. На вопрос каким образом стало известно заявленное обозначение 65% респондентов ответили, что видели магазин/делали покупки и 16% респондентов видели по телевизору заявленное обозначение. Посещали магазины "Спортмастер" (в том числе онлайн) 98% респондентов. Совершали покупки в магазине "Спортмастер" (в том числе онлайн) 98% респондентов. Вместе с тем, 34% респондентов сказали что магазин/интернет-магазин "Спортмастер" - отличный, хороший, нравится, и 33% респондента ответили, что в магазине/интернет-магазине "Спортмастер" большой ассортимент, и 21% респондентов ответили - что, качественные товары.
Вместе с тем, вызывают обоснованные сомнения полученные в результате социологических опросов данные о знании потребителями лица, оказывающего услуги, поскольку, в анкетных вопросахN5 (Какая компания, по Вашему мнению, использует заявленное обозначение для своих услуг?), N 6 (Какая компания из перечисленных использует данное обозначение для своих услуг?) респонденты ответили "Спортмастер" и ООО "Спортмастер", таким образом, в соответствии с вопросом N 5 и N 6 82% и 97% респондентов ассоциирует заявленное обозначение с компанией ООО "Спортмастер".
Из совокупности представленных материалов коллегия не может сделать однозначный вывод о том, с каким лицом ассоциируется обозначение "", поскольку на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность ведет ООО "СПОРМАСТЕР", и из совокупности всех представленных материалов не формируется представление о взаимосвязи заявленного обозначения с иностранной компанией Заявителя.
Изучив все представленные материалы (Приложения [1-28]), коллегия отмечает, что факт использования обозначения по отношению к услугам, в отношении которых испрашивается его общеизвестность, сам по себе не свидетельствует о приобретении таким обозначением статуса общеизвестного товарного знака.
Важно также отметить, что пункт 1 статьи 1508 Кодекса указывает на взаимосвязь общеизвестного товарного знака с его правообладателем: факт широкой известности товарного знака (обозначения) должен быть установлен в отношении именно товаров Заявителя. Отсутствие у потребителей связи товаров с деятельностью Заявителя может служить основанием для отказа в предоставлении правовой охраны общеизвестному товарному знаку на имя Заявителя.
В связи с вышеизложенным, коллегия критически оценивает представленные материалы (Приложения [1-28]) и полагает, что на их основании не представляется возможным сделать вывод о том, что потребителю известно о взаимосвязи услуг - "продвижение продаж для третьих лиц товаров для спорта, туризма и активного отдыха, включая продвижение продаж одежды, головных уборов, обуви, рюкзаков, сумок и аксессуаров к ним, товаров и снаряжения для водного спорта; услуги магазинов и интернет-магазинов по оптовой, розничной продаже товаров для спорта, туризма и активного отдыха, включая продажу одежды, головных уборов, обуви, рюкзаков, сумок и аксессуаров к ним, товаров и снаряжения для водного спорта; услуги спортивных магазинов по розничным и оптовым продажам товаров для спорта, туризма и активного отдыха, одежды, головных уборов, обуви, рюкзаков, сумок и аксессуаров к ним, товаров и снаряжения для водного спорта, включая торговлю указанными товарами через интернет; продвижение спортивных товаров и услуг спортивных магазинов и интернет-магазинов через спонсорство спортивных мероприятий", маркированных обозначением "", непосредственно с Заявителем СПОРТ ЭНД ФЭШН МЕНЕДЖМЕНТ ПТЕ. ЛТД.
Учитывая вышеизложенное, на основании абзаца второго пункта 77 Административного регламента коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении заявления, поступившего 16.09.2022 г., о признании комбинированного обозначения "" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 17.07.2017 г. в отношении услуг 35 класса МКТУ "продвижение продаж для третьих лиц товаров для спорта, туризма и активного отдыха, включая продвижение продаж одежды, головных уборов, обуви, рюкзаков, сумок и аксессуаров к ним, товаров и снаряжения для водного спорта; услуги магазинов и интернет-магазинов по оптовой, розничной продаже товаров для спорта, туризма и активного отдыха, включая продажу одежды, головных уборов, обуви, рюкзаков, сумок и аксессуаров к ним, товаров и снаряжения для водного спорта; услуги спортивных магазинов по розничным и оптовым продажам товаров для спорта, туризма и активного отдыха, одежды, головных уборов, обуви, рюкзаков, сумок и аксессуаров к ним, товаров и снаряжения для водного спорта, включая торговлю указанными товарами через интернет; продвижение спортивных товаров и услуг спортивных магазинов и интернет-магазинов через спонсорство спортивных мероприятий" на имя СПОРТ ЭНД ФЭШН МЕНЕДЖМЕНТ ПТЕ. ЛТД.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 4 апреля 2023 г. по заявке
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru