Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 18 мая 2023 г. по заявке N 2022728709/33
Заявка: |
2022728709/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
26.02.2023 |
Дата коллегии: |
04.04.2023 |
Дата утверждения: |
18.05.2023 |
Заявитель: |
Чибинов Дмитрий Владиславович |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454), рассмотрела возражение, поступившее 26.02.2023, поданное Чибиновым Дмитрием Владиславовичем, г. Санкт-Петербург (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022728709 (далее - решение Роспатента), при этом установила следующее.
Предоставление правовой охраны товарному знаку по заявке N 2022728709, поданной 03.05.2022, испрашивается на имя заявителя в отношении товаров 16, 25, 32, 33, услуг 35, 41, 43 классов МКТУ, указанных в перечне.
Согласно материалам заявки заявлено словесное обозначение: "".
Роспатентом 15.02.2023 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022728709 в отношении всех товаров и услуг, указанных в перечне, в связи с его несоответствием требованиям пункта 3 (2) статьи 1483 Кодекса. Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому было установлено следующее:
- в состав заявленного обозначения включен словесный элемент "SANTO SPIRITO" (в пер. с итал. яз. "Святой Дух" - по христианскому вероучению - одно из лиц святой троицы; в иудаизме Святой относится к божественной силе, качеству и влиянию Бога на вселенную или на Божьи создания в данном контексте (см. Словарь русского языка: в 4-х т./РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; см. Интернет https://kartaslov.ru/значение-слова/святой+дух; https://alphapedia.ru/w/Holy_Spirit_in_Judaism; https://drevo-info.ru/articles/1569.html и др.). Вышеуказанный словесный элемент признается в качестве религиозного символа различными конфессиями, что придает заявленному обозначению религиозную семантику;
- использование религиозных символов, признаваемых религиозной конфессией, зарегистрированной в установленном порядке, не может охватываться исключительным правом того или иного лица, не являющегося религиозной организацией либо не учрежденного ею. Предоставление одному лицу исключительного права на соответствующее обозначение в качестве средства индивидуализации его товаров или услуг может оскорбить религиозные чувства верующих;
- заявленное обозначение, имеющее религиозную семантику, в случае его регистрации в качестве товарного знака для части заявленных товаров и услуг, таких как: товары 16 класса МКТУ "коврики для пивных кружек бумажные"; товары 32 класса МКТУ "вино ячменное [пиво]; коктейли на основе пива; пиво; пиво имбирное; пиво солодовое; сусло виноградное неферментированное; сусло пивное; шенди; экстракты хмелевые для изготовления пива"; все заявленные товары 33 класса МКТУ; услуги 41 класса МКТУ "клубы-кафе ночные [развлечение]", может оскорбить религиозные чувства верующих;
- использование в качестве товарных знаков обозначений с религиозной символикой (семантикой) может привести к недовольству среди приверженцев той или иной религии. В этом случае регистрация соответствующего товарного знака будет противоречить принципам морали.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности поступило 26.02.2023 возражение, в котором заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 15.02.2023. Доводы возражения сводятся к следующему:
- заявителем приведены выдержки из действующего законодательства, существующей практики;
- экспертизой проигнорированы аргументы заявителя, что обозначения с религиозной семантикой могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков не только религиозными организациями;
- слова "Santo Spirito" (в одном из переводов с итальянского языка на русский язык: "Святой Дух") могут восприниматься как обозначение с религиозной семантикой. Обозначения с религиозной семантикой могут быть зарегистрированы любым заявителем, в том числе не являющимся религиозной организацией, если заявленное обозначение не вызывает оскорбительные ассоциативные представления в отношении предмета почитания верующих;
- доводы заявителя подтверждаются практикой ведомства, согласно которой в качестве товарных знаков на имя разных лиц зарегистрированы следующие товарные знаки: по свидетельству N 894193, приоритет от 04.03.2022, правообладатель: ООО "Телекомпания ПЯТНИЦА", услуги 35, 38, 41 классы МКТУ; по свидетельству N 459935, приоритет от 23.03.2011, правообладатель: ООО "РЧК-Трейдинг", товары 30 класса МКТУ; по свидетельству N 294800, приоритет от 08.10.2002, правообладатель: ООО Лимонадная фабрика "Майкопская", товары 32 класса МКТУ;
- экспертизой не учтено, что значительная часть общества не воспринимает заявленное обозначение как противоречащее общественным интересам, принципам гуманности и морали. В данном случае заявленное обозначение не вызывает никаких оскорбительных ассоциаций и не воспринимается значительной частью общества как противоречащее морали;
- заявленное обозначение выполнено на итальянском языке, что делает его практически неузнаваемым на территории Российской Федерации. Из приведенной статистики следует, что абсолютное большинство населения Российской Федерации не владеет итальянским языком, а потому не знает перевод итальянского словосочетания "Santo Spirito" на русский язык и не воспринимает его как имеющего религиозную семантику;
- в православии богослужение ведется на церковнославянском языке, в котором слова "Святой Дух" не имеют ничего общего с "Santo Spirito";
- слово "Spirito" имеет множество иных переводов с итальянского языка, не связанных со словом "Дух". С учетом этого, если человек, не владеющий итальянским языком, воспользуется переводчиком, то для него обозначение "Santo Spirito" может, например, переводиться как: "Святой ум" или "Святое остроумие";
- в использовании словосочетания "Santo Spirito" не содержится ничего оскорбляющего религиозные чувства верующих христиан;
- для того, чтобы констатировать оскорбление религиозных чувств верующих, необходимо дополнительно выявить явное концептуальное противоречие заявленного обозначения и религиозных устоев или явную насмешку над ними;
- аргумент о том, что заявленное обозначение в отношении каждого из заявленных товаров и услуг оскорбляет религиозные чувства верующих, в заключении по результатам экспертизы не обоснован;
- название конкретного перечня товаров и услуг, которые, с точки зрения эксперта, могут оскорблять чувства верующих при индивидуализации их с помощью заявленного обозначения, означает, что остальные заявленные товары и услуги не должны восприниматься как оскорбляющие религиозные чувства верующих;
- экспертизой было проигнорировано, что заявитель отказался от регистрации заявленного обозначения в отношении товаров 16 класса МКТУ "коврики для пивных кружек бумажные"; товаров 32 класса МКТУ "вино ячменное [пиво]; коктейли на основе пива; пиво; пиво имбирное; пиво солодовое; сусло виноградное неферментированное; сусло пивное; шенди; экстракты хмелевые для изготовления пива"; услуг 41 класса МКТУ "клубы-кафе ночные [развлечение]";
- экспертизой не учтено, что применительно к товарам 33 класса МКТУ регистрация товарных знаков с религиозной семантикой само по себе не оскорбляет чувства верующих. Так, христианство не запрещает употребление алкогольных напитков;
- экспертизой не учтено, что ФИПС уже выносил положительные решения о регистрации товарных знаков с обозначением "Святой источник". Так, например, Святой источник - водоем, почитаемый в христианском контексте. Помимо того, что выражение является устойчивым в христианстве, оно содержит прилагательное "святой", имеющее религиозную семантику. Указанное обстоятельство не воспрепятствовало регистрации многочисленных товарных знаков "Святой источник" не на религиозные организации: см. свидетельства NN 746768, 731757, 374800.
На основании изложенного в возражении, поступившем 26.02.2023, содержится просьба об отмене решения Роспатента и регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг, указанных в перечне.
В подтверждение своих доводов заявителем к возражению было приложено решение Роспатента по заявке N 2022728709/50 от 15.02.2023 г. об отказе в государственной регистрации товарного знака.
На заседании коллегии от заявителя по видеоконференцсвязи поступило ходатайство об исключении из заявленного перечня товары 16, 32, услуги 41 классов МКТУ, поименованные в решении Роспатента от 15.02.2023 г., о чем имеется запись в протоколе заседания.
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия установила следующее.
С учетом даты подачи (03.05.2022) заявки N 2022728709 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, рег. N 38572, и введенные в действие 31.08.2015 г. (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 (2) статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
В соответствии с пунктом 37 Правил при рассмотрении вопроса о противоречии заявленного обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушает правила орфографии.
Заявленное на регистрацию в качестве товарного знака обозначение "" представляет собой словесное обозначение, выполненное стандартным шрифтом буквами латинского алфавита. Согласно представленному заявителем ходатайству регистрация заявленного обозначения испрашивается в отношении всех товаров 16 (за исключением "коврики для пивных кружек бумажные"), всех товаров 25, всех товаров 32 (за исключением "вино ячменное [пиво]; коктейли на основе пива; пиво; пиво имбирное; пиво солодовое; сусло виноградное неферментированное; сусло пивное; шенди; экстракты хмелевые для изготовления пива"), всех товаров 33, всех услуг 35, 41 (за исключением "клубы-кафе ночные [развлечение]"), 43 классов МКТУ, указанных в перечне.
В отношении несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 3 (2) статьи 1483 Кодекса коллегия отмечает следующее.
Заявленное обозначение в том виде, как оно заявлено на регистрацию в качестве товарного знака, представляет собой словесный элемент "Santo Spirito", который в переводе с итальянского языка на русский язык означает: "Святой Дух" (см. электронный словарь: https://translate.academic.ru/). Согласно общедоступным источникам "Святой Дух" означает:
- третье Лицо Святой Троицы. Бог - Отец, Бог - Сын и Бог - Святой Дух составляют вечное Божество. Святой Дух вдохновлял библейских авторов, указывал на спасительную деятельность Иисуса Христа и является Богом, пребывающим в церкви и вместе с ней. Действия Святого Духа направлены на приобщение всех вещей к жизни Триединого Бога;
- от греч. "" - третье (в традиционном, условно принятом способе перечисления Божеских Лиц) Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну. Святой Дух - Одно из Лиц Пресвятой Троицы, Единого и Неделимого Бога; Выразитель Слова Отца (Сына Божьего), предвечно сопутствующий Ему, являющийся Его Чистейшим Образом; отличается от Отца тем, что вечно исходит от Него (тогда как Сам Отец - безначален, ни от Кого не исходит и не рождается), а от Сына - тем, что имеет Свое бытие не через рождение (от Отца), а через исхождение. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами, присущими только Богу.
См. электронные словари: https://teology.academic.ru/9407/Святой_Дух, https://azbyka.ru/svyatoj-dux.
Иного восприятия заявленное обозначение не вызывает, его религиозный смысл очевиден и не требует домысливания. Довод заявителя о том, что заявленное обозначение может быть воспринято в другом значении носит субъективный характер и не приводит к иным выводам коллегии.
Анализ заявленных товаров и услуг показал следующее. Заявленные товары 16 класса МКТУ представляют собой бумажные и картонные изделия, материалы и изделия упаковочные, печатную продукцию, канцелярские принадлежности. Заявленные товары 25 класса МКТУ представляют собой предметы одежды, обуви, головных уборов. Товары 32 класса МКТУ представляют собой безалкогольную продукцию и составы для изготовления напитков. Заявленные товары 33 класса МКТУ представляют собой алкогольные напитки. Заявленные услуги 35 класса МКТУ представляют собой услуги по рекламе, продвижению и реализации товаров, бизнес-услуги, оценочные и консультационные услуги. Заявленные услуги 41 класса МКТУ представляют собой услуги в области обучения, развлечений, услуги редакционно-издательские, услуги в области фотографии. Заявленные услуги 43 класса МКТУ представляют собой услуги в области общественного питания.
Как было установлено выше, заявленное обозначение носит религиозный характер, что правомерно указано в заключении по результатам экспертизы. Нанесение изображений или имен святых на продукцию и услуги можно расценивать как действие, совершенное в целях оскорбления религиозных чувств верующих любых конфессий. Чувства верующих заключаются в благоговейном отношении лица к тому, что в соответствии с его религиозными убеждениями является для него святыней, при этом такой святыней для лица, несомненно, являются его религиозные убеждения, догматы религии, личности и деяния святых, а также священные изображения и тексты, иные предметы религиозного назначения, места религиозного почитания (паломничества). Использование имени святого, признаваемого религиозной конфессией, зарегистрированной в установленном порядке, или его изображения, не может быть исключительным правом того или иного физического или юридического лица, не являющегося религиозной организацией или не учрежденного ею.
Таким образом, регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака с целью коммерциализации и извлечения прибыли в отношении широкого перечня товаров и услуг будет затрагивать чувства верующих, противоречить общественным интересам и принципам морали.
Довод возражения о незнании средним российским потребителем итальянского языка к иным выводам коллегии не приводит. Изучение иностранных языков, в том числе итальянского языка, является очень популярным и востребованным среди широких кругов населения.
Представленные заявителем сведения об иных товарных знаках не приводят к выводу о соответствии заявленного обозначения требованиям законодательства. Делопроизводство по каждой заявке осуществляется независимо, исходя из обстоятельств каждого конкретного дела.
Довод возражения о том, что значительная часть общества не воспринимает заявленное обозначение как противоречащее общественным интересам, принципам гуманности и морали носит голословный характер и не подтвержден какими-либо социологическими исследованиями, опросами общественного мнения потребителей.
В связи с чем, вывод, указанный в заключении по результатам экспертизы о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 3 (2) статьи 1483 Кодекса, является правомерным и у коллегии отсутствуют правовые основания для отмены решения Роспатента от 15.02.2023.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 26.02.2023, оставить в силе решение Роспатента от 15.02.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 18 мая 2023 г. по заявке N 2022728709/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru