Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 26 июня 2023 г. по заявке N 2021713303
Заявка: |
2021713303 |
Название: |
"К", "Н", "О" |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
25.01.2023 |
Дата коллегии: |
26.04.2023 |
Дата утверждения: |
26.06.2023 |
Заявитель: |
ООО "Спортивные Лотереи" |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454), рассмотрела поступившее 25.01.2023 возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 840693, поданное ООО "Спортивные Лотереи", г. Москва, при этом установлено следующее.
Регистрация оспариваемого товарного знака "" с приоритетом от 11.03.2021 по заявке N 2021713303 произведена в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Госреестр) 02.12.2021 за N 840693 в отношении товаров и услуг 09, 16, 28, 35, 41 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), на имя АО "Технологическая Компания "Центр", г. Москва (далее - правообладатель).
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 25.01.2023, выражено мнение о том, что регистрация товарного знака по свидетельству N 840693 произведена в нарушение требований, установленных пунктами 1 и 3 статьи 1483 Кодекса.
Доводы возражения сводятся к следующему:
- слово "Кено" обозначает популярную игру, разновидность лото. Эта игра известна во всем мире. Популярностью пользуется игра кено и в сети Интернет. Упомянутая игра относится к лотерейным играм;
- слово "Кено" указывает на вид и назначение оспариваемых товаров и услуг 09, 16, 28, 35, 41 классов МКТУ, в связи с чем не соответствует требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса;
- обозначение "Кено" вошло во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
- обозначение "Кено" является термином, употребляемом в сфере развлекательной индустрии;
- исходя из того, что операторов лотерей на территории Российской Федерации несколько, то ввиду того, что слово "Кено" является общеупотребительным в отношении лотерей и связанных с ними товаров и услуг, у потребителя может возникнуть ложная ассоциация и путаница в отношении исполнителя услуг, связанных с лотереями, при восприятии им оспариваемого товарного знака;
- ООО "Спортивные Лотереи" является заинтересованным в оспаривании правовой охраны данного товарного знака лицом, так как является оператором и организатором лотерей на территории Российской Федерации.
На основании изложенного, лицо, подавшее возражение, просит признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 840693 недействительным полностью.
В обоснование своих доводов лицом, подавшим возражение, представлены распечатки сайтов из сети Интернет (1).
Правообладатель, ознакомленный в установленном порядке с поступившим возражением, представил отзыв по его мотивам, согласно которому:
- лицом, подавшим возражение, не доказана заинтересованность в подаче возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 840693. Как указано в возражении, ООО "Спортивные Лотереи" является оператором лотерей на территории Российской Федерации, однако, из самого этого факта не следует заинтересованность ООО "Спортивные Лотереи" в подаче возражения. С 29.08.2019 по настоящее время к ООО "Спортивные Лотереи" не предъявлено никаких исков в связи с регистрацией товарного знака N 840693. ООО "Спортивные Лотереи" не подавало заявок на регистрацию товарных знаков со сходным элементом. Отсутствие заинтересованности в оспаривании предоставления правовой охраны товарному знаку является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении возражения, при этом исследование спора по существу в таком случае не требуется;
- оспариваемый товарный знак состоит из словесного элемента, выполненного оригинальным шрифтом синего цвета с голубым контуром на темно-синем фоне, и изобразительного элемента, выполненного в виде трех параллельных горизонтальных линий синего цвета с голубым контуром на темно-синем фоне и размещенного между буквами "К" и "Н" словесного элемента обозначения;
- изобразительный элемент товарного знака по свидетельству N 840693 является оригинальным и способен вызывать у потребителей различные ассоциации, например: три хоккейные шайбы, сложенные в стопку; математический знак тождества; неоновые трубки; три сообщения в переписке в телефоне; у некоторых потребителей этот элемент может вызвать ассоциацию и с буквой "Е" (русской или латинской). Последняя из названных ассоциаций возникает главным образом из-за того, что слева и справа от изобразительного элемента размещены буквы "К" и "НО" соответственно. Следовательно, для того, чтобы на основании изобразительного элемента сформулировать, что оно обозначает, требуются дополнительные рассуждения, домысливания и ассоциации. В том случае, когда для того, чтобы сформулировать описательную характеристику товара или характеристику сведений об изготовителе, нужны дополнительные рассуждения, домысливания, ассоциации, можно признать, что анализируемый элемент не является описательным;
- сочетание букв и изобразительного элемента оспариваемого товарного знака создает в целом запоминающуюся комбинацию, обладающую различительной способностью;
- материалы возражения не содержат никаких конкретных доводов, в чем же заключается ложность оспариваемого комбинированного знака.
На основании вышеизложенного правообладатель просит отказать в удовлетворении возражения и оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 840693.
На заседании коллегии, состоявшемся 27.03.2023, от лица, подавшего возражение, поступили следующие материалы:
2. распечатки информации из сети Интернет об игре "кено";
3. приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17.08.2022 за N 126н.
Корреспонденцией от 21.04.2023 от лица, подавшего возражение, поступили следующие дополнительные пояснения:
- игра "кено" относится к лотерейным играм. Лицо, подавшее возражение, является оператором лотерей, а так как кено относится к лотереям, то лицо, подавшее возражение, вправе проводить такую игру. ООО "Спортивные Лотереи" заинтересовано в использовании названия игры "кено" в своей деятельности в отношении производимых им товаров и оказываемых услуг;
- сайты в сети Интернет, упомянутые в возражение, относятся к периоду более раннему, чем дата приоритета оспариваемого знака;
- Роспатентом в отношении заявки N 2011729088, содержащей обозначение "Кено Спортлото", уже принималось решение об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении товаров, однородных лотереям и играм, а также в отношении всех услуг 41 класса МКТУ в связи с его несоответствием требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса. Аналогичное решение принималось Роспатентом в отношении заявки на товарный знак с обозначением "Суперкено" за N 2011719379, а Палатой по патентным спорам данный отказ был поддержан;
- в игровой индустрии давно закрепилось стойкое восприятие игры "Кено" как разновидности лотереи, что подтверждается многочисленными статьями в различных интернет-ресурсах (до даты приоритета по оспариваемому товарному знаку);
- буква "Е" оспариваемого знака в виде трех палочек являет собой образец оригинального шрифта. Если лицо, подавшее возражение, как оператор лотерей начнет использование понятия "Кено" для удобства восприятия лотерей потребителем, то правообладатель имеет формальное право подать исковое заявление о запрете использования данного слова из-за сходства до степени смешения с оспариваемым товарным знаком, хотя бы из-за совпадения букв "К", "Н" и "О".
В подтверждение изложенных доводов лицом, подавшим возражение, представлены следующие материалы:
4. распечатки из открытых источников об игре в кено;
5. выписка из ЕГРЮЛ в отношении лица, подавшего возражение.
На заседании коллегии, состоявшемся 26.04.2023, коллегией были выдвинуты дополнительные основания несоответствия оспариваемого товарного знака требованиям законодательства, а именно пункту 3 статьи 1483 Кодекса. В частности, указывалось на то, что словесный элемент "КЕНО" в отношении части оспариваемых товаров и услуг является ложным относительно вида и назначения товаров. Лицом, подавшим возражение, были дополнены основания для оспаривания правовой охраны товарного знака по свидетельству N 740753, а именно указывалось на его несоответствие требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса в части введения потребителя в заблуждение относительно свойств товара.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты (11.03.2021) приоритета оспариваемого товарного знака правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии подпунктом 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
В соответствии с пунктом 34 Правил устанавливается, в частности, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида.
Проверяется также, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы общепринятыми терминами, являющимися лексическими единицами, характерными для конкретных областей науки и техники.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно пункту 37 Правил к ложным или способным ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1513 Кодекса возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по основаниям, предусмотренным подпунктами 1-4 пункта 2 статьи 1512 настоящего Кодекса, могут быть поданы заинтересованным лицом. Данная норма не конкретизирует понятие "заинтересованное лицо" и не содержит ограничений по видам заинтересованности, в связи с чем заинтересованным моет быть признано любое лицо, доказавшее наличие фактического интереса в прекращении правовой охраны зарегистрированного обозначения (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2021 N 300-ЭС21-11315 по делу N СИП-932/2019). По мнению лица, подавшего возражение, "кено" является разновидностью лото, относится к лотерейным играм. Лицо, подавшее возражение, является оператором и организатором лотерей на территории Российской Федерации и заинтересовано в использовании названия игры "кено" в своей деятельности в отношении производимых им товаров и оказываемых услуг. Указанное лицо полагает, что предоставление исключительных прав на обозначение "кено", являющееся термином в области деятельности правообладателя, обозначением, характеризующим оспариваемые товары и услуги, а также обозначением, вошедшим во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида, на имя одного лица недопустимо, данное обозначение должно свободно использоваться различными участниками рынка для указания на характеристики предлагаемых их товаров и услуг. Кроме того, согласно возражению, оспариваемый товарный знак используется в своей деятельности различными лицами. Изложенное позволяет признать ООО "Спортивные лотереи" заинтересованным в подаче возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 840693 по приведенным в нем основаниям.
Оспариваемый товарный знак "" является комбинированным и состоит из заглавных букв русского алфавита "К", "Н", "О", а также из помещенного между буквами "К" и "Н" элемента в виде помещенных друг под другом трех прямоугольников со скошенными углами. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в темно-синем, синем, голубом цветовом исполнении в отношении товаров и услуг 09, 16, 28, 35, 41 классов МКТУ.
Предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 840693 оспаривается лицом, подавшим возражение, по основаниям, предусмотренным пунктами 1 (3) и 3 (1) статьи 1483 Кодекса.
Анализ товарного знака по свидетельству N 840693 на соответствие приведенным выше нормам права показал следующее.
Оспариваемый знак в силу его оригинального исполнения имеет неоднозначное прочтение. Он может быть воспринят в качестве композиции из букв "К", "Н", "О" и помещенного между буквами "К" и "Н" графического элемента в виде помещенных друг под другом трех геометрических фигур, которые также могут быть восприняты в виде неоновых трубок и т.д. Однако, наиболее вероятно, что оспариваемый знак будет воспринят в качестве словесного элемента "КЕНО", имеющего оригинально исполненную русскую букву "Е". Указанному восприятию способствует тот факт, что прямоугольные фигуры помещены по горизонтали на одинаковом расстоянии друг от друга, как это имеет место у буквы "Е". Кроме того, элементы "" имеют такую же высоту, как и помещенные рядом буквы "К", "Н", "О", следовательно, они вписаны в данное слово, а не воспринимаются как независимый от них элемент и ввиду его соответствующего исполнения интуитивно прочитывается как буква "Е".
Согласно справочным источникам информации, представленных лицом, подавшим возражение, кено - это одна из старейших известных игр. Она была известна еще в Древнем Китае. По легенде, своим появлением игра кено обязана императору Чун Люн. Его правление было ознаменовано затяжными войнами, в результате которых государственная казна опустела. Поправить финансовое положение было решено, проведя лотерею. Финансовые отчисления от игры были столь высоки, что не только пополнили казну, но и помогли императору собрать армию и одержать верх в многолетней войне. Впоследствии со средств, собранных от проведения лотереи, было профинансировано возведение Великой Китайской стены. На Запад игра попала лишь во второй половине XIX века вместе с китайскими переселенцами.
По правилам кено напоминает лотерею или бинго, в него часто играют в казино. В кено участвуют 80 нумерованных шаров и игровой листок, на котором игрок должен отметить от 1 до 20 номеров. Победная комбинация состоит из 20 чисел. Чем больше в ставке игроков совпало, тем больше его выигрыш. В бывшем СССР был широко известен модифицированный вариант данной игры - государственная лотерея "СПОРТЛОТО". В России в 2013 году была запущена лотерея "КЕНО-Спортлото". Часть средств, собранных от проведения данной лотереи, были отправлены на финансирование XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр в Сочи (см. Wikimedia Foundation, 2010, https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1519469, https://ru.wikipedia.org/wiki/Кено_(игра), https://betboom.ru/ostavcah/keno-game). На ресурсе https://yandex.ru/games/app/97139 размещена лотерейная игра кено. На сайте http://gsstorebest.ru/ekspertiza-setevogo-kazino-king-i-ego-dostoinstva/ предлагается сыграть в виртуальную лотерею кено. На сайте https://3news.ru/2021/03/22/467603/ указывается на возможность сыграть в виртуальную лотерею кено. Семантическое значение словесного элемента "кено" правообладателем не оспаривается.
Следует отметить, что согласно данным веб-архива, информация, размещенная по упомянутым ссылкам, относится к периоду до даты приоритета оспариваемого знака.
Резюмируя вышеизложенное, коллегия приходит к выводу о том, что кено - это известная во всем мира игра (разновидность лото). Существуют игры кено в сети Интернет. Упомянутая игра относится к лотерейным играм.
В возражении указано на несоответствие оспариваемого знака пункту 1 статьи 1483 Кодекса ввиду того, что "обозначение "КЕНО" является термином, употребляемом в сфере развлекательной индустрии". В рамках изложенного довода лицо, подавшее возражение, приводит ссылки в сети Интернет, которые были проанализированы выше по тексту заключения. Вместе с тем, данные ссылки не содержат указания на то, что слово "кено" является термином в области деятельности правообладателя, следовательно, соответствующий довод лица, подавшего возражение, следует признать неубедительным.
Согласно доводам возражения, оспариваемый товарный знак вошел во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида.
Признаками, характеризующими обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров/услуг определенного вида, являются:
- использование обозначения в качестве названия (наименования) товара/услуги специалистами соответствующих отраслей производства, работниками торговли, потребителями;
- применение обозначения в качестве названия (наименования) одного и того же товара/услуги или товаров/услуг того же вида, выпускаемых различными производителями;
- применение обозначения длительное время.
Только при наличии всех перечисленных выше признаков обозначение может быть отнесено к категории вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.
Обозначение становится видовым названием (наименованием) товара/услуги в том случае, когда оно прочно входит в обиход не только широких кругов потребителей, но и специалистов соответствующих отраслей производства, представителей торговых кругов, причем среди двух последних категорий использование обозначения в качестве названия (наименования) товара не носит узкоспециального или жаргонного характера. В сознании всех перечисленных категорий возникает устойчивая взаимнооднозначная связь между товаром/услугой, обладающими определенными признаками, свойствами, качествами, и тем обозначением, которое используется в качестве его названия (наименования). Примерами обозначений, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида, являются следующие обозначения: термос, вазелин, линолеум, эскимо и т.д.
Следует отметить, что с возражением не было представлено материалов, свидетельствующих о длительном и независимом использовании обозначения "кено" различными лицами для названия конкретного вида товара или услуги 09, 16, 28, 35, 41 классов МКТУ оспариваемой регистрации, в результате чего данный элемент вошел во всеобщее употребление. В связи с изложенным, у коллегии нет оснований для вывода о несоответствии оспариваемого знака соответствующей норме права.
В возражении указывается также на то, что оспариваемый знак характеризует товары и услуги 09, 16, 28, 35, 41 классов МКТУ.
Проанализировав семантику указанного словесного элемента, коллегия приходит к выводу об описательности оспариваемого знака применительно к товарам 09 класса МКТУ "дисплеи электронно-цифровые; дисплеи носимых мониторов; интерфейсы для компьютеров; носители записанные или загружаемые, программное обеспечение; механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; компьютеры; автоматы для продажи билетов; доски объявлений электронные; карты памяти для видеоигровых устройств; механизмы для аппаратов, приводимых в действие жетонами; обеспечение программное для компьютеров; платформы программные, записанные или загружаемые; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; программы для компьютеров; программы игровые для компьютеров, загружаемые; программы игровые для компьютеров, записанные; программы компьютерные, загружаемые; программы операционные для компьютеров; программы-заставки для компьютеров, записанные или загружаемые; публикации электронные загружаемые; терминалы интерактивные сенсорные; тотализаторы; устройства коммутационные [оборудование для обработки информации]; файлы изображений загружаемые". Указанные товары обеспечивают, сопутствуют деятельности по проведению игры кено (в том числе, лотерейной игры), следовательно, оспариваемый знак указывает на назначение данных видов товаров.
По мнению коллегии, товарный знак по свидетельству N 805741 является описательным и применительно к товарам 16 класса МКТУ "афиши; баннеры бумажные; билеты; бланки; бланки уведомлений [канцелярские товары]; брошюры; буклеты; бюллетени информационные; вывески бумажные или картонные; вымпелы бумажные; газеты; журналы [издания периодические]; издания периодические; издания печатные; изображения графические; картинки; карточки; карточки каталожные [канцелярские товары]; каталоги; книги; купоны печатные; листовки; лотки для корреспонденции; материалы графические печатные; материалы для обучения [за исключением приборов]; продукция печатная; проспекты; расписания печатные; реестры; флаги бумажные; флаеры; эмблемы [клейма бумажные]". Указанные виды товаров представляют собой печатную продукцию, которая может иметь соответствующую тематическую направленность (например, журналы посвящены игре кено), а также сопутствовать проведению игры кено, кроме того, печатная продукция может исходить от лица, проводящего кено, лотереи в виде годовых отчетов о проведенной лотерее. Таким образом, для приведенных видов товаров оспариваемый знак указывает на их назначение, тематику.
Предоставление правовой охраны оспариваемому знаку неправомерно и в отношении товаров 28 класса МКТУ "автоматы аркадные для видеоигр; автоматы для видеоигр; автоматы игровые для азартных игр; автоматы игровые с предварительной оплатой; билеты лотерейные со стираемым слоем; джойстики для видеоигр; емкости для игральных костей; игры, в том числе лотереи; игры и игрушки портативные электронные с телекоммуникационными функциями; контроллеры для игровых консолей; приставки игровые; приставки игровые портативные; карточки для игр; карты для бинго; карты игральные; кости игральные; скретч-карты для лотерей; слот-машины [игровые автоматы]; стаканы для игральных костей; устройства для игр; фишки [жетоны для игр]; билеты лотерейные", которые также могут сопровождать проведение игры кено, быть их частью, игра может быть проведена с применением данных товаров. У потребителя могут создаться представления, связанные с тем, что они предназначены для игры кено (в том числе, лотерейной игры). Следовательно, для упомянутых видов товаров 28 класса МКТУ оспариваемый знак также указывает на их назначение.
Кроме того, оспариваемый знак зарегистрирован для услуг 35 класса МКТУ "аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация товаров; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг целевой; написание текстов рекламных сценариев; обновление рекламных материалов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сведения о деловых операциях; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги оптовой и розничной продажи товаров, в том числе через Интернет-магазины; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги оптовой и розничной продажи товаров, в том числе через Интернет-магазины". По мнению коллегии, наиболее вероятно, что потребитель при восприятии оспариваемого товарного знака будет воспринимать его в качестве характеристики упомянутых видов услуг, а именно их назначения (услуги предназначены для продвижения игры кено, включая лотерейные игры). Указанному восприятию способствует тот факт, что услуги по продвижению товаров под обозначением "кено", а также сами товары, маркируемые данным обозначением, способны быть восприняты в качестве исходящих от одного лица. Указанное восприятие усиливается в связи с тем, что элемент "кено" не имеет никаких других значений, кроме как игра (лотерейная игра), следовательно, применительно к данным видам услугам он не может быть воспринят иначе, чем как направленный на продвижение данных видов товаров.
Оспариваемый товарный знак является описательным и применительно к услугам 41 класса МКТУ "бронирование билетов на зрелищные мероприятия; услуги в области азартных игр; макетирование публикаций, за исключением рекламных; монтаж видеозаписей; организация конкурсов [развлекательных]; организация лотерей; передачи развлекательные телевизионные; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление информации по вопросам развлечений; предоставление отзывов пользователей в развлекательных целях; предоставление рейтинга пользователей в развлекательных целях; предоставление услуг игровых залов; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; прокат оборудования для игр; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; редактирование текстов; развлечения; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть; услуги казино [игры]; услуги по распространению билетов [развлечение]; шоу-программы". По мнению коллегии, все упомянутые услуги связаны с проведением игр кено, включая их трансляцию для потребителей в виде шоу-программ, предоставление информации о данных играх, а также прокат соответствующего оборудования для игр, публикацию материалов о проведенных или предстоящих играх и т.д. Следовательно, для данных услуг оспариваемый знак указывает на их назначение.
Указанный словесный элемент должен оставаться свободным от исключительных прав третьих лиц, поскольку необходимость использования указанного слова в сфере упомянутой выше сфере товаров и услуг, может возникнуть у любого участника рынка для описания вида и назначения товаров и услуг.
Пункт 1 статьи 1483 Кодекса в целом и его подпункт 3 в частности введены в законодательство для недопущения "монополизации" обозначений, которые объективно характеризуют товар (услугу), а, следовательно, должны быть свободны для использования всеми производителями и продавцами.
Вместе с тем, в отношении товаров 09 класса МКТУ "аппаратура и инструменты для записи, передачи, воспроизведения или обработки звука, изображений или данных; компакт-диски [аудио-видео]; компакт-диски [неперезаписываемые]; аппараты кассовые, устройства счетные; компьютерная периферия; аппараты коммутационные электрические; диски магнитные; дисководы для компьютеров; дисководы с автоматической сменой дисков для компьютеров; карандаши электронные [элементы дисплеев]; носители информации оптические; смарт-карточки [карточки с микросхемами]; телефоны мобильные/телефоны сотовые; файлы музыкальные загружаемые", товаров 16 класса МКТУ "авторучки; альбомы; атласы; бейджи именные [офисные принадлежности]; бирки багажные из бумаги; блокноты; блокноты [канцелярские товары]; бумага; бумага в листах [канцелярские товары]; бумага для регистрирующих устройств; бумага офисная; диаграммы; зажимы для держателей удостоверений личности [офисные принадлежности]; закладки для книг; календари; карандаши; карандаши автоматические; карандаши угольные; картины [рисунки] обрамленные или необрамленные; картон; книжки квитанционные [канцелярские товары]; конверты [канцелярские товары]; коробки бумажные или картонные; материалы канцелярские для запечатывания; материалы упаковочные [прокладочные, набивочные] из бумаги или картона; мешки [конверты, пакеты] для упаковки бумажные или пластмассовые; наклейки самоклеящиеся [канцелярские товары]; открытки музыкальные; открытки поздравительные; пакетики бумажные; папки-обложки для документов; принадлежности конторские, за исключением мебели; принадлежности письменные; принадлежности пишущие; принадлежности школьные [канцелярские товары]; ручки-маркеры [канцелярские принадлежности]; таблицы вычислительные; тетради; товары писчебумажные; фотографии [отпечатанные]; этикетки из бумаги или картона", товаров 28 класса МКТУ "мобайлы [игрушки]", услуг 35 класса МКТУ "ведение автоматизированных баз данных; запись сообщений [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обработка текста; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; помощь в управлении бизнесом; посредничество коммерческое; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; прогнозирование экономическое; регистрация данных и письменных сообщений; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы консультативные по управлению бизнесом; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги по исследованию рынка; услуги по сравнению цен; экспертиза деловая", услуг 41 класса МКТУ "организация досуга; организация конкурсов [учебных]" оспариваемый знак признается фантазийным, поскольку напрямую не указывает на их вид, назначение и иные характеристики. Проанализировав вышеупомянутый перечень, коллегия не усмотрела в нем тех товаров и услуг, которые имеют непосредственное отношение к игре в кено, в том числе, к лотерейным играм. Данных об использовании соответствующего обозначения применительно к данным видам товаров и услуг представлено не было, в связи с чем у коллегии отсутствуют основания для вывода об описательности данного словесного элемента по отношению к ним. Кроме того, коллегия полагает, что оспариваемый знак также не вызывает неправдоподобных ложных представлений, связанных с видом, назначением и т.д. указанных видов товаров и услуг.
Лицо, подавшее возражение, указывает на то, что оспариваемый знак вводит потребителя в заблуждение относительно свойств товара. Под понятием "свойство товара" подразумеваются присущие товару свойства, его особенные характеристики, в том числе носящие хвалебный характер. Свойство - существенный признак, качество, отличающее один предмет от другого; отличительная особенность чего-нибудь. К элементам, указывающим на свойство товара, относятся следующие: "сливочное", "ванильное", "пастеризованное", "натуральный", "мягкий", "гибкий", "прочный" и т.д. По мнению коллегии, оспариваемый товарный знак в силу его семантического значения не способен указывать на какие-либо свойства товаров. Иного материалами возражения не доказано.
Согласно возражению, предоставление оспариваемый товарный знак вводит потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров, в связи с чем не соответствует пункту 3 статьи 1483 Кодекса.
Норма пункта 3 статьи 1483 Кодекса подлежит применению в том случае, когда установлено, что средний российский потребитель оспариваемых товаров и услуг, проживающий в различных регионах Российской Федерации, осведомлен о ранее существовавшем обозначении и ассоциирует его с иным конкретным лицом, не являющимся правообладателем оспариваемого знака. Таким образом, для вывода о возможности введения потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров (лица, оказывающего услуги) в связи с тем, что конкретное обозначение ранее использовалось иным лицом, необходимо наличие доказательств, подтверждающих возникновение (и сохранение) у потребителей стойкой ассоциативной связи между конкретным обозначением, использовавшимся при производстве товаров (оказании услуг), и иным лицом, производящим эти товары.
Следует отметить, что из возражения не ясно, относительно какого именно лица потребитель будет введен в заблуждение относительно изготовителя товаров/лица, оказывающего услуги. При этом, в распоряжение коллегии не было представлено документов, подтверждающих длительное и интенсивное использование соответствующего обозначения непосредственно лицом, подавшим возражение. Сведений об объемах и продолжительности использования обозначения "КЕНО" в качестве средства индивидуализации третьих лиц также не поступало. С учетом вышеизложенного, следует отметить, что довод возражения о несоответствии оспариваемого знака требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса в части введения потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров (лица, оказывающего услуги) следует признать недоказанным.
При рассмотрении настоящего возражения коллегия приняла во внимание практику Роспатента, касающуюся оценки охраноспособности словесного элемента "кено" (заявки N 2011719979, N 2011729088).
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 25.01.2023, признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 840693 недействительным в отношении товаров 09 класса МКТУ "дисплеи электронно-цифровые; дисплеи носимых мониторов; интерфейсы для компьютеров; носители записанные или загружаемые, программное обеспечение; механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; компьютеры; автоматы для продажи билетов; доски объявлений электронные; карты памяти для видеоигровых устройств; механизмы для аппаратов, приводимых в действие жетонами; обеспечение программное для компьютеров; платформы программные, записанные или загружаемые; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; программы для компьютеров; программы игровые для компьютеров, загружаемые; программы игровые для компьютеров, записанные; программы компьютерные, загружаемые; программы операционные для компьютеров; программы-заставки для компьютеров, записанные или загружаемые; публикации электронные загружаемые; терминалы интерактивные сенсорные; тотализаторы; устройства коммутационные [оборудование для обработки информации]; файлы изображений загружаемые", товаров 16 класса МКТУ "афиши; баннеры бумажные; билеты; бланки; бланки уведомлений [канцелярские товары]; брошюры; буклеты; бюллетени информационные; вывески бумажные или картонные; вымпелы бумажные; газеты; журналы [издания периодические]; издания периодические; издания печатные; изображения графические; картинки; карточки; карточки каталожные [канцелярские товары]; каталоги; книги; купоны печатные; листовки; лотки для корреспонденции; материалы графические печатные; материалы для обучения [за исключением приборов]; продукция печатная; проспекты; расписания печатные; реестры; флаги бумажные; флаеры; эмблемы [клейма бумажные]", товаров 28 класса МКТУ "автоматы аркадные для видеоигр; автоматы для видеоигр; автоматы игровые для азартных игр; автоматы игровые с предварительной оплатой; билеты лотерейные со стираемым слоем; джойстики для видеоигр; емкости для игральных костей; игры, в том числе лотереи; игры и игрушки портативные электронные с телекоммуникационными функциями; контроллеры для игровых консолей; приставки игровые; приставки игровые портативные; карточки для игр; карты для бинго; карты игральные; кости игральные; скретч-карты для лотерей; слот-машины [игровые автоматы]; стаканы для игральных костей; устройства для игр; фишки [жетоны для игр]; билеты лотерейные", услуг 35 класса МКТУ "аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация товаров; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг целевой; написание текстов рекламных сценариев; обновление рекламных материалов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сведения о деловых операциях; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги оптовой и розничной продажи товаров, в том числе через Интернет-магазины; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги оптовой и розничной продажи товаров, в том числе через Интернет-магазины", услуг 41 класса МКТУ "бронирование билетов на зрелищные мероприятия; услуги в области азартных игр; макетирование публикаций, за исключением рекламных; монтаж видеозаписей; организация конкурсов [развлекательных]; организация лотерей; передачи развлекательные телевизионные; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление информации по вопросам развлечений; редактирование текстов; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; предоставление предоставление отзывов рейтинга пользователей в пользователей в развлекательных целях; развлекательных целях; предоставление услуг игровых залов; прокат оборудования для игр; развлечения; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть; услуги казино [игры]; услуги по распространению билетов [развлечение]; шоу-программы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 26 июня 2023 г. по заявке N 2021713303
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 6 мая 2024 г. по делу N СИП-981/2023 настоящее решение признано недействительным
Решением Суда по интеллектуальным правам от 20 декабря 2023 г. по делу N СИП-979/2023 настоящее решение признано недействительным в отношении перечисленных в резолютивной части названного решения товаров и услуг