Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 21 августа 2023 г. по заявке N 2021729145/33
Заявка: |
2021729145/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
14.01.2023 |
Дата коллегии: |
05.07.2023 |
Дата утверждения: |
21.08.2023 |
Заявитель: |
Акционерное общество "Технологическая компания "Центр", Москва |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 321-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 644/261, вступившими в силу с 06.09.2020, рассмотрела поступившее 14.01.2023 возражение, поданное Акционерным обществом "Технологическая Компания "Центр", Москва (далее - заявитель; АО "ТК "Центр"), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021729145, при этом установила следующее.
Обозначение "" по заявке N 2021729145 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака 14.05.2021 на имя заявителя в отношении товаров и услуг 09, 16, 28, 35, 41 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), указанных в перечне заявки.
Роспатентом 14.10.2022 было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг. В соответствии с заключением по результатам экспертизы, являющимся неотъемлемой частью решения Роспатента, заявленное обозначение не соответствует требованиям пунктов 1 и 6 статьи 1483 Кодекса.
Доводы, изложенные в заключении по результатам экспертизы, сводятся к тому, что входящие в состав заявленного обозначения словесные элементы "Сорви большой куш" в силу своего семантического значения 1 в отношении заявленных товаров и услуг не обладают различительной способностью, указывают на назначение товаров и услуг, в связи с чем являются неохраняемыми.
------------------------------
1 https://big_economic_dictionary.academic.ru/678/СОРВАТЬ_КУШ,
https://kartaslov.ru/значение-слова/сорвать+куш,
https://englishlib.org/definition/сорвать+большой+куш.html.
------------------------------
Кроме того, фон оранжевого цвета представляет собой простую геометрическую фигуру - прямоугольник, является неохраняемым элементом обозначения. Вместе с тем, цвет - это характеристика определенного объекта, а не сам объект, он используется для исполнения обозначения в избранном цветовом сочетании, которое учитывается при экспертизе обозначения наряду с его внешним видом.
Таким образом, заявленное обозначение состоит только из неохраняемых элементов, в связи с чем не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака (знака обслуживания) для всех заявленных товаров и услуг 09, 16, 28, 35, 41 классов МКТУ.
Также заявленное обозначение сходно до степени смешения с товарным знаком "" по свидетельству N 581243 с приоритетом от 28.05.2015, зарегистрированным на имя Будрина Василия Викторовича, 163000, Архангельская область, г. Архангельск, пр. Советских космонавтов, 55, кв. 3, в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ.
В поступившем возражении, а также в дополнениях к нему от 08.02.2023 и от 22.02.2023 заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, основные доводы при этом сводятся к следующему:
- заявитель не претендует на получение исключительных прав на геометрическую форму прямоугольника (квадрата) или на оранжевый цвет, прямоугольная форма обусловлена исключительно требованиями к оформлению заявки;
- заявитель исключает из заявленного перечня товаров и услуг 28, 41 классов МКТУ товары 28 класса МКТУ "автоматы игровые для азартных игр; емкости для игральных костей; кости игральные; мобайлы [игрушки]; стаканы для игральных костей", и услуги 41 класса МКТУ "услуги в области азартных игр; услуги казино [игры]", а также уточняет оставшийся перечень товаров 28 и услуг 41 классов МКТУ, деятельностью, относящейся исключительно к лотереям;
- исходя из значения словесного обозначения "Сорви большой куш", очевидно, что входящие в его состав словесные элементы прямо не указывают на назначение заявленных товаров 09 класса МКТУ, представляющих собой автоматы и механизмы, программное обеспечение, и товаров 16 класса МКТУ, среди которых канцелярские, писчебумажные товары, принадлежности офисные, учебные материалы, которые предназначены для письма, обучения;
- обозначение "Сорви большой куш" в отношении товаров 28 и услуг 41 классов МКТУ, связанных исключительно с лотереями, воспринимаются, как призыв сыграть в лотерею и, возможно, выиграть в нее или как призыв испытать свою удачу, играя в лотерею, вызывает в сознании потребителя представление об этих товарах и услугах через ассоциации, рассуждения и домысливания;
- об отсутствии описательного характера заявленного обозначения свидетельствует наличие зарегистрированных товарных знаков со словесным элементом "Сорви большой куш" ("" [1] по свидетельству N 479117, "
" [2] по свидетельству N 348517), а также принадлежащие заявителю товарные знаки с призывом сыграть в лотерею для однородных товаров и услуг ("
" [3] по свидетельству N 517283, "
" [4] по свидетельству N 634197, "
" [5] по свидетельству N 635908, "
" [6] по свидетельству N 636723, "
" [7] по свидетельству N 641593, "
" [8] по свидетельству N 641716, "
" [9] по свидетельству N 667338, "
" [10] по свидетельству N 676864, "
" [11] по свидетельству N 819892, "
" [12] по свидетельству N 864938, "
" [13] по свидетельству N 890983);
- заявленное обозначение приобрело дополнительную различительную способность в результате его использования заявителем с 03.01.2017.
На основании вышеприведенных аргументов заявитель просит отменить решение Роспатента и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2021729145 в отношении скорректированного заявителем перечня товаров и услуг 09, 16, 28, 41 классов МКТУ.
09 класс МКТУ - носители записанные или загружаемые, программное обеспечение; механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; аппараты кассовые; автоматы для продажи билетов; дисплеи электронно-цифровые; доски объявлений электронные; механизмы для аппаратов, приводимых в действие жетонами; обеспечение программное для компьютеров; платформы программные, записанные или загружаемые; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; программы для компьютеров; обеспечение программное для компьютерных игр, записанное; программы компьютерные, загружаемые; программы-заставки для компьютеров, записанные или загружаемые; публикации электронные загружаемые; терминалы интерактивные сенсорные; устройства коммутационные [оборудование для обработки информации]; файлы изображений загружаемые;
16 класс МКТУ - авторучки; альбомы; атласы; афиши; баннеры бумажные; бейджи именные [офисные принадлежности]; билеты; бирки багажные из бумаги; бланки; бланки уведомлений [канцелярские товары]; блокноты; блокноты [канцелярские товары]; брошюры; буклеты; бумага; бумага в листах [канцелярские товары]; бумага для регистрирующих устройств; бумага офисная; бюллетени информационные; вывески бумажные или картонные; вымпелы бумажные; газеты; диаграммы; журналы [издания периодические]; зажимы для держателей удостоверений личности [офисные принадлежности]; закладки для книг; издания периодические; издания печатные; изображения графические; календари; карандаши; карандаши автоматические; карандаши угольные; картинки; картины [рисунки] обрамленные или необрамленные; картон; карточки; карточки каталожные [канцелярские товары]; каталоги; книги; книжки квитанционные [канцелярские товары]; конверты [канцелярские товары]; коробки бумажные или картонные; купоны печатные; листовки; лотки для корреспонденции; материалы графические печатные; материалы для обучения [за исключением приборов]; материалы канцелярские для запечатывания; материалы упаковочные [прокладочные, набивочные] из бумаги или картона; мешки [конверты, пакеты] для упаковки бумажные или пластмассовые; наклейки самоклеящиеся [канцелярские товары]; открытки музыкальные; открытки поздравительные; пакетики бумажные; папки-обложки для документов; плакаты; принадлежности конторские, за исключением мебели; принадлежности письменные; принадлежности пишущие; принадлежности школьные [канцелярские товары]; продукция печатная; проспекты; расписания печатные; реестры; ручки-маркеры [канцелярские принадлежности]; таблицы вычислительные; табло из бумаги или картона для объявлений; тетради; товары писчебумажные; флаги бумажные; флаеры; фотографии [отпечатанные]; эмблемы [клейма бумажные]; этикетки из бумаги или картона;
28 класс МКТУ - автоматы аркадные для видеоигр; автоматы для видеоигр; автоматы игровые с предварительной оплатой; билеты лотерейные со стираемым слоем; джойстики для видеоигр; емкости для игральных костей; игры, а именно лотереи; игры и игрушки портативные электронные с телекоммуникационными функциями; карточки для игр; карты для бинго; карты игральные; контроллеры для игровых консолей; приставки игровые; приставки игровые портативные; скретч-карты для лотерей; слот-машины [игровые автоматы]; устройства для игр; фишки [жетоны] для игр; билеты лотерейные; все вышеуказанные товары 28 класса относятся исключительно к лотереям;
41 класс МКТУ - бронирование билетов на зрелищные мероприятия; макетирование публикаций, за исключением рекламных; организация досуга; организация лотерей; передачи развлекательные телевизионные; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление информации по вопросам развлечений; предоставление отзывов пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление рейтинга пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; прокат оборудования для игр; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; развлечения; редактирование текстов; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть; услуги по распространению билетов [развлечение]; шоу-программы; все вышеуказанные услуги 41 класса относятся исключительно к лотереям.
Доводы заявителя в защиту охраноспособности заявленного обозначения проиллюстрированы следующими документами, представленными в корреспонденции от 14.01.2023, 08.02.2023 (продублировано 09.02.2023), 22.02.2023 и на заседании коллегии, состоявшемся 16.02.2023:
(1) Приказ АО "Государственные спортивные лотереи" N 490 от 13.09.2016;
(2) Приказ АО "Государственные спортивные лотереи" N 734 от 03.08.2020;
(3) Распоряжением Правительства РФ от 02.05.2012 N 687-р;
(4) Выписка из договора N 01 от 01.06.2013 между АО "Государственные спортивные лотереи" и АО "ТК "Центр";
(5) Копия письма АО "Государственные спортивные лотереи" N 01-064408/22 от 28.03.2022;
(6) Приказ АО "Государственные спортивные лотереи" N 735 от 23.12.2016;
(7) Приказ АО "Государственные спортивные лотереи" N 382 от 26.06.2018;
(8) Брендбук лотереи "ГОСЛОТО "4 из 20";
(9) Приказ АО "ТК "Центр" N 75 от 04.04.2018;
(10) PrintScreen из Google Analytics о ежегодных посещениях сайта www.stoloto.ru;
(11) Выписка из годового отчета о проведении Лотереи в 2017 году (с детализацией по каждому тиражу);
(12) Выписка из годового отчета о проведении Лотереи в 2018 году (с детализацией по каждому тиражу);
(13) Выписка из годового отчета о проведении Лотереи в 2019 году (с детализацией по каждому тиражу);
(14) Выписка из годового отчета о проведении Лотереи в 2020 году (с детализацией по каждому тиражу);
(15) Выписка из годового отчета о проведении Лотереи в 2021 году (с детализацией по каждому тиражу);
(16) Образцы рекламно-информационных материалов Лотереи;
(17) Результаты осмотра архивных копий интернет-страниц https://www.stoloto.ru/4x20;
(18) Лист записи из ЕГРЮЛ сведений об АО "Торговый дом "Столото";
(19) Лист записи из ЕГРЮЛ сведений об АО "ТК "Центр";
(20) Лист записи из ЕГРЮЛ сведений об АО "Государственные спортивные лотереи";
(21) Лист записи из ЕГРЮЛ сведений об АО "ГСЛ";
(22) Сведения о регистрации товарного знака "" по заявке N 2022713846;
(23) Справка об агентах, распространяющих лотерею "Спортлото "4 из 20" ("ГОСЛОТО "4 из 20"), и терминалах продаж у каждого из них за период с 2017 по 2023 годы (по состоянию на 01 января каждого года);
(24) Лотерейные билеты "ГОСЛОТО "4 из 20".
На заседании коллегии, состоявшемся 29.05.2023, были выявлены дополнительные обстоятельства в рамках требований пункта 3 (2) статьи 1483 Кодекса, препятствующие регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. Так, по мнению коллегии, заявленное обозначение, исходя из его семантики (см. Словарь воровского жаргона, 2014 г.), противоречит общественным интересам, принципам морали.
Заявитель, надлежащим образом ознакомленный с дополнительными обстоятельствами на заседании коллегии, представил свои аргументы в поддержку регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. По мнению заявителя, обозначение "Сорви большой куш!" не подпадает под категорию обозначений, отнесенных законодательством и методологическими экспертными и судебными подходами, к бранным словам или выражениям, вызывающим неприятные ассоциации наподобие "ХАЛЯВА", "ШИРЕ ХАРЯ", "ЙОШКИН КОТ". Наличие какого-либо общеязыкового слова или выражения в словаре жаргона, которое само по себе не вызывает неприятные ассоциации и не воспринимается потребителями как бранное, и при этом активно используется в художественной, в публицистической речи, не свидетельствует о невозможности его регистрации в качестве товарного знака как противоречащего принципам морали. Слово "КУШ" и словосочетание "СОРВАТЬ КУШ" ("СОРВАТЬ БОЛЬШОЙ КУШ") в русском языке не являются бранными, грубыми или простонародными, активно используются в нем, в том числе в художественной литературе, более 200 лет (т.е. задолго до включения их в 2014 году в словарь "Воровской жаргон"). При этом в словаре "Воровской жаргон" толкования слова "КУШ" и словосочетания "СОРВАТЬ КУШ" абсолютно не отличаются от общеязыкового, общеупотребительного их значения, не приобрели какой-либо бранной коннотации. Следовательно, слово "КУШ" и словосочетание "СОРВАТЬ КУШ" не вызывают неприятные ассоциации и не воспринимаются потребителями как бранные, грубые, присущие исключительно автономной социальной группе (воровской), они активно используются классиками русской литературы и современными авторами. Слово "КУШ" и словосочетание "СОРВАТЬ КУШ" не воспринимаются обществом как противоречащие принципам морали. Возможность регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака подтверждается ранее зарегистрированными товарными знаками "" по свидетельству N 927021, "
" по свидетельству N 479117, "
" по свидетельству N 348517.
Доводы заявителя иллюстрируются следующими документами:
(25) Значение слова "КУШ" в словаре "Воровской жаргон" 2014 года;
(26) Слово "Куш" и фразеологизм "сорвать куш" (сорвать большой куш") в произведениях русских и советских классиков: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.А. Гиляровского, Н.Э. Гейнце, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.Н. Островского, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя, А.И. Герцена, М. Горького, И.А. Гончарова, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, а также в современной российской и зарубежной литературе.
Изучив материалы дела и заслушав заявителя, коллегия установила следующее.
С учетом даты (14.05.2021) поступления заявки N 2021729145 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: 1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; 2) являющихся общепринятыми символами и терминами; 3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта; 4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Вместе с тем согласно пункту 1.1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно положениям пункта 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
При этом устанавливается, в частности, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида.
Проверяется также, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы: общепринятыми символами, характерными для отраслей хозяйства или области деятельности, к которым относятся содержащиеся в перечне товары, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условными обозначениями, применяемыми в науке и технике; общепринятыми терминами, являющимися лексическими единицами, характерными для конкретных областей науки и техники.
Как следует из положений пункта 35 Правил, для доказательства приобретения обозначением различительной способности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса, могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположения близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Согласно пункту 43 Правил сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: 1) внешняя форма; 2) наличие или отсутствие симметрии; 3) смысловое значение; 4) вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и тому подобное); 5) сочетание цветов и тонов.
Признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное на регистрацию в качестве товарного знака для индивидуализации товаров и услуг 09, 16, 28, 35, 41 классов МКТУ комбинированное обозначение "" по заявке N 2021729145 с приоритетом от 14.05.2021 представляет собой словесно-графическую композицию, включающую оранжевый прямоугольник, в котором в три строки друг под другом написаны три слова "Сорви большой куш" с восклицательным знаком в конце. Словесные элементы выполнены строчными буквами (за исключением заглавной буквы "С" в слове "Сорви") кириллического алфавита.
Следует указать, что решение Роспатента от 14.10.2022 не оспаривается заявителем в части отказа в регистрации товарного знака в отношении заявленных услуг 35 класса МКТУ "аренда площадей для размещения рекламы; ведение автоматизированных баз данных; демонстрация товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг целевой; написание текстов рекламных сценариев; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; помощь в управлении бизнесом; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; прогнозирование экономическое; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; регистрация данных и письменных сообщений; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы консультативные по управлению бизнесом; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги по исследованию рынка; услуги по сравнению цен; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; экспертиза деловая; услуги оптовой и розничной продажи товаров, в том числе через Интернет-магазины; все вышеуказанные услуги 35 класса МКТУ относятся исключительно к товарам 09, 16, 28 классов МКТУ и услугам 41 класса МКТУ".
Следует отметить, что отказ в регистрации товарного знака "" по заявке N 2021729145 для услуг 35 класса МКТУ был основан на выводе о его сходстве до степени смешения с ранее зарегистрированным на имя иного лица товарным знаком "
" по свидетельству N 581243 с более ранним приоритетом от 28.05.2015, зарегистрированным в отношении услуг 35 класса МКТУ "агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда площадей для размещения рекламы; выписка счетов; деловая экспертиза; демонстрация товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям [информация потребительская товарная]; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; макетирование рекламы; маркетинг; менеджмент в области творческого бизнеса; обновление рекламных материалов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; оформление витрин; оценка коммерческой деятельности; поиск поручителей; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; прогнозирование экономическое; продажа аукционная; продвижение товаров для третьих лиц; прокат офисного оборудования и аппаратов; реклама наружная; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама почтой; реклама телевизионная; репродуцирование документов; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы консультативные по управлению бизнесом; составление отчетов о счетах; составление рекламных рубрик в газете; телемаркетинг; управление гостиничным бизнесом; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление процессами обработки заказов товаров; услуги в области общественных отношений; услуги по сравнению цен; услуги секретарей; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги субподрядные [коммерческая помощь]".
Сопоставляемые обозначения "" и "
" характеризуются наличием в их составе фонетически и семантически тождественного элемента "БОЛЬШОЙ КУШ", выполняющего основную индивидуализирующую функцию как в заявленном обозначении, так и в противопоставленном товарном знаке.
Сравниваемые перечни заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака по свидетельству N 581243 включают как идентичные, так и однородные услуги 35 класса МКТУ, которые относятся к продвижению товаров и административной деятельности в сфере бизнеса.
Наличие сходства заявленного обозначения по заявке N 2021729145 и противопоставленного знака по свидетельству N 581243, а также однородность услуг 35 класса МКТУ предопределяет вывод о сходстве сравниваемых обозначений до степени их смешения согласно требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса. Указанные обстоятельства препятствуют регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении товаров 35 класса МКТУ, о чем обосновано указывалось в оспариваемом решении Роспатента от 14.10.2022.
Вместе с тем, в оспариваемом решении Роспатента от 14.10.2022 указывалось на несоответствие заявленного обозначения требованиям пункту 1 статьи 1483 Кодекса.
Анализ заявленного обозначения показал наличие в его составе трех словесных элементов "сорви", "большой" и "куш", которые имеют определенное смысловое значение в русском языке.
Так, глагол "сорвать" согласно словарно справочным источникам (см. Толковый словарь С.И. Ожегова, https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/228170) означает:
1. Рывком отделить, снять, сдёрнуть. Сорвать яблоко.
2. Нарушить, прекратить что-нибудь, сделав невозможным дальнейшее течение, осуществление. Сорвать график.
3. Получить, добиться чего-нибудь (обычно нечестно, незаслуженно или против чьей-нибудь воли) Сорвать хороший куш.
4. Со словами "гнев", "злоба", "зло", "сердце": выместить на ком-нибудь злое чувство. Сорвать раздражение на домашних.
Тот же источник информации (см. Толковый словарь С.И. Ожегова, https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/14354) характеризует слово "большой" как:
1. Значительный по размерам, по величине, силе. Большой дом.
2. Значительный, выдающийся; обладающий в высокой степени тем качеством, которое заключено в значении определяемого существительного. Большая победа.
3. Взрослый (с точки зрения ребёнка), а также (о ребёнке) вышедший из младенческого возраста, подросший. Сын уже большой, в школу пойдёт.
4. То же, что многочисленный (в 1 знач.). Большая родня.
5. Появляющийся, находимый или производимый в большом количестве. Большая вода (в половодье).
Слово "куш" в соответствии с данными Толкового словаря С.И. Ожегова (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/95506), Толкового словаря Ушакова (см. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/847246) означает большую сумму денег, используется в устойчивом выражении "Сорвать куш".
Вместе с тем, выражение "Сорвать куш" в значении "богатая добыча" присутствует в Словаре воровского жаргона, 2014 года (см. https://argo_ru.academic.ru/5816/сорвать_куш).
С учетом вышеприведенного смыслового значения словесных элементов заявленное обозначение "Сорви большой куш!" воспринимается в качестве краткого, сжатого выражения - лозунга, с определенной заложенной в нем идеей, которая сводится к призыву получения крупной суммы денег.
При этом само по себе обозначение "Сорви большой куш!" применительно к скорректированному перечню товаров и услуг 09, 16, 28, 35, 41 классов МКТУ не носит описательного характера. Само по себе наличие у рассматриваемого обозначения побуждающего характера к совершению действий по получению крупной денежной суммы не является прямым указанием на вид, свойства или назначение товаров и услуг, не является обязательным для использования в гражданском обороте лицами, осуществляющими тот же род деятельности, что и заявитель, а именно проведение лотерей.
При этом коллегия приняла во внимание приведенные заявителем примеры ранее зарегистрированных в отношении однородных товаров и услуг 09, 16, 28, 41 классов МКТУ товарных знаков, которые либо включают идентичные словесные элементы "БОЛЬШОЙ КУШ" ([1] по свидетельству N 479117, [2] по свидетельству N 348517, в настоящее время прекратили действие в связи с истечением срока действия правовой охраны), либо включающих словесные элементы, побуждающие играть и выигрывать, получать крупные денежные суммы (товарные знаки [3] по свидетельству N 517283, [4] по свидетельству N 634197, [5] по свидетельству N 635908, [6] по свидетельству N 636723, [7] по свидетельству N 641593, [8] по свидетельству N 641716, [9] по свидетельству N 667338, [10] по свидетельству N 676864, [11] по свидетельству N 819892, [12] по свидетельству N 864938, [13] по свидетельству N 890983).
Также заявителю принадлежит исключительное право на указанные в возражении товарные знаки [3] - [13]. Также на дату подачи настоящего возражения на имя заявителя зарегистрирован товарный знак "" по свидетельству N 927021 с приоритетом от 04.03.2022 в отношении товаров и услуг 09, 16, 28, 41 классов МКТУ, которые либо идентичны, либо однородны указанным в перечне рассматриваемой заявки N 2021729145 товарам и услугам.
Коллегия также изучила представленные заявителем материалы возражения, из которых усматривается, что до даты приоритета заявленного обозначения заявитель осуществлял использование заявленного обозначения на лотерейных билетах (9), (16), (17), (24).
Так, заявленное обозначение является слоганом всероссийской государственной лотереи "ВГЛ 3 Спорт", которая проводится с 31.12.2016. Организатором лотереи является Министерство спорта Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 02.05.2012 N 687-р (4). Оператором Лотереи на основании Государственного контракта с Министерством спорта Российской Федерации является АО "Государственные спортивные лотереи". В свою очередь АО "Государственные спортивные лотереи" заключило договор (5) на оказание услуг по распространению лотерей и иных услуг, связанных с проведением лотерей только с АО "ТК "Центр". Согласно условиям этого договора АО "ТК "Центр" оказывает услуги по распространению лотереи, в частности: изготовление билетов, распространение билетов, проведение экспертизы выигрышных билетов, организация выплаты выигрышей, проведение рекламных компаний этих лотерей, а также иные действия, необходимые для выполнения обязательств по договору (в том числе разрабатывает макеты лотерейных билетов (купонов), организовывает изготовление лотерейных билетов (купонов), продвижение лотереи на рынке).
Само АО "Государственные спортивные лотереи" самостоятельно не осуществляет действия по проведению и распространению лотереи, являющиеся по договору обязанностью АО "ТК "Центр", что следует из документа (6).
Внешний вид лотерейного билета усматривается из приказа об утверждении формы купона лотереи (7), сопровождаемой заявленным обозначением.
За время проведения лотереи с января 2017 года по 2021 год (включительно) заявителем было продано более 200 миллионов билетов лотереи, сопровождаемой обозначением "Сорви большой куш!" на оранжевом фоне (11)-(15).
Продвижение лотерейных билетов осуществлялось до даты приоритета заявленного обозначения как на сайте заявителя www.stoloto.ru (17), посетителями которого являются миллионы пользователей (10), а так и через агентов-распространителей (23).
Иных лиц, которые бы осуществляли деятельность по продвижению лотерейных билетов в сопровождении обозначения "Сорви большой куш!" на дату приоритета заявленного обозначения коллегия не выявила.
Таким образом, само по себе словосочетание "Сорви большой куш!" не воспринимается в качестве обозначения, использование которого в гражданском обороте необходимо хозяйствующим субъектам, осуществляющим однородную деятельность с целью ее описания или характеристики. Что касается прямоугольной фигуры с оранжевым фоном, на которой расположен словесный элемент, то они композиционно связаны друг с другом, не воспринимаются по отдельности, следовательно, исключение из охраны цвета или прямоугольника является необоснованным. При этом следует принять во внимание довод возражения относительно того, что внешняя прямоугольная форма заявленного обозначения обусловлена исключительно требованиями к оформлению заявки на регистрацию товарного знака (заявленное обозначение указывается в материалах заявки в формате 8 х 8 см согласно требованиям пункта 27 Правил).
Учитывая изложенное, заявленное обозначение в целом соответствует требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Вместе с тем, как указывалось выше, словосочетание "Сорвать куш" присутствует в "Словаре воровского жаргона" в значении "богатая добыча".
Согласно общедоступным словарно-справочным данным (Современная энциклопедия, 2009, https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/17914) под словом "жаргон" (от французского "jargon") понимается разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией, особым использованием словообразовательных средств. Применяется преимущественно в устном общении какой-либо устойчивой социальной группой (жаргон программистов, молодежный жаргон). Иногда термин "жаргон" используется для обозначения искаженной, неправильной речи.
Принадлежность выражения "Сорвать куш" к воровской лексике приводит к выводу о негативной семантике этого словосочетания и образованного на его основе выражения "Сорви большой куш!" в составе заявленного обозначения как о чем-то, полученным нечестным, незаконным путем.
Присутствие же спорного выражения в общей лексике русского языка и использование в художественной литературе не опровергает вышеизложенной семантики, используемой узкой прослойкой общества, относящейся к преступному сообществу.
Негативный характер в данном случае формируется именно за счет наличия в составе обозначения "Сорви большой куш!" глагола "сорвать", который может иметь значение "получить, добиться чего-нибудь (обычно нечестно, незаслуженно или против чьей-нибудь воли)".
Таким образом, ввиду принадлежности части заявленного обозначения - выражения "Сорви куш", к жаргонной лексике, используемой автономной социальной группой в контексте неправомерного обогащения, предоставление правовой охраны такому обозначению в качестве товарного знака будет нарушать положения, установленные пунктом 3 (2) статьи 1483 Кодекса в силу противоречия общественным интересам и принципам морали.
Необходимо также отметить, что товары и услуги 09, 16, 28, 35, 41 классов МКТУ, для которых согласно доводам возражения испрашивается правовая охрана заявленного обозначения со словесным элементом "Сорви большой куш!", имеют разновозрастные группы потребителей, в связи с чем, вероятность восприятия обозначения потребителями младшего и старшего возраста, как противоречащего общественным интересам и принципам морали, очевидна.
Что касается более раннего исключительного права заявителя, о котором упомянуто в возражении, то наличие товарного знака по свидетельству N 927021 со словесным элементом "БОЛЬШОЙ КУШ" не влечет за собой вывод о необходимости соблюдения принципа правовой определенности по отношению к заявленному обозначению "Сорви большой куш!", которое имеет вышеприведенную негативную семантику за счет слова "Сорви". Согласно правовой позиции Суда по интеллектуальным правам, в частности, изложенной в решении от 14.02.2022 по делу N СИП-1173/2021, применение принципа правовой определенности не предполагает отхода от общепринятых принципов законности и разумности.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 14.01.2023, изменить решение Роспатента от 14.10.2022 и отказать в регистрации товарного знака по заявке N 2021729145 с учетом дополнительных оснований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 21 августа 2023 г. по заявке N 2021729145/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 3 июля 2024 г. N С01-1057/2024 по делу N СИП-1233/2023 настоящее решение признано недействительным