Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 24 ноября 2023 г. по заявке N 2022764765/33
Заявка: |
2022764765/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
24.08.2023 |
Дата коллегии: |
03.10.2023 |
Дата утверждения: |
24.11.2023 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "ЧИББИС" |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 24.08.2023, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "ЧИББИС", Архангельская область, город Архангельск (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 18.04.2023 о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022764765 (далее - решение Роспатента), при этом установлено следующее.
Обозначение "" по заявке N 2022764765, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 13.09.2022, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 09 и услуг 35, 39, 41, 43 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом 18.04.2023 было принято решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022764785 в отношении услуг 35, 41 классов МКТУ. В отношении товаров 09 класса и всех услуг 39, 43 классов МКТУ было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022764765 ввиду несоответствия заявленного обозначения требованиям подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Указанное обосновывается тем, что в отношении товаров 09 и услуг 39, 43 классов МКТУ были выявлены сходные до степени смешения товарные знаки:
- "ЧИБИС", зарегистрированный под N 447492 с приоритетом от 30.08.2010 г. на имя Вишницкого Алексея Олеговича, 123098, Москва, Рогова ул., 7, корп. 2, кв. 250, в отношении товаров 09 класса МКТУ, признанных однородными всем заявленным товарам 09 класса;
- "ЧИБИС", зарегистрированный под N 175401 с приоритетом от 23.10.1998 г. на имя Общества с ограниченной ответственностью "БРЕНД-Маркет", 650066, г. Кемерово, пр-кт Ленина, д. 61, оф. 414, помещение 31Н в отношении услуг 39, 42 классов МКТУ, признанных однородными всем заявленным услугам 39, 43 классов.
В поступившем возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, при этом доводы возражения сводятся к следующему:
- сравниваемые обозначения создают разные стилистические впечатления за счет наличия в них уникальных изобразительных элементов;
- доминирующим элементом в заявленном обозначении являются стилизованные глаза и клюв птицы Чиббис, где глазами являются буквы "ББ";
- входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "chiббis" является фантазийным, словесный элемент противопоставленного товарного знака "Чибис" приобретает другое смысловое значение благодаря однозначному толкованию - небольшая птица, родственная кулику, ввиду чего нельзя утверждать о наличии семантического сходства между обозначениями;
- противопоставленный товарный знак используется в оптовой торговле пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями, тогда как заявленное обозначение применяется для индивидуализации крупного сервиса по доставке еды на дом, являющегося посредником между ресторанами и потребителями;
- информация о товарах и услугах правообладателя товарного знака N 175401 не было выявлено, запрос в поисковых системах по свидетельству N 447492 не дал результатов, а также информации или ссылок на товары и услуги правообладателя;
- ввиду статуса одного из трех крупнейших агрегаторов доставки на рынке России и большого количества упоминаний в ряде средств массовой информации, заявленное обозначение "chiббis" приобрело сильную различительную способность и ассоциируется у широкого круга потребителей с названием сервиса по доставке еды на дом;
- социологическое исследование на предмет известности торгового знака "Chiббis" в целевой аудитории, вероятности смешения с другими сферами потребления, вероятности введения потребителя в заблуждение в отношении использования торгового знака позволяет сделать однозначный вывод о появлении у потребителя различительной способности в отношении товаров и услуг 39 и 42 классов МКТУ (Приложение 1);
- новостные агентства регулярно выпускают статьи о создании платформы и о ее работе, среди них (более 30 источников информации):
1) https://29.ru/text/gorod/2016/12/28/60463561/, дата публикации: 28.12.2016;
2) https://clck.ru/33tzyJ, дата публикации: 18.01.2017;
3) https://rb.ru/opinion/v-moskvu-ne-nado/, дата публикации: 18.04.2017;
4) https://www.iidf.ru/media/articles/heroes/sport-for-startupers/, дата публикации: 19.07.2017;
5) https://vc.ru/flood/40058-nam-moskva-ne-nuzhna-kak-chibbis-ru-pokoryaet-stranu-minuyastolicu, дата публикации: 14.06.2018;
6) https://bclass.ru/biznes/torgovlya/dostavit-lyuboy-tsenoy-rynok-dostavki-edy-v-arkhangelskerastyet-s-kazhdym-godom/, дата публикации: 22.06.2019;
7) https://vc.ru/food/139776-kak-koronakrizis-povliyal-na-dostavku-edy-v-regionah-iz-opytaservisa-zakaza-edy-chibbis-ru, дата публикации: 06.07.2020;
8) https://rb.ru/opinion/5-sovetov-molodym-predprinimatelyam/, дата публикации: 08.07.2021;
9) https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/433595-severnaya-dostavka-kak-kompaniya-izarhangelska-stala-krupneyshim, дата публикации: 13.07.2021;
10) https://secretmag.ru/selfie/blokirovka-akkauntov-za-krym-i-ban-ot-app-store-kak-fudtekhstartap-poteryal-chetvert-pribyli-kompanii.htm, дата публикации: 16.08.2021;
11) https://incrussia.ru/concoct/chibbis/, дата публикации: 16.11.2021;
12) https://clck.ru/33u25o, (Tadviser) дата публикации: 01.12.2021;
13) https://www.retail.ru/articles/restorany-vs-agregator-dostavki-kogda-delo-dokhodit-dosuda/, дата публикации: 24.12.2021;
14) https://ecomhub.ru/chibbis-ru-counted-the-new-years-spending-on-food-pizza-and-rollsrule/, дата публикации: 18.01.2022;
15) https://newretail.ru/persony/sergey_kryuchkov_chibbis_vse_stremyatsya_vyvesti_biznes_v_moskvu_i_sankt_peterburg_a_v_regionakh_pol3779/, дата публикации: 02.02.2022;
16) https://sberbusiness.live/publications/v-liubom-biznese-nuzhno-imet-finansovuiu-podushkuna-sluchai-turbulentnosti-kak-predprinimateli-sokhraniaiut-svoi-biznes-i-spokoistvie, дата публикации: 25.05.2022;
17) https://vc.ru/trade/435149-vera-vo-vkontakte-regiony-i-sebya-chem-zhivet-servis-dostavkiedy-chibbis-pribylnyy-v-otlichie-ot-krupnyh-sopernikov, дата публикации: 03.06.2022;
18) https://marketmedia.ru/media-content/glavnoy-problemoy-stali-ddos-ataki-it-army-ofukraine/, дата публикации: 09.06.2022;
19) https://vc.ru/food/469144-klienty-dovolny-agregatory-i-kafe-v-minuse-kak-pandemiyaspecoperaciya-i-peredel-rynka-povliyali-na-fudteh-v-rossii, дата публикации: 30.08.2022;
20) https://pr.dellin.ru/smi/bolshaya-ryba-sovety-dlya-teh-kto-hochet-rabotat-s-krupnymbiznesom/^, дата публикации: 06.09.2022;
21) https://www.forbes.ru/mneniya/477497-priletel-nagadil-na-golovu-ekspertizoj-i-brosil-cemmentory-opasny-dla-biznesa, дата публикации: 21.09.2022;
22) https://marketing.rbc.ru/research/34344/, дата публикации: 27.09.2022;
23) https://e-pepper.ru/news/rossiyskiy-rynok-dostavki-gotovoy-edy-analitika-rbk.html, дата публикации: 04.10.2022;
24) https://marketing.rbc.ru/articles/13999/, дата публикации: 09.02.2023;
25) https://vc.ru/begovatovd/636029-servis-zakaza-edy-iz-restoranov-i-kafe-kotoryy-zahvatilregiony-no-vy-etogo-ne-zametili, дата публикации: 21.03.2023;
26) https://pikabu.ru/story/chibbis_protiv_yandeksa_startap_iz_arkhangelska_protiv_monopolii_na_ryinke_dostavki_edyi_10080273, дата публикации: 27.03.2023;
27) https://openarh.ru/gorodskaja-sreda/startap-ot-mifov-k-realnosti;
28) http://totkublog.ru/sergey_kruchkov;
29) https://fdtch.ru/foodtech_2022#menuopen;
- основатели проекта "чиббис" регулярно участвуют в масштабных стартап-встречах, конференциях, форумах, активно продвигают бренд доставки в социальных сетях и других современных Интернет-ресурсах, а также инвестируют в рекламу сервиса (Приложение 2-6).
На основании вышеизложенного заявитель просит отменить решение Роспатента и принять решение о государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров 09 и услуг 39, 43 классов МКТУ.
В подтверждение своих доводов заявителем представлены следующие документы:
1. Социологическое исследование на предмет известности торгового знака "Chiббis";
2. Мероприятия, в которых принимали участие представители бренда "Чиббис";
3. Интервью и лекции создателей сервиса "Чиббис";
4. Свидетельство о регистрации доменного имени "chibbis.ru";
5. Акты сдачи-приемки услуг по рекламе, предоставленных ООО "Гугл";
6. Статистика рекламных анонсов сервиса "Чиббис".
Изучив материалы дела и заслушав присутствующих, коллегия установила следующее.
С учетом даты (13.09.2022) поступления заявки N 2022764765 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 года N 482, вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Сходство обозначений для отдельных видов обозначений определяется с учетом требований пунктов 42-44 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное обозначение "" является комбинированным, включает изобразительный элемент в виде клюва птицы, расположенного под буквами "бб", и словесный элемент "чиббис", выполненный оригинальным шрифтом буквами кириллического алфавита. Правовая охрана испрашивается в отношении товаров 09 и услуг 35, 39, 41, 43 классов МКТУ.
В поступившем возражении заявителем оспаривается решение в рамках товаров 09 и услуг 39, 43 классов МКТУ.
Противопоставленные знаки представляют собой словесный знак
[1] "" по свидетельству N 447492, а также комбинированный товарный знак [2] "" по свидетельству N 175401, выполненные буквами кириллического алфавита, правовая охрана предоставлена в отношении, в том числе, товаров 09 и услуг 39, 42 классов МКТУ.
Анализ сходства заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1-2] показал следующее.
С точки зрения фонетического критерия сходства сравниваемые словесные элементы "чиббис" и "ЧИБИС", "Чибис" являются сходными, поскольку отличаются лишь наличием сдвоенной буквы "б" в заявленном обозначении, звуки [ч, и, б, и, с] полностью совпадают со звуками [ч, и, б, и, с] противопоставленных товарных знаков [1-2]. Присутствующие в заявленном обозначении сдвоенные буквы "бб" не придают существенного фонетического отличия сравниваемым знакам.
Таким образом, сравниваемые обозначения сходны по фонетическому признаку ввиду совпадения звуков и звукосочетаний, их места в составе обозначений, то есть на основании фонетического сходства словесных элементов "чиббис" и "ЧИБИС", "Чибис".
Кроме того, наличие в противопоставленном товарном знаке [2] изобразительного элемента также не приводит к отсутствию ассоциирования друг с другом сравниваемых обозначений, прежде всего за счет присутствия в них фонетически сходных слов "чиббис" и "Чибис".
С точки зрения семантического сходства необходимо отметить, при восприятии заявленного обозначения четко определяется словесный элемент "чиббис", что также дублируется и в названии наименовании заявителя ООО "ЧИББИС". Наличие сдвоенные буквы "бб" не придает заявленному обозначению качественно иной уровень восприятия, отличный от восприятия, создаваемого словом "чибис" ("чибис" - птица семейства ржанковых, Большой Энциклопедический словарь. 2000., https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/324682), что не исключает семантического сходства со словесными элементами "ЧИБИС", "Чибис" противопоставленных товарных знаков [1-2].
Графически сравниваемые обозначения отличаются друг от друга, так как противопоставление по свидетельству [1] является словесным, а в комбинированных заявленном обозначении и противопоставленном товарном знаке [2] присутствуют отличные друг от друга изобразительные элементы.
В данном случаем можно говорить о совпадении кириллического алфавита в заявленном и противопоставленных товарных знаках [1-2].
В соответствии с изложенным, коллегия пришла к выводу, что, несмотря на отдельные отличия, сопоставляемые обозначения ассоциируются друг с другом, что позволяет сделать заключение об их сходстве.
Анализ товаров, представленных в перечнях сравниваемых обозначений, показал следующее.
При определении вероятности смешения сравниваемых обозначений коллегии надлежит руководствоваться требованиями пункта 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 23.04.2019 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее Постановление Пленума ВС РФ), согласно которому вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
Испрашиваемые товары и услуги 09, 39, 43 классов МКТУ представляют собой:
09 класс - "обеспечение программное для компьютеров, записанное; платформы программные, записанные или загружаемые; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; программы для компьютеров, записанные; программы компьютерные, загружаемые; программы операционные для компьютеров, записанные; программы-заставки для компьютеров, записанные или загружаемые".
39 класс - доставка пакетированных грузов; доставка товаров; доставка товаров, заказанных по почте; доставка цветов; логистика транспортная; перевозка грузовым автотранспортом; упаковка товаров; услуги транспортные; хранение товаров; хранение товаров на складах.
43 класс - информация и консультации по вопросам приготовления пищи; услуги по приготовлению блюд и доставке их на дом.
Противопоставленный товарный знак [1] зарегистрирован для широкого перечня товаров 09 класса МКТУ. Анализ перечня товаров 09 класса выявил наличие следующих позиций:
09 класс - компьютеры; компьютеры портативные; программы для компьютеров; программы игровые компьютерные; программы компьютерные [загружаемое программное обеспечение]; процессоры [центральные блоки обработки информации]; устройства обработки информации; устройства коммутационные (оборудование для обработки информации); устройства периферийные компьютеров; устройства считывающие (оборудование для обработки информации) и т.д.;
Противопоставленный товарный знак [2] зарегистрирован для следующих услуг 39, 42 классов МКТУ.
39 класс - доставка, упаковка, обёртывание, хранение товаров на складах, хранение товаров, экспедирование грузов, транспортно-экспедиторские услуги.
42 класс - оптово-розничная торговля, кафе, закусочные, система быстрого питания.
Испрашиваемые товары 09 и услуги 39, 43 классов МКТУ являются однородными с товарами 09 и услугами 39, 42 классов МКТУ противопоставленных товарных знаков [1-2], поскольку соотносятся по родовому/видовому признаку (носители записанные или загружаемые, программное обеспечение/обеспечение программное для компьютеров, записанное, программы для компьютеров и т.д.; транспортировка, упаковка, хранение товаров/доставка пакетированных грузов, хранение товаров, экспедирование грузов и т.д.; обеспечение пищевыми продуктами и напитками/услуги по приготовлению блюд и доставке их на дом, кафе, закусочные и т.д.), имеют сходное назначение, круг потребителей и условия оказания.
Учитывая установленное сходство заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1-2], а также однородность испрашиваемых товаров 09 и услуг 39, 43 классов МКТУ соответствующим товарам 09 и услугам 39, 42 классов МКТУ противопоставленных товарных знаков [1-2], их следует признать сходными до степени смешения.
Различные сферы деятельности, в частности, рынок сбыта услуг и область применения, заявителя и владельца противопоставленного товарного знака [2] не могут являться основным аргументом при определении однородности заявленных услуг, поскольку правовая охрана по противопоставленному товарному знаку [2] предоставлена в отношении услуг, являющихся однородными заявленным услугам 39, 43 классов МКТУ.
Сведения из сети Интернет, касающиеся деятельности владельцев противопоставленных товарных знаков [1-2], не могут служить основанием для снятия данных товарных знаков в качестве противопоставлений, поскольку на данный момент товарные знаки [1-2] являются действующими.
Коллегией были изучены представленные документы, касающиеся деятельности заявителя, в частности: публикации в открытой печати и сети Интернет, сведения о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, а также представленная Аналитическая записка "Торговый знак "Chiббis": вероятность смешения с другими торговыми знаками", в рамках которого исследовалась известность торгового знака "Chiббis" в целевой аудитории, вероятность смешения с другими сферами потребления, вероятность введения потребителя в заблуждение в отношении использования торгового знака. Следует отметить, что вопрос сходства с противопоставленными товарными знаками [1-2] в данном исследовании не оценивался.
Представленные сведения о деятельности заявителя не опровергают старшее право правообладателей сходных товарных знаков в отношении однородных товаров и услуг, ввиду чего представленные документы не устраняют требования в соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса.
Таким образом, проведенный анализ показал, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с противопоставленными товарными знаками [1-2] в отношении однородных товаров и услуг 09, 39, 43 классов МКТУ, и, следовательно, вывод Роспатента о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса следует признать правомерным.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 24.08.2023, оставить в силе решение Роспатента от 18.04.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 24 ноября 2023 г. по заявке N 2022764765/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru