Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 16 января 2024 г. по заявке N 2022727119/33
Заявка: |
2022727119/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
30.07.2023 |
Дата коллегии: |
16.11.2023 |
Дата утверждения: |
16.01.2024 |
Заявитель: |
Индивидуальный предприниматель Кирш Сергей Юрьевич |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454), рассмотрела поступившее 30.07.2023 возражение, поданное Кирш Сергеем Юрьевичем, Москва (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022727119, при этом установила следующее.
Комбинированное обозначение "" по заявке N 2022727119, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 26.04.2022, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров и услуг 03, 05, 35, 41, 42, 44 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) 19.04.2023 было принято решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022727119 в отношении товаров 03, 05 и услуг 41, 44 классов МКТУ. В отношении услуг 35, 42 классов МКТУ установлено несоответствие заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса в связи с тем, что оно сходно до степени смешения:
- с товарными знаками "", "
" по свидетельствам NN 610219, 611630 (приоритет: 03.08.2015), зарегистрированными на имя Общества с ограниченной ответственностью "Гравион", Москва, в отношении услуг 35, 42 классов МКТУ, однородных заявленным услугам 35, 42 классов МКТУ;
- со знаком "" по международной регистрации N 1181369 (приоритет: 15.05.2013), зарегистрированным на имя Gravotech Marking, Франция, охраняемым на территории Российской Федерации в отношении, в частности, услуг 35 класса МКТУ, однородных заявленным услугам 35 класса МКТУ.
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 30.07.2023, заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 19.04.2023. Доводы возражения сводятся к следующему:
- заявитель был лишен возможности представить свои аргументы в отношении установленной однородности заявленных услуг 35 и 42 классов МКТУ услугам 35 и 42 классов МКТУ противопоставленных товарных знаков, поскольку ему не были представлены соответствующие пояснения;
- заявитель полагает неправомерным вывод о сходстве до степени смешения заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков;
- заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки производят разное общее зрительное впечатление за счет разного композиционного построения и графического решения, при этом доминирующим элементом заявленного обозначения является словесный элемент "ГЕЛЬТЕК";
- заявленные услуги "демонстрация товаров; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продвижение продаж для третьих лиц; распространение образцов; оптовые и розничные магазины" относятся к услугам торговли, при этом они не являются однородными услугам, в отношении которых зарегистрированы товарные знаки по свидетельствам NN 610219, 611630;
- услуги "биохимические исследования; исследования медицинские; исследования технологические; исследования фармацевтические; лабораторные исследования; биологические и химические исследования; исследования в области косметологии; исследования в области химии; исследования в области химии и биологии; исследования и разработки фармацевтические; исследования лабораторные в области косметики; исследования лабораторные в области фармацевтики; исследования лабораторные в области химии; консалтинг в области фармацевтических исследований; научные и производственные исследования; научные исследования для медицинских целей; научные исследования и разработки; научные исследования и анализ; услуги по проведению фармацевтических исследований; исследования и разработки в области диагностических препаратов; исследования научные и разработки в области медицины; консультации, касающиеся исследований и разработок в области фармацевтики" направлены на оказание и развитие услуг в сфере медицины и косметологии, они не являются однородными противопоставленным услугам, поскольку имеют иные условия реализации, назначение, цели осуществления и круг потребителей, являются услугами разного рода, имеют разную природу, удовлетворяют разные потребности потребителей;
- с целью исключения однородности испрашиваемых услуг услугам противопоставленной международной регистрации N 1181369 заявитель готов скорректировать перечень услуг 35 класса МКТУ следующим образом: "демонстрация товаров 3 и 5 классов; презентация товаров 3 и 5 классов на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продвижение продаж товаров 3 и 5 классов для третьих лиц; распространение образцов товаров 3 и 5 классов; оптовые и розничные магазины по продаже товаров 3 и 5 классов";
- заявитель просит принять во внимание то обстоятельство, что в отношении аналогичного перечня услуг 35 класса МКТУ уже зарегистрирован товарный знак "" по свидетельству N 897650, в отношении которого заключен лицензионный договор с производителем профессиональной косметики, средств для ухода за веками, медицинских контактных сред для ультразвуковой и функциональной диагностики (https://geltek.ru/about/), в то время как деятельность правообладателя противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 610219, 611630 связана со строительством объектов бизнес и премиум-сегментов.
На основании изложенного заявитель просит устранить нарушение, допущенное при проведении экспертизы обозначения по заявке N 2022727119, а именно принять решение о регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении заявленных услуг 35 и 42 классов МКТУ.
С возражением представлены следующие материалы:
(1) копии писем, относящихся к делопроизводству по заявке N 2022727119 в период экспертизы заявленного обозначения;
(2) копии выписок из единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Гельтек" и ООО "Гравион".
На заседании коллегии по рассмотрению возражения, состоявшемся 05.09.2023, коллегией указано на обоснованность вывода об однородности заявленных услуг 35 и 42 классов МКТУ услугам 35 и 42 классов МКТУ противопоставленных регистраций. К протоколу заседания приобщены материалы, отражающие содержание сопоставляемых услуг 35 класса МКТУ и практику оценки их однородности.
Заявитель 29.09.2023 представил дополнение, в котором сообщил о согласии с логикой оценки однородности услуг 35 класса МКТУ, представленных в сопоставляемых перечнях. В то же время заявитель не согласен с признанием сходства между заявленным обозначением и противопоставленными товарными знаками, обратил внимание значительный размер словесного элемента в заявленном обозначении, отметив его доминирующую роль. По мнению заявителя, второстепенная роль изобразительного элемента заявленного обозначения обуславливает невозможность признания сходства в целом обозначения заявителя и противопоставленных товарных знаков (в качестве примера приведена практика, касающаяся рассмотрения спора в отношении иных товарных знаков).
В ходе рассмотрения возражения на основании пункта 45 Правил ППС коллегией были приведены дополнительные мотивы для отказа в регистрации заявленного обозначения, а именно: заявленное обозначение не соответствует пункту 10 статьи 1483 Кодекса, так как его элемент сходен до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам NN 611630, 610219 и знаком по международной регистрации N 1181369. Заявителю было предложено представить свое мнение по указанному мотиву коллегии.
В своем дополнении от 13.11.2023 заявитель отметил следующее:
- изобразительный элемент заявленного обозначения является стилизованным изображением циферблата часов и стрелки, что связано с деятельностью заявителя, занимающегося медицинскими исследованиями, производством и продажей косметики;
- изобразительный элемент заявленного обозначения существенным образом отличается от противопоставленных изобразительных товарных знаков, имеющих иные исполнение и смысловое содержание;
- изобразительный элемент заявленного обозначения включает изображение овальной формы, состоящее из абстрактных геометрических фигур, напоминающих линии разной длины, в центре которого расположен спорный фрагмент, и он должен рассматриваться в целом без разделения на части;
- благодаря выстроенной композиции, наличию различных деталей, словесного элемента в заявленном обозначении, сопоставляемые обозначение и товарные знаки не ассоциируются друг с другом в целом;
- с точки зрения восприятия обычным потребителем можно сделать вывод об очевидности отсутствия риска восприятия в качестве сходных заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков;
- конструкция заявленного обозначения является единой, ее части не воспринимаются независимо друг от друга;
- в части переквалификации несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 10, а не пункта 6 статьи 1483 Кодекса заявитель приводит выдержку из решения Роспатента, принятого по результатам рассмотрения возражения против предоставления правовой охраны изобразительному товарному знаку иного лица.
На основании приведенных доводов заявитель просил отменить решение Роспатента об отказе в регистрации товарного знака и принять решение о регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении "заявленных и скорректированных услуг 35 класса МКТУ, а также для услуг 42 класса МКТУ".
На заседании коллегии по рассмотрению возражения, состоявшемся 16.11.2023, заявитель пояснил, для каких услуг он оспаривает решение Роспатента от 19.04.2023, а именно: перечень испрашиваемых услуг 35 класса МКТУ заявитель просит принять в соответствии с формулировками, приведенными на странице 11 возражения (демонстрация товаров 3 и 5 классов; презентация товаров 3 и 5 классов на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продвижение продаж товаров 3 и 5 классов для третьих лиц; распространение образцов товаров 3 и 5 классов; оптовые и розничные магазины по продаже товаров 3 и 5 классов), а перечень испрашиваемых услуг 42 класса МКТУ заявитель просит принять с исключением из первоначально заявленного перечня услуг "научные и производственные исследования; научные исследования и разработки; научные исследования и анализ".
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия установила следующее.
С учетом даты подачи (26.04.2022) заявки N 2022727119 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, элементами которых являются охраняемые в соответствии с Кодексом средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения, а также объекты, указанные в пункте 9 статьи 1483 Кодекса.
Согласно пункту 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Согласно пункту 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное обозначение "" по заявке N 2022727119 является комбинированным, включает словесный элемент "ГЕЛЬТЕК", выполненный стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита, а также изобразительный элемент, расположенный над словом "ГЕЛЬТЕК" и представленный в форме композиции из линий, формирующих овал, в центре которого расположена незамкнутая фантазийная фигура.
Роспатентом принято решение от 19.04.2023 о регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении заявленных товаров 03, 05 и услуг 41 и 44 классов МКТУ, в соответствии с указанным решением заявителем оплачена пошлина за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него (выдано свидетельство N 950821).
Таким образом, решение Роспатента от 19.04.2023 оспаривается заявителем в части, затронутой отказом (заявленные услуги 35 и 42 классов МКТУ), с учетом корректировки, представленной 16.11.2023, а именно:
35 - демонстрация товаров 3 и 5 классов; презентация товаров 3 и 5 классов на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продвижение продаж товаров 3 и 5 классов для третьих лиц; распространение образцов товаров 3 и 5 классов; оптовые и розничные магазины по продаже товаров 3 и 5 классов;
42 - биохимические исследования; исследования медицинские; исследования научные; исследования технологические; исследования фармацевтические; лабораторные исследования; биологические и химические исследования; исследования в области косметологии; исследования в области химии; исследования в области химии и биологии; исследования и разработки фармацевтические; исследования лабораторные в области косметики; исследования лабораторные в области фармацевтики; исследования лабораторные в области химии; консалтинг в области фармацевтических исследований; научные исследования для медицинских целей; услуги по проведению фармацевтических исследований; исследования и разработки в области диагностических препаратов; исследования научные и разработки в области медицины; консультации, касающиеся исследований и разработок в области фармацевтики.
Вывод о невозможности регистрации заявленного обозначения "" в отношении части заявленных услуг основан на наличии товарных знаков "
", "
" по свидетельствам NN 610219, 611630, а также знака "
" по международной регистрации N 1181369.
Заявитель сообщил о своем несогласии с изменением коллегией квалификации данной ситуации, как подпадающей под положения пункта 10 статьи 1483 Кодекса, а не положения пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Вместе с тем указание дополнительных мотивов для отказа в регистрации заявленного обозначения в протоколе заседания от 03.10.2023 не означает снятия ранее приведенных мотивов, имеющихся в заключении по результатам экспертизы заявленного обозначения. В рассматриваемой ситуации соответствие заявленного обозначения обеим указанным нормам подлежит исследованию.
Сравнительный анализ заявленного обозначения, с одной стороны, и товарных знаков по свидетельствам NN 610219, 611630, знака по международной регистрации N 1181369, с другой стороны, показал следующее.
Основным индивидуализирующим элементом заявленного обозначения является словесный элемент "ГЕЛЬТЕК", а изобразительный элемент рассматриваемого обозначения является второстепенным по значимости. Второстепенная роль изобразительного элемента в составе обозначения в целом обусловлена тем, что потребитель, как правило, руководствуется впечатлениями, часто не четкими о знаке, виденном или слышанном ранее. И таким ориентиром, прежде всего, служит слово "ГЕЛЬТЕК" благодаря тому, что слова запоминаются при восприятии легче.
В то же время присутствующий в составе заявленного обозначения изобразительный элемент не является простым фоном для словесного элемента, а служит самостоятельным элементом, который, вопреки доводам заявителя, не имеет композиционной взаимосвязи со словом "ГЕЛЬТЕК" в качестве единой конструкции. Иными словами, изобразительный элемент заявленного обозначения выполнен автономно, обладает достаточными различительными признаками, вследствие чего не может рассматриваться как слабый элемент.
Анализ соответствия заявленного обозначения пунктам 6 и 10 статьи 1483 Кодекса проводится с учетом значимости положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Изобразительный элемент заявленного обозначения "" и противопоставленные товарные знаки "
", "
", "
" характеризуются сходством вида и характера изображений при совпадении формы центрального элемента.
С точки зрения заложенных в сравниваемые изображения понятий и идей также присутствует сходство, так как в обоих случаях смысловое восприятие изобразительных элементов сводится к изображению незамкнутого шестиугольника с линией, направленной внутрь фигуры. Представление заявителя о возможности восприятия изобразительного элемента заявленного обозначения в качестве стилизованного изображения циферблата часов и стрелки представляется субъективным.
Различия, на которые обращает внимание заявитель, связанные с использованием овала, дополнительных линий и присутствия разрыва между частями фигуры в заявленном обозначении, имеют место, однако, следует учитывать, что потребитель не имеет возможности сравнить два знака, а руководствуется представлениями о знаке, виденном ранее. При этом визуальное выделение спорного фрагмента в изобразительном элементе обозначения достигается за счет контрастного фона для его размещения.
Сопоставляемые изображения порождают общее сходное зрительное впечатление за счет одинакового расположения ломаных линий, образующих незамкнутую фигуру с четырьмя тупыми и одним острым углами.
Разная толщина линий изображений сравниваемых обозначений и наличие линий, формирующих овал вокруг фрагмента "" в заявленном обозначении, в данном случае не приводят к качественно разному уровню восприятию изображений, не формируют иной зрительный и / или смысловой образ. Данный вывод основан на общем композиционном решении изобразительного элемента заявленного обозначения.
Вышеизложенное позволяет коллегии прийти к выводу о том, что сравниваемые изобразительный элемент и товарные знаки ассоциируются друг с другом в целом, то есть являются сходными.
Вероятность смешения заявленного обозначения и товарных знаков по свидетельствам NN 610219, 611630, а также знака по международной регистрации N 1181369 определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров (см. пункт 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Испрашиваемые заявителем услуги 35 класса МКТУ "демонстрация товаров 3 и 5 классов; презентация товаров 3 и 5 классов на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продвижение продаж товаров 3 и 5 классов для третьих лиц; распространение образцов товаров 3 и 5 классов; оптовые и розничные магазины по продаже товаров 3 и 5 классов" относятся к родовой группе услуг "продвижение товаров для третьих лиц", поскольку под ним понимается совокупность разных мер, усилий, действий, предпринимаемых в целях повышения спроса на товары, увеличения их сбыта, расширения рыночного поля товаров (см. Информационное письмо Роспатента от 23.12.2011 N 2, приложенное к протоколу от 05.09.2023).
В свою очередь, такие услуги 35 класса МКТУ противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 610219, 611630, как "изучение рынка; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям; исследования маркетинговые" также относятся к группе услуг по продвижению товаров третьих лиц.
Так, "информация деловая" - это сведения о финансовой стороне деятельности предприятия, планы деятельности и развития предприятия, то есть широкий спектр информации, так или иначе связанной с ведением бизнеса, в частности, представляемой производителям товаров и услуг в целях эффективной организации их коммерческой деятельности, а также потребителям товаров и услуг, в целях оптимального выбора производителей товаров и услуг для вложения средств (см. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 29.03.2018 по делу N СИП-469/2017). Услуги "информация и советы коммерческие потребителям" имеют своей целью привлечение внимания и поддержание интереса к товару.
Под услугами маркетинга понимается совокупность действий, цель которых - убедить покупателей приобрести продукцию фирмы. Маркетинг включает проведение мероприятий по распространению и рекламированию выпускаемой продукции. Кроме того, он предполагает изучение рынка, для того чтобы определить вероятную реакцию покупателя на планируемые к производству новые продукты и выяснить, можно ли повысить привлекательность уже выпускаемых продуктов путем их модификации. В конечном счете никакой маркетинг не поможет продать те продукты, которые не нравятся покупателям; однако плохой маркетинг может привести к неудачам в сбыте продукта, который мог бы понравиться покупателям (Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М., см. https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/8874). Таким образом, услуги "изучение рынка" и "исследования маркетинговые" относятся к услугам маркетинга и направлены на продвижение товаров третьих лиц.
Исходя из изложенного, сравниваемые товары относятся к одной родовой группе, характеризуются одинаковыми кругом потребителей и условиями оказания, являются взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми.
В отношении довода возражения о разных областях фактической деятельности заявителя и правообладателя противопоставленных товарных знаков коллегия отмечает, что в соответствии с применяемой методологией оценки однородности сравнению подлежат услуги, представленные в перечнях заявки и свидетельств, а не фактические виды деятельности заявителя и правообладателя соответствующих товарных знаков.
Коллегия обращает внимание на то, что услуги противопоставленных регистраций представлены в общем виде, не имеют ограничения по оказанию их в отношении товаров какой-либо определенной категории. Следовательно, ограничение заявителем области оказания испрашиваемых услуг не приводит к исключению смешения, поскольку услуги противопоставленных перечней включают услуги, относящиеся к товарам 3 и 5 классов. Таким образом, заявленное обозначение включает элемент, сходный с противопоставленными товарными знаками по свидетельствам NN 610219, 611630, а услуги 35 классов МКТУ сопоставляемых перечней являются однородными, что обуславливает вывод о наличии вероятности смешения сравниваемых обозначений.
Заявленные услуги 42 класса МКТУ "биохимические исследования; исследования медицинские; исследования научные; исследования технологические; исследования фармацевтические; лабораторные исследования; биологические и химические исследования; исследования в области косметологии; исследования в области химии; исследования в области химии и биологии; исследования и разработки фармацевтические; исследования лабораторные в области косметики; исследования лабораторные в области фармацевтики; исследования лабораторные в области химии; научные исследования для медицинских целей; услуги по проведению фармацевтических исследований; исследования и разработки в области диагностических препаратов; исследования научные и разработки в области медицины" представляют собой услуги научных исследований в различных областях. Названные услуги и "услуги по промышленному анализу и научным исследованиям" противопоставленных регистраций NN 610219, 611630 относятся к одному роду, виду, имеют одинаковое назначение и условия оказания. Следует отметить, что конкретизация областей научных знаний, в отношении которых осуществляются исследования, не имеет значения для признания их однородными услугам противопоставленных регистраций, поскольку противопоставленные товарные знаки охраняются в отношении более широкой формулировки, следовательно, заявленные и противопоставленные услуги соотносятся между собой как вид-род, что предопределяет вывод об их однородности.
Заявленные услуги 42 класса МКТУ "консалтинг в области фармацевтических исследований; консультации, касающиеся исследований и разработок в области фармацевтики" являются сопутствующими по отношению к исследованиям в области фармацевтики. Поскольку формулировка "услуги по промышленному анализу и научным исследованиям" противопоставленных перечней, подразумевает любые исследования и не исключает услуги по исследованиям в области фармацевтики, то названные услуги испрашиваемого перечня также являются однородными услугам противопоставленных регистраций NN 610219, 611630, поскольку сравниваемые услуги имеют общие назначение, условия оказания, круг потребителей, являются взаимодополняемыми.
В свою очередь, заявленные услуги "консалтинг в области фармацевтических исследований; консультации, касающиеся исследований и разработок в области фармацевтики" в сравнении с услугами того же вида "консультации по вопросам архитектуры; консультации в области дизайна веб-сайтов", но оказываемыми в иных областях, могут рассматриваться в качестве неоднородных, поскольку имеются различия круга потребителей, условий оказания и назначения.
Таким образом, заявленное обозначение включает элемент, сходный с противопоставленными товарными знаками по свидетельствам NN 610219, 611630, а услуги 42 классов МКТУ сопоставляемых перечней являются однородными, что обуславливает вывод о наличии вероятности смешения сравниваемых обозначений.
Услуги противопоставленной регистрации N 1181369 "regroupement a l'exception de leur transport pour le compte de tiers de machines a marquer et a graver, de logiciels, de matieres a graver, dans un catalogue general de vente par correspondance ou a distance de marchandises, sur un site Internet, sur tout autre forme de media electronique de communication ou en boutiques" (группировка, за исключением их транспортировки от имени третьих лиц, маркировочных и гравировальных машин, программного обеспечения, материалов для гравировки, в общем каталоге почтовых или дистанционных продаж товаров, на веб-сайте, на любых других электронных носителях информации или в магазинах перевод с французского языка см. https://translate.yandex.ru/), "services fournis/rendus dans le cadre de commerce de detail de produits vendus a distance et notamment par correspondance a savoir de machines grave, de logiciels, de matieres a graver, d'accessoires et fourniture pour la gravure et de materiel de signalisation" (услуги, предоставляемые/оказываемые в рамках розничной торговли продуктами, продаваемыми дистанционно и, в частности, по почте, а именно: гравировальные станки, программное обеспечение, материалы для гравировки, принадлежности и принадлежности для гравировки и сигнальное оборудование перевод с французского языка см. https://translate.yandex.ru/), "ces services permettant aux consommateurs d'examiner et d'acheter ces marchandises commodement au moyen d'un catalogue de vente par correspondance, d'un site de vente a distance, ou d'un blog" (эти услуги, позволяющие потребителям удобно просматривать и приобретать такие товары с помощью каталога заказов по почте, сайта дистанционных продаж или блога перевод с французского языка см. https://translate.yandex.ru/) конкретизированы видами товаров, по отношению к которым они оказываются.
В свою очередь, все испрашиваемые услуги 35 класса МКТУ также конкретизированы видами товаров, по отношению к которым они оказываются. При этом маркировочные и гравировальные машины, программное обеспечение, материалы для гравировки не связаны с товарами 3 и 5 классов МКТУ. Услуги, оказываемые по отношению к названным товарам, имеют разный круг потребителей и не являются взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми. С учетом сказанного степень однородности сравниваемых услуг существенно снижена благодаря присутствующей в обоих перечнях конкретизации.
Таким образом, заявленное обозначение включает элемент, сходный с противопоставленным знаком по международной регистрации N 1181369, степень однородности услуг 35 классов МКТУ сопоставляемых перечней является низкой, что позволяет сделать вывод об отсутствии угрозы смешения заявленного обозначения и противопоставленного знака по международной регистрации N 1181369 в отношении услуг 35 класса МКТУ.
Проведенный анализ показал, что изобразительный элемент заявленного обозначения сходен до степени смешения с противопоставленными товарными знаками по свидетельствам NN 610219, 611630 в отношении всех испрашиваемых заявителем услуг 35 и 42 классов МКТУ, признанных однородными услугам 35 и 42 классов МКТУ противопоставленных товарных знаков, следовательно, заявленное обозначение для этих услуг не соответствует пункту 10 статьи 1483 Кодекса.
Что касается положений пункта 6 статьи 1483 Кодекса, то степень сходства сравниваемых заявленного обозначения в целом и противопоставленных товарных знаков снижается в связи с второстепенной ролью изобразительного элемента в составе заявленного обозначения. Вместе с тем данное обстоятельство не приводит к выводу об отсутствии нарушения положений пункта 6 статьи 1483 Кодекса, поскольку спорный элемент акцентирует на себе внимание, находясь в верхней части обозначения и имея крупный размер, при этом степень однородности услуг 35 и 42 классов МКТУ, указанных в заявке N 2022727119 и в свидетельствах NN 610219, 611630, является высокой, поскольку установлен такой критерий однородности, как общее "назначение услуг", который для услуг может быть определяющим вывод об однородности в целом. Одновременно степень однородности услуг 35 класса МКТУ, указанных в заявке N 2022727119 и в регистрации N 1181369, признана низкой.
В связи с этим заявленное обозначение является сходным до степени смешения с противопоставленными товарными знаками по свидетельствам NN 610219, 611630 в отношении однородных услуг 35 и 42 классов МКТУ, следовательно, не соответствует пункту 6 статьи 1483 Кодекса.
В отношении довода возражения о том, что на имя заявителя уже зарегистрирован товарный знак "" по свидетельству N 897650, коллегия отмечает, что данный факт не предопределяет аналогичного подхода по отношению к заявленному обозначению, поскольку оно имеет существенные отличия. В частности, коллегия обращает внимание на высокую вероятность восприятия в товарном знаке "
" изобразительного элемента в значении буквы "G", являющейся первой буквой основного словесного элемента знака, что не усматривается в заявленном обозначении, словесный элемент которого начинается с буквы, имеющей качественно иное визуальное отображение ("Г").
Что касается ссылки заявителя на спор в отношении иных товарных знаков, то он не относится к рассматриваемому обозначению и не подлежит учету.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 30.07.2023, изменить решение Роспатента от 19.04.2023 и отказать в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022727119 с учетом дополнительных оснований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 16 января 2024 г. по заявке N 2022727119/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru