Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 29 января 2024 г. по заявке N 2022746959
Заявка: |
2022746959 |
Название: |
LOOM BY RODINA |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
26.09.2023 |
Дата коллегии: |
13.12.2023 |
Дата утверждения: |
29.01.2024 |
Заявитель: |
Индивидуальный предприниматель Родина Светлана Анатольевна |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454), рассмотрела возражение, поступившее 26.09.2023, поданное Индивидуальным предпринимателем Родиной С.А., Москва (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022746959 (далее - решение Роспатента), при этом установлено следующее.
Обозначение "" по заявке N 2022746959, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 13.07.2022, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 25 класса МКТУ, указанных в перечне заявки.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности было принято решение от 26.05.2023 об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров (далее - решение Роспатента). Указанное решение Роспатента было основано на заключении по результатам экспертизы, которое мотивировано несоответствием заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Заявленное обозначение сходно до степени смешения с товарным знаком, включающим словесный элемент "LOOM", зарегистрированным под N 655818 с датой приоритета от 14.06.2017 на имя Новикова Дмитрия Владимировича, 302030, г. Орел, ул. Революции, д. 3/1, кв. 159, в отношении однородных товаров 25 класса МКТУ (см. "Открытые реестры", www1.fips.ru.).
Таким образом, заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака для заявленных услуг 43 класса МКТУ на основании пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
В поступившем возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, при этом доводы сводятся к следующему:
- заявитель активно использует обозначение "Loom by Rodina" с 2016 года для обозначения товаров и услуг своего бренда одежды;
- заявленное обозначение имеет широкую степень известности среди потребителей, товары, маркированные обозначением "Loom by Rodina", реализуются в магазине ЦУМ и ТЦ "Цветной" в г. Москве, цена за одно изделие в среднем составляет 20 000 рублей, потребителями являются женщины, приобретающие одежду для себя и имеющие достаток выше среднего уровня;
- противопоставленный товарный знак используется исключительно в отношении одежды для детей, продаваемой в средней и ниже средней ценовой категории, целевая аудитория - женщины и мужчины, являющиеся родителями детей до 12 лет, которые приобретают одежду для своих детей, среднего уровня достатка;
- обычный потребитель товаров, маркируемых обозначением "Loom by Rodina", и противопоставленным товарным знаком N 655818, категорически различается;
- экспертиза неверно определила доминирующий словесный элемент в заявляемом словесном обозначении "Loom by Rodina", а также сделала ошибочный вывод, что заявляемое обозначение "Loom by Rodina" и товарный знак N 655818 являются сходными до степени смешения;
- в сравниваемых обозначениях имеется единый совпадающий элемент - слово "loom", однако, само по себе слово "loom" имеет семантическое значение "ткатский станок", характерное для использования в сфере производства одежды и является обычной практикой, в отличие от других классов МКТУ, не связанных с производством одежды;
- употребление слова "loom", являющегося англоязычным термином, связанным с процессом производства одежды, при регистрации обозначения в отношении 25 класса МКТУ, связанного с одеждой, не придает обозначению достаточной различительной способности, чтобы его использование в различных обозначениях свидетельствовало бы о схожести обозначений до степени смешения;
- в заявленном обозначении определяющим и непосредственно создающим определенную устойчивую связь между товаром производителя - ИП Родиной С.А. и ее брендом одежды является словесный элемент "by Rodina";
- заявитель имеет фамилию Родина, которая является известной в модной индустрии (равно как и бренд одежды), кроме того, бренд заявителя ассоциируется именно с данной фамилией на протяжении более семи лет;
- заявитель имеет многочисленные публикации обзоров коллекций одежды "Loom by Rodina" в таких печатных изданиях как "Elle", "Vogue", "The Blueprint" и других широко известных СМИ, неоднократно давал интервью для "PEOPLETALK" (многоканальное развлекательное медиа о звездах и трендах); является постоянным участником модных показов, в том числе, на организованной Правительством г. Москвы Московской неделе моды в июне 2022 года, активно сотрудничает и поддерживает российские народные промыслы, в том числе, ООО фабрики НХП "Елецкие кружева" и ООО "Гжель славянские традиции";
- обозначение "Loom by Rodina" приобрело широкую известность, узнаваемость среди потребителей и ассоциацию с брендом именно данного российского дизайнера;
- наличие словесного элемента "by Rodina" является доминирующим, вносит значительный вклад в семантическое значение, предоставляет ассоциацию именно с брендом заявителя и непосредственно создает отличие от иных обозначений;
- в противопоставленном товарном знаке словесные элементы "Loom knits for happy kids" выполнены в оригинальной графической манере, что значительно ослабляет его сходство с заявленным обозначением;
- специфика и оригинальность графического обозначения слова "loom" дает основания утверждать, что элемент утратил словесный характер, в связи с чем его экспертиза должна проводиться с учетом требований, предъявляемых к изобразительным обозначениям, а значит, наличие сходства до степени смешения с заявленным на регистрацию полностью словесным обозначением абсолютно исключено;
- сопоставляемые обозначения используются для неоднородных товаров, кроме того, товары не являются взаимозаменяемыми, товары различаются по своему назначению (для взрослых и для детей), различаются конечные потребители;
- таким образом, сопоставляемые обозначения не являются сходными до степени в отношении однородных товаров.
На основании вышеизложенного заявитель просит отменить решение Роспатента и принять решение о государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров 25 класса МКТУ.
К возражению приложены следующие материалы:
- копия заявки на государственную регистрацию товарного знака от 13.07.2022 года N 2022746959 (1);
- решение о принятии заявки на государственную регистрацию товарного знака (знака обслуживания, коллективного знака) к рассмотрению от 07.11.2022 года (2);
- решение об отказе в государственной регистрации товарного знака от 26.05.2023 года N 2022746959/50 (3);
- публикации обзоров коллекций одежды "Loom by Rodina" в изданиях "Elle", "The Blueprint" и др. (4).
Изучив материалы дела и выслушав присутствующих на заседании коллегии, коллегия считает доводы возражения неубедительными.
С учетом даты (3.07.2022) поступления заявки N 2022746959 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Исходя из положений пункта 42 Правил, сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам.
Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение.
Графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание.
Смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное на регистрацию в качестве товарного знака обозначение "" по заявке N 2022746959 является словесным, содержащим словесные элементы "Loom by Rodina", выполненные буквами латинского алфавита. При этом в словесном элементе "Loom" первая буква "L" выполнена оригинальным шрифтом, более вытянута по горизонтали и находится на одной строке, под ним расположены элементы "by Rodina", выполненные мелким шрифтом. Правовая охрана заявленному обозначению испрашивается в отношении товаров 25 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N 655818 представляет собой комбинированное обозначение "", в центре которого расположен словесный элемент "loom", выполненный приписными буквами латинского алфавита оригинальным шрифтом. В начале снизу и в конце сверху указанного словесного элемента располагаются изобразительные элементы в виде пятиконечных звездочек и крестиков. Сверху и снизу от словесного элемента "loom" дугообразно расположены словесные элементы "knits for" и "happy kids", выполненные стандартным шрифтом буквами латинского алфавита. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров 24, 25 классов МКТУ.
Сопоставительный анализ заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака показал следующее.
Сравниваемые обозначения характеризуются фонетическим сходством, поскольку имеет место полное фонетическое вхождение словесного элемента "Loom" и состав противопоставленного товарного знака, включающего в себя также словесный элемент "loom". Вывод о фонетическом сходстве словесных элементов сравниваемых обозначений может быть достаточным для вывода о вероятности смешения.
С точки зрения семантического признака сходства было установлено следующее. Словесные элементы "Loom by Rodina" заявленного обозначения в переводе с английского языка на русский язык означают "ткацкий станок от Родиной" или "ткацкий станок, сделанный Родиной" (https://translate.google.com/). В противопоставленном товарном знаке словесные элементы "loom knits for happy kids" переводятся с английского языка на русский язык как "ткацкий станок вяжет для счастливых детей" (https://translate.google.com/). Таким образом, семантика, заложенная в сравниваемых обозначениях, различна.
Вместе с тем, в заявленном обозначении в первую очередь обращает на себя внимание словесный элемент "Loom". Несмотря на то, что он выполнен в оригинальной графической манере, данный словесный элемент хорошо прочитывается, узнаваем потребителями, занимает большую часть в обозначении. В противопоставленном товарном знаке композиционно наиболее запоминающимся элементом является словесный элемент "loom", который графически выделяется и располагается в центральной части обозначения, этот элемент прочитывается в первую очередь, поскольку остальные словесные элементы выполнены более мелким шрифтом. В силу сказанного коллегия приходит к выводу о том, что сравниваемые обозначения могут быть сближены по семантическому признаку сходства за счет включения в их состав одного и того же словесного элемента "loom", на который падает логическое ударение и который несет в себе основную смысловую нагрузку в обоих обозначениях.
Визуально сопоставляемые обозначения сближены, поскольку словесные элементы "Loom" и "loom" выполнены буквами одного латинского алфавита. Вместе с тем, учитывая, что заявленное обозначение является словесным, графический критерий не является определяющим.
Резюмируя вышеизложенное, коллегия констатирует сходство заявленного обозначения и противопоставленного ему товарного знака по свидетельству N 655818.
Следует учесть, что для констатации сходства обозначений наличие сходства по всем критериям (визуальный, звуковой, смысловой) не обязательно, так как соответствующие признаки учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункты 42 и 43 Правил).
Сравнительный анализ однородности заявленных товаров 25 класса МКТУ и товаров 25 класса МКТУ, в отношении которых зарегистрирован противопоставленный товарный знак по свидетельству N 655818 показал, что они являются однородными, поскольку соотносятся друг с другом как род-вид, объединены родовыми группами "одежда, обувь, головные уборы", следовательно, они имеют одно назначение, каналы реализации и одинаковый круг потребителей.
В отношении анализа однородности товаров, для которых испрашивается предоставление правовой охраны заявленному обозначению и в отношении которых зарегистрирован противопоставленный товарный знак, коллегия учитывала, что вероятность смешения заявленного обозначения и противопоставленного знака определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности этих товаров. При этом, смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения (см. пункт 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда). В рассматриваемом случае была установлена низкая степень сходства сравниваемых обозначений, но высокая степень однородности сравниваемых товаров, что может привести к высокой вероятности смешения данных товаров, маркированных сравниваемыми обозначениями, в гражданском обороте.
При этом для установления нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и заявленного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров, в связи с чем вывод о сходстве сравниваемых обозначений и об однородности вышеуказанных товаров, является достаточным основанием для вывода о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
В возражении указывается на различные сферы деятельности заявителя и владельца противопоставленного знака, в связи с чем, по мнению заявителя, отсутствует вероятность смешения сравниваемых видов товаров в гражданском обороте Российской Федерации. Однако, данный довод не может быть принят во внимание коллегией, поскольку в рамках рассмотрения настоящего возражения о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса, устанавливает тождество или сходство сравниваемых обозначений, а также анализируются перечни товаров и услуг, в отношении которых испрашивается предоставление правовой охраны заявленному обозначению и зарегистрирован противопоставленный знак, а не фактически осуществляемая деятельность.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 26.09.2023, оставить в силе решение Роспатента от 26.05.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 29 января 2024 г. по заявке N 2022746959
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru