Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 29 марта 2024 г. по заявке N 2021772048/33
Заявка: |
2021772048/33 |
Название: |
BEAUTY BITE |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
16.10.2023 |
Дата коллегии: |
07.02.2024 |
Дата утверждения: |
29.03.2024 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "БиоФудЛаб" |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 321-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 644/261, вступившими в силу с 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 16.10.2023 возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 887614, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "БиоФудЛаб", Москва (далее - лицо, подавшее возражение), при этом установила следующее.
Оспариваемый товарный знак "" по заявке N 2021772048 с приоритетом от 02.11.2021 зарегистрирован 17.08.2022 в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Госреестр) за N 887614 в отношении товаров 05, 29, 30 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ) на имя Общества с ограниченной ответственностью "БЬЮТИБАЙТ", 127473, Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Тверской, 1-й Волконский пер., д. 15, эт. 4, пом. I, комн. 5, оф. 2 (далее - правообладатель), информация о чем была опубликована 17.08.2022 в официальном бюллетене "Товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров" N 16 за 2022 год.
Согласно доводам возражения правовая охрана товарному знаку по свидетельству N 887614 для всех товаров предоставлена в нарушение требований пунктов 3 (1), 6 (2) статьи 1483 Кодекса.
Доводы ООО "БиоФудЛаб", приведенные как в возражении, так в уточнениях и дополнениях к нему, поступивших в корреспонденции от 31.10.2023, от 21.12.2023, а также на заседании коллегии 07.02.2024, сводятся к нарушению исключительного права ООО "БиоФудЛаб" на принадлежащие ему товарные знаки.
Исходя из доводов, лица, подавшего возражение, ООО "БиоФудЛаб" является правообладателем товарных знаков "" [1] по свидетельству N 951629 с приоритетом от 11.04.2022, "" [2] по свидетельству N 951628 с приоритетом от 11.04.2022, "" [3] по свидетельству N 806417 с приоритетом от 25.12.2019, "" [4] по свидетельству N 827355 с приоритетом от 18.01.2021, "" [5] по свидетельству N 786409 с приоритетом от 20.12.2019, "" [6] по свидетельству N 774319 с приоритетом от 01.11.2019, "" [7] по свидетельству N774315 с приоритетом от 25.02.2019, "" [8] по свидетельству N 774216 с приоритетом от 07.08.2019, "" [9] по свидетельству N 774214 с приоритетом от 07.08.2019, "" [10] по свидетельству N 750830 с приоритетом от 10.02.2019, "" [11] по свидетельству N 750388 с приоритетом от 12.04.2019, "" [12] по свидетельству N 747176 с приоритетом от 12.04.2019, "" [13] по свидетельству N 733253 с приоритетом от 25.02.2019, "" [14] по свидетельству N 621661 с приоритетом от 21.12.2015, "" [15] по свидетельству N 598427 с приоритетом от 08.10.2015, "" [16] по национальной регистрации в Китайской Народной Республике (далее - КНР) N 52643975 с приоритетом от 31.12.2021, образующими серию на основе словесного элемента "Bite" и зарегистрированные в отношении, в частности, товаров 05, 29, 30 классов МКТУ.
По мнению лица, подавшего возражение, оспариваемый товарный знак по свидетельству N 887614 является сходным до степени смешения с принадлежащей ему серией товарных знаков (1) - (16) за счет наличия в их составе словесных элементов "Bite", что было установлено в приложенном к возражению экспертном заключении.
ООО "БиоФудЛаб" осуществляет деятельность в сфере полезного питания, снеков, пищевых добавок, которые реализуются длительный период времени (с 2012 года) и маркируются обозначением "BITE".
Продукция ООО "БЬЮТИБАЙТ" находится в тех же классах МКТУ, что и товары ООО "БиоФудЛаб", занимают однородную нишу на рынке здорового питания и производства товаров из натуральных ингредиентов.
Оспариваемый товарный знак по свидетельству N 887614 со словесным элементом "Bite" способен ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров.
В адрес правообладателя оспариваемого товарного знака по свидетельству N 887614 направлялась претензия относительно нарушения принадлежащего ООО "БиоФудЛаб" исключительного права на средство индивидуализации, которая была проигнорирована.
Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, лицо, подавшее возражение, просит признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 887614 недействительным полностью.
В качестве иллюстрации доводов возражения лицом, его подавшим, представлены следующие материалы (копии):
- Заключение ООО "Версус.Лигал", подготовленное патентным поверенным Халиловой Н.В. по вопросу сходства товарного знака "Bite" по свидетельству N 806417, принадлежащего ООО "БиоФудЛаб", с товарным знаком "Beauty Bite" по свидетельству N 887614, принадлежащим ООО "БЬЮТИБАЙТ";
- Претензия в адрес ООО "БЬЮТИБАЙТ" исх. N 200/23-ЮР от 04.05.2023;
- Опись об отправке, трек-код, скан-копия конверта с возвратом;
- Ответ ООО "БЬЮТИБАЙТ" с электронной почты;
- Заявление ООО "БиоФудЛаб" о недобросовестной конкуренции в УФАС по г. Москве;
- Ответ УФАС по г. Москве от 15.09.2023 N ЕИ/39199/23;
- Скриншоты Интернет-страниц с указанием продукции, маркированной сравниваемыми товарными знаками со словесным элементом "Bite".
Правообладатель оспариваемого товарного знака по свидетельству N 887614, ознакомившись с поступившим возражением, представил свой отзыв с аргументами в защиту его правовой охраны, которые сводятся к отсутствию сходства до степени смешения сравниваемых обозначений.
В отзыве правообладателя приводится сопоставительный анализ оспариваемого товарного знака с каждым из приведенных в возражении противопоставлений и делается вывод об их несходстве по фонетическому, графическому и семантическому критериям сходства.
Правообладатель указывает на неправомерность противопоставления товарного знака [16], который имеет правовая охрана которого распространяется исключительно на территорию КНР.
Правообладатель не считает, что приложенное к возражению заключение патентного поверенного по вопросу сходства сравниваемых товарных знаков не может квалифицироваться в качестве убедительного доказательства по настоящему делу и не должно быть положено в основу решения административного органа, поскольку вопрос о сходстве спорного обозначения с товарными знаками является вопросом факта и специальных знаний для установления степени сходства обозначений не требуется.
Правообладатель полагает, что приведенный лицом, подавшим возражение, массив товарных знаков не является серией в соответствии с правовыми судебными подходами к оценке сходства товарных знаков.
Существует ряд товарных знаков со словесным элементом "BITE", зарегистрированных в отношении товаров 05, 29, 30 классов МКТУ на имя иных правообладателей, которые следует рассматривать в качестве правоприменительной практики Роспатента: "BITE" по международной регистрации N 746208 для товаров 05 класса МКТУ; "" по свидетельству N 712069 для товаров 29 класса МКТУ; "Let's bite" по международной регистрации N 1115564 для товаров 29 класса МКТУ; "" по свидетельству N 791931 для товаров 29 класса МКТУ; "" по свидетельству N 967963 для товаров 29.30 классов МКТУ; "" по свидетельству N 622273 для товаров 29, 30 классов МКТУ; "" по свидетельству N 460586 для товаров 30 класса МКТУ; "Bitec" по международной регистрации N 692534 для товаров 05, 29, 30 классов МКТУ, "" по свидетельству N 718601 для товаров 29, 30 классов МКТУ; "" по свидетельству N 306649 для товаров 30 класса МКТУ; "" по свидетельству N 581213 для товаров 29, 30 классов МКТУ.
Правообладатель в своем отзыве указывает на отсутствие документов, доказывающих способность фантазийного оспариваемого товарного знака по свидетельству N 887614 вызывать несоответствующие действительности представления о товаре и его производителе.
Что касается писем в УФАС по г. Москве, то они не имеют отношения к существу рассматриваемого спора.
В связи с изложенным правообладатель просит отказать в удовлетворении поступившего возражения и сохранить правовую охрану товарного знака по свидетельству N 887614.
Отзыв правообладателя сопровождается следующими документами (в копиях):
- Постановление Суда по интеллектуальным правам от 15.09.2022 по делу N СИП-187/2022, касающееся товарного знака "Золотой терруар";
- Определение Верховного суда Российской Федерации от 11.07.2019 по делу N 300-ЭС19-10529, касающееся обозначения "BLACK MONSTER ENERGY" по заявке N 2016716748;
- Решение Роспатента от 26.07.2022 по заявке N 2019724957, касающееся изобразительного товарного знака;
- Решение Роспатента от 31.12.2022 по заявке N 2016733467, касающееся товарного знака "BAIKALSEA".
Изучив материалы дела и заслушав присутствующих на заседании коллегии по рассмотрению поступившего возражения представителей сторон спора, коллегия пришла к следующим выводам.
С учетом даты приоритета (02.11.2021) оспариваемого товарного знака по свидетельству N 887614 правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
Как следует из требований подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Исходя из пункта 37 Правил, при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Исходя из положений пункта 42 Правил, сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Согласно пункту 43 Правил сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: 1) внешняя форма; 2) наличие или отсутствие симметрии; 3) смысловое значение; 4) вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и тому подобное); 5) сочетание цветов и тонов.
Признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Оспариваемый словесный товарный знак "" по свидетельству N 887614 с приоритетом от 02.11.2021 включает в свой состав словесные элементы, выполненные стандартным шрифтом заглавными и строчными буквами латинского алфавита. Товарный знак по свидетельству N 887614 зарегистрирован в отношении широкого перечня товаров 05, 29, 30 классов МКТУ:
05 класс МКТУ - волокна пищевые; гематоген; горчица для фармацевтических целей; добавки витаминные в виде пластырей; добавки минеральные пищевые; добавки пищевые; добавки пищевые белковые; добавки пищевые дрожжевые; добавки пищевые из альгината; добавки пищевые из глюкозы; добавки пищевые из казеина; добавки пищевые из лецитина; добавки пищевые из масла льняного семени; добавки пищевые из прополиса; добавки пищевые из протеина; добавки пищевые из пчелиного маточного молочка; добавки пищевые из пыльцы растений; добавки пищевые из ростков пшеницы; добавки пищевые из семян льна; добавки пищевые на основе порошка асаи; добавки пищевые с косметическим эффектом; добавки пищевые ферментные; дрожжи для фармацевтических целей; жир рыбий; иммуностимуляторы; йод для фармацевтических целей; йодиды для фармацевтических целей; йодиды щелочных металлов для фармацевтических целей; йодоформ; камень виннокислый для фармацевтических целей; камень винный для фармацевтических целей; капсулы для лекарств; капсулы для фармацевтических целей; кислоты для фармацевтических целей; кора деревьев для фармацевтических целей; кора мангрового дерева для фармацевтических целей; кора миробалана для фармацевтических целей; корни ревеня для фармацевтических целей; крахмал для диетических или фармацевтических целей; лактоза для фармацевтических целей; лосьоны для фармацевтических целей; магнезия для фармацевтических целей; мази для фармацевтических целей; мази от солнечных ожогов; молоко миндальное для фармацевтических целей; молоко сухое для детей; молочко маточное пчелиное для фармацевтических целей; молочные ферменты для фармацевтических целей; мука для фармацевтических целей; мука из льняного семени для фармацевтических целей; мука рыбная для фармацевтических целей; мята для фармацевтических целей; пастилки для фармацевтических целей; пектины для фармацевтических целей; препараты витаминные; препараты нутрицевтические для терапевтических или медицинских целей; препараты с алоэ вера для фармацевтических целей; препараты фармацевтические; препараты фармацевтические для лечения солнечных ожогов; продукты белковые пищевые для медицинских целей; продукты диетические пищевые для медицинских целей; продукты обработки хлебных злаков побочные для диетических и медицинских целей; продукты пищевые гомогенизированные для медицинских целей; продукты пищевые лиофилизированные для медицинских целей; продукты фармацевтические; прополис для фармацевтических целей; семя льняное для фармацевтических целей; сиропы для фармацевтических целей; смеси молочные сухие для детского питания; смеси питательные детские; снотворные; таблетки для загара; таблетки для подавления аппетита; таблетки для похудания; таблетки-антиоксиданты; чаи лекарственные; чаи травяные для медицинских целей; шампуни лечебные; шампуни сухие лечебные; эвкалипт для фармацевтических целей; экстракты растений для фармацевтических целей; экстракты хмеля для фармацевтических целей; эликсиры [фармацевтические препараты]; эфиры простые для фармацевтических целей; эфиры сложные для фармацевтических целей; эфиры сложные целлюлозные для фармацевтических целей; эфиры целлюлозы простые для фармацевтических целей; изделия фармацевтические, препараты медицинские и ветеринарные; питание диетическое и вещества для медицинских или ветеринарных целей, питание детское; добавки пищевые для человека и животных; молоко для фармацевтических целей, в том числе молоко обогащенное витаминами, молоко обогащенное витамином D; конфеты лечебные, в том числе конфеты, обогащенные кальцием;
29 класс МКТУ - агар-агар для кулинарных целей; алоэ вера, приготовленное для употребления в пищу; альгинаты для кулинарных целей; арахис обработанный; варенье имбирное; варенье цитрусовое; гуакамоле; желе мясное; желе пищевое; желе фруктовое; жир кокосовый; закуски легкие на основе фруктов; заменители молока; изделия из сои порционные/котлеты соевые; изделия из тофу порционные/котлеты из тофу; йогурт; кефир; коктейли молочные; композиции из обработанных фруктов; компоты; концентраты бульонные; концентраты овощные для приготовления пищи; масло арахисовое; масло какао пищевое; масло кокосовое жидкое пищевое; масло кокосовое твердое; масло кукурузное пищевое; масло кунжутное пищевое; масло льняное пищевое; масло оливковое первого холодного отжима пищевое; масло оливковое пищевое; масло рапсовое пищевое; масло сливочное; миндаль толченый; молоко; молоко арахисовое; молоко арахисовое для кулинарных целей; молоко кокосовое; молоко кокосовое для кулинарных целей; молоко миндальное; молоко миндальное для кулинарных целей; молоко овсяное; молоко рисовое; молоко рисовое для кулинарных целей; молоко с повышенным содержанием белка; напитки молочнокислые; напитки молочные с преобладанием молока; напитки на основе арахисового молока; напитки на основе кокосового молока; напитки на основе миндального молока; овощи сушеные; овощи, подвергнутые тепловой обработке; орехи ароматизированные; орехи засахаренные; орехи кокосовые сушеные; орехи обработанные; продукты молочные; продукты рыбные пищевые; пудинг белый; салаты овощные; салаты фруктовые; семена обработанные; семена подсолнечника обработанные; сливки [молочный продукт]; сливки взбитые; сливки растительные; смеси жировые для бутербродов; сметана; спреды на основе овощей; спреды на основе орехов; сырники; сыры; тахини; творог; творог соевый/тофу; темпе; хумус; чипсы картофельные; чипсы картофельные низкокалорийные; чипсы фруктовые; экстракты водорослей пищевые; батончики питательные на основе злаков; батончики питательные на основе орехов; батончики питательные на основе сухофруктов; батончики питательные на основе фруктов; батончики питательные на основе личинок насекомых; батончики питательные на основе орехов и сухофруктов; батончики питательные пробиотические на основе злаков; батончики питательные пробиотические на основе йогурта; батончики питательные пробиотические на основе орехов; батончики питательные пробиотические на основе молока; батончики питательные пробиотические на основе миндаля; батончики питательные пробиотические на основе сои; батончики питательные пробиотические на основе молочных продуктов;
30 класс МКТУ - батончики злаковые; батончики злаковые с высоким содержанием белка; блины; блины пикантные; вафли; вещества подслащивающие натуральные; закуски легкие на основе риса; закуски легкие на основе хлебных злаков; заменители кофе растительные; заправки для салатов; изделия кондитерские из сладкого теста, преимущественно с начинкой; изделия кондитерские мучные; изделия кондитерские на основе арахиса; изделия кондитерские на основе миндаля; изделия кондитерские сахаристые; изделия кондитерские фруктовые; киноа обработанная; крекеры; крекеры рисовые; мороженое; мука ореховая; муссы десертные [кондитерские изделия]; муссы шоколадные; мюсли; орехи в шоколаде; печенье; печенье кокосовое; печенье сухое; продукты на основе овса; пряники; смеси для пикантных блинов; спреды на основе шоколада; спреды шоколадные с орехами; тортиллы; халва; хлеб безглютеновый; цикорий [заменитель кофе]; чай; шоколад; кофе, чай, какао и заменители кофе; хлеб, выпечка и изделия кондитерские; батончики кондитерские; батончики мюсли; батончики нуги; батончики шоколадные; батончики на основе пробиотиков из злаков; батончики нуги в шоколаде; батончики овсяные [лепешки]; батончики питательные в основном из шоколада; батончики питательные на основе гранолы; батончики шоколадные с начинкой; батончики энергетические на основе злаков; батончики питательные на основе шоколада; батончики питательные на основе пробиотиков; батончики питательные на основе мюсли; батончики питательные пробиотические на основе какао; батончики питательные пробиотические на основе кофе; батончики питательные пробиотические на основе мюсли; батончики питательные пробиотические на основе шоколада; батончики энергетические, за исключением диетических или медицинских; батончики энергетические на основе злаков, содержащие личинки насекомых; батончики энергетические на основе злаков, содержащие насекомых; екан [батончики из прессованной сладкой желеобразной пасты].
Необходимо отметить, что в соответствии с порядком оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку, установленным положениями пункта 2 статьи 1513 Кодекса, возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку подается заинтересованным лицом.
Основанием для подачи возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 887614 явилось, имеющееся, по мнению ООО "БиоФудЛаб", нарушение его исключительного права на серию товарных знаков [1] - [16], в основу которых положен словесный элемент "Bite", и вероятность возникновения в этой связи не соответствующего действительности представления об изготовителе товаров, сопровождаемых оспариваемым товарным знаком. Наличие у лица, подавшего возражение, права на товарные знаки, с которыми, как оно полагает, оспариваемый товарный знак сходен до степени смешения, позволяет признать ООО "БиоФудЛаб" заинтересованным в подаче возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 887614 лицом. О спорных взаимоотношениях между лицом, подавшим возражение, и правообладателем в отношении принадлежащих им средств индивидуализации свидетельствуют упомянутые в возражении претензионные письма и обращение в УФАС по г. Москве.
В свою очередь анализ по существу приведенных в возражении доводов относительно нарушения исключительного права ООО "БиоФудЛаб" на серию товарных знаков [1] - [16] показал следующее.
Противопоставленные товарные знаки "" [1] по свидетельству N 951629 и "" [2] по свидетельству N 951628 с приоритетом от 11.04.2022 являются комбинированным, включают в свой состав словесные элементы, выполненные буквами латинского алфавита в оригинальной графической манере. Словесные элементы являются значимыми, имеют следующее смысловое значение в английском языке: "bio 1" - биологический; "developed by 2" - разработано; "take 3" - принять, брать; "bite 4" - укус; кусок (пищи); завтрак, легкая закуска; кусать; "take a bite 5" - откусить кусочек, надкусывать, выкусывать; "bitey 6" - "кусачий, кусака". Товарные знаки зарегистрированы, в частности, в отношении товаров 05, 29, 30 классов МКТУ.
------------------------------
1 См. онлайн перевод, https://translate.yandex.ru/dictionary/Английский-Русский/bio.
2 См. онлайн перевод, https://translate.yandex.ru/?source_lang=en&target_lang=ru&text=developed%20by.
3 См. онлайн перевод, https://translate.yandex.ru/?source_lang=en&target_lang=ru&text=take.
4 См. онлайн перевод, https://translate.yandex.ru/?source_lang=en&target_lang=ru&text=bite; https://translate.academic.ru/bite/en/ru/.
5 См. онлайн перевод, https://translate.yandex.ru/?source_lang=en&target_lang=ru&text=take%20a%20bite, https://translate.academic.ru/take%20a%20bite/ru/en/.
6 См. онлайн перевод, https://www.translate.ru/перевод/английский-русский/bitey; https://context.reverso.net/перевод/английский-русский/bitey/.
------------------------------
Противопоставленный товарный знак "" [3] по свидетельству N 806417 с приоритетом от 25.12.2019 является комбинированным, выполнен буквами латинского алфавита оригинальным шрифтом. Слово "bite" является значимым, его смысловое значение приводится выше. Товарный знак зарегистрирован, в частности, в отношении товаров 05, 29, 30 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" [4] по свидетельству N 827355 с приоритетом от 18.01.2021 является словесным, включает в свой состав словесные элементы, выполненные буквами латинского алфавита стандартным шрифтом. Все словесные элементы являются значимыми лексическими единицами английского языка, где значение слова "bite" приводится выше, а словосочетание "better for you 7" означает "лучшее для тебя". Товарный знак зарегистрирован, в частности, в отношении товаров 05, 29, 30 классов МКТУ.
------------------------------
7 См. онлайн перевод, https://translate.yandex.ru/?source_lang=en&target_lang=ru&text=better%20for%20you.
------------------------------
Противопоставленный словесный товарный знак "" [5] по свидетельству N 786409 с приоритетом от 20.12.2019 включает в свой состав словесные элементы, выполненные буквами латинского и кириллического алфавитов стандартным шрифтом и имеющие семантику в английском и русском языках. Товарный знак зарегистрирован, в частности, в отношении товаров 05, 29, 30 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" [6] по свидетельству N 774319 с приоритетом от 01.11.2019 является комбинированным, включает в свой состав словесные элементы, выполненные буквами латинского алфавита в оригинальной графической манере. Словесные элементы "take", "bite", "take a bite" являются значимыми лексическими единицами английского языка, их смысловое значение указано выше, а слово "sparkle 8" означает "сияние, блеск, искриться". Товарный знак зарегистрирован, в частности, в отношении товаров 05, 29, 30 классов МКТУ.
------------------------------
8 См. онлайн перевод, https://translate.yandex.ru/?source_lang=en&target_lang=ru&text=sparkle.
------------------------------
Противопоставленный товарный знак "" [7] по свидетельству N 774315 с приоритетом от 25.02.2019 является комбинированным, включает в свой состав словесные элементы, выполненные буквами латинского алфавита в оригинальной графической манере. Словесные элементы "take", "bite", "take a bite" являются значимыми лексическими единицами английского языка, их смысловое значение указано выше, а слово "cyber 9" означает "кибер, кибернетический". Товарный знак зарегистрирован, в частности, в отношении товаров 05, 29, 30 классов МКТУ.
------------------------------
9 См. онлайн перевод, https://translate.yandex.ru/?source_lang=en&target_lang=ru&text=cyber.
------------------------------
Противопоставленные товарные знаки "" [8] по свидетельству N 774216 с приоритетом от 07.08.2019, "" [15] по свидетельству N 598427 с приоритетом от 08.10.2015 являются комбинированными, включают в свой состав словесные элементы, выполненные буквами латинского алфавита в оригинальной графической манере. Словесные элементы "take", "bite", "take a bite" являются значимыми лексическими единицами английского языка, их смысловое значение указано выше. Товарный знак [8] зарегистрирован, в частности, в отношении товаров 05, 29, 30 классов МКТУ, а товарный знак [15] - для товаров 29, 30 классов МКТУ.
Противопоставленные товарные знаки "" [9] по свидетельству N 774214 с приоритетом от 07.08.2019 и товарный знак "" [14] по свидетельству N 621661 с приоритетом от 21.12.2015 являются комбинированными, включают в свой состав словесные элементы, выполненные буквами латинского алфавита в оригинальной графической манере. Словесные элементы "take", "bitey" являются значимыми лексическими единицами английского языка, их смысловое значение указано выше. Товарный знак [9] зарегистрирован, в частности, в отношении товаров 05, 29, 30 классов МКТУ, а товарный знак [14] - для товаров 29, 30 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" [10] по свидетельству N 750830 с приоритетом от 10.02.2019 является словесным, включает в свой состав словесные элементы, выполненные буквами латинского алфавита стандартным шрифтом. Словесные элементы "cyber", "bite" являются значимыми лексическими единицами английского языка, их смысловое значение указано выше. Товарный знак зарегистрирован, в частности, в отношении товаров 05, 29, 30 классов МКТУ.
Противопоставленные товарные знаки "" [11] по свидетельству N 750388 с приоритетом от 12.04.2019 и "" [12] по свидетельству N 747176 с приоритетом от 12.04.2019 являются комбинированными, включает в свой состав словесные элементы, выполненные буквами латинского алфавита в оригинальной графической манере. Словесные элементы "take", "bite", "take a bite" являются значимыми лексическими единицами английского языка, их смысловое значение указано выше, а слово "slim 10" означает "тонкий, небольшой, узкий". Товарные знаки зарегистрированы в отношении товаров 29, 30 классов МКТУ.
------------------------------
10 См. онлайн перевод, https://translate.yandex.ru/?source_lang=en&target_lang=ru&text=slim.
------------------------------
Противопоставленный товарный знак "" [13] по свидетельству N 733253 с приоритетом от 25.02.2019 является комбинированным, включает в свой состав словесные элементы, выполненные буквами латинского алфавита в оригинальной графической манере. Словесные элементы "take", "slim", "bite", "take a bite" являются значимыми лексическими единицами английского языка, их смысловое значение указано выше. Товарный знак зарегистрирован, в частности, в отношении товаров 05, 29, 30 классов МКТУ.
Противопоставленный комбинированный товарный знак "" [16] согласно доводам возражения зарегистрирован в КНР за N 52643975 с приоритетом от 31.12.2021 для товаров 29 класса МКТУ.
Необходимо указать, что, исходя из даты (02.11.2021) приоритета оспариваемого товарного знака по свидетельству N 887614, не могут быть учтены в качестве противопоставлений товарные знаки [1] по свидетельству N 951629 и [2] свидетельству N 951628 с приоритетом от 11.04.2022, поскольку они имеют более позднюю дату приоритета, чем оспариваемый товарный знак.
Также не может учитываться в качестве противопоставления товарный знак [16], зарегистрированный в КНР за N 52643975 с приоритетом от 31.12.2021. Регистрация права на товарный знак носит территориальный характер, то есть право на охрану своего товарного знака правообладатели имеют только в тех странах, в которых они получили свидетельство о регистрации своего товарного знака в соответствующих регистрационных органах. В этой связи правовая охрана товарного знака, зарегистрированного в КНР, не распространяется на территорию Российской Федерации.
Таким образом, в качестве противопоставлений учитываются только товарные знаки [3] - [15].
При сопоставительном анализе товарных знаков коллегия руководствуется сложившейся правоприменительной судебной практикой относительно вопроса сходства товарных знаков и однородности товаров, сформулированной в пункте 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ), согласно которой для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
При наличии соответствующих доказательств суд, определяя вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения, оценивает и иные обстоятельства, в том числе: используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров; длительность и объем использования товарного знака правообладателем; степень известности, узнаваемости товарного знака; степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены); наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом.
Оспариваемый товарный знак по свидетельству N 887614 включает в свой состав два словесных элемента "Beauty" и "Bite", которые имеют англоязычное происхождение. Слово "Beauty 11" (произносится как [бьюти]) является существительным и в переводе означает "красота, красавица". Слово "Bite" (произносится как [байт]), как отмечалось выше, обладает несколькими значениями, среди которых: "укус; кусок (пищи); завтрак, легкая закуска; кусать".
------------------------------
11 См. онлайн словари на портале Академик.ру, https://translate.academic.ru/beauty/en/ru/.
------------------------------
Учитывая выше проведенные смысловые значения, не представляется возможным сделать вывод о том, что слова "Beauty" и "Bite" образуют осмысленное словосочетание. В этой связи можно говорить о независимом восприятии этих словесных элементов в составе оспариваемого товарного знака, что обуславливает необходимость проведения сопоставительного анализа по каждому из названных слов в отдельности.
Что касается противопоставленных товарных знаков "" [3], "" [4], "" [5], "" [6], "" [7], "" [8], "" [9], "" [10], "" [11], "" [12], "" [13], "" [14], "" [15], то они представляют собой группу (серию), построенную на основе входящих в их состав словесных элементов "Bite"/"Bitey".
Исходя из пункта 33 "Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав", утвержденного Президиум Верховного Суда Российской Федерации 23.09.2015, под группой (серией) товарных знаков одного правообладателя следует понимать зависимые друг от друга, связанные между собой наличием одного и того же доминирующего словесного или изобразительного элемента, имеющих фонетическое и семантическое сходство, а также несущественные графические отличия, не изменяющие сущность знаков.
В данном случае лицо, подавшее возражение, обладает исключительным правом на товарные знаки, которые объединены двумя словесными элементами "Bite" (произносится как [байт]) и "Bitey" (произносится как [байти]), которые, являясь однокоренными словами английской лексики, характеризуются фонетическим и семантическим сходством ("кусок, кусать" и "кусачий, кусака"), а также выполнены буквами латинского алфавита, при этом в подавляющем количестве противопоставленных товарных знаков указанные словесные элементы имеют одинаковое шрифтовое исполнение.
Следует констатировать, что образующий серию товарных знаков [3], [4], [6], [7], [8], [10], [11], [12], [15] словесный элемент "Bite" полностью входит в состав оспариваемого товарного знака по свидетельству N 887614. При этом наличие в составе противопоставленных товарных знаков иных словесных элементов ("take", "better for you", "cyber", "sparkle", "slim"), не изменяет семантику слова "Bite", на которое падает логическое ударение и акцентируется внимание потребителей в первую очередь.
Что касается противопоставленных товарных знаков [5], [9], [14] со словесным элементом "Bitey", то они воспринимается в качестве продолжения серии товарных знаков ООО "БиоФудЛаб" за счет наличия сходства фонетики, семантики и графики слов "Bite"/"Bitey". Словесный элемент "Bitey", как и слово "Bite" противопоставленной серии товарных знаков акцентирует на себе внимание потребителя, вызывает те же звуковые, фонетические и визуальные ассоциации, что и индивидуализирующий словесный элемент "Bite" в составе оспариваемого товарного знака по свидетельству N 887614.
Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о наличии сходства сравниваемых товарных знаков в целом, несмотря на отдельные отличия в виде элемента "Beauty".
Примеры регистраций товарных знаков "BITE" по международной регистрации N 746208, "" по свидетельству N 712069, "Let's bite" по международной регистрации N 1115564, "" по свидетельству N 791931, "" по свидетельству N 967963, "" по свидетельству N 622273, "" по свидетельству N 460586, "Bitec" по международной регистрации N 692534, "" по свидетельству N 718601, "" по свидетельству N 306649, "" по свидетельству N 581213, приведенные правообладателем в обоснование своей позиции о возможности сосуществования товарных знаков со словесным элементом "Bite", не опровергают наличие сходства между оспариваемым и противопоставленными товарными знаками по настоящему делу. Следует упомянуть, что в ряде указанных правообладателем регистраций спорный словесный элемент употребляется в совокупности с другими словесными элементами, в результате чего образуется словосочетание с определенным смыслом, понятным потребителю. В иных упомянутых регистрациях словесный элемент "Bite" отсутствует в принципе.
Что касается знака по международной регистрации N 746208, то на территории Российской Федерации в отношении спорных товаров 05, 29, 30 классов МКТУ правовая охрана ему не предоставлена.
Вместе с тем, как известно, на вероятность смешения товарных знаков оказывает влияние как степени их сходства, так и степень однородности товаров, для индивидуализации которых они предназначены.
Так, анализ товаров 05, 29, 30 класса МКТУ, приведенных в перечнях оспариваемого и противопоставленных товарных знаков [3] - [15], показал, что они либо идентичны, либо однородны, т.к. относятся к одним и тем же родовым группам - пищевым добавкам, продуктам фармацевтики, а также широкому спектру продуктов питания, среди которых диетическая продукция и продукция для здорового питания, различные закуски, снеки. Сопоставляемые товары имеют одинаковое назначение и круг потребителей (предназначены для утоления жажды), а также условия реализации (находится в одних и тех же местах продажи в торговых точках и онлайн магазинах). Высокую степень однородность сопоставляемых товаров правообладатель не оспаривает.
В силу наличия высокой степени сходства и однородности товаров, для индивидуализации которых предназначены сравниваемые обозначения, оспариваемый товарный знак по свидетельству N 887614 признается сходным до степени смешения с указанными в возражении товарными знаками [3] - [15], принадлежащими ООО "БиоФудЛаб", что обуславливает вывод о его несоответствии требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса для всех товаров 05, 29, 30 классов МКТУ.
В части доводов возражения о несоответствии оспариваемого знака по свидетельству N 887614 требованиям, установленным пунктом 3 (1) статьи 1483 Кодекса, необходимо отметить следующее.
Согласно сложившейся правовой позиции суда, сформулированной в Информационной справке, подготовленной по результатам анализа и обобщения судебной практики Суда по интеллектуальным правам в качестве Суда первой и кассационной инстанций с учетом практики Верховного Суда Российской Федерации по вопросам, возникающим при применении положений пунктов 1 и 3 статьи 1483 Кодекса, утвержденной постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 05.04.2017 N СП-23/10, способность введения в заблуждение элементами обозначений и обозначением в целом не является очевидной и, как правило, определяется через ассоциативный ряд при восприятии потребителем обозначения, вызывая у него различные представления о товаре и изготовителе.
Сам по себе факт использования обозначения до даты подачи заявки на товарный знак иным производителем не свидетельствует о возможности введения потребителя в заблуждение относительно производителя товара.
С учетом изложенного для вывода о возможности введения потребителей в заблуждение через ассоциацию с иным производителем товара, основанную на предшествующем опыте, необходимо наличие доказательств, подтверждающих: 1) введение в гражданский оборот товаров со сходным обозначением иным производителем; 2) возникновение (и сохранение) у потребителей стойкой ассоциативной связи между самим товаром и его предшествующим производителем.
Коллегия приняла к сведению довод возражения о деятельности ООО "БиоФудЛаб" и ООО "БЬЮТИБАЙТ" в сфере производства закусок и снековой продукции. Так, в материалах возражения содержатся распечатки из сети Интернет, с фотографиями злаковых батончиков, сопровождаемых товарными знаками лица, подавшего возражение, и правообладателя. Между тем эти распечатки не содержат данных, из которых бы усматривалось, что потребитель на дату (02.11.2021) приоритета оспариваемого товарного знака по свидетельству N 887614 ассоциировал его исключительно с деятельностью ООО "БиоФудЛаб".
Таким образом, изучив все материалы дела в совокупности, коллегия не усматривает наличия причин для вывода о том, что на дату приоритета оспариваемого товарного знака по свидетельству N 887614 он был способен вводить потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров 05, 29, 30 классов МКТУ по смыслу требований, изложенных в пункте 3 (1) статьи 1483 Кодекса.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 16.10.2023, признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 887614 недействительным полностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 29 марта 2024 г. по заявке N 2021772048/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru