Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 29 мая 2024 г. по заявке N 2022716379
Заявка: |
2022716379 |
Название: |
ДОМ - СУШИ |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
07.03.2024 |
Дата коллегии: |
18.04.2024 |
Дата утверждения: |
29.05.2024 |
Заявитель: |
Индивидуальный предприниматель Ракитин Павел Игоревич |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454), рассмотрела возражение, поступившее в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 07.03.2024, поданное Индивидуальным предпринимателем Ракитиным Павлом Игоревичем, Московская область, г. Балашиха (далее - заявитель), на решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022716379, при этом установлено следующее.
Государственная регистрация товарного знака "" по заявке N 2022716379, поданной 16.03.2022, испрашивалась на имя заявителя в отношении товаров и услуг 30, 43 классов МКТУ, приведенных в перечне заявки.
Роспатентом 16.05.2023 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака. Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака ввиду несоответствия требованиям пунктов 1, 3, 6 статьи 1483 Кодекса.
В заключении по результатам экспертизы отмечено, что заявленное обозначение является сходным до степени смешения с изобразительным элементом товарного знака "" по свидетельству N 694196 с приоритетом от 11.05.2018, зарегистрированным на имя Индивидуального предпринимателя Конновой Юлии Олеговны, 607224, Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Короленко, 22, кв. 4, в отношении однородных товаров и услуг 30, 43 классов МКТУ.
Также экспертизой отмечено, что входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "ДОМ - СУШИ", как указывает заявитель в графе (526), не обладает различительной способностью, в связи с чем, является неохраняемым на основании положений пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Применительно к заявленным товарам 30 класса МКТУ словесный элемент "СУШИ" (блюдо традиционной японской кухни, приготовленное из риса с уксусной приправой и различных морепродуктов, а также других ингредиентов (см. Интернет: https://kartaslov.ru/значение-слова/суши), будет вводить потребителя в заблуждение относительно вида производимых товаров на основании положений пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
В возражении, поступившем 07.03.2024, заявитель отметил, что Решением Роспатента от 28.12.2023 правовая охрана товарного знака по свидетельству N 694196 признана недействительной полностью в связи с его несоответствием требованиям подпункта 1 пункта 9 статьи 1483 Кодекса. Исходя из этого, данный товарный знак не является препятствием для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.
На основании вышеизложенного заявитель просит изменить решение Роспатента от 16.05.2023 и зарегистрировать товарный знак в отношении уточненного перечня, а именно для услуг 43 класса МКТУ (перечень был скорректирован на заседании коллегии 18.04.2024).
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты подачи (16.03.2022) заявки N 2022716379 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии c пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 1483 Кодекса указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно пункту 37 Правил к ложным или способным ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Согласно пункту 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Согласно пункту 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам.
Согласно пункту 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное обозначение по заявке N 2022716379 представляет собой комбинированное обозначение "", включающее словесные элементы "ДОМ-СУШИ", размещенные на двух строках друг под другом и выполненные оригинальным шрифтом буквами русского алфавита черного цвета. Слева от словесных элементов размещено стилизованное изображение дома, выполненного в виде квадрата красного цвета, заключенного в квадрат большего размера с контуром черного цвета. Над квадратами размещены две пересекающиеся под углом две прямые линии черного цвета.
Правовая охрана заявленного обозначения испрашивается в отношении скорректированного перечня, а именно для услуг 43 класса МКТУ "закусочные; кафе; кафетерии; рестораны; рестораны самообслуживания; услуги по приготовлению блюд и доставки их на дом".
Словесный элемент "ДОМ-СУШИ" является элементом, характеризующим испрашиваемые услуги, то есть относится к элементам, не обладающим различительной способностью согласно пункту 1 статьи 1483 Кодекса. Данный элемент может быть включен в состав товарного знака в качестве неохраняемого элемента, что заявитель в возражении не оспаривает.
Поскольку заявитель сократил свои требования до услуг 43 класса МКТУ, довод экспертизы о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса, как способного вводить потребителя в заблуждение относительно вида товаров 30 класса МКТУ, которые не являются товаром "суши", может быть снят.
Регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака для услуг 43 классов МКТУ в рамках требований пункта 6 статьи 1483 Кодекса препятствует комбинированный товарный знак "" по свидетельству N 694196, включающий размещенные на двух строках друг под другом словесные элементы "SUSHI HOUSE", выполненные стандартным шрифтом буквами латинского алфавита черного цвета. Слева от словесных элементов размещено стилизованное изображение дома, выполненного в виде квадрата красного цвета, заключенного в квадрат большего размера с контуром черного цвета. Над квадратами размещены две пересекающиеся под углом две прямые линии черного цвета. Под указанными элементами выполнено словосочетание "Паназиатская кухня".
Заявитель не оспаривает установленное Роспатентом сходство сравниваемых обозначений, а также однородность услуг, представленных в их перечнях.
В возражении заявителем обращено внимание на следующее обстоятельство, которое не могло быть учтено при принятии Роспатентом решения от 16.05.2023.
Согласно данным Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации правовая охрана товарного знака по свидетельству N 694196 на основании решения Роспатента от 28.12.2023 признана недействительной полностью.
Таким образом, противопоставление товарного знака по свидетельству N 694196 заявителем преодолено. Следовательно, товарный знак по заявке N 2022716379 может быть зарегистрирован в объеме испрашиваемого сокращенного перечня услуг 43 класса МКТУ с включением словесных элементов "ДОМ-СУШИ" в состав товарного знака в качестве неохраняемых элементов.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 07.03.2024, отменить решение Роспатента от 16.05.2023 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022716379.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 29 мая 2024 г. по заявке N 2022716379
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru