Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 29 мая 2024 г. по заявке N 2018704906
Заявка: |
2018704906 |
Название: |
ВЕГА |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
17.11.2023 |
Дата коллегии: |
15.04.2024 |
Дата утверждения: |
29.05.2024 |
Заявитель: |
ИП Ибатуллин Азамат Валерьянович |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 321-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 644/261, вступившими в силу с 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 17.11.2023 возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 677963, поданное Индивидуального предпринимателя Ибатуллина Азамата Валерьяновича, г. Уфа (далее - лицо, подавшее возражение), при этом установила следующее.
Оспариваемый товарный знак "" по заявке N 2018704906 с приоритетом от 09.02.2018 зарегистрирован 25.10.2018 в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Госреестр) за N 677963 в отношении товаров и услуг 11, 35 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ) на имя Общества с ограниченной ответственностью "ТАГАНРОГ-ОТОПЛЕНИЕ", 347900, Ростовская область, г. Таганрог, Переулок 16-й, 6 (далее - правообладатель), информация о чем была опубликована 25.10.2018 в официальном бюллетене "Товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров" N 20 за 2018 год.
Согласно доводам возражения правовая охрана товарному знаку по свидетельству N 677963 для всех услуг 35 класса МКТУ предоставлена в нарушение требований пунктов 6 и 10 статьи 1483 Кодекса.
Приведенные в возражении доводы сводятся к наличию у лица, его подавшего, исключительного права на товарный знак "" по свидетельству N 328395 с приоритетом от 10.06.2005, с которым оспариваемый товарный знак является сходным до степени смешения в отношении услуг 35 класса МКТУ, что обусловлено высокой степенью сходства индивидуализирующих словесных элементов "ВЕГА".
В возражении приводятся ссылка на решение Суда по интеллектуальным правам от 29.01.2021 по делу N СИП-125/2020, которым было признано сходство до степени смешения между товарными знаками "" по свидетельству N 530313 и "" по свидетельству N 328395 в отношении части услуг 35 класса МКТУ.
Учитывая изложенное, лицо, подавшее возражение, просит признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 677963 недействительным в отношении всех услуг 35 класса МКТУ.
Правообладатель оспариваемого товарного знака по свидетельству N 677963 был в установленном порядке извещен о поступившем возражении и представил свой отзыв по мотивам возражения. Как полагает правообладатель, товарный знак по свидетельству N 677963, включающий в свой состав словесный элемент "ВЕГА", в оригинальной графической проработке - с полосой, соединяющей буквы "В и Е", с треугольником в правом верхнем углу словесного обозначения, образующей прямоугольную форму всего обозначения, в цветовом сочетании голубого, красного и белого цветов, не является сходным до степени смешения с противопоставленным товарным знаком по свидетельству N 328395.
В отзыве отмечается, что в оспариваемый товарный знак по свидетельству N 677963 было заложено понятие "Вега" ("Vega") как "деловой первопроходец", которым было поименовано деревянное зверобойное судно, построенное в 1873 году, предназначенное для научной арктической экспедиции под начальством Норденшельда (Большая Советская Энциклопедия в 30-ти томах, 3-е Издание, М: Советская Энциклопедия, 1970-1978). Между оспариваемым товарным знаком по свидетельству N 677963 и противопоставленным товарным знаком по свидетельству N 328395 производят разное общее зрительное впечатление, не сходны семантически и фонетически.
Вместе с тем, правообладатель отметил, что в случае признания оспариваемого и противопоставленного товарных знаков сходными, имеются основания для удовлетворения поступившего возражения только в отношении таких услуг 35 класса МКТУ как "маркетинг; услуги по сравнению цен; продажа аукционная; телемаркетинг; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; исследования конъюнктурные; оформление витрин; изучение общественного мнения; исследования маркетинговые; изучение рынка; информация и советы коммерческие потребителям (информация потребительская товарная); агентства по коммерческой информации; информация деловая; сведения о деловых операциях; управление процессами обработки заказов товаров".
Следует отметить, что на заседании коллегии по рассмотрению поступившего возражения стороны отсутствовали. В соответствии с пунктом 41 Правил ППС неявка сторон спора, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте проведения заседания коллегии, не является препятствием для проведения заседания.
Изучив материалы дела, в отсутствие сторон спора, коллегия пришла к следующим выводам.
С учетом даты приоритета (09.02.2018) оспариваемого товарного знака по свидетельству N 677963 правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Исходя из положений пункта 42 Правил, сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Согласно пункту 43 Правил сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: 1) внешняя форма; 2) наличие или отсутствие симметрии; 3) смысловое значение; 4) вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и тому подобное); 5) сочетание цветов и тонов.
Признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 1512 Кодекса предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течении пяти лет со дня публикации сведений о государственной регистрации товарного знака в официальном бюллетене, если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением требований пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Исходя из положений пункта 1 статьи 1513 Кодекса, предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено по основаниям и в сроки, предусмотренные статьей 1512 настоящего Кодекса, путем подачи возражения против такого предоставления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
В соответствии со статьей 191 Кодекса, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Согласно пункту 1 статьи 192 Кодекса скок, исчисляемый годами, истекает в соответствующий месяц и число последнего года срока.
Как отмечалось выше, сведения о предоставлении правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 677963 были опубликованы 25.10.2018 в официальном бюллетене "Товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров" N 20 за 2018 год. В этой связи предусмотренный законодательством пятилетний срок для оспаривания правомерности предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 677963 начинается с 26.10.2018 и заканчивается 25.10.2023.
Следует констатировать, что настоящее возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 677963 было подано Ибатуллиным А.В. 25.10.2023 посредством почты (согласно штампу почтового отделения связи на конверте, в котором поступило возражение), т.е. в пределах предусмотренного пунктом 2 статьи 1512 Кодекса срока.
Необходимо отметить, что в соответствии с порядком оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку, установленным положениями пункта 2 статьи 1513 Кодекса, возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку подается заинтересованным лицом.
Основанием для подачи возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 677963 с приоритетом от 09.02.2018 по основаниям, предусмотренным пунктом 6 (2) статьи 1483 Кодекса, явилось, нарушение исключительного права ИП Ибатуллина А.В. на товарный знак по свидетельству N 328395 с более ранним приоритетом от 17.08.2006. Наличие у ИП Ибатуллина А.В. исключительного права на товарный знак, сходный, по мнению этого лица, до степени смешения с оспариваемым товарным знаком, позволяет признать его лицом, заинтересованным в подаче возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 677963.
По существу возражения, основанном на выводе о несоответствии оспариваемого товарного знака по свидетельству N 677963 требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса, необходимо указать следующее.
Оспариваемый товарный знак "" свидетельству N 677963 является комбинированным, включает в свой состав словесный элемент "ВЕГА", выполненный буквами кириллического алфавита голубого цвета в оригинальной графике, а также изобразительный элемент в виде красного треугольника. Товарный знак по свидетельству N 677963 зарегистрирован, в частности, для услуг 35 класса МКТУ "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда площадей для размещения рекламы; аудит коммерческий; аудит финансовый; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; бюро по найму; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; демонстрация товаров; запись сообщений [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям в области выбора товаров и услуг; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в связях с общественностью; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг целевой; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; написание резюме для третьих лиц; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; оформление витрин; оформление рекламных материалов; оценка коммерческой деятельности; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое [обслуживание]; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; прогнозирование экономическое; продажа аукционная; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; прокат фотокопировального оборудования; публикация рекламных текстов; радиореклама; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; регистрация данных и письменных сообщений; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; репродуцирование документов; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы консультативные по управлению бизнесом; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; телемаркетинг; тестирование психологическое при подборе персонала; торговля оптовая фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; торговля розничная фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление гостиничным бизнесом; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление программами часто путешествующих; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги в области общественных отношений; услуги конкурентной разведки; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги машинописные; услуги по исследованию рынка; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по переезду предприятий; услуги по подаче налоговых деклараций; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по программированию встреч (офисные функции); услуги по составлению перечня подарков; услуги по сравнению цен; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги секретарей; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги стенографистов; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги фотокопирования; экспертиза деловая; продвижение товаров для третьих лиц; услуги магазинов по продаже различных устройств, аппаратуры, бытовой техники и иных приспособлений и механизмов для дома и офиса".
Противопоставленный товарный знак "" по свидетельству N 328395 с приоритетом от 11.07.2016 является комбинированным, включает в свой состав словесный элемент "ВЕГА", выполненный оригинальным шрифтом буквами кириллического алфавита, а также изобразительный элемент в виде стилизованного изображения двух пакетов желтого и зеленого цветов. Товарный знак по свидетельству N 328395 зарегистрирован для таких услуг 35 класса МКТУ как "продвижение товаров (за исключением строительных материалов) в интересах третьих лиц; услуги снабженческие для третьих лиц, включая магазины оптовой и розничной торговли и торговые центры (не связанные со строительными материалами)".
Анализ спорных перечней услуг 35 класса МКТУ оспариваемого и противопоставленного товарных знаков показал, что они включают позиции, которые относятся к деятельности по продвижению товаров.
Под продвижением товаров следует понимать комплекс маркетинговых мер, направленных на увеличение спроса и, как следствие, увеличение продаж. Полноценное продвижение товара достигается с помощью рекламы на различных рекламных носителях, реализации рекламных акций, публикации информационных статей на веб-сайтах в сети Интернет, названий магазинов, оформления витрин, упаковки, рассылки литературы, раздачи бесплатных образцов, купонов, пресс-релизов и других видов деятельности в сфере продвижения и коммуникации.
К услугам, представляющим собой разновидности действий, конечной целью которых является стимулирование спроса потребителей на покупку товаров и увеличение продаж, можно отнести все приведенные в перечне противопоставленного товарного знака по свидетельству N 328395 услуги 35 класса МКТУ, а также такие услуги 35 класса МКТУ оспариваемого товарного знака по свидетельству N 677963 как "агентства по импорту-экспорту; агентства рекламные; аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация товаров; информация и советы коммерческие потребителям в области выбора товаров и услуг; изучение рынка; исследования маркетинговые; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; макетирование рекламы; маркетинг; написание текстов рекламных сценариев; обновление рекламных материалов; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; оформление витрин; оформление рекламных материалов; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа аукционная; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; публикация рекламных текстов; радиореклама; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; телемаркетинг; торговля оптовая фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; торговля розничная фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; управление потребительской лояльностью; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги машинописные; услуги по исследованию рынка; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по сравнению цен; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; продвижение товаров для третьих лиц; услуги магазинов по продаже различных устройств, аппаратуры, бытовой техники и иных приспособлений и механизмов для дома и офиса".
Указанные в перечне оспариваемого товарного знака по свидетельству N 677963 услуги 35 класса МКТУ "агентства по коммерческой информации; анализ себестоимости; аудит коммерческий; аудит финансовый; ведение автоматизированных баз данных; изучение общественного мнения; информация деловая; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в связях с общественностью; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг целевой; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; оценка коммерческой деятельности; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление программами часто путешествующих; услуги в области общественных отношений; услуги конкурентной разведки" также могут быть отнесены к услугам по продвижению товаров.
Данный вывод мотивирован тем, что представленные деловые услуги, направлены на получение сведений о финансовой стороне деятельности предприятия, планов деятельности и развития предприятия.
Такие сведения представляют собой широкий спектр информации, так или иначе связанной с ведением бизнеса, в частности, представляемой производителям товаров и услуг в целях эффективной организации их коммерческой деятельности, а также потребителям товаров и услуг, в целях оптимального выбора производителей товаров и услуг для вложения средств, а, следовательно, продвижение товаров и создание их широкой известности является их конечным назначением.
Вышеуказанные услуги являются сопутствующими процессу продвижения и реализации товаров. Так, большинство указанных услуг относятся к разновидностям маркетинговых исследований, которые представляют собой сбор, классификацию и анализ информации о ситуации на рынке: ценах, конкурентах, потребителях. Сведения, полученные в их результате необходимы для построения правильного ценообразования, выявления трендов и действительных потребностей целевой аудитории, внесения изменений в ассортимент предлагаемых к продаже товаров в целях их продвижения на рынке.
Услуги "посредничество коммерческое [обслуживание]; согласование деловых контрактов для третьих лиц" представляют собой виды посреднической деятельности, целью которых является выполнение определенных действия по поручению и за счет другой стороны. Применительно к конкретным обстоятельствам дела, посредническую деятельность также можно отнести к деятельности по продвижению товаров третьих лиц.
Изложенное позволяет говорить о высокой степени однородности вышеназванных услуг 35 класса МКТУ оспариваемого и противопоставленного товарных знаков.
Данная правовая позиция относительно однородности сопоставляемых услуг 35 класса МКТУ отражена, в частности, в решении Суда по интеллектуальным правам от 01.03.2022 по делу N СИП-1309/2021.
Однородности иных услуг 35 класса МКТУ оспариваемого товарного знака по свидетельству N 677963 с услугами 35 класса МКТУ противопоставленного товарного знака по свидетельству N 328395 не усматривается.
В свою очередь сопоставительный анализ оспариваемого товарного знака "" свидетельству N 677963 на предмет его сходства с противопоставленным товарным знаком "" по свидетельству N 328395 показал следующее.
При этом необходимо принять во внимание правоприменительную судебную практику относительно вопроса сходства товарных знаков и однородности товаров, сформулированную в пункте 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ), согласно которой для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения. При установлении сходства учитывается, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения.
Поскольку оспариваемый и противопоставленный товарные знаки являются комбинированными, важно установить, какова роль того или иного элемента в его составе.
Степень важности изобразительного элемента в комбинированном обозначении зависит от того, насколько этот элемент оригинален, каковы его размеры и пространственное положение относительно словесного элемента, а также степень связанности его с композицией всего обозначения. Перечисленные факторы могут учитываться как в отдельности, так и в совокупности.
Значимость элемента в комбинированном обозначении зависит также от того, в какой степени этот элемент способствует осуществлению обозначением его основной функции: отличать товары и услуги одних производителей от товаров и услуг других производителей. Вместе с тем, как известно, основную индивидуализирующую функцию в комбинированных обозначениях выполняют словесные элементы, которые могут быть восприняты не только визуально, но и на слух (например, посредством звуковой рекламы), вследствие чего легче запоминаются потребителем.
Так, что в состав сравниваемых товарных знаков по свидетельствам N 677963 и N 328395 входит индивидуализирующий словесный элемент "ВЕГА 1", который воспроизводит название нулевой звездной величины, одной из самых ярких звезд Северного полушария. Также принята к сведению информация правообладателя о семантики, заложенной в обозначение "ВЕГА".
------------------------------
1 Большой Энциклопедический словарь. 2000, https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/84762?ysclid=lwgfcftdhx421744473.
------------------------------
Фонетическое и семантическое тождество словесных элементов "ВЕГА" в составе оспариваемого и противопоставленного товарного знака приводит к выводу о сходстве сравниваемых обозначений в целом, несмотря на имеющиеся визуальные отличия.
Необходимо отметить, что согласно позиции Суда по интеллектуальным правам, сформулированной по ряду дел (например, N СИП-658/2021, N СИП-210/2017, N СИП-450/2017), наличие совпадающего слова означает, что определенная степень сходства между сравниваемыми обозначениями имеется. Не может быть признано полное отсутствие сходства обозначений при наличии одного полностью совпадающего словесного элемента, являющегося единственным словесным элементом противопоставленного товарного знака и одним из словесных элементов спорного товарного знака.
Таким образом, принимая во внимание установленное наличие сходства оспариваемого и противопоставленного товарных знаков при имеющейся при этом высокой степени однородности части услуг 35 класса МКТУ, для сопровождения которых предназначены сравниваемые обозначения, коллегия пришла к выводу о возможности их смешения в гражданском обороте, что свидетельствует о несоответствии товарного знака по свидетельству N 677963 требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса.
Что касается довода возражении о несоответствии оспариваемого товарного знака по свидетельству N 677963 требованиям пункта 10 статьи 1483 Кодекса, то необходимо отметить следующее.
Положение пункта 10 статьи 1483 Кодекса по общему правилу может быть применено к товарному знаку, представляющему собой комбинированное обозначение, которое состоит из отдельных фрагментов, и один из фрагментов представляет собой товарный знак другого лица. При этом самостоятельность данной нормы обусловлена тем, что такой фрагмент (элемент), присутствуя в композиции, не является доминирующим и не выполняет основную индивидуализирующую функцию товарного знака (например, расположен в угловой части этикетки и по своему пространственному положению не является существенным в композиции всего комбинированного обозначения).
В составе оспариваемого товарного знака по свидетельству N 677963 спорный словесный элемент "ВЕГА" является основным индивидуализирующим элементом, в связи с чем при сопоставительном анализе оспариваемого и противопоставленного товарных знаков обоснованным является применение положений пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса.
Таким образом, довод возражения о несоответствии оспариваемого товарного знака по свидетельству N 677963 требованиям пункта 10 статьи 1483 Кодекса не является правомерным.
Следовательно, имеются основания для удовлетворения поступившего возражения по основаниям, предусмотренным пунктом 6 (2) статьи 1483 Кодекса.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 17.11.2023, признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 677963 недействительным частично в отношении услуг 35 класса МКТУ "агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда площадей для размещения рекламы; аудит коммерческий; аудит финансовый; ведение автоматизированных баз данных; демонстрация товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям в области выбора товаров и услуг; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в связях с общественностью; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг целевой; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; оформление витрин; оформление рекламных материалов; оценка коммерческой деятельности; посредничество коммерческое [обслуживание]; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа аукционная; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; публикация рекламных текстов; радиореклама; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; телемаркетинг; торговля оптовая фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; торговля розничная фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление программами часто путешествующих; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги в области общественных отношений; услуги конкурентной разведки; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги машинописные; услуги по исследованию рынка; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по сравнению цен; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; продвижение товаров для третьих лиц; услуги магазинов по продаже различных устройств, аппаратуры, бытовой техники и иных приспособлений и механизмов для дома и офиса".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 29 мая 2024 г. по заявке N 2018704906
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru