Решение Приморского краевого суда
от 10 июля 2017 г. по делу N 3а-136/17
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Зайцевой О.А.
при секретаре Петровой Е.В.,
с участием прокурора Ступницкой Я.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Новый дом" к Думе города Владивостока, заинтересованные лица: индивидуальный предприниматель Яровой Игорь Владимирович, Администрация города Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока, департамент градостроительства Приморского края о признании Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 не действующими в части,
установил:
решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 утверждён Генеральный план Владивостокского городского округа, который опубликован без приложений 19 сентября 2008 года в сборнике "Вестник Думы города Владивостока" N 9, 16 сентября 2008 года в газетах "Приморская газета" N 68 (238) и "Владивосток" N 136 (4110). В настоящее время Генеральный план действует с изменениями от 18 января 2017 года.
Схемой функционального зонирования территории с отображением зон с особыми условиями использования территорий, входящей в состав Генерального плана Владивостокского городского округа, определено, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 3471 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах санитарно-защитной зоны предприятий.
Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа утверждены решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, опубликованы без карт градостроительного зонирования 10 апреля 2010 года в газете "Утро России" N 39 (4233), 20 апреля 2010 года в сборнике "Вестник Думы города Владивостока" N 32 (2). В настоящее время действует редакция от 30 декабря 2014 года N 408 с изменениями от 18 января 2017 года.
Картой градостроительного зонирования с отображением зон с особыми условиями использования территорий, входящей в состав Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, определено, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 3471 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах санитарно-защитной зоны предприятий.
ООО "Новый дом" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими: Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления на части земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2947 кв. м., санитарно-защитной зоны предприятий. В обоснование своих требований указало, что Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3471 кв. м. Находящиеся в непосредственной близости от спорного земельного участка такие промышленные объекты как "ФИО9" и ООО "ФИО10" не включены в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной или иной деятельности на территории Приморского края и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Наличие такого ограничения как нахождение на части спорного земельного участка санитарно-защитной зоны предприятий, установленной оспариваемыми нормативными правовыми актами, нарушает нормы действующего земельного и градостроительного законодательства, а также ограничивают права административного истца на возможность использования земельного участка в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием - строительство многоэтажного жилого дома, препятствует получению разрешения на строительство, возведение объекта, и как следствие, приобретение права собственности на данные объекты.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО11 поддержал заявленные требования в полном объёме по основаниям и доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что ООО "Новый дом" на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 3471 кв. м., назначение: земли населённых пунктов, разрешённое использование: многоквартирные жилые дома, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Из Градостроительного плана земельного участка им стало известно, что часть, принадлежащего им земельного участка площадью 2947 кв. м., находится в санитарно-защитной зоне предприятий, без законных на то оснований.
Представитель Думы города Владивостока ФИО12 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменный отзыв на иск. По существу указала, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты Думой города Владивостока с соблюдением установленного порядка и процедуры, с учётом результатов публичных слушаний в пределах полномочий. Не представлено доказательств того, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права ООО "Новый дом".
Представитель ИП Ярового И.В. - ФИО13 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объёме.
Представитель департамента градостроительства Приморского края ФИО14, ранее предоставив письменный отзыв на административный иск, в судебном заседании согласился с заявленными требованиями.
Представитель Администрации города Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока ФИО15 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, ранее представила письменный отзыв на иск.
Выслушав объяснения представителя истца ФИО11, возражения представителя Думы города Владивостока ФИО12, представителя Администрации города Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока ФИО15, пояснения представителя ИП Ярового И.В. - ФИО13., представителя департамента градостроительства Приморского края ФИО14, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Ступницкой Я.Б., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
На основании статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и пункта 26 части 1 статьи 16 вышеназванного Федерального закона утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии со статьями 24, 32 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки, в том числе внесение изменений в такие планы и правила, утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года N 49, к вопросам местного значения города Владивостока относятся утверждение генеральных планов города Владивостока, правил землепользования и застройки.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от 15 декабря 2015 года по делу N 3а-170/2015, проверка указанных решений Думы города Владивостока на предмет соблюдения при их принятии требований нормативных правовых актов, перечисленных в подпунктах "а", "б", "в", "г" пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ, проведена, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемых решений Думой города Владивостока соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Решения Думы города Владивостока в данной части не оспаривались.
В судебном заседании установлено, что 1 февраля 2017 года между ИП Яровым И.В. ("Арендодатель") и ООО "Новый дом" ("Арендатор") заключён договор аренды земельного участка, на основании которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером N, площадью 3471 кв. м., из земель населённых пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>, вид разрешённого использования: многоквартирные жилые дома (пункт 1.1.). Участок предоставляется Арендатору для использования в соответствии с видом разрешённого использования: многоквартирные жилые дома (пункт 1.4.). Арендодатель в соответствии с нормами пункта 1 статьи 263 ГК РФ даёт свое согласие Арендатору осуществлять на Участке строительство многоквартирного дома и иных объектов, необходимых для эксплуатации многоквартирного жилого дома. При этом Арендатор приобретает право собственности на многоквартирный жилой дом (жилые и нежилые помещения), иное недвижимое имущество, возведённое или созданное Арендатором на Участке, в том числе и на объект незавершённого строительства (пункт 1.5.). Срок аренды Участка устанавливается с 1 февраля 2017 года по 1 февраля 2020 года (пункт 1.6.).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Приморскому краю 16 мая 2017 года, земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учёт 2 ноября 2015 года, отнесён к землям населённых пунктов с определением вида разрешённого использования "многоквартирные жилые дома; объекты розничной торговли; объекты бытового обслуживания; объекты общественного питания; объекты культуры и искусства, связанные с проживанием населения (библиотеки, музыкальные, художественные, хореографические школы и студии и другие подобные объекты)".
Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", пункту 3 статьи 42, пункту 2 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения и охраны окружающей среды городских и сельских поселений, а также в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
При этом статьёй 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - Санитарные правила).
Санитарные правила определяют, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
Из материалов дела следует, что часть земельного участка с кадастровым номером N, а именно площадь 2947 кв. м., расположена в границах санитарно-защитной зоны предприятий. При этом в судебном заседании установлено, что в непосредственной близости к земельному участку находятся такие объекты как "ФИО9" и ООО "ФИО10".
Из сообщения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю от 3 марта 2017 года за N 2583 следует, что Главным государственным санитарным врачом по Приморскому краю не устанавливался размер санитарно-защитной зоны для "ФИО9", расположенного по адресу: <адрес>; согласно экспертному заключению N, подготовленному ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" 25 декабря 2015 года, расчётная (предварительная) санитарно-защитная зона для проектируемого объекта V класса Торгово-выставочного комплекса по фактору физического загрязнения атмосферного воздуха принимается по границе территории ООО "ФИО10" по адресу: <адрес>.
Согласно пункту 2.1 Санитарных правил проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Санитарных правил предусмотрено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
С учётом нормативных предписаний приведенных выше норм, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в компетенцию соответствующих органов государственной власти в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, и установление либо изменение существующих границ санитарно-защитных зон к полномочиям органов местного самоуправления не относится.
На Схеме функционального зонирования территории с отображением зон с особыми условиями использования территорий, входящей в состав Генерального плана Владивостокского городского округа, Карте градостроительного зонирования с отображением зон с особыми условиями использования территорий, входящей в состав Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, нанесена санитарно-защитная зона, которая согласно обозначению читается как санитарно-защитная зона предприятий.
Вместе с тем сведений о том, что для "ФИО9" и ООО "ФИО10" установлена санитарно-защитная зона в установленном порядке, материалы настоящего дела не содержат, а также не представлено доказательств того, что указанные объекты относятся к I, II, III, IV или V классу опасности.
В нарушение требований части 9 статьи 213 КАС РФ административным ответчиком, заинтересованными лицами в судебном заседании не представлено, а судом не добыто доказательств законного установления санитарно-защитной зоны предприятий и именно постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, либо решением, санитарно-эпидемиологическим заключением Главного государственного санитарного врача Приморского края.
Следовательно, при разработке Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа Дума города Владивостока вышла за пределы своей компетенции в части установления санитарно-защитной зоны предприятий, в связи с чем, оспариваемые нормативные правовые акты в этой части приняты в нарушение действующего федерального законодательства.
На основании изложенного, требования о признании недействующими Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части нахождения в границах земельного участка с кадастровым номером N санитарно-защитной зоны предприятий, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Новый дом" к Думе города Владивостока, заинтересованные лица: индивидуальный предприниматель Яровой Игорь Владимирович, Администрация города Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока, департамент градостроительства Приморского края о признании Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 не действующими в части - удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части нахождения в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3471 кв. м., назначение: земли населённых пунктов, разрешённое использование: многоквартирные жилые дома; объекты розничной торговли; объекты бытового обслуживания; объекты общественного питания; объекты культуры и искусства, связанные с проживанием населения (библиотеки, музыкальные, художественные, хореографические школы и студии и другие подобные объекты), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>, санитарно-защитной зоны предприятий.
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании представительного органа местного самоуправления.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда |
О.А. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 10 июля 2017 г. по делу N 3а-136/17
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (https://kraevoy-prm.sudrf.ru)