Решение Приморского краевого суда
от 26 июля 2017 г. по делу N 3а-160/17
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Зайцевой О.А.
при секретаре Петровой Е.В.,
с участием прокурора Маториной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Логашенко Александра Александровича к Думе города Владивостока, заинтересованное лицо департамент градостроительства Приморского края о признании Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 не действующими в части,
установил:
решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 утверждён Генеральный план Владивостокского городского округа, который опубликован без приложений 19 сентября 2008 года в сборнике "Вестник Думы города Владивостока" N 9, 16 сентября 2008 года в газетах "Приморская газета" N 68 (238) и "Владивосток" N 136 (4110).
Схемой функционального зонирования территории Владивостокского городского округа, входящей в состав Генерального плана, определено, что земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 203 кв. м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для дальнейшей эксплуатации подземного сооружения (гараж), адрес (местонахождение) объекта: Участок находится примерно в 4 м. по направлению на север от ориентира 9-этажное здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, отнесён к нескольким функциональным зонам: жилой зоне и зоне автомобильного транспорта.
Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа утверждены решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, опубликованы без карт градостроительного зонирования 10 апреля 2010 года в газете "Утро России" N 39 (4233), 20 апреля 2010 года в сборнике "Вестник Думы города Владивостока" N 32 (2).
Картой градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, входящей в состав Правил землепользования и застройки, определено, что земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 203 кв. м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для дальнейшей эксплуатации подземного сооружения (гараж), адрес (местонахождение) объекта: Участок находится примерно в 4 м. по направлению на север от ориентира 9-этажное здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, находится в границах двух территориальных зон: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3).
Логашенко А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими: Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, в части установления двух функциональных зон и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления двух территориальных зон: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3), в границах земельного участка с кадастровым номером N. В обоснование своих требований указал, что ему на праве собственности принадлежит спорный земельный участок, на котором находится подземное сооружение - гараж, на которое зарегистрировано право собственности. Нахождение спорного земельного участка в двух территориальных зонах противоречит требованиям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, согласно которым границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Отнесение оспариваемыми нормативными правовыми актами земельного участка с кадастровым номером N, образованного и поставленного на кадастровый учёт 14 декабря 2005 года, одновременно к двум функциональным и двум территориальным зонам, включение части земельного участка в территории общего пользования, а также установление в его границах красных линий автомобильной дороги нарушает его (административного истца) права на использование земельного участка по его целевому назначению.
До рассмотрения дела по существу, суд привлёк к участию в деле в качестве заинтересованного лица департамент градостроительства Приморского края.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО7 поддержал заявленные требования в полном объёме по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.
Представитель Думы города Владивостока ФИО8 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил письменный отзыв на иск. По существу указал, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты Думой города Владивостока с соблюдением установленного порядка и процедуры, с учётом результатов публичных слушаний в пределах полномочий. Полагает, что принятие оспариваемых актов не исключает возможность использования административным истцом спорного земельного участка по целевому назначению, а также эксплуатации расположенного на нём объекта недвижимости. Не представлено доказательств того, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права Логашенко А.А.
Представитель департамента градостроительства Приморского края ФИО9, предоставив письменный отзыв, в судебном заседании согласился с заявленными требованиями.
Логашенко А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставил.
Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО7, возражения представителя Думы города Владивостока ФИО8, пояснения представителя департамента градостроительства Приморского края ФИО9, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Маториной О.А., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
На основании статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и пункта 26 части 1 статьи 16 вышеназванного Федерального закона утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии со статьями 24, 32 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки, в том числе внесение изменений в такие планы и правила, утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года N 49, к вопросам местного значения города Владивостока относятся утверждение генеральных планов города Владивостока, правил землепользования и застройки.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от 15 декабря 2015 года по делу N 3а-170/2015, проверка указанных решений Думы города Владивостока на предмет соблюдения при их принятии требований нормативных правовых актов, перечисленных в подпунктах "а", "б", "в", "г" пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ, проведена, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемых решений Думой города Владивостока соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Решения Думы города Владивостока в данной части не оспаривались.
В судебном заседании установлено, что Логашенко А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 203 кв. м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для дальнейшей эксплуатации подземного сооружения (гараж), адрес (местонахождение) объекта: Участок находится примерно в 4 м. по направлению на север от ориентира 9-этажное здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 10 апреля 2014 года.
Кроме этого, Логашенко А.А. является собственником подземного сооружения - гараж с кадастровым номером N, общей площадью 77,70 кв. м. (лит. А), инвентарный номер 18363, этажность: подземная, назначение: нежилое, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 10 апреля 2014 года.
Из кадастровой выписки о земельном участке, выданной Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю 16 сентября 2015 года следует, что земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учёт 14 декабря 2005 года, отнесён к землям населённых пунктов с определением вида разрешённого использования "для дальнейшей эксплуатации подземного сооружения (гараж)".
Как следует из положений статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки, разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. При этом в силу положений части 4 указанной статьи на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с положениями статьи 34 названного выше Кодекса границы территориальных зон при подготовке правил землепользования и застройки устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, определенных данным Кодексом территориальных зон, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Пунктом 1 статьи 17 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа установлено, что на карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа установлены границы территориальных зон. Границы территориальных зон отвечают требованию принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне.
В тоже время в судебном заседании установлено, что при утверждении Думой города Владивостока Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа решением от 7 апреля 2010 года N 462 земельный участок с кадастровым номером N был отнесён к двум территориальным зонам: зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3).
Правовой режим указанных зон установлен Градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в соответствии с которыми зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) определена для застройки жилыми домами высотой свыше 5-ти этажей, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны, в то время как зона объектов автомобильного транспорта (Т-3) определена для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства, объектов благоустройства, при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения.
Вышеуказанное свидетельствует о несовместимом правовом режиме земельного участка, находящегося в двух указанных зонах.
Установление на спорном земельном участке одновременно двух территориальных зон: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3) не предполагает использование земельного участка в соответствии с видом его разрешённого использования "для дальнейшей эксплуатации подземного сооружения (гараж)".
Таким образом, Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в части установления в границах спорного земельного участка двух территориальных зон не соответствуют части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающим обязательное требование при разработке правил землепользования и застройки и установлении границ территориальных зон обеспечить принадлежность каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования о признании недействующими Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления территориального зонирования, а именно одновременно зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3), в границах земельного участка с кадастровым номером N, подлежат удовлетворению.
В силу пункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципальных образований.
Под территориальным планированием в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует понимать планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
В силу части 4 статьи 3 и части 13 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно абзацу первому пункта 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой Постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150, генеральные планы муниципальных образований определяют стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.
Градостроительный кодекс РФ не содержит нормы, обязывающие органы местного самоуправления определять функциональные зоны в генеральном плане в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку исходя из Главы 3 Градостроительного кодекса РФ генеральный план Владивостокского городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, несет функцию определения назначения территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, то есть на её возможное изменение в будущем, и не направлен на фиксацию существующего положения.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон (зон, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение) и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ). Данная норма корреспондирует к общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Кодекса).
Содержание приведённых федеральных норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплён принцип первичности генерального плана муниципального образования как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
При корректировке Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в части отнесения земельного участка к одной из двух одновременно установленных территориальных зон приведёт к противоречию с Генеральным планом Владивостокского городского округа в части нахождения того же земельного участка в двух функциональных зонах.
При указанных обстоятельствах, Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, в части установления функционального зонирования, а именно одновременно жилой зоны и зоны автомобильного транспорта, в границах земельного участка с кадастровым номером N, не соответствует требованиям Градостроительного кодекса РФ и принципов законодательства о градостроительной деятельности, в связи с чем, требования в данной части также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
административное исковое заявление Логашенко Александра Александровича к Думе города Владивостока, заинтересованное лицо департамент градостроительства Приморского края о признании Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 не действующими в части - удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 203 кв. м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для дальнейшей эксплуатации подземного сооружения (гараж), адрес (местонахождение) объекта: Участок находится примерно в 4 м. по направлению на север от ориентира 9-этажное здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, двух функциональных зон: жилой зоны и зоны автомобильного транспорта.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 203 кв. м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для дальнейшей эксплуатации подземного сооружения (гараж), адрес (местонахождение) объекта: Участок находится примерно в 4 м. по направлению на север от ориентира 9-этажное здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, двух территориальных зон: зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3), зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании представительного органа местного самоуправления.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда |
О.А. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 26 июля 2017 г. по делу N 3а-160/17
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (https://kraevoy-prm.sudrf.ru)